956 Передают со слов Ка'ба бин Малика, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, выступил в поход на Табук в четверг и что он вообще любил отправляться (в путь) по четвергам. (Аль-Бухари; Муслим)
В другой версии этого хадиса, приводимой в обоих «Сахихах», сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, редко отправлялся (в путь) в какой-нибудь день, кроме четверга.
957 Сообщается, что сподвижник Сахр бин Вада'а аль-Гамиди, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «О Аллах, благослови утра моей общины!» (Аллахумма, барик ли-уммати фи букури-ха!) А когда он отправлял в поход отряд или войско, то отправлял их в начале дня.
Что же касается самого Сахра, то, являясь купцом, он всегда отправлял свои товары в начале дня, и он разбогател, а богатства его умножились. (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».)
Глава 167: О желательности поиска спутников и назначении ими одного из них старшим, которому бы они подчинялись
958 Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Если бы люди знали о (поездках) в одиночестве то, что известно мне, ни один всадник не пускался бы ночью в путь в одиночку. (Аль-Бухари)
959 Передают со слов Амра бин Шу'айба, что его отец передал, что его дед,1 да будет доволен им Аллах, сказал:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Один всадник — шайтан, два всадника — два шайтана,2 а трое (всадников это уже) караван». (Этот хадис с достоверными иснадами приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи и ан-Наса'и, а ат-Тирмизи сказал: «Хороший хадис».)
1 Имеется в виду дед отца Амра бин Шу'айба, которым являлся Амр бин аль-Ас, да будет доволен им Аллах.
2 Смысл подобного уподобления в том, что шайтан любит уединяться сам и побуждает к этому людей.
960 Передают со слов Абу Са'ида и Абу Хурайры, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Если трое отправятся в путь, пусть назначат одного из их числа старшим. (Хороший хадис с хорошим иснадом, который приводит Абу Дауд.)
961 Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Лучше всего, когда спутников четверо, лучший отряд (насчитывает) четыреста (воинов), лучшее войско — четыре тысячи, а двенадцать тысяч (воинов) никогда не победить по причине их малочисленности.1 (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».)
1 Иначе говоря, если они и потерпят поражение, то не из-за своей малочисленности, а по какой-нибудь иной причине.
Глава 168: О том, чего во время путешествия следует придерживаться в пути, на привале и во время остановки на ночёвку и сна, о желательности передвижения ночью, о проявлении доброты и заботы по отношению к верховым животным и о том, что можно сажать позади себя второго седока, если животное способно выдержать это, а также о велении (человеку,) который не соблюдает права животного, считаться с его правами
962 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Если ваш путь будет пролегать там, где имеется трава, давайте верблюдам (время от времени пастись), а если окажетесь на бесплодной земле, то ускоряйте там ход и старайтесь побыстрее (достичь цели, пока верблюды полностью не выбьются из сил из-за тягот пути). Когда же вы остановитесь на ночлег, (располагайтесь) в стороне от дороги, поскольку ночью туда приходят животные и приползают насекомые и змеи, (Муслим)
963 Сообщается, что Абу Катада, да будет доволен им Аллах, сказал:
Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, располагался на ночлег, находясь в пути, он укладывался на правый бок, если же это происходило незадолго до наступления утра, то он поднимал руку и клал голову на ладонь. (Муслим)
Улемы говорили:
Он поднимал руку только для того, чтобы не погрузиться в сон слишком глубоко и не проспать время утренней молитвы или же самое начало этого времени.
964 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Вам следует (отправляться в путь) ночью, ибо по ночам землю сворачивают.1 (Этот хадис с хорошим иснадом приводит Абу Дауд.)
1 В одном из хадисов, приводимых ат-Табарани и другими мухаддисами, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Вам следует отправляться в путь ночью, ибо, поистине, у Аллаха есть ангелы, которые сворачивают землю для путника подобно тому, как сворачивают листы бумаги». Иначе говоря, имеется в виду, что ночью путь преодолевать легче.
965 Сообщается, что Абу Са'ляба аль-Хушани, да будет доволен им Аллах, сказал:
Останавливаясь (на отдых в пути), люди обычно расходились по (разным) ущельям и вади, (но однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, то, что расходитесь вы по ущельям и вади, — только от шайтана!», — и после этого они всегда держались вместе, где бы ни останавливались. (Этот хадис с хорошим иснадом приводит Абу Дауд.)
966 Сообщается, что Сахль бин Амр говорят также, что его имя — Сахль бин ар-Раби' бин Амр) аль-Ансари, известный как Ибн аль-Ханзалийа и являвшийся одним из тех, кто принёс клятву, угодную Аллаху,1 да будет доволен им Аллах, сказал:
(Как-то раз) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, проходивший рядом с верблюдом, живот которого (от голода) подтянуло к спине, (остановился) и сказал: «Побойтесь Аллаха в том, что касается этих бессловесных животных! Ездите на них верхом, если они здоровы, и ешьте их (мясо), если они здоровы. (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)
1 Иначе говоря, клятву в аль-Худайбийи.
967 Сообщается, что Абу Джа'фар Абдуллах бин Джа'фар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, посадил меня в седло позади себя и по секрету сказал мне то, о чём я не расскажу никому из людей. А желая удовлетворить нужду, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, чаще всего предпочитал прятаться за чем-нибудь (большим и высоким)1 или же заходить в пальмовую рощу. (Этот хадис в сокращённом виде приводит Муслим.)
(Имам Абу Бакр Ахмад бин Ахмад бин Галиб) аль-Баркани приводит этот хадис с таким же иснадом, как и у Муслима, но после слов «в пальмовую рощу» в нём также говорится следующее:
(Как-то раз) он зашёл в рощу, принадлежавшую одному из ансаров, и неожиданно увидел там верблюда, когда же верблюд увидел Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, он стал подавать голос, а глаза его наполнились слезами. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, подошёл к нему, погладил его по горбу и по голове (зифра-ху),2 и он успокоился, а (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, стал) спрашивать: «Кто хозяин этого верблюда? Кому принадлежит этот верблюд?» Тогда (к нему) подошёл один юноша из числа ансаров и сказал: «Он мой, о посланник Аллаха». (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) воскликнул: «Так неужели же, владея этим животным, ты не боишься Аллаха, Который сделал его подвластным тебе? Поистине, оно жалуется на то, что ты моришь его голодом и изнуряешь (непосильным трудом)!» (Абу Дауд приводит ту же версию этого хадиса, что и Аль-Баркани.)
1 Имеется в виду какое-нибудь строение или холм.
2 Конкретно речь идет об углублении за ухом.
968 Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
Когда мы останавливались где-нибудь, то начинали прославлять (Аллаха), только расседлав животных. (Этот хадис с иснадом, удовлетворяющим требованиям Муслима, приводит Абу Дауд.)
Его слова «начинали прославлять (Аллаха)» означают «приступали к совершению добровольных молитв». Смысл этих слов состоит в следующем: несмотря на наше стремление к молитве, мы не начинали молиться до тех пор, пока не снимали сёдла с животных, давая им отдохнуть.
Глава 169: Об оказании помощи спутнику
Многие из хадисов, имеющих отношение к этой главе, уже приводились ранее, например, тот хадис(, в котором сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): «Аллах будет оказывать помощь рабу, пока сам раб оказывает её брату своему»,1 — тот хадис, в котором приводятся его слова: «(Совершение) всего одобряемого Шариатом есть садака2»,3 — и тому подобные хадисы.
1 См. хадис № 245.
2 Имеется в виду, что награда за совершение любого одобряемого Шариатом дела будет равна награде за садаку.
3 См. хадис № 134.
969 Сообщается, что Абу Са'ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Как-то раз,) когда мы были в пути, (к нам) вдруг подъехал какой-то человек, сидевший на своей верблюдице, который стал смотреть направо и налево,1 что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, то он сказал: «Пусть имеющий лишнее верховое животное отдаст его тому, у кого его нет, и пусть имеющий излишки припасов даст (что-нибудь) тому, у кого ничего нет», — и он перечислял из видов имущества то, что перечислил, пока мы не решили,2 что никто из нас не имеет права на излишнее. (Муслим)
1 Он смотрел на путников в надежде на то, что кто-нибудь окажет ему помощь.
2 Или: пока мы не поняли.
970 Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, намеревавшийся выступить в поход, сказал:
«О мухаджиры и ансары! Поистине, есть среди ваших братьев такие, у кого нет ни средств, ни родственников, так пусть же каждый из вас возьмёт с собой двоих или троих, и любого из нас, кто имеет верховое животное, оно должно везти столько же, сколько и их».1
(Джабир, да будет доволен им Аллах,) сказал:
И я взял с собой двоих (или: ...троих) и ехал на своём верблюде, когда наступал мой черёд, столько же, сколько и любой из них. (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)
1 Иначе говоря, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, велел, чтобы каждый участник похода ехал верхом строго по очереди и ровно столько, сколько и любой другой человек, независимо от того, кто являлся хозяином животного.
971 Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
Находясь в пути, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, часто возвращался назад, подбадривая слабых, сажая их в седло позади себя и обращаясь к Аллаху с мольбами за них. (Этот хадис с хорошим иснадом приводит Абу Дауд.)
Глава 170: О том, что следует сказать тому, кто сел верхом(, намереваясь отправиться) в путь
Аллах Всевышний сказал:
«...и Он создал для вас корабли и животных, на которых вы ездите,
чтобы вы садились на них,1 а потом, усевшись (там), вспоминали о милости вашего Господа и говорили: "Слава Тому, Кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу, и, поистине, мы вернёмся к Господу нашему!"» («Украшения», 12-14)
1 То есть: на палубах кораблей и спинах животных.
972 Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, садился верхом на своего верблюда, отправляясь в путь, он трижды произносил слова «Аллах Велик!» (Аллаху Акбар!), а потом говорил:
Слава Тому, Кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу, и, поистине, мы вернёмся к Господу нашему! О Аллах, поистине, мы просим Тебя о благочестии и богобоязненности в этом нашем путешествии,1 а также о совершении таких дел, которыми Ты останешься доволен! О Аллах, облегчи нам это наше путешествие и сократи для нас его дальность! О Аллах, Ты будешь спутником в этом путешествии и станешь преемником в семье,2 о Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от трудностей пути, от уныния, которое (может навеять) увиденное, и от всего дурного(, что может случиться) с имуществом и семьёй!3 (Субхана-ллязи саххара ля-на хаза ва ма кунна ля-ху мукринина, ва инна иля Рабби-на ля-мункалибуна! Аллахумма, инна нас’алю-кя фи сафари-на хаза-ль-бирра, ва-т-таква ва мин аль-‘амали ма тарда! Аллахумма, хаввин 'аляй-на сафара-на хаза, ва-тви 'анна бу'да-ху! Аллахумма, Анта-с-сахибу фи-с-сафари ва-ль-халифа-ту филь-ахли, Аллахумма, инни а'узу би-кя мин ва'са'и-с-сафари, ва кяабати-ль-манзари ва су'и-ль-мункаляби фи-ль-мали ва-ль-ахли!)
Возвращаясь же, он повторял то же самое, добавляя к этому (следующее):
Мы возвращаемся, каемся, поклоняемся и воздаём хвалу Господу нашему! (Аййибуна, та'ибуна, 'абидуна ли-Рабби-на хамидуна!) (Муслим)
1 Это значит: мы просим Тебя не допустить того, чтобы из-за трудностей пути мы утратили благочестие и богобоязненность.
2 Здесь выражается надежда на то, что Аллах не оставит Своими заботами ни самого путника, ни его семью, пока он будет отсутствовать.
3 Иными словами, от всего, что может доставить огорчение вернувшемуся домой.
973 Сообщается, что Абдуллах бин Сарджис, да будет доволен им Аллах, сказал:
Находясь в пути, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, всегда обращался к Аллаху за защитой от трудностей пути, печального исхода, падения после возвышения,1 проклятий притесняемого и всего, что может доставить человеку огорчение при виде его семьи и имущества. (Муслим)
1 Имеется в виду отступление от прямоты, которая подразумевает собой неуклонное выполнение всех велений Аллаха и отказ от всего запретного.
974 Сообщается, что Али бин Раби'а сказал:
(Однажды) я видел, как к Али бин Абу Талибу подвели верховое животное, чтобы он сел на него. Вдев ногу в стремя, он произнес слова «С именем Аллаха!» (Би-сми-Ллахи!), а когда выпрямился в седле, сказал: «Слава Тому, Кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу, и, поистине, мы вернёмся к Господу нашему!» Потом он трижды произнёс слова «Аллах Велик!», а потом сказал: «Слава Тебе! Поистине, я сам себя обидел,1 прости же меня, ведь никто не прощает грехов, кроме Тебя!» (Субхана-кя! Инни залямту нафси, фа-гфир ли, фа-инна-ху ля йагфиру-з-зунуба илля Анта!), — после чего рассмеялся. Его спросили: «О повелитель правоверных, чему ты смеёшься?» Он сказал: «Я видел, как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сделал то же самое, что сейчас сделал я, а потом рассмеялся, и я спросил (его): «О посланник Аллаха, чему ты смеёшься?», — на что он сказал: «Поистине, Господь твой любит, когда Его раб произносит слова: "Прости мне грехи мои!" (Игфир ли зунуби!), — (и Он говорит): "Он знает, что никто не прощает грехи, кроме Меня"». (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис», — а в некоторых рукописях сообщается, что он сказал; «Хороший достоверный хадис». Здесь приводится версия Абу Дауда.)
1 То есть: я недостаточно благодарил Тебя за Твои милости, что может принести вред только мне самому.
@темы: Сады праведных, Мусульмане, Хадисы, Благие деяния, Ислам, Мухаммед (сас)