932 Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
По кому бы из покойных ни совершила молитву община мусульман, по численности своей достигающая ста человек, каждый из которых будет ходатайствовать за него, ходатайство их непременно будет принято. (Муслим)
933 Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если любой мусульманин умрёт и у его погребальных носилок встанут1 сорок человек, не поклоняющихся наряду с Аллахом ничему иному, ходатайство их за него обязательно будет принято». (Муслим)
1 Имеется в виду, что они встанут для совершения заупокойной молитвы.
934 Передают со слов Марсада бин Абдуллаха аль-Йазанни, что когда Малик бин Хубайра, да будет доволен им Аллах, совершал молитву по покойному, а людей на молитве было мало, он всегда делил их на три части, после чего говорил:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Обязательно (попадёт в Рай) тот (человек), заупокойную молитву по которому совершили (люди, выстроившиеся) в три ряда». (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».)
Глава 157: О том, что следует читать во время заупокойной молитвы
(Человеку, совершающему такую молитву, следует) четырежды произнести слова «Аллах Велик!» (Аллаху Акбар!). После первого раза (рекомендуется) обратиться к Аллаху с мольбой о защите, а затем следует прочитать «Аль-Фатиху». После этого слова «Аллах Велик!» следует произнести во второй раз, а затем — вознести мольбу за Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует,1 сказав: «О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада...» (Аллахум-ма, салли 'аля Мухаммадин ва 'аля али Мухаммадин ...), — и лучше всего закончить его словами: «...как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима...» (кя-ма салляйта2 аля Ибрахима ва 'аля али Ибрахима ...), — в самом конце сказав: «...поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный!» (...инна-кя Хамидун, Маджидун!)
И не следует делать то, что делают многие простые люди, которые читают (лишь тот) аят(, в котором сказано): «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка»,3 — ибо, поистине, молитва того, кто ограничится (только чтением этого аята), будет недействительной.
После этого слова «Аллах Велик!» следует произнести в третий раз, а затем — обратиться к Аллаху с мольбами за покойного и за мусульман, к чему, если захочет Аллах Всевышний, мы ещё вернёмся, приведя (соответствующие) хадисы.
После этого слова «Аллах Велик!» следует произнести в четвёртый раз, а затем — обратиться к Аллаху с мольбами, и лучше всего (при этом сказать): «О Аллах, не лишай нас награды за него,4 и не подвергай нас испытаниям после него* и прости нас и его!» (Аллахумма, ля тахрим-на аджра-ху, ва ля тафти-нна ба'да-ху ва-гфир ля-на ва ля-ху!)
В отличие от того, как обычно поступает большинство людей, предпочтительно обращаться к Аллаху с мольбами на четвёртый раз побольше(, на что указывает содержание) хадиса, который передал Ибн Абу Ауфа и который будет приведен нами, если захочет Аллах Всевышний.
Что же касается обращений к Аллаху с мольбами по примеру Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, после третьего произнесения слов «Аллах Велик», то к числу их относятся (следующие мольбы):
1 Это является обязательным элементом заупокойной молитвы.
2 Сура «Сонмы», 56.
3 Имеется в виду награда, полагающаяся такому человеку, который проявляет должное терпение во время всевозможных испытаний и лишений.
4 Возможен перевод: ...и не вводи нас во искушение после него...
935 Сообщается, что Абу Абд ар-Рахман Ауф бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, совершил заупокойную молитву, а я запомнил, что, обращаясь к Аллаху со словами мольбы за покойного, он сказал: «О Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его,1 и окажи ему милость,2 и окажи ему хороший приём,3 и сделай место его входа4 просторным, и омой его водой, снегом и градом,5 и очисти его от прегрешений подобно тому, как очистил Ты от грязи белую одежду, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи, и жену лучше его жены, и введи его в Рай и защити его от мук могилы и от мук Огня!»
(Аллахумма-гфир ля-ху,6 ва-рхам-ху, ва 'афи-хи, ва-'фу 'ан-ху, ва акрим нузуля-ху, ва васси' мадхаля-ху, ва-гсиль-ху би-ль-ма'и, ва-с-сальджи ва-ль-баради, ва наккы-хи мин аль-хатайа кя-ма наккайта-с-сауба-ль-абйада мин ад-данаси, ва абдиль-ху даран хайран мин дари-хи, ва ахлян хайран мин ахли-хи, ва зауджан хайран мин зауд-жи-хи, ва адхыль-ху-ль-джанната ва а'ыз-ху мин 'азаби-ль-кабри ва 'азаби-н-нари!), — и я даже сам захотел оказаться на месте покойного.7 (Муслим)
1 Речь идёт об избавлении от мучений, искушений и мрака могилы.
2 Здесь подразумевается прощение всевозможных упущений, имеющих отношение к исполнению религиозных обязанностей.
3 То есть: сделай его удел в Раю хорошим; приведи его к высокому месту.
4 Имеется в виду могила.
5 Здесь метафорически выражается просьба об оказании покойному всех видов милостей и Даровании ему прощения за все его грехи и упущения.
6 «Ху» — слитное местоимение мужского рода единственного числа третьего лица, которое употребляется в тех случаях, когда речь идет о мужчине. Если с мольбой обращаются за покойную женщину, вышеупомянутое местоимение во всех случаях заменяется на слитное местоимение женского рода единственного числа третьего лица «ха», например: «Аллахумма-гфир ля-ха ва-рхам-ха, ва 'афи-ха, ва-'фу 'ан-ха ...», — и так далее.
7 Ауф бин Малик, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что он хотел бы оказаться на месте покойного, чтобы Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, мольбы которого принимались Аллахом, обратился с ними и за него.
936 Передают со слов Абу Хурайры, Абу Катады и Абу Ибрахима аль-Ашхали, ссылавшегося на (то, что он слышал от) своего отца, который (также) был сподвижником, да будет доволен ими Аллах, что (они слышали, как однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, совершавший заупокойную молитву, сказал:
О Аллах, прости нашим живым и мёртвым, малым и старым, мужчинам и женщинам, присутствующим и отсутствующим! О Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по (установлениям) Ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере! О Аллах, не лишай нас награды за него и не подвергай нас испытаниям после него! (Аллахумма-гфир ли-хаййи-на ва маййити-на, ва сагыри-на ва кябири-на, ва закяри-на ва унса-на, ва шахиди-на ва га'иби-на! Аллахумма, ман ахйайта-ху мин-на, фа-ахйи-хи 'аля-ль-ислями, ва ман таваффайту-ху мин-на, фа таваффа-ху 'аля-ль-имани! Аллахумма, ля тахрим-на аджра-ху, ва ля тафти-нна ба'да-ху!) (Ат-Тирмизи приводит ту версию этого хадиса, которая передаётся со слов Абу Хурайры и аль-Ашхали, а Абу Дауд приводит версию, передаваемую со слов Абу Хурайры и Абу Катады. Аль-Хаким сказал: «Хадис Абу Хурайры является достоверным и удовлетворяет условиям аль-Бухари и Муслима». Ат-Тирмизи передал, что аль-Бухари сказал: «Наиболее достоверной версией этого хадиса является версия аль-Ашхали». Аль-Бухари также сказал: «А наиболее достоверным из всего того, что имеет отношение к данной главе, является хадис, передаваемый со слов Ауфа бин Малика».)
937 Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если вам придётся принимать участие в заупокойной молитве, проявляйте искренность, обращаясь к Аллаху с мольбами за покойного». (Абу Дауд)
938 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, совершавший заупокойную молитву, сказал:
О Аллах, Ты — Господь его, и Ты создал его, и Ты направил его к Исламу, и Ты забрал дух его и Ты лучше всех знаешь о том, что он утаивал и что совершал открыто, а мы пришли к Тебе ходатайствовать за него, так прости же ему! (Аллахумма, Анта Раббу-ха, ва Акта халякта-ха, ва Анта хадайта-ха ли-ль-ислями, ва Анта кабад-та руха-ха ва Анта а'ляму би-сирри-ха ва 'алянийати-ха, джи'на-кя шуфа'аа ля-ху, фа-гфир ля-ху!) (Абу Дауд)
939 Сообщается, что Василя бин аль-Аска', да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вместе с нами совершал заупокойную молитву по одному мусульманину, и я слышал, как он сказал: «О Аллах, поистине, такой-то, сын такого-то, находится под Твоим покровительством и защитой, упаси же его от искушений могилы и мук Огня, ведь Ты способен выполнять обещания и достоин похвалы! О Аллах, прости же и помилуй его, ведь Ты — Прощающий, Милосердный!» (Аллахумма, инна фуляна-бна фуляна фи зиммати-кя ва хабли дживари-кя, фа-кы-хи мин фитнати-ль-кабри ва 'азаби-н-нари, ва Анта ахлю-ль-вафа'и ва-ль-хамди! Аллахумма, фа-гфир ля-ху, ва-рхам-ху, инна-кя Анта-ль-Гафуру-р-Рахиму!) (Абу Дауд)
940 Сообщается, что (в своё время) Абдуллах бин Абу Ауфа, да будет доволен Аллах ими обоими, который совершал (заупокойную молитву) по своей дочери, четырежды произнёс слова такбира,1 произнеся же их в четвёртый раз, он простоял ещё столько времени, сколько (во время молитвы) проходило между двумя такбирами, моля Аллаха о прощении для (своей дочери) и обращаясь к Нему с мольбами (за неё), после чего сказал:
Так всегда поступал и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует.
В другой версии (этого хадиса сообщается, что его передатчик сказал):
И он четырежды произнёс слова «Аллах Велик», после чего оставался на своём месте (так долго), что мы даже подумали, что он произнесёт слова такбира в пятый раз, однако потом он произнёс слова таслима,2 повернувшись направо и налево, когда же он закончил (молиться), мы спросили его: «Что это?» (В ответ нам) он сказал: «Поистине, (перед) вами я делаю не больше того, что на моих глазах делал и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! (или: ...так поступал и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!)» (Этот хадис приводит аль-Хаким, сказавший: «Достоверный хадис».)
1 Такбир — произнесение слов «Аллах Велик».
2 Таслим — произнесение слов «Мир вам и милость Аллаха» (Ас-саляму 'аляй-кум ва рахма-ту-Ллахи) в конце молитвы.
Глава 158: О том, что погребальные носилки (следует стараться) нести побыстрее
941 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Несите покойного побыстрее, ибо если он был праведным, то вам (следует поскорее) приблизить его к благу (фа хайрун тукаддимуна-ха иляй-хи), если же он таковым не был, вы (сможете побыстрее) убрать зло с шей своих. (Аль-Бухари; Муслим)
В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
...фа хайрун тукаддимуна-ха 'аляй-хи…1
1 Смысл сказанного в обоих случаях один и тот же.
942 Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, часто говорил:
Если покойный, лежащий на носилках, которые (сначала) устанавливают, после чего мужчины несут их на своих плечах, был праведным, он говорит: «(Несите) меня вперёд (побыстрее)!» Если же (покойный) праведным не был, то он говорит (несущим эти носилки): о горе (мне)! Куда вы несёте это?!», — и этот голос слышен всем, кроме человека, а если бы и он услышал его, то был бы ошеломлён. (Аль-Бухари)
Глава 159: О (том, что необходимо) как можно быстрее отдавать за покойного долги и спешить готовить его (к погребению), если не считать случаев скоропостижной смерти, когда (человека) следует оставлять до тех пор, пока в его смерти уже не останется никаких сомнений
943 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Душа верующего (останется) связанной с его долгом до тех пор, пока его не уплатят.1 (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».)
1 Имеется в виду либо то, что она не сможет занять уготованного ей достойного места, либо то, что решение о том, спасётся она или погибнет, будет откладываться до тех пор, пока кто-нибудь не рассчитается за покойного с его долгами.
944 Передают со слов Хусайна бин Вахваха, да будет доволен им Аллах, что когда Тальха бин аль-Бара, да будет доволен им Аллах, заболел, навестить его пришёл Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, который потом сказал (его близким):
«Поистине, я думаю, что смерть его уже близка. Сообщите мне(, когда это случится,) и как можно скорее (похороните его), ибо тело мусульманина не следует (долго) держать среди членов его семьи». (Абу Дауд)
Глава 160: Об увещании у могилы
945 Сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды,) когда мы присутствовали на похоронах в Баки’ аль-Гаркад,1 к нам подошёл Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует. Он сел, мы же уселись вокруг него, а (в руке у него была) небольшая палка. Он опустил голову и стал разгребать этой палкой землю, а (через некоторое время) сказал: «Нет среди вас (человека), место которого в Раю или в Аду уже не было бы определено». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, так не положиться ли нам на то, что уже предопределено нам?»2 (В ответ на это Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Делайте (то, что вам велено),3 а каждому (из вас) будет облегчено (совершение) того, для чего он создан».
Далее Али, да будет доволен им Аллах, передал этот хадис до конца. (Аль-Бухари; Муслим)
1 Название кладбища Медины.
2 То есть: если всё уже предопределено, то какой смысл в совершении благих дел и не следует ли нам вообще отказаться от них?
3 Это значит: делайте то, что вам предписывается Шариатом, и отстраняйтесь от всего запрещаемого им.
Глава 161: О том, что после погребения (желательно) обратиться к Аллаху с мольбами за покойного и посидеть некоторое время у его могилы для обращений с такими мольбами, просьб о прощении и чтения Корана
946 Сообщается, что Абу Амр (говорят также, что его кунья — Абу Абдуллах, и говорят также, что его кунья — Абу Ляйля) Усман бин Аффан, да будет доволен им Аллах, сказал:
После завершения погребения покойного Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обычно (некоторое время) стоял у его (могилы,) и он говорил: «Молите (Аллаха) о прощении для вашего брата и просите, чтобы (Он его) укрепил, ибо, поистине, сейчас ему задают вопросы». (Абу Дауд)
947 Сообщается, что Амр бин аль-Ас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«...когда же вы положите меня в могилу.., то постойте вокруг неё столько времени, сколько потребуется для того, чтобы заколоть верблюда и разделить его мясо, чтобы я мог порадоваться вам и посмотреть, что мне отвечать посланцам моего Господа». Ранее этот хадис уже приводился полностью.1 (Муслим)
Аш-Шафи'и, да помилует его Аллах, сказал:
Желательно также почитать у (могилы покойного) что-нибудь из Корана, а если Коран прочтут полностью, будет прекрасно.
1 См. хадис №711 и примечания к нему.
Глава 162: О милостыне за покойного и обращениях к Аллаху с мольбами за него
Аллах Всевышний сказал:
«А те, которые придут после них, будут говорить: "Господь наш! Прости нас и наших братьев, опередивших нас в вере..."»1 («Собрание», 10)
1 То есть: уверовавших раньше нас.
948 Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
Один человек сказал Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует: «Моя мать внезапно умерла, но я думаю, что если бы она могла говорить,1 то раздавала бы милостыню. Получит ли она награду, если я сделаю это за неё?», — (и в ответ ему) он сказал: «Да». (Аль-Бухари; Муслим)
1 Иначе говоря, если бы она была жива.
949 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются1 за исключением трёх: непрерывной милостыни,2 знания, которым могут пользоваться (другие люди),3 или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него. (Муслим)
1 Имеется в виду, что человек прекращает получать награду за свои дела.
2 Здесь имеется в виду то, что покойный завещал раздавать бедным после своей смерти, или же имущество, завещанное им в качестве вакфа на благотворительные цели.
3 Имеются в виду книги, которые написал или завещал покойный, знание, которое он передал другим в качестве наставника и т.д.
Глава 163: О восхвалении покойного людьми
950 Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды, когда мимо нас) прошла похоронная процессия и люди стали восхвалять покойного, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Это обязательно». Затем прошла ещё одна (похоронная процессия, и на этот раз) люди стали отзываться о покойном плохо, однако (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, снова) сказал: «Это обязательно». Тогда Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, спросил: «Что обязательно?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) ответил: «Вы воздали хвалу этому, и теперь он обязательно окажется в Раю, а о другом вы отозвались плохо, и теперь он обязательно окажется в Огне, ведь вы — свидетели Аллаха на земле!»1 (Аль-Бухари; Муслим)
1 Это не значит, что если люди произнесут такие слова, то Аллах будет обязан ввести покойного в Рай или ввергнуть его в Ад, так как никто не может ни к чему принудить Его. Иначе говоря, всё и всегда зависит только от воли Всевышнего, а Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, имел в виду лишь то, что Аллах выполнит Свои обещания, наградив благочестивых и покарав нечестивых.
951 Сообщается, что Абу-ль-Асвад сказал:
Когда я приехал в Медину и сидел рядом с Умаром бин аль-Хаттабом, да будет доволен им Аллах, мимо (собравшихся) пронесли погребальные носилки. (Люди) отозвались о покойном с похвалой, а Умар сказал: «Это обязательно». Потом пронесли другие (носилки, люди опять) отозвались о покойном с похвалой, а Умар (опять) сказал: «Это обязательно». Потом пронесли третьи (носилки), и (на этот раз люди) отозвались (о покойном) плохо, что же касается Умара, то он (опять) сказал: «Это обязательно». Я спросил: «Что обязательно, о повелитель правоверных?» Он сказал: «Я только (повторяю слова) Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: «Аллах введёт в Рай любого мусульманина, о котором с похвалой отзовутся четверо (других мусульман)». Мы спросили: «А (если их будет) трое?» Он ответил: «И трое». Мы (снова) спросили: «А двое?» Он ответил: «И двое», — и мы не стали спрашивать его о том(, что будет, если найдётся только) один (такой человек). (Аль-Бухари)
Глава 164: О преимуществе того, у кого умерли маленькие дети
952 Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
У кого бы из мусульман ни умерло трое детей, не достигших совершеннолетия,1 Аллах обязательно введёт его в Рай по милости Своей к ним. (Аль-Бухари; Муслим)
1 Имеется в виду половая зрелость, иначе говоря, тот возраст, с которого человек, по Шариату, начинает нести полную ответственность за свои поступки и выполнять религиозные обязанности в полном объёме.
953 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Любого из мусульман, у которого умрут трое детей, Огонь коснётся
только во исполнение клятвы. (Аль-Бухари; Муслим)
Что касается «исполнения клятвы»(, то речь идёт о) словах Аллаха Всевышнего: «И нет среди вас такого, кто не подойдёт (к Аду)...»1 Под
этим подходом (вуруд) подразумевается прохождение по Сирату, который представляет собой мост, перекинутый над Адом, да избавит нас от него Аллах!
1 Сура «Марйам», 71.
954 Сообщается, что Абу Са'ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Как-то раз) одна женщина пришла к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказала (ему): «О посланник Аллаха, с тобой разговаривают одни только мужчины,1 назначь же и для нас какой-нибудь день, когда мы станем приходить к тебе, а ты будешь учить нас тому, чему научил тебя Аллах!» (В ответ ей Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Соберитесь в такой-то день», — и (женщины) собрались, что же касается Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то он пришёл к ним и стал учить их тому, чему научил его Аллах, а потом он сказал им: «Любую из вас, которая представит троих (умерших у неё) детей, они обязательно оградят от Огня».2 Одна женщина спросила: «А (если их будет двое)?», — и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: «И двое». (Аль-Бухари; Муслим)
1 То есть: они постоянно окружают тебя.
2 При том условии, что женщина станет терпеливо переносить такую утрату в надежде на награду Аллаха.
Глава 165: О плаче и ощущении страха при прохождении рядом с могилами несправедливых и местами их гибели, о необходимости обнаруживать потребность в Аллахе Всевышнем и о предостережении относительно пренебрежения этим
955 Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что когда они добрались до аль-Хиджра1(, где некогда) обитали самудяне,2 посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал своим сподвижникам:
Входите к этим подвергающимся мукам,3 не иначе как плача, а если вы не будете плакать, то не входите к ним, чтобы не постигло вас то же, что постигло их! (Аль-Бухари; Муслим)
В другой версии (этого хадиса, которую приводит аль-Бухари, сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими,) сказал:
Проезжая через аль-Хиджр, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не входите в жилища обидевших самих себя,4 иначе как плача, чтобы не постигло вас то же, что постигло их!», — после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, прикрыл себе голову (одеждой) и ускорял шаги, пока не пересёк эту долину.
1 Аль-Хиджр — название места, расположенного на севере Хиджаза. Здесь речь идёт о событиях, имевших место во время похода на Табук осенью 630 года.
2 Самуд — древний народ, к которому, согласно Корану, был направлен пророк Салих, мир ему, и который был уничтожен за неповиновение этому пророку, призывавшему этих людей уверовать в Аллаха.
3 Здесь имеются в виду посещение их жилищ или же могил.
4 Иначе говоря, совершивших грех.
@темы: Ад и Рай, Сады праведных, Хадисы, Благие деяния, Женщина в Исламе, Ислам, Мухаммед (сас)