Свое имя — Абд ар-Рахман ибн Сахр — он получил от посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ после принятия Ислама. В эпоху язычества его звали Абд Шамсом — “рабом солнца”. Родом он был из известного племени Даус аль-Азди из Йемена, которое существует и по наши дни.
читать дальше
Его семья прозвала его Абу Хурейрой — “владельцем котенка”. Однажды, когда он пас овец, он нашел дикую кошку с котятами. Ему очень понравились котята, и он взял нескольких из них и спрятал в рукаве. Когда он вернулся домой, его родственники услышали мяуканье и спросили: “Что это?” Он ответил: “Котята”. С того дня его и прозвали Абу Хурейрой.
Среди своего племени Абу Хурейра пользовался славой и авторитетом, которые достались ему от его дяди по отцу и по матери. Его дядя по отцу был эмиром своего племени, и после принятия им Ислама пророк صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ оставил его на этой должности. Его дядя по матери был знаменитым героем и богатырем Дауса.
ВНЕШНИЙ ВИД И ХАРАКТЕР
Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ был темнокожим мужчиной, широкоплечим, с двумя косами. Между верхними резцами у него было небольшое расстояние. Он был мягким, жизнерадостным и веселым человеком, любил носить льняную одежду и черную чалму.
ПРИНЯТИЕ ИСЛАМА И ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В МЕДИНУ
Племя Даус было языческим и поклонялось идолам, как и все остальные арабские племена. Покровителем Дауса считался Зу-ль-Хулса — идол, которому поклонялись члены племени. Кромешный мрак язычества рассеялся с появлением призыва к единобожию, принесенного из Мекки ат-Туфейлем ибн Амром, — поэтом, знатным и очень гостеприимным человеком из племени Даус. Он принял Ислам в Мекке, когда встретился с посланником Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, а затем вернулся к своему народу, призвав его к Исламу, и все они уверовали благодаря ему. Среди них был и Абу Хурейра. Позднее, незадолго до покорения Мекки, он переселился к посланнику Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ в Медину.
Тогда Абу Хурейра был еще молодым человеком, не достигшим тридцати лет, однако не следует удивляться, что он был сообразительным, имел живой ум, прекрасную память и крепкую веру. Они сформировались, пока он рос сиротой, опираясь только на самого себя. Его поразительная память была следствием аскетизма и отдаленности от мирских хлопот. Абу Хурейра говорил о себе: “Я вырос сиротой и совершил хиджру бедняком”.
ДОСТОИНСТВА АБУ ХУРЕЙРЫ И ОСТАЛЬНЫХ СПОДВИЖНИКОВ ПРОРОКА صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ
Переселение Абу Хурейры к пророку صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ и присоединение к его сподвижникам позволили ему достичь огромных заслуг и великого блага. Аллах даровал ему честь быть сподвижником Своего посланника صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, и он заслужил вознаграждение, обещанное всем сподвижникам пророка صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ. Всевышний Аллах سُبْحَانَهُ وَتَعَال сообщил об этом в Своем Откровении:
مُّحَمَّدٌ رَّسُولُ اللَّهِ وَالَّذِينَ مَعَهُ أَشِدَّاء عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَاء بَيْنَهُمْ
“Мухаммад — посланник Аллаха, и те, которые с ним, — яростны против неверных и милостивы между собой...” (Священный Коран. Сура “аль-Фатх” (“Победа”) 48:29).
В одном из самых последних аятов Корана, ниспосланном о них, Всевышний سُبْحَانَهُ وَتَعَال сказал:
لَقَد تَّابَ الله عَلَى النَّبِيِّ وَالْمُهَاجِرِينَ وَالأَنصَارِ الَّذِينَ اتَّبَعُوهُ فِي سَاعَةِ الْعُسْرَةِ
“Аллах принял покаяния пророка, мухаджиров и ансаров, которые последовали за ним в трудный час...” (Сура “ат-Тауба” (“Покаяние”) 9:117)
Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ также является мухаджиром, совершившим переселение к посланнику Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ из родного Йемена.
Пророк صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ сказал: “Не ругайте моих сподвижников. Если бы один из вас пожертвовал золото количеством с гору Ухуд, то это не сравнилось бы и с пригоршней, пожертвованной ими, и даже с ее половиной” (“аль-Джами’ ас-Сахих” (“Сборник достоверных хадисов”) имама аль-Бухари. Том 5, с. 10).
Поэтому любовь к сподвижникам пророка صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, да будет доволен ими Аллах, и обращение к Аллаху с молитвой об их прощении относятся к основам чистого исламского вероубеждения. Ибн Аббас رَضِى اَللهُ عَنْهُ, двоюродный брат посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ по отцу, сказал: “Не ругайте сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, поскольку час их пребывания рядом с ним лучше, чем ваши старания в течение 40 лет” (“аль-Акида” (“Вероубеждение”) имама ат-Тахави, с. 398).
Всевышний Аллах سُبْحَانَهُ وَتَعَال сказал:
وَالَّذِينَ جَاؤُوا مِن بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلَا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِّلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا إِنَّكَ رَؤُوفٌ رَّحِيمٌ
“Те, которые пришли после них, говорят: “Господи, прости нам и братьям нашим, которые опередили нас в вере, и не утверждай в сердцах наших злобы к тем, которые уверовали! Господи наш, ведь Ты — Мягок, Милостив!” (Сура “аль-Хашр” (“Собрание”) 59:10)
Таким образом, нам повелено только молить Аллаха о прощении для них. Всевышний Аллах سُبْحَانَهُ وَتَعَال также сказал:
وَكَذَلِكَ جَعَلْنَاكُمْ أُمَّةً وَسَطًا لِّتَكُونُواْ شُهَدَاء عَلَى النَّاسِ وَيَكُونَ الرَّسُولُ عَلَيْكُمْ شَهِيدًا
“Так Мы сделали вас справедливой общиной, чтобы вы были свидетелями относительно людей и чтобы посланник был свидетелем относительно вас...” (Сура “аль-Бакара” (“Корова”) 2:143)
Всевышний Аллах سُبْحَانَهُ وَتَعَال призвал нас придерживаться прямого пути, веры, знаний, братства, согласия и любви, которым следовали сподвижники, сказав:
وَمَن يُشَاقِقِ الرَّسُولَ مِن بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُ الْهُدَى وَيَتَّبِعْ غَيْرَ سَبِيلِ الْمُؤْمِنِينَ نُوَلِّهِ مَا تَوَلَّى وَنُصْلِهِ جَهَنَّمَ وَسَاءتْ مَصِيرًا
“А кто станет противиться посланнику после того, как стал ему ясен прямой путь, и последует не по пути верующих, того Мы обратим к тому, к чему он сам обратился, и спалим его в геенне. Как скверно это пристанище!” (Сура “ан-Ниса’” (“Женщины”) 4:115)
Имам ат-Тахави в своем труде об исламском вероубеждении, авторитет и достоверность которого признали ученые всех мазхабов, писал: “Мы любим сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, не проявляем чрезмерности в нашей любви к ним и не отрекаемся ни от одного из них. Мы не любим тех, кто ненавидит их или недостойно о них отзывается. Говоря же о них, мы говорим только благое. Любовь к ним — это часть религии, веры и ихсана (высшей степени веры. — Прим. пер.), а ненависть к ним — прямая противоположность вышеупомянутому...” (“аль-Акида”, с. 396). Придерживаться этих убеждений обязан каждый мусульманин.
Посланник Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ обратился к Всевышнему с молитвой за племя Даус, сказав: “О Аллах! Наставь Даус на прямой путь и приведи их в Ислам!” Тогда Абу Хурейра уже был верующим, однако благословение молитвы пророка не миновало его. Об этом свидетельствуют слова посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, который подчеркнул превосходство мусульман Йемена, сказав: “Вера — из Йемена, и мудрость — из Йемена. К вам приехали жители Йемена с тонким умом и мягкими сердцами...” (аль-Бухари, 5/219).
Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ и его мать были удостоены и особой молитвы посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ. Он сказал: “О Аллах! Сделай этого Своего раба и его мать любимыми для Своих верующих рабов, и сде-лай верующих любимыми для них!” (“аль-Джами’ ас-Сахих” имама Муслима, 7/166). Поэтому любовь к Абу Хурейре и его матери является одним из признаков искренней веры.
Однако подлинные слава и заслуги нашли Абу Хурейру رَضِى اَللهُ عَنْهُ когда он поселился в ас-Суффе — тенистом месте во дворе мечети пророка в Медине. Обитателями ее были бедные мухаджиры, не имеющие никакого другого пристанища, по-мимо мечети. Их единственной заботой было изучение Корана и религии Аллаха.
Ас-Суффа была первой школой Ислама, а окрепших в ней верующих Аллах سُبْحَانَهُ وَتَعَال удостоил Своей похвалы в Священном Коране и повелел мусульманам быть добродетельными к ним:
لِلْفُقَرَاء الَّذِينَ أُحصِرُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ لاَ يَسْتَطِيعُونَ ضَرْبًا فِي الأَرْضِ يَحْسَبُهُمُ الْجَاهِلُ أَغْنِيَاء مِنَ التَّعَفُّفِ تَعْرِفُهُم بِسِيمَاهُمْ لاَ يَسْأَلُونَ النَّاسَ إِلْحَافًا وَمَا تُنفِقُواْ
“...Для бедных, которые терпят нужду на пути Аллаха; они не могут вести промыслов на земле. Незнающий почтет их, по скромности их, богатыми; ты узнаешь их по их признакам: они не просят докучливо...” (Сура “аль-Бакара” (“Корова”) 2:273)
Аллах سُبْحَانَهُ وَتَعَال также повелел Своему посланнику держаться вместе с теми бедняками, единственной заботой которых было поклонение Аллаху и повиновение ему днем и ночью:
وَاصْبِرْ نَفْسَكَ مَعَ الَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُم بِالْغَدَاةِ وَالْعَشِيِّ يُرِيدُونَ وَجْهَهُ
“Терпи душой с теми, которые взывают к своему Господу утром и вечером, стремясь к Его лику...” (Сура “аль-Кахф” (“Пещера”) 18:28)
ЛЮБОВЬ К ПРОРОКУ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ И НЕРАЗЛУЧНОСТЬ С НИМ
Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ сильно любил посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ. Однажды он признался ему: “О посланник Аллаха, когда я вижу тебя, душа моя становится счастливой, а глаза отдыхают” (“Муснад” имама Ахмада 2/323). Эта любовь полностью овладела им, и он отдавал предпочтение тому, чтобы услышать один хадис из уст посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, перед тысячью рак’атами дополнительной молитвы. Он говорил: “Одна часть постигаемых нами знаний любезнее для нас, чем тысяча рак’атов”.
Страстная любовь к посланнику صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ разгоралась в нем, когда упоминалось его имя. После смерти посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ он не мог сдерживать себя и был готов разрыдаться до потери сознания при его упоминании. (“аль-Джами’ аль-Кабир” (“Большой сборник хадисов”) имама ат-Тирмизи 9/226). Являясь частью его веры, глубокая любовь к пророку صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ в сердце Абу Хурейры رَضِى اَللهُ عَنْهُ побудила его всецело отдаться непрерывному общению с посланником Аллаха رَضِى اَللهُ عَنْهُ — не только в мечети и ас-Суффе, но и в походах и путешествиях, на базаре и при навещении больных. Он держал поводья его верблюдицы, помогал ему дома и в дороге. Он очень часто спрашивал пророка о том, о чем не интересовался никто иной. Это позволило Абу Хурейре رَضِى اَللهُ عَنْهُ узнать о многих деяниях пророка صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, о которых не ведали большинство сподвижников.
Посмотрите на его рвение к знаниям: когда посланник Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ раздавал трофеи, он спросил его: “Разве ты не попросишь у меня доли из этих трофеев?” Он ответил: “Я прошу лишь научить меня тому, чему научил тебя Аллах”. Всевышний и Всеведущий Аллах знал правдивость его слов, и он стал одним из великих ученых.
ГОЛОД НА ПУТИ ПОСТИЖЕНИЯ ЗНАНИЙ
Он жил в ас-Суффе — бедный, без имущества, без крова, без занятия. Как и другие обитатели ас-Суффы, он довольствовался наставлением на прямой путь, которым одарил его Аллах. Он посвятил себя неразлучному следованию за посланником Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ради того, чтобы услышать все, что он говорил, и запомнить это для того, чтобы научить этому других. Иногда он проводил несколько дней без еды и терял сознание из-за голода. Подобным самопожертвованием сподвижники пророка صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ воспитывали собственные души — так выросли поколения, покорившие Сирию, Персию, Ирак и другие страны. Их стремления были обращены не к тому, как наполнить свои животы, а к познанию религии и повиновению Аллаху и Его посланнику صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ. Однажды Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, войдя в комнату своей жены Фатимы, дочери посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, увидел, что аль-Хасан и аль-Хусейн плачут. “От-чего они плачут?”, — спросил он. Фатима ответила: “От голода” (“Китаб ас-Сунан” (“Книга хадисов Пророка”) имама Абу Дауда 1/398).
ДЖИХАД НА ПУТИ АЛЛАХА سُبْحَانَهُ وَتَعَال
Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ принимал участие во всех сражениях посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, кроме битв при Бадре, Ухуде и сражения у рва, потому что он переселился к пророку صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ после них. Он участвовал в битвах при Хейбаре и Зат ар-Рика’, в покорении Мекки, в походах на Табук и Му’та и других. Он сражался с вероотступниками в эпоху правления халифа Абу Бакра رَضِى اَللهُ عَنْهُ, позднее участвовал в битве при Йармуке, походах на Армению и Джурджан. В боях за истину он проявил себя крепким бойцом и верным мусульманином.
ВЫСОКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ
Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ получил от пророка صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ прекрасное воспитание в духе веры в Аллаха. Оно неоднократно проявлялось при различных обстоятельствах в течение его жизни. Иногда пророк صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ давал ему наставления, говоря: “О Абу Хурейра! Будь богобоязнен, и ты будешь лучшим в поклонении Аллаху! Довольствуйся малым, и ты будешь самым благодарным из людей! Желай людям того, чего ты желаешь самому себе, и ты станешь верующим! Будь благодетелен к своим соседям, и ты станешь мусульманином! И меньше смейся, ибо частый смех губит душу...” (“Китаб ас-Сунан” имама Ибн Маджи 2/141).
Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ всегда помнил это завещание. Он был богобоязнен, аскетичен, далек от мирских удовольствий, богатства и искушений. Он любил людей, обучал их и внимательно заботился о них. Он был добродетелен к своему соседу Аммару ибн Йасиру, отдавая должное его заслугам в деле распространения Ислама. Он часто плакал и редко смеялся. Да будет доволен им Аллах!
ВНИМАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К КОРАНУ И ИЗУЧЕНИЕ ЕГО
Частое чтение Корана и изучение его наизусть являются признаками веры. Посланник Аллаха сказал: “Лучшими из вас являются те, кто изучает Коран и обучает ему других”. Поэтому Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ опередил многих в этом великом деле.
Он изучил Коран и запомнил его со слов Убеййа ибн Ка’ба, который был одним из тех, кто записывал, собирал и изучал Коран у посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ. Затем сам Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ стал преподавать Коран. Его учеником был Абу Джа’фар Йазид ибн аль-Ка’ка’ аль-Мадани, один из десяти самых знаменитых чтецов Корана, посредством которых священные тексты Книги Аллаха дошли до наших дней, ибо сохранение Корана не основывается на книгах, в которых он записан: Коран хранится в сердцах ученых, которые из поколения в поколение донесли его до наших дней. Ученик перенимает знания от своего шейха, тот — от своего, и так — до посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ.
УСЕРДИЕ В ПОКЛОНЕНИИ
Как-то Абу Усман ан-Нахди رَضِى اَللهُ عَنْهُ остановился в гостях у Абу Хурейры رَضِى اَللهُ عَنْهُ, о чем он позднее вспоминал: “Абу Хурейра, его жена и слуга делили ночь на три части — один совершал молитву, затем будил другого” (аль-Бухари, 7/102). Сам Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ о своем режиме говорил: “Я разделяю ночь на три части: первую треть я сплю, вторую треть совершаю молитву, а последнюю треть вспоминаю хадисы посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ” (“ас-Сунан” (“Сунна”) имама ад-Дарими, 1/82).
Он постился каждый понедельник и четверг в течение всей своей жизни. Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ говорил: “Более всего скуп тот, кто скупится на приветствие; а более всего ленив тот, кто лениться обратить мольбу к Аллаху” (“Фатх аль-Бари” (“Помощь Создателя”) хафиза Ибн Хаджара, 11/498).
ДОБРОДЕТЕЛЬ К МАТЕРИ
Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ был добродетелен к своей матери как во времена язычества, так и в Исламе. Однажды он призвал ее принять Ислам, но она отказалась и оскорбила посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ. Абу Хурейра заплакал, пришел к пророку صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ и попросил его воззвать к Аллаху, чтобы Он наставил его мать на прямой путь. Пророк صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ исполнил его просьбу. Когда Абу Хурейра вернулся домой, чтобы обрадовать ее тем, что пророк صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ взмолился за нее к Аллаху, он увидел, что она уже засвидетельствовала, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха. (Муслим, 7/165).
Однажды пророк صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ дал ему два финика. Он съел один, а второй положил в карман. Пророк صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ спросил его: “Зачем?” Он ответил: “Я оставил его для матери”. Он сказал ему: “Съешь его, а мы дадим тебе еще два финика для твоей матери”.
Всякий раз, когда Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ входил в комнату своей матери, он говорил: “Да вознаградит тебя Аллах добром за то, что ты воспитала меня, когда я был маленьким”. Она отвечала ему: “Да вознаградит Аллах добром и тебя за то, что ты почтителен со мной, когда я уже постарела” (“аль-Адаб аль-Муфрад” (“Чистая мораль”) има-ма аль-Бухари, 1/64).
СКРОМНОСТЬ И БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ
Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ был одним из ученых среди сподвижников посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, однако он не превозносил себя ни в собственных глазах, ни перед другими. Как-то он сказал Ибн Аббасу رَضِى اَللهُ عَنْهُ, несмотря на то, что тот был одним из молодых сподвижников и был моложе его по возрасту: “Ты лучше меня и более знающ”.
Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ был великодушным и щедрым, любяще относился к рабам Аллаха, сиротам, вдовам, соседям, слабым и бедным. Когда халифы отправляли ему подарки, он раздавал их в тот же вечер. Он взял под опеку сироту Му‘авию ибн Му‘тиба, обучил и воспитал его, и он стал одним из величайших ученых.
СВИДЕТЕЛЬСТВО ПРОРОКА صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ О ЕГО ЗНАНИЯХ
Как-то Абу Хурейра “Ты лучше меня и более знающ”. спросил Пророка صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: “Кто же счастливейшие из людей, которые удостоятся твоего заступничества в День воскресения, о посланник Аллаха?” Он сказал ему: “Видя твое рвение в изучении хадисов, я предполагал, Абу Хурейра, что никто не спросит меня об этом раньше тебя. Самыми счастливыми из людей, которые будут удостоены моего заступничества в День воскресения, будут те, кто сказал: “Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха” от чистого сердца” (аль-Бухари, 8/146).
Посланник Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ доверял ему распространять свои хадисы. Однажды он сказал ему: “Выйди и возвести в Медине, что нет молитвы без чтения Корана — хотя бы суры “аль-Фатиха”, а кто может — то более этого” (Абу Дауд, 1/188).
СВИДЕТЕЛЬСТВА ВЕЛИКИХ СПОДВИЖНИКОВ О НЕМ И ЕГО ЗНАНИЯХ
Тальха ибн Убейдуллах, один из десяти сподвижников посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, которым он предвестил райское блаженство, свояк пророка صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ по линии четырех его жен и один из его самых близких учеников, сказал: “Несомненно, он (Абу Хурейра. — Прим. пер.) слышал от посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ то, чего не слышали мы, потому что он был нищим, неимущим, постоянным гостем посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ и ходил с ним рука в руку. Мы же имели дома и богатство и приходили к посланнику Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ лишь на рассвете и вечером” (ат-Тирмизи, 13/226).
Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ передал от посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ рекордное количество хадисов — 5374. Перед пятничной молитвы он постоянно рассказывал их в мечети пророка صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ в Медине, и его слушали сподвижники и их знаменитые последователи (“аль-Мусаннаф” Ибн Абу Шейбы 2/137). В течение 13 лет — после убийства Усмана رَضِى اَللهُ عَنْهُ вплоть до своей смерти он выносил фетвы в столице халифата, которые находили доверие у всех сподвижников посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ. Многие ученые из разных концов халифата приезжали в Медину, чтобы обучаться у него.
Отдавая должное его преданности, верности и знаниям, Абу Бакр رَضِى اَللهُ عَنْهُ назначил его помощником эмира Бахрейна — аль-Ала’ аль-Хадрами, а затем — Кудамы ибн Маз‘уна. Халиф Умар رَضِى اَللهُ عَنْهُ же передал должность эмира Бахрейна самому Абу Хурейре رَضِى اَللهُ عَنْهُ. Это еще раз свидетельствует о том, что он был одним из видных мусульман, и в дополнение к своим глубоким знаниям Корана и шариата, он прекрасно разбирался в вопросах управления государством и политики.
В течение долгого времени при жизни посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ изучал религию Аллаха, оставаясь холостым. После смерти пророка صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ он женился, и у него родились четверо сыновей и дочь. Все они обучались у своего отца и стали заслуживающими доверия учеными. Его род продолжается и по сей день в Египте, Ливии, Тунисе, Алжире и Марокко. Среди них было много известных мусульманских ученых.
Абу Хурейра прожил 78 лет. В течение своей плодотворной жизни он достойно выполнил обязательство, лежащее на нем — передал последующим поколениям мусульман наследие пророка Мухаммада صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ. Он переселился к посланнику Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ из далекой земли, довольствовался в своей жизни малым, непрестанно сопровождал пророка صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, сражался с язычеством, боролся с вероотступничеством, участвовал в походах, защищал исламский халифат, уничтожал смуту и искушение, распространял хадисы посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ... Ему оставалось только отправиться на встречу со Всевышним Господом. Перед тем как его душа рассталась с телом, он завещал своим близким: “Не оплакивайте меня когда я умру, потому что посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ не оплакивали”. Затем он заплакал сам, и его спросили: “Что заставило тебя плакать?” Он ответил: “Я плачу не по мирской жизни, в которой вас оставляю. Я плачу от того, что мне предстоит дальнее путешествие, но я очень мало приготовил для него. Я стою перед вознесением и дорогой в рай или ад и не знаю, куда меня введут...”
Он скончался в 57 г. после хиджры. На его похоронах присутствовали многие сподвижники, их последователи, видные ученые, среди которых был и Абдуллах ибн аль-Ибад. Он молил Аллаха о прощении и милости для Абу Хурейры и сказал: “Он был одним из тех, кто сохранил хадисы посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ для мусульман” (“ат-Табакат аль-Кубра” (“Большой свод биографий”) имама Ибн Са‘да, 4/30).
Да будет Аллах доволен Абу Хурейрой и всеми остальными сподвижниками посланника Аллаха, и да смилостивится над ними!
читать дальше
Его семья прозвала его Абу Хурейрой — “владельцем котенка”. Однажды, когда он пас овец, он нашел дикую кошку с котятами. Ему очень понравились котята, и он взял нескольких из них и спрятал в рукаве. Когда он вернулся домой, его родственники услышали мяуканье и спросили: “Что это?” Он ответил: “Котята”. С того дня его и прозвали Абу Хурейрой.
Среди своего племени Абу Хурейра пользовался славой и авторитетом, которые достались ему от его дяди по отцу и по матери. Его дядя по отцу был эмиром своего племени, и после принятия им Ислама пророк صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ оставил его на этой должности. Его дядя по матери был знаменитым героем и богатырем Дауса.
ВНЕШНИЙ ВИД И ХАРАКТЕР
Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ был темнокожим мужчиной, широкоплечим, с двумя косами. Между верхними резцами у него было небольшое расстояние. Он был мягким, жизнерадостным и веселым человеком, любил носить льняную одежду и черную чалму.
ПРИНЯТИЕ ИСЛАМА И ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В МЕДИНУ
Племя Даус было языческим и поклонялось идолам, как и все остальные арабские племена. Покровителем Дауса считался Зу-ль-Хулса — идол, которому поклонялись члены племени. Кромешный мрак язычества рассеялся с появлением призыва к единобожию, принесенного из Мекки ат-Туфейлем ибн Амром, — поэтом, знатным и очень гостеприимным человеком из племени Даус. Он принял Ислам в Мекке, когда встретился с посланником Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, а затем вернулся к своему народу, призвав его к Исламу, и все они уверовали благодаря ему. Среди них был и Абу Хурейра. Позднее, незадолго до покорения Мекки, он переселился к посланнику Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ в Медину.
Тогда Абу Хурейра был еще молодым человеком, не достигшим тридцати лет, однако не следует удивляться, что он был сообразительным, имел живой ум, прекрасную память и крепкую веру. Они сформировались, пока он рос сиротой, опираясь только на самого себя. Его поразительная память была следствием аскетизма и отдаленности от мирских хлопот. Абу Хурейра говорил о себе: “Я вырос сиротой и совершил хиджру бедняком”.
ДОСТОИНСТВА АБУ ХУРЕЙРЫ И ОСТАЛЬНЫХ СПОДВИЖНИКОВ ПРОРОКА صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ
Переселение Абу Хурейры к пророку صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ и присоединение к его сподвижникам позволили ему достичь огромных заслуг и великого блага. Аллах даровал ему честь быть сподвижником Своего посланника صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, и он заслужил вознаграждение, обещанное всем сподвижникам пророка صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ. Всевышний Аллах سُبْحَانَهُ وَتَعَال сообщил об этом в Своем Откровении:
مُّحَمَّدٌ رَّسُولُ اللَّهِ وَالَّذِينَ مَعَهُ أَشِدَّاء عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَاء بَيْنَهُمْ
“Мухаммад — посланник Аллаха, и те, которые с ним, — яростны против неверных и милостивы между собой...” (Священный Коран. Сура “аль-Фатх” (“Победа”) 48:29).
В одном из самых последних аятов Корана, ниспосланном о них, Всевышний سُبْحَانَهُ وَتَعَال сказал:
لَقَد تَّابَ الله عَلَى النَّبِيِّ وَالْمُهَاجِرِينَ وَالأَنصَارِ الَّذِينَ اتَّبَعُوهُ فِي سَاعَةِ الْعُسْرَةِ
“Аллах принял покаяния пророка, мухаджиров и ансаров, которые последовали за ним в трудный час...” (Сура “ат-Тауба” (“Покаяние”) 9:117)
Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ также является мухаджиром, совершившим переселение к посланнику Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ из родного Йемена.
Пророк صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ сказал: “Не ругайте моих сподвижников. Если бы один из вас пожертвовал золото количеством с гору Ухуд, то это не сравнилось бы и с пригоршней, пожертвованной ими, и даже с ее половиной” (“аль-Джами’ ас-Сахих” (“Сборник достоверных хадисов”) имама аль-Бухари. Том 5, с. 10).
Поэтому любовь к сподвижникам пророка صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, да будет доволен ими Аллах, и обращение к Аллаху с молитвой об их прощении относятся к основам чистого исламского вероубеждения. Ибн Аббас رَضِى اَللهُ عَنْهُ, двоюродный брат посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ по отцу, сказал: “Не ругайте сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, поскольку час их пребывания рядом с ним лучше, чем ваши старания в течение 40 лет” (“аль-Акида” (“Вероубеждение”) имама ат-Тахави, с. 398).
Всевышний Аллах سُبْحَانَهُ وَتَعَال сказал:
وَالَّذِينَ جَاؤُوا مِن بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلَا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِّلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا إِنَّكَ رَؤُوفٌ رَّحِيمٌ
“Те, которые пришли после них, говорят: “Господи, прости нам и братьям нашим, которые опередили нас в вере, и не утверждай в сердцах наших злобы к тем, которые уверовали! Господи наш, ведь Ты — Мягок, Милостив!” (Сура “аль-Хашр” (“Собрание”) 59:10)
Таким образом, нам повелено только молить Аллаха о прощении для них. Всевышний Аллах سُبْحَانَهُ وَتَعَال также сказал:
وَكَذَلِكَ جَعَلْنَاكُمْ أُمَّةً وَسَطًا لِّتَكُونُواْ شُهَدَاء عَلَى النَّاسِ وَيَكُونَ الرَّسُولُ عَلَيْكُمْ شَهِيدًا
“Так Мы сделали вас справедливой общиной, чтобы вы были свидетелями относительно людей и чтобы посланник был свидетелем относительно вас...” (Сура “аль-Бакара” (“Корова”) 2:143)
Всевышний Аллах سُبْحَانَهُ وَتَعَال призвал нас придерживаться прямого пути, веры, знаний, братства, согласия и любви, которым следовали сподвижники, сказав:
وَمَن يُشَاقِقِ الرَّسُولَ مِن بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُ الْهُدَى وَيَتَّبِعْ غَيْرَ سَبِيلِ الْمُؤْمِنِينَ نُوَلِّهِ مَا تَوَلَّى وَنُصْلِهِ جَهَنَّمَ وَسَاءتْ مَصِيرًا
“А кто станет противиться посланнику после того, как стал ему ясен прямой путь, и последует не по пути верующих, того Мы обратим к тому, к чему он сам обратился, и спалим его в геенне. Как скверно это пристанище!” (Сура “ан-Ниса’” (“Женщины”) 4:115)
Имам ат-Тахави в своем труде об исламском вероубеждении, авторитет и достоверность которого признали ученые всех мазхабов, писал: “Мы любим сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, не проявляем чрезмерности в нашей любви к ним и не отрекаемся ни от одного из них. Мы не любим тех, кто ненавидит их или недостойно о них отзывается. Говоря же о них, мы говорим только благое. Любовь к ним — это часть религии, веры и ихсана (высшей степени веры. — Прим. пер.), а ненависть к ним — прямая противоположность вышеупомянутому...” (“аль-Акида”, с. 396). Придерживаться этих убеждений обязан каждый мусульманин.
Посланник Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ обратился к Всевышнему с молитвой за племя Даус, сказав: “О Аллах! Наставь Даус на прямой путь и приведи их в Ислам!” Тогда Абу Хурейра уже был верующим, однако благословение молитвы пророка не миновало его. Об этом свидетельствуют слова посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, который подчеркнул превосходство мусульман Йемена, сказав: “Вера — из Йемена, и мудрость — из Йемена. К вам приехали жители Йемена с тонким умом и мягкими сердцами...” (аль-Бухари, 5/219).
Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ и его мать были удостоены и особой молитвы посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ. Он сказал: “О Аллах! Сделай этого Своего раба и его мать любимыми для Своих верующих рабов, и сде-лай верующих любимыми для них!” (“аль-Джами’ ас-Сахих” имама Муслима, 7/166). Поэтому любовь к Абу Хурейре и его матери является одним из признаков искренней веры.
Однако подлинные слава и заслуги нашли Абу Хурейру رَضِى اَللهُ عَنْهُ когда он поселился в ас-Суффе — тенистом месте во дворе мечети пророка в Медине. Обитателями ее были бедные мухаджиры, не имеющие никакого другого пристанища, по-мимо мечети. Их единственной заботой было изучение Корана и религии Аллаха.
Ас-Суффа была первой школой Ислама, а окрепших в ней верующих Аллах سُبْحَانَهُ وَتَعَال удостоил Своей похвалы в Священном Коране и повелел мусульманам быть добродетельными к ним:
لِلْفُقَرَاء الَّذِينَ أُحصِرُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ لاَ يَسْتَطِيعُونَ ضَرْبًا فِي الأَرْضِ يَحْسَبُهُمُ الْجَاهِلُ أَغْنِيَاء مِنَ التَّعَفُّفِ تَعْرِفُهُم بِسِيمَاهُمْ لاَ يَسْأَلُونَ النَّاسَ إِلْحَافًا وَمَا تُنفِقُواْ
“...Для бедных, которые терпят нужду на пути Аллаха; они не могут вести промыслов на земле. Незнающий почтет их, по скромности их, богатыми; ты узнаешь их по их признакам: они не просят докучливо...” (Сура “аль-Бакара” (“Корова”) 2:273)
Аллах سُبْحَانَهُ وَتَعَال также повелел Своему посланнику держаться вместе с теми бедняками, единственной заботой которых было поклонение Аллаху и повиновение ему днем и ночью:
وَاصْبِرْ نَفْسَكَ مَعَ الَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُم بِالْغَدَاةِ وَالْعَشِيِّ يُرِيدُونَ وَجْهَهُ
“Терпи душой с теми, которые взывают к своему Господу утром и вечером, стремясь к Его лику...” (Сура “аль-Кахф” (“Пещера”) 18:28)
ЛЮБОВЬ К ПРОРОКУ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ И НЕРАЗЛУЧНОСТЬ С НИМ
Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ сильно любил посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ. Однажды он признался ему: “О посланник Аллаха, когда я вижу тебя, душа моя становится счастливой, а глаза отдыхают” (“Муснад” имама Ахмада 2/323). Эта любовь полностью овладела им, и он отдавал предпочтение тому, чтобы услышать один хадис из уст посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, перед тысячью рак’атами дополнительной молитвы. Он говорил: “Одна часть постигаемых нами знаний любезнее для нас, чем тысяча рак’атов”.
Страстная любовь к посланнику صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ разгоралась в нем, когда упоминалось его имя. После смерти посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ он не мог сдерживать себя и был готов разрыдаться до потери сознания при его упоминании. (“аль-Джами’ аль-Кабир” (“Большой сборник хадисов”) имама ат-Тирмизи 9/226). Являясь частью его веры, глубокая любовь к пророку صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ в сердце Абу Хурейры رَضِى اَللهُ عَنْهُ побудила его всецело отдаться непрерывному общению с посланником Аллаха رَضِى اَللهُ عَنْهُ — не только в мечети и ас-Суффе, но и в походах и путешествиях, на базаре и при навещении больных. Он держал поводья его верблюдицы, помогал ему дома и в дороге. Он очень часто спрашивал пророка о том, о чем не интересовался никто иной. Это позволило Абу Хурейре رَضِى اَللهُ عَنْهُ узнать о многих деяниях пророка صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, о которых не ведали большинство сподвижников.
Посмотрите на его рвение к знаниям: когда посланник Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ раздавал трофеи, он спросил его: “Разве ты не попросишь у меня доли из этих трофеев?” Он ответил: “Я прошу лишь научить меня тому, чему научил тебя Аллах”. Всевышний и Всеведущий Аллах знал правдивость его слов, и он стал одним из великих ученых.
ГОЛОД НА ПУТИ ПОСТИЖЕНИЯ ЗНАНИЙ
Он жил в ас-Суффе — бедный, без имущества, без крова, без занятия. Как и другие обитатели ас-Суффы, он довольствовался наставлением на прямой путь, которым одарил его Аллах. Он посвятил себя неразлучному следованию за посланником Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ради того, чтобы услышать все, что он говорил, и запомнить это для того, чтобы научить этому других. Иногда он проводил несколько дней без еды и терял сознание из-за голода. Подобным самопожертвованием сподвижники пророка صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ воспитывали собственные души — так выросли поколения, покорившие Сирию, Персию, Ирак и другие страны. Их стремления были обращены не к тому, как наполнить свои животы, а к познанию религии и повиновению Аллаху и Его посланнику صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ. Однажды Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, войдя в комнату своей жены Фатимы, дочери посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, увидел, что аль-Хасан и аль-Хусейн плачут. “От-чего они плачут?”, — спросил он. Фатима ответила: “От голода” (“Китаб ас-Сунан” (“Книга хадисов Пророка”) имама Абу Дауда 1/398).
ДЖИХАД НА ПУТИ АЛЛАХА سُبْحَانَهُ وَتَعَال
Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ принимал участие во всех сражениях посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, кроме битв при Бадре, Ухуде и сражения у рва, потому что он переселился к пророку صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ после них. Он участвовал в битвах при Хейбаре и Зат ар-Рика’, в покорении Мекки, в походах на Табук и Му’та и других. Он сражался с вероотступниками в эпоху правления халифа Абу Бакра رَضِى اَللهُ عَنْهُ, позднее участвовал в битве при Йармуке, походах на Армению и Джурджан. В боях за истину он проявил себя крепким бойцом и верным мусульманином.
ВЫСОКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ
Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ получил от пророка صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ прекрасное воспитание в духе веры в Аллаха. Оно неоднократно проявлялось при различных обстоятельствах в течение его жизни. Иногда пророк صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ давал ему наставления, говоря: “О Абу Хурейра! Будь богобоязнен, и ты будешь лучшим в поклонении Аллаху! Довольствуйся малым, и ты будешь самым благодарным из людей! Желай людям того, чего ты желаешь самому себе, и ты станешь верующим! Будь благодетелен к своим соседям, и ты станешь мусульманином! И меньше смейся, ибо частый смех губит душу...” (“Китаб ас-Сунан” имама Ибн Маджи 2/141).
Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ всегда помнил это завещание. Он был богобоязнен, аскетичен, далек от мирских удовольствий, богатства и искушений. Он любил людей, обучал их и внимательно заботился о них. Он был добродетелен к своему соседу Аммару ибн Йасиру, отдавая должное его заслугам в деле распространения Ислама. Он часто плакал и редко смеялся. Да будет доволен им Аллах!
ВНИМАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К КОРАНУ И ИЗУЧЕНИЕ ЕГО
Частое чтение Корана и изучение его наизусть являются признаками веры. Посланник Аллаха сказал: “Лучшими из вас являются те, кто изучает Коран и обучает ему других”. Поэтому Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ опередил многих в этом великом деле.
Он изучил Коран и запомнил его со слов Убеййа ибн Ка’ба, который был одним из тех, кто записывал, собирал и изучал Коран у посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ. Затем сам Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ стал преподавать Коран. Его учеником был Абу Джа’фар Йазид ибн аль-Ка’ка’ аль-Мадани, один из десяти самых знаменитых чтецов Корана, посредством которых священные тексты Книги Аллаха дошли до наших дней, ибо сохранение Корана не основывается на книгах, в которых он записан: Коран хранится в сердцах ученых, которые из поколения в поколение донесли его до наших дней. Ученик перенимает знания от своего шейха, тот — от своего, и так — до посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ.
УСЕРДИЕ В ПОКЛОНЕНИИ
Как-то Абу Усман ан-Нахди رَضِى اَللهُ عَنْهُ остановился в гостях у Абу Хурейры رَضِى اَللهُ عَنْهُ, о чем он позднее вспоминал: “Абу Хурейра, его жена и слуга делили ночь на три части — один совершал молитву, затем будил другого” (аль-Бухари, 7/102). Сам Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ о своем режиме говорил: “Я разделяю ночь на три части: первую треть я сплю, вторую треть совершаю молитву, а последнюю треть вспоминаю хадисы посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ” (“ас-Сунан” (“Сунна”) имама ад-Дарими, 1/82).
Он постился каждый понедельник и четверг в течение всей своей жизни. Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ говорил: “Более всего скуп тот, кто скупится на приветствие; а более всего ленив тот, кто лениться обратить мольбу к Аллаху” (“Фатх аль-Бари” (“Помощь Создателя”) хафиза Ибн Хаджара, 11/498).
ДОБРОДЕТЕЛЬ К МАТЕРИ
Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ был добродетелен к своей матери как во времена язычества, так и в Исламе. Однажды он призвал ее принять Ислам, но она отказалась и оскорбила посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ. Абу Хурейра заплакал, пришел к пророку صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ и попросил его воззвать к Аллаху, чтобы Он наставил его мать на прямой путь. Пророк صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ исполнил его просьбу. Когда Абу Хурейра вернулся домой, чтобы обрадовать ее тем, что пророк صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ взмолился за нее к Аллаху, он увидел, что она уже засвидетельствовала, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха. (Муслим, 7/165).
Однажды пророк صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ дал ему два финика. Он съел один, а второй положил в карман. Пророк صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ спросил его: “Зачем?” Он ответил: “Я оставил его для матери”. Он сказал ему: “Съешь его, а мы дадим тебе еще два финика для твоей матери”.
Всякий раз, когда Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ входил в комнату своей матери, он говорил: “Да вознаградит тебя Аллах добром за то, что ты воспитала меня, когда я был маленьким”. Она отвечала ему: “Да вознаградит Аллах добром и тебя за то, что ты почтителен со мной, когда я уже постарела” (“аль-Адаб аль-Муфрад” (“Чистая мораль”) има-ма аль-Бухари, 1/64).
СКРОМНОСТЬ И БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ
Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ был одним из ученых среди сподвижников посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, однако он не превозносил себя ни в собственных глазах, ни перед другими. Как-то он сказал Ибн Аббасу رَضِى اَللهُ عَنْهُ, несмотря на то, что тот был одним из молодых сподвижников и был моложе его по возрасту: “Ты лучше меня и более знающ”.
Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ был великодушным и щедрым, любяще относился к рабам Аллаха, сиротам, вдовам, соседям, слабым и бедным. Когда халифы отправляли ему подарки, он раздавал их в тот же вечер. Он взял под опеку сироту Му‘авию ибн Му‘тиба, обучил и воспитал его, и он стал одним из величайших ученых.
СВИДЕТЕЛЬСТВО ПРОРОКА صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ О ЕГО ЗНАНИЯХ
Как-то Абу Хурейра “Ты лучше меня и более знающ”. спросил Пророка صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: “Кто же счастливейшие из людей, которые удостоятся твоего заступничества в День воскресения, о посланник Аллаха?” Он сказал ему: “Видя твое рвение в изучении хадисов, я предполагал, Абу Хурейра, что никто не спросит меня об этом раньше тебя. Самыми счастливыми из людей, которые будут удостоены моего заступничества в День воскресения, будут те, кто сказал: “Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха” от чистого сердца” (аль-Бухари, 8/146).
Посланник Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ доверял ему распространять свои хадисы. Однажды он сказал ему: “Выйди и возвести в Медине, что нет молитвы без чтения Корана — хотя бы суры “аль-Фатиха”, а кто может — то более этого” (Абу Дауд, 1/188).
СВИДЕТЕЛЬСТВА ВЕЛИКИХ СПОДВИЖНИКОВ О НЕМ И ЕГО ЗНАНИЯХ
Тальха ибн Убейдуллах, один из десяти сподвижников посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, которым он предвестил райское блаженство, свояк пророка صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ по линии четырех его жен и один из его самых близких учеников, сказал: “Несомненно, он (Абу Хурейра. — Прим. пер.) слышал от посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ то, чего не слышали мы, потому что он был нищим, неимущим, постоянным гостем посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ и ходил с ним рука в руку. Мы же имели дома и богатство и приходили к посланнику Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ лишь на рассвете и вечером” (ат-Тирмизи, 13/226).
Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ передал от посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ рекордное количество хадисов — 5374. Перед пятничной молитвы он постоянно рассказывал их в мечети пророка صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ в Медине, и его слушали сподвижники и их знаменитые последователи (“аль-Мусаннаф” Ибн Абу Шейбы 2/137). В течение 13 лет — после убийства Усмана رَضِى اَللهُ عَنْهُ вплоть до своей смерти он выносил фетвы в столице халифата, которые находили доверие у всех сподвижников посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ. Многие ученые из разных концов халифата приезжали в Медину, чтобы обучаться у него.
Отдавая должное его преданности, верности и знаниям, Абу Бакр رَضِى اَللهُ عَنْهُ назначил его помощником эмира Бахрейна — аль-Ала’ аль-Хадрами, а затем — Кудамы ибн Маз‘уна. Халиф Умар رَضِى اَللهُ عَنْهُ же передал должность эмира Бахрейна самому Абу Хурейре رَضِى اَللهُ عَنْهُ. Это еще раз свидетельствует о том, что он был одним из видных мусульман, и в дополнение к своим глубоким знаниям Корана и шариата, он прекрасно разбирался в вопросах управления государством и политики.
В течение долгого времени при жизни посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ Абу Хурейра رَضِى اَللهُ عَنْهُ изучал религию Аллаха, оставаясь холостым. После смерти пророка صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ он женился, и у него родились четверо сыновей и дочь. Все они обучались у своего отца и стали заслуживающими доверия учеными. Его род продолжается и по сей день в Египте, Ливии, Тунисе, Алжире и Марокко. Среди них было много известных мусульманских ученых.
Абу Хурейра прожил 78 лет. В течение своей плодотворной жизни он достойно выполнил обязательство, лежащее на нем — передал последующим поколениям мусульман наследие пророка Мухаммада صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ. Он переселился к посланнику Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ из далекой земли, довольствовался в своей жизни малым, непрестанно сопровождал пророка صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ, сражался с язычеством, боролся с вероотступничеством, участвовал в походах, защищал исламский халифат, уничтожал смуту и искушение, распространял хадисы посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ... Ему оставалось только отправиться на встречу со Всевышним Господом. Перед тем как его душа рассталась с телом, он завещал своим близким: “Не оплакивайте меня когда я умру, потому что посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ не оплакивали”. Затем он заплакал сам, и его спросили: “Что заставило тебя плакать?” Он ответил: “Я плачу не по мирской жизни, в которой вас оставляю. Я плачу от того, что мне предстоит дальнее путешествие, но я очень мало приготовил для него. Я стою перед вознесением и дорогой в рай или ад и не знаю, куда меня введут...”
Он скончался в 57 г. после хиджры. На его похоронах присутствовали многие сподвижники, их последователи, видные ученые, среди которых был и Абдуллах ибн аль-Ибад. Он молил Аллаха о прощении и милости для Абу Хурейры и сказал: “Он был одним из тех, кто сохранил хадисы посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ для мусульман” (“ат-Табакат аль-Кубра” (“Большой свод биографий”) имама Ибн Са‘да, 4/30).
Да будет Аллах доволен Абу Хурейрой и всеми остальными сподвижниками посланника Аллаха, и да смилостивится над ними!
@темы: Сподвижники Пророка (с.а.с.), Истории