читать дальшеАллах Всевышний сказал:
«Нет на земле ни одного живого существа(, обеспечение) пропитанием которого не взял бы на Себя Аллах...» («Худ», 6)
Всевышний также сказал:
«(Расходуйте свои средства) на бедняков, которые (не сходят) с пути Аллаха и не могут (свободно) передвигаться по земле.1 Невежественный считает, что они ни в чём не нуждаются, так как (эти люди проявляют) скромность, ты же узнаешь их по их приметам: они не просят людей, приставая (к ним)». («Корова», 273)
Всевышний также сказал:
«...и те, которые, расходуя, не расточительствуют и не скупятся, а проявляют (умеренность, не впадая) в такие крайности...» («Различение», 67)
Всевышний также сказал:
«И Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне.
Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня». («Рассеивающие», 56-57)
Что касается хадисов, (относящихся к данной главе,) то большинство из них уже было приведено в двух предыдущих главах, а к тем, что ещё не приводились(, относятся следующие):
1 Имеется в виду, что такие люди полностью посвятили себя участию в Священной войне и не могут заниматься торговыми делами.
522 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Не обилие имущества приносит богатство, (истинным) богатством является богатство души. (Аль-Бухари; Муслим)
523 Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет Доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Преуспеет тот человек, который примет Ислам, получит в удел то, что окажется для него достаточным, и, по воле Аллаха, будет довольствоваться тем, что Он дарует ему.1 (Муслим)
1 См. хадис № 512 и примечание к нему.
524 Сообщается, что Хаким бин Хизам, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) я попросил (что-то) у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и он дал мне это, потом я (снова) обратился к нему с просьбой, и он дал мне (то, что я просил), потом я (снова) обратился к нему с просьбой, и он дал мне то, (что я просил), а потом он сказал: «О Хаким, поистине, это имущество (подобно) зелёному и сладкому (плоду): оно становится благословенным для того, кто берёт его, будучи щедрым, а для того, кто берёт его(, подчиняясь желаниям своей) души,1 благословенным оно не станет, и уподобится он (человеку,) который ест, но не насыщается. (Запомни, что) высшая рука лучше низшей».2
Хаким сказал:
Тогда я сказал: «О посланник Аллаха, клянусь Тем, Кто направил тебя с истиной, после тебя я ни у кого ничего не возьму, пока не покину этот мир!»
(Сообщается, что) потом3 Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, призывал Хакима к себе(, чтобы тот взял полагающуюся ему часть военной добычи), однако он отказался принять от него это. А затем его призывал к себе Умар, да будет доволен им Аллах, чтобы дать ему (что-то), но он отказался принимать что-либо и от него, и тогда Умар сказал: «О мусульмане, призываю вас в свидетели, что я предлагаю Хакиму полагающуюся ему долю от этой добычи, а он отказывается брать её». И после посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, Хаким так и не взял ничего ни у кого из людей до самой своей смерти. (Аль-Бухари; Муслим)
1 То есть: только из алчности.
2 Имеется в виду рука расходующего и рука просящего.
3 То есть: после смерти Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и во время правления Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.
525 Передают со слов Абу Бурды, что Абу Муса аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) шестеро из нас1 выступили в поход вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и у нас был только один верблюд, на котором мы ехали по очереди. Из-за этого подошвы наших ног стёрлись, и я (тоже) стёр себе ноги и (даже) лишился ногтей. Мы обматывали себе ноги тряпками, и (по этой причине этот поход) был назван «Зат ар-рика'».2
Абу Бурда сказал:
И Абу Муса, передавший мне этот хадис, потом пожалел (о том, что сделал,) и сказал: «Я делал (это) не для того, чтобы (потом) рассказывать об этом!», — и было похоже на то, что он не хотел, чтобы я хоть что-то рассказывал (другим) о его делах. (Аль-Бухари; Муслим)
1 Имеются в виду родственники или соплеменники Абу Мусы, да будет доволен им Аллах.
2 «Зат ар-рика'» переводится как «заплатанная». Обычно в комментариях указывается, что этот поход состоялся в июне 626 года, но есть мнение, что поход на Зат ар-Рика состоялся после завоевания Хайбара в 628 году. Что же касается его названия, то на этот счет высказывались разные мнения, например: поход, известный как поход «Зат ар-рика'», получил такое название по названию дерева в той местности, куда направлялся отряд мусульман; или: он получил такое название по той причине, что знамёна мусульман были заплатанными. Известны и другие мнения.
526 Передают со слов Амра бин Таглиба, да будет доволен им Аллах, что однажды, когда посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, доставили деньги (или: ...пленных), он разделил это, дав что-то одним людям и ничего не дав другим. А (потом) до него дошло, что те, кому он ничего не дал, упрекают (его), и тогда он воздал хвалу Аллаху, возблагодарил Его, а потом сказал:
А затем: клянусь Аллахом, я действительно даю (что-то одному) человеку и обделяю другого, однако обделяемого мной я люблю больше того, кому даю! Даю же я (что-то тем) людям, в сердцах которых вижу недостаток терпения и беспокойство (халь'), иных же я вверяю богатству и благу, вложенным Аллахом в сердца их, и среди них — Амр бин Таглиб.
(Амр бин Таглиб, да будет доволен им Аллах, сказал):
И, клянусь Аллахом, не променял бы я эти слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, даже на красных верблюдов!1 (Аль-Бухари)
«Халь'» означает «крайняя степень озабоченности». Говорят также, что это — «беспокойство».
1 Эти верблюды наиболее высоко ценились арабами.
527 Передают со слов Хакима бин Хизама, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Высшая рука лучше руки низшей.1 Начинай с тех, кого ты (обязан) содержать, а лучшей милостыней является та, которая подаётся от достатка. Тому, кто сам стремится к отказу от (просьб), Аллах даст возможность (ни о чём не просить других), а обходящегося (дарованным ему Аллахом,) Аллах избавит (от необходимости во всем прочем). (Аль-Бухари; Муслим. Здесь приводится версия аль-Бухари, версия же Муслима короче.)
1 То есть: рука дающего милостыню лучше руки берущего её.
528 Передают со слов Абу Абд ар-Рахмана Му'авийи бин Абу Суфйана Сахра бин Харба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Не будьте (слишком) настойчивы в просьбах, ибо, клянусь Аллахом, если кто-нибудь из вас своими просьбами вынудит меня дать ему то, чего я давать не желаю, не будет для него благословенным то, что я ему дам! (Муслим)
529 Сообщается, что Абу Абд ар-Рахман Ауф бин Малик аль-Ашджа'и, да будет доволен им Аллах, сказал:
Однажды, когда мы в количестве девяти (или: ...восьми; или: ...семи) человек сидели в обществе посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, он обратился к нам со словами: «Не принесёте ли вы клятву посланнику Аллаха?» А мы только недавно давали ему клятву1 и (поэтому) сказали: «Мы ведь уже присягнули тебе, о посланник Аллаха!» (Однако) потом он (снова) спросил: «Не принесёте ли вы клятву посланнику Аллаха?» Тогда мы (стали) протягивать к нему руки, восклицая: «Мы ведь уже присягнули тебе, о посланник Аллаха, так в чём же (ещё) нам поклясться?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «В том, что будете поклоняться только Аллаху и ничему иному наряду с Ним, (станете совершать) пять молитв, слушать и повиноваться»,2 — после чего шёпотом3 добавил: «А (также) в том, что ни о чём не станете просить людей!», — и (потом) я видел, как некоторые из слышавших эти слова, роняли плети,4 однако они никого не просили подавать их им. (Муслим)
1 Имеется в виду так называемая «вторая Акаба» — название местности близ Мекки, где в 621 году более семидесяти жителей Медины дали Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, клятву на верность Исламу и договорились с ним о переселении мусульман из Мекки в Медину.
2 Имеется в виду повиновение правителям.
3 Эти слова предназначались только для тех, кому они были сказаны, а то, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил до этого, предназначалось для всех.
4 Имеется в виду, что это случалось, когда эти люди сидели верхом.
530 Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Любой из вас, кто будет беспрестанно обращаться с просьбами1 (к людям), встретит Аллаха, (не имея) ни единого кусочка плоти на своем лице.2 (Аль-Бухари; Муслим)
1 Речь идёт о тех, кто не имеет на это права, поскольку они обладают средствами, достаточными для поддержания жизни.
2 Это значит, что в День воскресения такой человек окажется униженным и потеряет свое лицо пред Аллахом.
531 Сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует (, который произносил проповедь) с минбара, упомянул о милостыне и стремлении к воздержанию,1 сказав: «Высшая рука лучше руки низшей. Высшая рука (это рука) расходующая, а низшая — (рука) просящая». (Аль-Бухари; Муслим)
1 В данном случае имеется в виду необходимость стараться воздерживаться от обращений к людям с просьбами об оказании материальной помощи.
532 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Поистине, обращающийся к людям с просьбами с целью увеличения (своего достояния)1 просит (для себя) раскалённых углей:2 пусть же старается он получить поменьше или побольше!3 (Муслим)
1 Иначе говоря, не от крайней нужды, когда у человека нет иного выхода.
2 То есть: будет подвергнут за это наказанию Огнём.
3 Таким образом Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, как бы предлагает каждому решить для себя, что для него лучше.
533 Передают со слов Самуры бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Поистине, просьба (подобна) царапине, которую человек сам же оставляет у себя на лице,1 если только не обращается он с просьбой к правителю2 или не может не просить о чём-либо. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший достоверный хадис».)
1 Имеется в виду, что просьба подобна унижению, которому человек сам же подвергает себя.
2 Речь идёт о том, что правитель обязан выделять человеку в соответствии с установлениями Шариата, например, о доле военной добычи или о части закята для тех, кто имеет на это право.
534 Передают со слов Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Никогда не избавиться от нужды тому, кто, испытывая её, станет обращаться за помощью к людям, тому же, кто обратится к Аллаху, Он рано или поздно пошлёт (его) удел. (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».)
535 Сообщается, что Саубан, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: «Кто поручится мне за то, что ни о чём не станет просить людей1 (, чтобы) я поручился ему за (то, что наградой за это ему послужит) Рай?», — и я сказал: «Я!»
И (впоследствии) он (действительно) никого ни о чём не просил. (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)
1 То есть: не станет просить без крайней необходимости.
536 Сообщается, что Абу Бишр Кабиса бин аль-Мухарик, да будет доволен им Аллах, сказал:
(В своё время) я взял на себя обязательства по выплате выкупа,1 а (потом) пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, с просьбой (помочь мне выплатить его). Он сказал: «Поживи (здесь), пока нам не доставят садаку, и тогда мы велим (выдать) тебе (то, о чём ты просишь)», — а потом он сказал (мне): «О Кабиса, поистине, лишь троим позволено обращаться с (подобными) просьбами,2 а именно: человеку, взявшему на себя обязательства по выплате выкупа, — такому можно просить, чтобы (уплатить долг), после чего он (должен будет) воздержаться;3 человеку, которого постигло какое-нибудь бедствие, погубившее его имущество, — такому можно просить, чтобы получить средства к жизни; и, наконец, человеку, который впадёт в (такую) бедность, что трое разумных (людей) из числа его соплеменников скажут: «Такой-то обеднел (до крайности)!», — такому можно просить, чтобы получить средства к жизни, что же касается всех остальных просьб, то они запретны, а получивший что-нибудь в результате обращений с такими просьбами получил нечто запретное!» (Муслим)
1 Речь идёт о таких случаях, когда человек, пытающийся примирить между собой две группы людей, обязуется из своих средств выплатить компенсацию родственникам убитых или получившим увечья в результате конфликта.
2 Имеются в виду просьбы о выделении средств из закята, собранного с членов мусульманской общины.
3 То есть: воздержаться от просьб такого рода.
537 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Не тот беден, кто обходит людей, получая кусок-другой (еды) или один-два финика, — (истинно) беден не имеющий того, что избавило бы его (от необходимости просить других), но другие об этом не догадываются и поэтому не подают ему, сам же он не обращается с просьбами к людям. (Аль-Бухари; Муслим)
@темы: Коран, Запретное (харам), Ад и Рай, Сады праведных, Мусульмане, Хадисы, Благие деяния, Ислам, Мухаммед (сас)