О правилах поведения в собрании и о том, как следует вести себя с собеседником
читать дальше825 Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Пусть никто из вас ни в коем случае не поднимает человека с его места(, чтобы) потом сесть на него самому! (Не делайте так,) но потеснитесь и постарайтесь сесть посвободнее.
Что же касается самого Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, то(, придя в какое-нибудь) собрание, он не садился на то место, которое (другой) человек уступал ему. (Аль-Бухари; Муслим)
826 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Если кто-нибудь из вас встанет со своего места,1 а потом вернётся к нему, он будет иметь на него преимущественное право. (Муслим)
1 Здесь речь идёт о том месте, на котором человек ожидал начала молитвы, покинув его по уважительной причине.
827 Сообщается, что Джабир бин Самура, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Когда мы приходили к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, каждый из нас садился в конце.1 (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».)
1 Иначе говоря, сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, не зависимо от своего положения садились на свободные места.
828 Передают со слов Абу Абдуллаха Сальмана аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится (так тщательно), как только сможет, смажет (волосы) (или: ...умастит) (тело) теми благовониями, которые найдутся у него дома, после чего отправится на (пятничную молитву), и не будет расталкивать сидящих рядом (в мечети), и будет молиться столько, сколько предписано ему (Аллахом),1 а потом будет хранить молчание, когда станет говорить имам, ему обязательно простятся (грехи, совершённые им) между этой и предыдущей пятницей. (Аль-Бухари)
1 Здесь имеется в виду совершение дополнительного Намаза в два раката в знак приветствия мечети теми, кто заходит в мечеть.
829 Передают со слов Амра бин Шу'айба, что его отец передал, что его дед,1 да будет доволен им Аллах, сказал:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Человеку разрешается разъединять двух (других людей) только с их позволения». (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».)
В той версии (этого хадиса, которую приводит только) Абу Дауд (, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
Садиться между двумя (людьми) можно только с их позволения.
1 Имеется в виду дед отца Амра бин Шу'айба, которым являлся Амр бин аль-Ас, да будет доволен им Аллах.
830 Передают со слов Хузайфы бин аль-Йамана, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, проклинал тех, кто садился посреди круга.1 (Этот хадис с хорошим иснадом приводит Абу Дауд.)
Ат-Тирмизи приводит сообщение Абу Миджляза о том, что когда один человек уселся посреди круга, Хузайфа сказал: «(Такой) был проклят через Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует!», - или же (он сказал): «Аллах проклял через Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, тех, кто садился посреди круга!» (Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис».)
1 Имеются в виду такие люди, которые являлись в собрание и старались сразу же пройти на почётное место в центре, бесцеремонно переступая через головы людей и доставляя им всевозможные беспокойства.
831 Сообщается, что Абу Сa'ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Лучшими местами для собраний являются наиболее просторные из них». (Этот хадис с достоверным иснадом, удовлетворяющим условиям аль-Бухари, приводит Абу Дауд.)
832 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, оказал:
Если (человек) присутствовал в собрании, где много кричали,1 но прежде чем покинуть своё место, сказал: «Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя, прошу у Тебя прощения и приношу Тебе своё покаяние!» (Субхана-кя, Аллахумма, ва би-хамди-кя, ашхаду алля иляха илля Анта, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя!), - ему непременно простится происходившее в том собрании(, где он присутствовал). (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший достоверный хадис».)
1 Иначе говоря, на такой встрече, на которой из-за шума невозможно было понять, что говорили присутствовавшие. Здесь подразумевается собрание людей, занимающихся пустыми разговорами.
833 Сообщается, что Абу Барза, да будет доволен им Аллах, сказал:
Желая покинуть своё место (в собрании), посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, стал говорить в конце:1 «Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя, прошу у Тебя прощения и приношу Тебе своё покаяние!»
Один человек сказал: «О посланник Аллаха, поистине, ты говоришь (что-то новое, чего не говорил прежде». (В ответ ему Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Это - искупление за то, что бывает в собрании».2 (Абу Дауд. Этот хадис, передаваемый со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, приводит в «Аль-Мустадраке» также и аль-Хаким Абу Абдуллах, сказавший: «Иснад его достоверен».)
1 В комментариях отмечается, что это можно понимать и как «в конце собрания», и как «в конце жизни».
2 То есть: за пустословие, произнесение запретных слов и так далее.
834 Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, редко вставал со своего места, не обратившись к Аллаху с (такими) мольбами: «О Аллах, надели нас (таким) страхом пред Тобой, (которого будет достаточно,) чтобы отделить нас от непокорности Тебе, и (таким) повиновением Тебе, (которого будет достаточно,) чтобы привести нас к Твоему Раю,1 и такой убеждённостью,2 (которой будет достаточно,) чтобы невзгоды мира этого казались нам незначительными! О Аллах, дай нам пользоваться нашим слухом, зрением и силой, пока Ты будешь поддерживать в нас жизнь,3 и даруй это нашим наследникам, и отомсти за нас тем, кто нас притеснял, и помоги нам (в борьбе) против тех, кто враждует с нами, и не допусти, чтобы религию нашу постигло (какое-нибудь) бедствие,4 и не делай мир этот ни самой большой нашей заботой,5 ни пределом нашего знания6 и не давай власти над нами тем, кто не станет проявлять милосердия по отношению к нам!» (Аллахумма, - ксим ля-на мин хашйати-кя ма тахулю би-хи байна-на ва байна ма'сыйати-кя, ва мин та'ати-кя ма тубаллигу-на би-хи джанната-кя, ва мин аль-йакыни ма тухаввину би-хи 'аляй-на маса'иба-д-дунйа! Аллахумма, матти'-на би-асма'и-на, ва абсари-на ва куввати-на ма ахйайта-на, ва-дж'аль-ху-ль-вариса минна, ва-дж'аль са'ра-на'аля ман заляма-на, ва-нсур-на 'аля ман 'ада-на, ва ля тадж'аль мусыбата-на фи дини-на, ва ля тадж'аль ад-дунйа акбара хамми-на, ва ля мабляга 'ильми-на ва ля тусаллит 'аляй-на ман ля йархаму-на!) (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис»)
1 Возможен перевод: «...таким повиновением, посредством которого Ты приведёшь на к Твоему Раю...»
2 Имеется в виду внутренняя убеждённость в том, что любые невзгоды являются только посылаемыми свыше испытаниями, за терпеливое перенесение которых человек обязательно получит награду Аллаха.
3 То есть: сделай так, чтобы у нас никогда не возникало необходимости в обращениях за помощью к другим людям.
4 То есть: не допусти того, чтобы мы пренебрегли хоть чем-либо из того, что Ты велел нам, или совершили хоть что-либо из того, что Ты нам запретил.
5 То есть: упаси нас от того, чтобы мир этот отвлекал нас от поклонения и служения Тебе.
6 Это значит: надели нас знанием не только о том, что доступно нашему восприятию.
835 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Люди, покидающие собрание, в котором они не поминают Аллаха Всевышнего, (всегда) покидают нечто подобное туше дохлого осла и испытают (из-за этого) скорбь.1 (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)
1 Имеется в виду, что рано или поздно они пожалеют о бесцельно потраченном времени.
836 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Если люди находились в таком собрании, где они не поминали Аллаха Всевышнего и не обращались с мольбами за своего пророка, их обязательно постигает отмщение, и если (Аллах) пожелает, то подвергнет их наказанию, а если пожелает, то простит. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».)
837 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Отмщение (тира) Аллаха постигнет того, кто усядется где-либо, не помянув там Аллаха Всевышнего, как постигнет оно и того, кто уляжется где-либо, не помянув там Аллаха Всевышнего! (Этот хадис с хорошим иснадом приводит Абу Дауд.)
Этот хадис уже приводился чуть раньше, и мы объяснили значение слова «тира».1
1 См. хадис № 819.
читать дальше825 Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Пусть никто из вас ни в коем случае не поднимает человека с его места(, чтобы) потом сесть на него самому! (Не делайте так,) но потеснитесь и постарайтесь сесть посвободнее.
Что же касается самого Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, то(, придя в какое-нибудь) собрание, он не садился на то место, которое (другой) человек уступал ему. (Аль-Бухари; Муслим)
826 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Если кто-нибудь из вас встанет со своего места,1 а потом вернётся к нему, он будет иметь на него преимущественное право. (Муслим)
1 Здесь речь идёт о том месте, на котором человек ожидал начала молитвы, покинув его по уважительной причине.
827 Сообщается, что Джабир бин Самура, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Когда мы приходили к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, каждый из нас садился в конце.1 (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».)
1 Иначе говоря, сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, не зависимо от своего положения садились на свободные места.
828 Передают со слов Абу Абдуллаха Сальмана аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится (так тщательно), как только сможет, смажет (волосы) (или: ...умастит) (тело) теми благовониями, которые найдутся у него дома, после чего отправится на (пятничную молитву), и не будет расталкивать сидящих рядом (в мечети), и будет молиться столько, сколько предписано ему (Аллахом),1 а потом будет хранить молчание, когда станет говорить имам, ему обязательно простятся (грехи, совершённые им) между этой и предыдущей пятницей. (Аль-Бухари)
1 Здесь имеется в виду совершение дополнительного Намаза в два раката в знак приветствия мечети теми, кто заходит в мечеть.
829 Передают со слов Амра бин Шу'айба, что его отец передал, что его дед,1 да будет доволен им Аллах, сказал:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Человеку разрешается разъединять двух (других людей) только с их позволения». (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».)
В той версии (этого хадиса, которую приводит только) Абу Дауд (, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
Садиться между двумя (людьми) можно только с их позволения.
1 Имеется в виду дед отца Амра бин Шу'айба, которым являлся Амр бин аль-Ас, да будет доволен им Аллах.
830 Передают со слов Хузайфы бин аль-Йамана, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, проклинал тех, кто садился посреди круга.1 (Этот хадис с хорошим иснадом приводит Абу Дауд.)
Ат-Тирмизи приводит сообщение Абу Миджляза о том, что когда один человек уселся посреди круга, Хузайфа сказал: «(Такой) был проклят через Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует!», - или же (он сказал): «Аллах проклял через Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, тех, кто садился посреди круга!» (Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис».)
1 Имеются в виду такие люди, которые являлись в собрание и старались сразу же пройти на почётное место в центре, бесцеремонно переступая через головы людей и доставляя им всевозможные беспокойства.
831 Сообщается, что Абу Сa'ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Лучшими местами для собраний являются наиболее просторные из них». (Этот хадис с достоверным иснадом, удовлетворяющим условиям аль-Бухари, приводит Абу Дауд.)
832 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, оказал:
Если (человек) присутствовал в собрании, где много кричали,1 но прежде чем покинуть своё место, сказал: «Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя, прошу у Тебя прощения и приношу Тебе своё покаяние!» (Субхана-кя, Аллахумма, ва би-хамди-кя, ашхаду алля иляха илля Анта, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя!), - ему непременно простится происходившее в том собрании(, где он присутствовал). (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший достоверный хадис».)
1 Иначе говоря, на такой встрече, на которой из-за шума невозможно было понять, что говорили присутствовавшие. Здесь подразумевается собрание людей, занимающихся пустыми разговорами.
833 Сообщается, что Абу Барза, да будет доволен им Аллах, сказал:
Желая покинуть своё место (в собрании), посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, стал говорить в конце:1 «Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя, прошу у Тебя прощения и приношу Тебе своё покаяние!»
Один человек сказал: «О посланник Аллаха, поистине, ты говоришь (что-то новое, чего не говорил прежде». (В ответ ему Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Это - искупление за то, что бывает в собрании».2 (Абу Дауд. Этот хадис, передаваемый со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, приводит в «Аль-Мустадраке» также и аль-Хаким Абу Абдуллах, сказавший: «Иснад его достоверен».)
1 В комментариях отмечается, что это можно понимать и как «в конце собрания», и как «в конце жизни».
2 То есть: за пустословие, произнесение запретных слов и так далее.
834 Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, редко вставал со своего места, не обратившись к Аллаху с (такими) мольбами: «О Аллах, надели нас (таким) страхом пред Тобой, (которого будет достаточно,) чтобы отделить нас от непокорности Тебе, и (таким) повиновением Тебе, (которого будет достаточно,) чтобы привести нас к Твоему Раю,1 и такой убеждённостью,2 (которой будет достаточно,) чтобы невзгоды мира этого казались нам незначительными! О Аллах, дай нам пользоваться нашим слухом, зрением и силой, пока Ты будешь поддерживать в нас жизнь,3 и даруй это нашим наследникам, и отомсти за нас тем, кто нас притеснял, и помоги нам (в борьбе) против тех, кто враждует с нами, и не допусти, чтобы религию нашу постигло (какое-нибудь) бедствие,4 и не делай мир этот ни самой большой нашей заботой,5 ни пределом нашего знания6 и не давай власти над нами тем, кто не станет проявлять милосердия по отношению к нам!» (Аллахумма, - ксим ля-на мин хашйати-кя ма тахулю би-хи байна-на ва байна ма'сыйати-кя, ва мин та'ати-кя ма тубаллигу-на би-хи джанната-кя, ва мин аль-йакыни ма тухаввину би-хи 'аляй-на маса'иба-д-дунйа! Аллахумма, матти'-на би-асма'и-на, ва абсари-на ва куввати-на ма ахйайта-на, ва-дж'аль-ху-ль-вариса минна, ва-дж'аль са'ра-на'аля ман заляма-на, ва-нсур-на 'аля ман 'ада-на, ва ля тадж'аль мусыбата-на фи дини-на, ва ля тадж'аль ад-дунйа акбара хамми-на, ва ля мабляга 'ильми-на ва ля тусаллит 'аляй-на ман ля йархаму-на!) (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис»)
1 Возможен перевод: «...таким повиновением, посредством которого Ты приведёшь на к Твоему Раю...»
2 Имеется в виду внутренняя убеждённость в том, что любые невзгоды являются только посылаемыми свыше испытаниями, за терпеливое перенесение которых человек обязательно получит награду Аллаха.
3 То есть: сделай так, чтобы у нас никогда не возникало необходимости в обращениях за помощью к другим людям.
4 То есть: не допусти того, чтобы мы пренебрегли хоть чем-либо из того, что Ты велел нам, или совершили хоть что-либо из того, что Ты нам запретил.
5 То есть: упаси нас от того, чтобы мир этот отвлекал нас от поклонения и служения Тебе.
6 Это значит: надели нас знанием не только о том, что доступно нашему восприятию.
835 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Люди, покидающие собрание, в котором они не поминают Аллаха Всевышнего, (всегда) покидают нечто подобное туше дохлого осла и испытают (из-за этого) скорбь.1 (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)
1 Имеется в виду, что рано или поздно они пожалеют о бесцельно потраченном времени.
836 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Если люди находились в таком собрании, где они не поминали Аллаха Всевышнего и не обращались с мольбами за своего пророка, их обязательно постигает отмщение, и если (Аллах) пожелает, то подвергнет их наказанию, а если пожелает, то простит. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».)
837 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Отмщение (тира) Аллаха постигнет того, кто усядется где-либо, не помянув там Аллаха Всевышнего, как постигнет оно и того, кто уляжется где-либо, не помянув там Аллаха Всевышнего! (Этот хадис с хорошим иснадом приводит Абу Дауд.)
Этот хадис уже приводился чуть раньше, и мы объяснили значение слова «тира».1
1 См. хадис № 819.
@темы: Сады праведных, Мусульмане, Хадисы, Мухаммед (сас)