читать дальшеАллах Всевышний сказал:
«И проявляй смирение по отношению к верующим...» («Аль-Хиджр», 88)
Всевышний также сказал:
«Так оставайся же вместе с теми, кто взывает к Господу своему утром и вечером, стремясь к лику Его, и не отводи глаза свои от них, стремясь к украшениям земной жизни...» («Пещера», 28)
Всевышний также сказал:
«Что касается сироты, то не обижай1 (его), что же касается просящего, то не отгоняй (его)...» («Утро», 9-10)
Всевышний также сказал:
«Видел ли ты того, кто отрицает религию?2
Это — тот, кто гонит сироту и не побуждает кормить неимущего». («Подаяние», 1-3)
________________________________________
1 То есть: не присваивай имущества сироты, пользуясь его слабостью.
2 «Дин». Это слово означает также «воздаяние», то есть, воздаяние людям за дела их после смерти.
260 Сообщается, что Са'д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды, когда) шестеро из нас сопровождали Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, многобожники1 сказали ему: «Прогони этих(, чтобы) они не смели (дерзить) нам!», — а (среди этих шестерых кроме) меня были Ибн Мас'уд, один человек из племени хузайль, Биляль и ещё двое, имён которых я не называю.2 И посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пришло на ум то, что было угодно Аллаху,3 и он обратился к своей душе, а Аллах Всевышний ниспослал (ему аят, в котором сказано): «И не прогоняй тех, которые взывают к Господу своему утром и вечером,4 стремясь к лику Его».5 (Муслим)
________________________________________
1 Здесь речь идет о событиях, имевших место после битвы при Хунайне 30 января 630 года, в которой мусульмане одержали победу над объединёнными силами племён хавазин и сакиф и захватили огромную добычу. Значительная часть этой добычи была передана пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, представителям мекканской знати для того, чтобы склонить их к Исламу. Он же назвал их людьми «с прирученными сердцами».
2 Возможно, что речь идет об Абу Бакре и Али, да будет доволен Аллах ими обоими, с которыми многобожники не хотели встречаться не потому, что они были низкого происхождения, а по той причине, что они приняли Ислам.
3 Имеется в виду, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, стал размышлять о том, как ему поступить в подобной ситуации.
4 Подразумевается, что такие люди делают это постоянно.
5 Сура «Скот», 52.
261 Сообщается, что Абу Хубайра 'Аиз бин Амр аль-Музани, да будет доволен им Аллах, один из тех, кто давал клятву, угодную Аллаху,1 сказал:
Когда Абу Суфйан в сопровождении нескольких человек явился к Сальману, Билялю и Сухайбу,2 они воскликнули: «Мечи Аллаха не получили своего от врага Аллаха!»,3 — что же касается Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, то он сказал: «И вы говорите подобное шейху и господину курайшитов?!»4 А потом он пришёл к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, рассказал ему обо всём, и он сказал: «О Абу Бакр, может быть, ты разгневал их? Поистине, если ты разгневал их, это значит, что ты разгневал Господа твоего!» И после этого (Абу Бакр) пришёл к ним и спросил: «О братья, не разгневал ли я вас?», — они же ответили (ему): «Нет, о брат наш, да простит тебя Аллах!» (Муслим)
________________________________________
1 Иначе говоря, клятву под деревом в аль-Худайбийи.
2 Это было вскоре после заключения перемирия между мусульманами и курайшитами в аль-Худайбийи в 628 году. Абу Суфйан являлся одним из богатейших курайшитов и долгое время был одним из самых ярых врагов Ислама, несмотря на то, что его дочь Рамла (Умм Хабиба) была женой Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Абу Суфйан принял Ислам накануне вступления войска мусульман в Мекку в январе 630 года. Сальман, Биляль и Сухайб, да будет доволен Аллах всеми ими, относились к числу ближайших сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.
3 Иначе говоря, они выразили сожаление в связи с тем, что Абу Суфйану до сих пор удавалось оставаться живым после сражений с мусульманами.
4 Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал это, желая добиться расположения Абу Суфйана и склонить его сердце к Исламу.
262 Передают со слов Сахля бин Са'да, да будет доволен им Аллах, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«В Раю я буду столь же (близок) к опекуну сироты», — после чего он сделал знак указательным и средним пальцами, разведя их в разные стороны. (Аль-Бухари)
263 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Опекающий сироту (из числа) его (родственников)1 или посторонних ему (людей будет) в Раю столь же (близок) ко мне, как два этих.
Сказав это, передатчик данного хадиса, которым был Малик бин Анас, сделал знак указательным и средним пальцами. (Муслим)
________________________________________
1 Имеются в виду кровные родственники наподобие матери, деда, брата и т.д.
264 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Не тот беден, кому достаются один-два финика или кусок-другой еды, лишь тот беден, кто воздерживается.1 (Аль-Бухари и Муслим)
В той версии (этого хадиса, которая приводится) в обоих «Сахихах»(, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
Не тот беден, кто обходит людей, получая кусок-другой (еды) или один-два финика, - (истинно) беден не имеющий того, что избавило бы его (от необходимости просить других), но другие об этом не догадываются и поэтому не подают ему, сам же он не обращается с просьбами к людям.
________________________________________
1 Иначе говоря, истинно бедным и имеющим право на подаяние является не такой человек, который обращается с просьбами к людям, а тот, кто, несмотря на свою бедность, воздерживается от обращений с просьбами к другим.
265 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Пекущийся о вдове и неимущем подобен сражающемуся на пути Аллаха.
(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал):
...и я считаю, что он сказал: «...и он подобен тому, кто молится по ночам без устали и постоянно соблюдает пост». (Аль-Бухари; Муслим)
266 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Наихудшим угощением является угощение свадебного пира, в котором отказывают приходящим на этот пир,1 приглашая на него тех, кто откажется (прийти).2 Что же касается не принявшего приглашения, то он ослушался Аллаха и посланника Его. (Муслим)
В другой версии (этого хадиса, которая приводится в обоих «Сахихах», со слов Абу Хурайры сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
Плохой едой является угощение того свадебного пира, на который приглашают богатых и (отказываются) звать бедных.
________________________________________
1 Имеются в виду бедняки, которые приходят на свадебное торжество для того, чтобы утолить голод.
2 Речь идёт о пресыщенных богачах.
267 Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Человек, заботившийся о двух девочках до тех пор, пока они не повзрослели,1 окажется в День воскресения столь же (близким) ко мне, как и два этих», — и, сказав это, он соединил между собой свои пальцы. (Муслим)
________________________________________
1 Имеется в виду достижение совершеннолетия.
268 Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
(Однажды) какая-то женщина, просившая подаяния, зашла (ко мне) с двумя своими дочерьми, однако у меня не нашлось ничего, кроме одного финика, который я и дала ей. Она разделила этот финик между своими девочками, а сама не отведала ни кусочка, после чего встала и вышла, а потом к нам зашел Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует. Я рассказала ему (об этом), а он сказал: «Эти девочки защитят от пламени (Ада) того, кому они были посланы в качестве испытания».1 (Аль-Бухари и Муслим)
________________________________________
1 Речь идёт о том, что если человек, которому Аллах пошлёт испытание, возложив на него бремя забот об этих девочках, будет заботиться о них должным образом, то наградой за это ему послужит спасение от Огня.
269 Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
Однажды ко мне пришла какая-то бедная женщина с двумя дочерьми на руках, и я дала ей три финика, она же дала по одному финику каждой из девочек, а (третий) финик поднесла ко рту, (чтобы съесть), но тут девочки снова стали просить у неё еды, и тогда она разделила этот финик между ними. Меня привёл в восхищение её поступок, и я рассказала об этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: «Поистине, за это Аллах сделал Рай обязательным для неё (или: ... освободил ее от Огня)!» (Муслим)
270 Передают со слов Абу Шурайха Хувайлида бин Амра аль-Хуза'и, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«О Аллах, поистине, я запрещаю ущемлять права двоих слабых: сироты и женщины!» (Хороший хадис, который с хорошим иснадом приводит ан-Наса'и)
Слово «запрещаю» (ухарриджу) означает «обвиняю в грехе» того, кто ущемит права этих двоих, серьёзнейшим образом предостерегаю от этого и недвусмысленно призываю воздержаться от подобного.
271 Сообщается, что Мус'аб бин Са'д бин Абу Ваккас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
(В своё время) Са'д1 решил, что он лучше всех прочих,2 и тогда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал (ему): «Разве не благодаря одним только слабым3 из вашей (среды) вам оказывается помощь и даруются средства к существованию?» (Аль-Бухари)
________________________________________
1 Отец передатчика этого хадиса.
2 Имеется в виду, что он стал свысока смотреть на тех, кто не отличался такой же храбростью.
3 То есть: благодаря мольбам, с которыми они обращаются к Аллаху.
272 Сообщается, что Абу-д-Дарда 'Уваймир, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Ищите для меня слабых,1 ибо вам оказывают помощь и даруются средства к жизни только благодаря слабым из вас». (Этот хадис с хорошим иснадом приводит Абу Дауд)
________________________________________
1 Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, хотел, чтобы к нему приводили слабых и беспомощных, так как благодаря благу их присутствия остальным мусульманам ниспосылался их удел и оказывалась помощь в борьбе с врагами.
[\MORE]
@темы: Коран, Сады праведных, Хадисы, Нравственность мусульманина, Мухаммед (сас)