Истории о пророках От Адама до Мухаммада
Со слов Ибн Касира
История об Адаме,
Мир ему
Аллах (хвала Ему!) говорит:
Вспомни… когда Господь объявил ангелам о Своем решении поставить на земле наместника… Ангелы спросили: «Разве ты поставишь на ней того, кто будет творить там непотребства, проливать кровь, сеять вражду из-за своих нечистых страстей? А мы возносим Тебе хвалу, славим Тебя, отвергаем от Тебя все, что не подобает Тебе, и превозносим Твои благодеяния» Он сказал: «Воистину, Я – Всеведущий и знаю то, чего вы не знайте!» (2:30)
Ибн Касир говорит, что это указание Аллаха Его ангелам, объясняющее им мудрость, стоящую за сотворением Адама и его детей, а также то, как они будут следовать друг за другом на земле.
Со стороны ангелов этот вопрос был попыткой расспросить о мудрости, которая скрывается за чем-то. Это не было возражением, ни принижением человечества, ни проявлением зависти к людям, как полагают многие невежды. Катада утверждает: «Они думали, что будут делать эти только что сотворенные существа, имея опыт обращения с джиннами, которые жили на земле до сотворения Адама?». Ибн Умар говорит: «Джинны жили на земле на протяжении двух тысячелетий до сотворения Адама и совершили кровопролитие. Аллах послал ангелов, чтобы изгнать их с земли и заставить переселиться на острова». Ибн Касир заявляет: ангелы продолжали: «А мы возносим Тебе хвалу, славим Тебя, отвергаем от Тебя все, что не подобает Тебе, и превозносим Твои благодеяния» имея в виду, что они всегда будут поклоняться Ему и никогда не ослушаются Его, то есть: «Если цель создания человечества заключается в том, чтобы оно поклонялось Тебе, о Повелитель, мы без устали поклоняемся Тебе днем и ночью».
Аллах ответил им, сказав: « Я – Всеведущий и знаю то, чего вы не знайте». Это значит: «Я прекрасно знаю цель, с которой сотворяется человечество, которая вам неведома». Многие из людей будут пророками, посланниками, мучениками, а также набожными и праведными людьми. Затем Аллах поведал им, что Он наделяет Адама знанием, говоря: «(Аллах сотворил Адама» и научил его именам и названиям предметов, которые будут употребляться в жизни». Ибн Аббас указывает: Упомянутые имена – это имена, которыми люди определяют вещи, например: мужчина, животное, земля, равнина, море, гора и так далее. Затем Он поместил их перед ангелами и сказал: «Сообщите Мне имена этих, если вы правдивы» (2:31)
Аллах говорит:
Они сказали: «Хвала Тебе! Мы отвергаем от Тебя все, что не подобает Тебе!»-сказали ангелы. – Мы признаем свою неспособность и не возражаем. Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину Ты – Всезнающий, Мудрый во всех делах! (2:32)
Ибн Касир заявляет: Славен наш Господь! Никто не может знать то, что сокрыто в Твоем Знании, если Ты не научишь этому. Это относится к другому аяту Корана:
Никто не может постигнуть ничего из Его мудрости и знания, кроме того, что Он дозволит (2:255).
Аллах говорит:
Он сказал Адаму: «О Адам, сообщи ты им названия этих предметов и их предназначение, которым ты научился!» А когда он сообщил им их названия, то Аллах сказал: «Разве я вам не говорил, что знаю все сокровенное на небесах и на земле и то, что вы обнаруживайте, и то, что скрывайте в душах» (2:33)
«ты поставишь на ней того, кто будет творить там непотребства», а Его слова «то, что скрывайте в душах» относится к Иблису, когда он скрывал гордыню и думал, что он – лучшее творение, чем Адам.
Неповиновение Иблиса привело к тому, что он был проклят.
Аллах говорит:
И поклонились они ему, кроме Иблиса. Он превознесся и отказался поклониться и оказался в числе неверующих (2:34)
Аллах также говорит, что это Он сотворил Адама и придал ему форму, а затем велел ангелам склониться перед ним, и они склонились; за исключением Иблиса, который отказал быть в числе тех, кто склонился. Аллах спросил: «Что мешает тебе почтить Адама, раз Я повелел тебе?» Иблис ответил с упрямством и высокомерием: «Я – лучше Адама, ибо Ты сотворил меня из огня, а его – из глины» (7:11-12) Это означает, что Иблис воображал, что он занимает более высокое положение, чем Адам, что, в свою очередь, побудило его воздержаться от поклонения Адаму вопреки повелению Аллаха.
Аллах говорит:
И вспомни… твой Господь… объявил ангелам: «Воистину, Я сотворю человека из звучащей глины, отлитой в форму и меняющей свой цвет. Когда придам ему совершенную форму, завершу его создание и вдохну в него душу, которая принадлежит Мне, падите перед ним ниц, почитая и приветствуя его»Все ангелы, подчиняясь повелению Аллаха, пали ниц перед Адамом. Но Иблис превознесся и отказался присоединяться к ангелам, повиновавшимся повелению Аллаха. Тогда Аллах Всевышний сказал ему: «О Иблис!»Почему ты ослушался Меня и не пал ниц перед Адамои вместе с другими повиновавшимися ангелами?» Иблис ответил: «Не стану я кланяться человеку, которого Ты сотворил из сухой звенящей глины, меняющей свой цвет и облеченной в форму» Аллах Всевышний сказал: «Раз взбунтовался и ослушался Меня, низвергнись же из Рая! Ты лишен Моего милосердия и почетного места. Ты лишен милосердия и над тобой – проклятие до Дня Воскресения, до Суда и воздаяния» (15:28-35).
Ибн Касир указывает: Аллах проявил великую милость к Адаму, так как Он сотворил его собственноручно, вдохнул в него душу, научил его тому, как называются все вещи, и приказал ангелам падать ниц перед ним. Аллах говорит:
Когда придам ему совершенную форму, завершу его создание, и вдохну в него душу, которая принадлежит Мне, падите ниц перед ним, почитая и приветствуя его (15:29)
Аллах также говорит, что это Он сотворил Адама и придал ему форму, а затем велел ангелам склониться перед ним, и они склонились; за исключением Иблиса, который отказал быть в числе тех, кто склонился. Аллах спросил: «Что мешает тебе почтить Адама, раз Я повелел тебе?» Иблис ответил с упрямством и высокомерием: «Я – лучше Адама, ибо Ты сотворил меня из огня, а его – из глины» (7:11-12) Это означает, что Иблис воображал, что он занимает более высокое положение, чем Адам, что, в свою очередь, побудило его воздержаться от поклонения Адаму вопреки повелению Аллаха.
Аллах говорит:
И вспомни… твой Господь… объявил ангелам: «Воистину, Я сотворю человека из звучащей глины, отлитой в форму и меняющей свой цвет. Когда придам ему совершенную форму, завершу его создание и вдохну в него душу, которая принадлежит Мне, падите перед ним ниц, почитая и приветствуя его»Все ангелы, подчиняясь повелению Аллаха, пали ниц перед Адамом. Но Иблис превознесся и отказался присоединяться к ангелам, повиновавшимся повелению Аллаха. Тогда Аллах Всевышний сказал ему: «О Иблис!»Почему ты ослушался Меня и не пал ниц перед Адамои вместе с другими повиновавшимися ангелами?» Иблис ответил: «Не стану я кланяться человеку, которого Ты сотворил из сухой звенящей глины, меняющей свой цвет и облеченной в форму» Аллах Всевышний сказал: «Раз взбунтовался и ослушался Меня, тио низвергнись же из Рая! Ты лишен Моего милосердия и почетного места. Ты лишен милосердия и над тобой – проклятие до Дня Воскресения, до Суда и воздаяния» (15:28-35).
Так Иблис навлек на себя гнев Аллаха по причине своего неповиновения Божественному приказу пасть ниц перед Адамом.
Далее Аллах говорит:
Аллах повелел ангелам поклониться Адаму поклоном, выражающим приветствие и уважения. Все они сразу поклонились, кроме Иблиса, который отказался поклониться и сказал: «Следует ли мне кланяться тому, кого Ты сотворил из глины?..» И еще Иблис сказал: «Сообщи мне, о Господи, о том, кого Ты почтил больше, чем меня, повелев мне поклониться ему… клянусь, если Ты отложишь мой предназначенный день до Дня Воскресения, я погублю его потомков соблазном и обольщением, кроме немногих…» Аллах Всевышний сказал: «Иди прочь и делай что хочешь. Тебе и того из потоков Адама, кто послушает тебя, постигнет наказание в Аду, наказание вечное и полное. Побуждай своими речами тех из них, которых сможешь, не повиноваться Аллаху и старайся всеми способами искусить и обольстить их, будь их сообщником в приобретении их грешного имущества, незаконного для Аллаха, и в растрачивании этого имущества на грешные дела. Раздели с ними воспитание детей в неверии, обольщай и соблазняй их на распутство. Давай им ложные обещания… Все, что обещает шайтан своим последователям, - лишь обольщение, соблазн и обман. Но Моих искренних рабов ты не сможешь соблазнить, ибо они полагаются на Своего Господа и довольно им Его – Покровителя и Помощника, у которого они получают поддержку, чтобы спастись от тебя» (17:61-65)
Аллах говорит:
…Иблис сказал Аллаху: «За то, что Ты свел меня с прямого пути, клянусь, я буду мешать Адаму и его роду идти по Твоему прямому пути истины, буду их сбивать с этого пути и вводить в заблуждение всеми возможными способами… поскольку от большинства из них Ты не получишь благодарности » (76:16-17)
Имам Ахмад ибн Ханбал сообщает, что Абу Хурайра сказал, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Когда сын Адама читает аяты коленопреклонения, а затем преклоняет колени (перед Аллахом), Сатана отступает, кричит и призывает проклятие на себя и говорит: «Этому сыну Адама было приказано склониться, и он подчинился (своему Повелителю), поэтому ему суждено попасть в Рай, а мне было приказано упасть ниц (перед Адамом), но я ослушался, и поэтому мне суждено пребывание в Аду»
Аллах говорит:
«Аллах… сказал: «О Адам, поселитесь с супругою своею в Раю и питайтесь, как хотите и где пожелайте, в свое удовольствие, но не приближайтесь к этому дереву, не вкушайте от него плодов, чтобы не оказаться из неправедных, не повинующихся Аллаху» (2:35)
Аллах еще сильнее наказал Иблиса, сказав: «Выходи вон из Рая Моего, повергнутый и опозоренный за твое высокомерие, упорство и неповиновение Аллаху, и ты будешь погублен. Тех же, кто последует за тобой из рода Адама, Я введу в Ад и наполню геенну всеми вами! О Адам, пребывайте со своей супругой в Раю блаженства и наслаждайтесь всем, что в нем есть. Вкушайте все, что хотите, но не прикасайтесь к этому дереву, чтобы не стать нечестивыми грешниками, несправедливыми к себе, вызывающими наказание за непослушание» (7:18-19)
Ибн Касир объясняет, что из контекста этих аятов следует, что сотворение Евы имело место до того, как Адам стал жить в Раю. Это подтверждается аятом Корана: «О Адам, пребывайте со своей супругой в Раю». Однако Ас-Судди сообщает, что Ибн Аббас, Ибн Мас’уд и некоторые из сподвижников говорили, что Иблис был изгнан из Рая, а затем туда был допущен Адам. Он бродил там в одиночестве, не имея супруги, которая послужила бы ему утешением. Однажды он заснул, а когда проснулся, то обнаружил, что у него в головах сидит женщина, которую Аллах сотворил из его ребра. Он спросил ее: «Кто ты?» Она ответила: «Я - женщина». Он спросил: «Почему ты была сотворена?» Она ответила: «Чтобы служить тебе утешением». Затем ангелы спросили его, желая проверить его знания: «Как ее зовут, Адам?» Он ответил: «Ева (Хавва)». Они спросили: «Почему ее так зовут?» Он ответил: «Потому что она было сотворена из живой материи»\
В Сахих аль-Бухари говорится со ссылкой на авторитет Абу Хурайры, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Будьте добры к женщинам, потому что женщина сотворена из ребра, а самая искривленная часть ребра – это верхняя часть его . если вы попытайтесь выпрямить эту кривизну, то вы его сломайте. Но если вы оставите его таким, какое оно есть, оно останется искривленным. Поэтому я настоятельно советую вам быть добрыми к женщинам»
Иблис подстрекает Адама
Иблис, проклятый, завидовал Адаму И Еве и умудрился разработать план и хитрости, чтобы лишить их милости и красивых одежд.
Аллах говорит:
«Шайтан соблазнил их не слушать повеление Аллаха и нашептал им открыть то из срамных частей их тела, что было скрыто. Шайтан сказал им: «Ваш Господь запретил вам плоды этого дерева только потому, чтобы вы не стали ангелами или не сделались вечными в блаженстве Рая». Шайтан поклялся им и повторил клятву, что он им – добрый советник» (7:20-21)
В другом аяте Аллах говорит:
«Но Шайтан нашептал ему, соблазнив его и его жену, отведать плодов с запретного дерева, говоря: «О Адам, не указать ли тебе на Дерево Вечности и вечной власти?» (20:120)»
Вышеупомянутое Деревыо Вечности, возможно, является тем деревом, которое упоминается Ахмадом ибн Ханбалом, который со слов Абу Хурайры сообщил, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «В Раю есть такое дерево, что можно ехать верхом в его тени в течении сотни лет и не доехать до того места, где тень закончится. Это – Дерево Вечности»
Он обольстил их своими соблазнами. Когда же они вкусили плоды от этого дерева, перед их глазами открылись срамные части их тел и они стали срывать листья с райских деревьев, чтобы прикрыть свою наготу (7:22)
…Они вкусили от запретного дерева. И открылась им срамная нагота... и стали они прикрывать свою наготу райскими листьями (20:121)
Ибн Касир указывает: когда Адам и Ева жили в Раю, они питались изобильно любой пищей, какой только пожелают. Когда они вкусили от запретного дерева, они были лишены одежды, которыми были изначально одеты, и были отправлены на землю. Мусульманские ученые расходятся относительно определения того места, где они впервые ступили на землю, и срока, который они провели в Раю. Они также расходятся в вопросе о том, были ли у Адама Евы дети, когда они жили в Раю? Аллах знает лучше. Говорят Ева первой вкусила от запретного дерева и что это она уговорила Адама вкусить от него. Аллах знает лучше.
В Сахих аль-Бухари со слов Абу Хурайры указывается, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Если бы не дети Исраила (Которым было приказано не запасать мясо, но они запасли), мясо никогда бы не сгнило, а если бы не было Евы, то жена никогда бы не предавала своего мужа».
Аллах говорит:
Таким образом, Шайтан привел их к утрате блаженства, дарованного им Богом (2:36).
Это означает, что они были лишены обители отдохновения и счастья и должны были спуститься на землю, являющуюся юдолью труда и печали: таков был результат нашептывания Сатаны и его наущений.
Ал-Хафиз ибн Асакир сообщает со слов Убай ибн Ка’ба, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Ваш отец Адам был ростом с высокую пальму высотой в 60 локтей, тело его было волосатым, а интимные места у него были сплошь покрыты волосяным покровом. Когда он согрешил в Раю, его интимные места стали видны, и он покинул Рай. Затем он нашел на своем пути дерево, которое зацепило его за лоб, и его окликнул Аллах: «Ты покинул Рай, чтобы сбежать от Меня, Адам?»- «Нет, отвечал Адам, - но из-за стыда перед Тобой, мой Повелитель, за то, что я совершил»
И Господь стал упрекать их: «Разве Я не запрещал вам есть плоды этого дерева и не говорил вам, что Шайтан – ваш отъявленный враг и не желает вам ни добра, ни блага?!» Адам и его супруга ответили, раскаиваясь и умоляя Аллаха простить их: «Господь наш, мы навредили самим себе и погубили наши души, ослушавшись Твоего веления… Если же Ты не простишь наши грехи и не помилуешь нас, мы понесем тяжелый урон!» (7:22-23)
Это было признание в грехе и явное обращение (тауба) к Аллаху, исполненное смирения и покорности. Это стало правилом, которое ведет детей Адама к благу в этом и лучшем мире.
Аллах говорит:
Аллах же сказал им и Шайтану: «Низвергнитесь! И будете вы врагами друг другу. На земле вам пребывать и пользоваться ее благами на срок, отпущенный вам до смерти» (7:24)
Эти слова предназначены Адаму с Евой и Иблису, которым было приказано спуститься из Рая, будучи врагами друг другу, которые всегда будут вести борьбу между собой.
Аль-Бухари сообщает со слов Абу Хурайры, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Муса (Моисей) спорил с Адамом. Первый сказал второму: «Это из-за твоего прегрешения люди были лишены возможности жить в Раю и их юдолью стали несчастья». Адам ответил: «Даже ты, Муса, кого Аллах избрал для того, чтобы нести Его весть и слово! Ты упрекаешь меня в деле, которое было предрешено Аллахом до моего сотворения?» Пророк, мир ему и благословение, сказал: Так Адам разрушил доводы Мусы».
Некоторые ученые утверждают: ответ Адама был доказательством того, что волю Божью можно воспринимать как причину несчастья, но не как причину неповиновения. Ибн Касир указывает: если бы ответ Адама на упрек Мусы был бы интерпретирован как оправдание совершению греха тем, что Аллах предопределил для человека, это распространилось бы на всех грешников. Соответственно, не было бы ни воздаяния, ни положенных наказаний. Это с неизбежностью повлекло бы за собой чудовищные последствия.
В Сахихе Муслима со слов Абу Хурайры сообщается, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Аллах соберет людей, и верующие встанут когда Рай приблизится к ним. Они придут к Адаму и скажут: «О отец, да откроется Рай для нас» Он скажет: Что еще лишало вас Рая, кроме греха вашего отца?»
В Сахих Муслим со слов Абу Хурайры, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Лучший день, в который встает солнце – это пятница. В этот день Адам был сотворен, допущен в Рай и изгнан из него»
В другой версии Сахих есть добавление: «Воскресение из мертвых случится в пятницу»
Аль-Бухари сообщает с ссылкой на Абу Хурайра, что Пророк, мир ему и благословение, сказал:
«Аллах сотворил Адама и сделал его ростом в 60 локтей. Затем Он сказал ему:» Ступай и поприветствуй такую-то группу ангелов и послушай, что они скажут в ответ. Это будет приветствием тебе и приветствием тому потомству, которое ты породишь» Он (Адам) сказал: «Ас-саламу алайкум» (мир вам!)» Они (ангелы) ответили: «Ва аллейка ас-саламу ва рахмату-ллах (да пребудет на тебе мир и милость Аллаха!)». Таким образом, они добавили фразу «ва рахмату-ллах». Люди, которые попадут в Рай, будут иметь такое же сложение, как Адам. Однако в настоящее время размеры людей мельчают»
С ссылкой на Абу Мусу Ал-Аш’ари имам Ахмад сообщает, что Пророк, мир ему и благословение, сказал:
«Аллах создал Адама из пригоршни (праха), которую Он собрал со всей земли. Дети Адама соответствуют этому; некоторые из них белые, некоторые- красные, некоторые – черные, а некоторые имеют промежуточные цвета. Некоторые из них податливые, другие – твердые, третьи – средние. Некоторые из них дурные, другие – хорошие, третье - средние»
Со слов Ибн Касира
История об Адаме,
Мир ему
Сотворение Адама
Аллах (хвала Ему!) говорит:
Вспомни… когда Господь объявил ангелам о Своем решении поставить на земле наместника… Ангелы спросили: «Разве ты поставишь на ней того, кто будет творить там непотребства, проливать кровь, сеять вражду из-за своих нечистых страстей? А мы возносим Тебе хвалу, славим Тебя, отвергаем от Тебя все, что не подобает Тебе, и превозносим Твои благодеяния» Он сказал: «Воистину, Я – Всеведущий и знаю то, чего вы не знайте!» (2:30)
Ибн Касир говорит, что это указание Аллаха Его ангелам, объясняющее им мудрость, стоящую за сотворением Адама и его детей, а также то, как они будут следовать друг за другом на земле.
Со стороны ангелов этот вопрос был попыткой расспросить о мудрости, которая скрывается за чем-то. Это не было возражением, ни принижением человечества, ни проявлением зависти к людям, как полагают многие невежды. Катада утверждает: «Они думали, что будут делать эти только что сотворенные существа, имея опыт обращения с джиннами, которые жили на земле до сотворения Адама?». Ибн Умар говорит: «Джинны жили на земле на протяжении двух тысячелетий до сотворения Адама и совершили кровопролитие. Аллах послал ангелов, чтобы изгнать их с земли и заставить переселиться на острова». Ибн Касир заявляет: ангелы продолжали: «А мы возносим Тебе хвалу, славим Тебя, отвергаем от Тебя все, что не подобает Тебе, и превозносим Твои благодеяния» имея в виду, что они всегда будут поклоняться Ему и никогда не ослушаются Его, то есть: «Если цель создания человечества заключается в том, чтобы оно поклонялось Тебе, о Повелитель, мы без устали поклоняемся Тебе днем и ночью».
Аллах ответил им, сказав: « Я – Всеведущий и знаю то, чего вы не знайте». Это значит: «Я прекрасно знаю цель, с которой сотворяется человечество, которая вам неведома». Многие из людей будут пророками, посланниками, мучениками, а также набожными и праведными людьми. Затем Аллах поведал им, что Он наделяет Адама знанием, говоря: «(Аллах сотворил Адама» и научил его именам и названиям предметов, которые будут употребляться в жизни». Ибн Аббас указывает: Упомянутые имена – это имена, которыми люди определяют вещи, например: мужчина, животное, земля, равнина, море, гора и так далее. Затем Он поместил их перед ангелами и сказал: «Сообщите Мне имена этих, если вы правдивы» (2:31)
Аллах говорит:
Они сказали: «Хвала Тебе! Мы отвергаем от Тебя все, что не подобает Тебе!»-сказали ангелы. – Мы признаем свою неспособность и не возражаем. Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину Ты – Всезнающий, Мудрый во всех делах! (2:32)
Ибн Касир заявляет: Славен наш Господь! Никто не может знать то, что сокрыто в Твоем Знании, если Ты не научишь этому. Это относится к другому аяту Корана:
Никто не может постигнуть ничего из Его мудрости и знания, кроме того, что Он дозволит (2:255).
Аллах говорит:
Он сказал Адаму: «О Адам, сообщи ты им названия этих предметов и их предназначение, которым ты научился!» А когда он сообщил им их названия, то Аллах сказал: «Разве я вам не говорил, что знаю все сокровенное на небесах и на земле и то, что вы обнаруживайте, и то, что скрывайте в душах» (2:33)
«ты поставишь на ней того, кто будет творить там непотребства», а Его слова «то, что скрывайте в душах» относится к Иблису, когда он скрывал гордыню и думал, что он – лучшее творение, чем Адам.
Неповиновение Иблиса привело к тому, что он был проклят.
Аллах говорит:
И поклонились они ему, кроме Иблиса. Он превознесся и отказался поклониться и оказался в числе неверующих (2:34)
Аллах также говорит, что это Он сотворил Адама и придал ему форму, а затем велел ангелам склониться перед ним, и они склонились; за исключением Иблиса, который отказал быть в числе тех, кто склонился. Аллах спросил: «Что мешает тебе почтить Адама, раз Я повелел тебе?» Иблис ответил с упрямством и высокомерием: «Я – лучше Адама, ибо Ты сотворил меня из огня, а его – из глины» (7:11-12) Это означает, что Иблис воображал, что он занимает более высокое положение, чем Адам, что, в свою очередь, побудило его воздержаться от поклонения Адаму вопреки повелению Аллаха.
Аллах говорит:
И вспомни… твой Господь… объявил ангелам: «Воистину, Я сотворю человека из звучащей глины, отлитой в форму и меняющей свой цвет. Когда придам ему совершенную форму, завершу его создание и вдохну в него душу, которая принадлежит Мне, падите перед ним ниц, почитая и приветствуя его»Все ангелы, подчиняясь повелению Аллаха, пали ниц перед Адамом. Но Иблис превознесся и отказался присоединяться к ангелам, повиновавшимся повелению Аллаха. Тогда Аллах Всевышний сказал ему: «О Иблис!»Почему ты ослушался Меня и не пал ниц перед Адамои вместе с другими повиновавшимися ангелами?» Иблис ответил: «Не стану я кланяться человеку, которого Ты сотворил из сухой звенящей глины, меняющей свой цвет и облеченной в форму» Аллах Всевышний сказал: «Раз взбунтовался и ослушался Меня, низвергнись же из Рая! Ты лишен Моего милосердия и почетного места. Ты лишен милосердия и над тобой – проклятие до Дня Воскресения, до Суда и воздаяния» (15:28-35).
Ибн Касир указывает: Аллах проявил великую милость к Адаму, так как Он сотворил его собственноручно, вдохнул в него душу, научил его тому, как называются все вещи, и приказал ангелам падать ниц перед ним. Аллах говорит:
Когда придам ему совершенную форму, завершу его создание, и вдохну в него душу, которая принадлежит Мне, падите ниц перед ним, почитая и приветствуя его (15:29)
Аллах также говорит, что это Он сотворил Адама и придал ему форму, а затем велел ангелам склониться перед ним, и они склонились; за исключением Иблиса, который отказал быть в числе тех, кто склонился. Аллах спросил: «Что мешает тебе почтить Адама, раз Я повелел тебе?» Иблис ответил с упрямством и высокомерием: «Я – лучше Адама, ибо Ты сотворил меня из огня, а его – из глины» (7:11-12) Это означает, что Иблис воображал, что он занимает более высокое положение, чем Адам, что, в свою очередь, побудило его воздержаться от поклонения Адаму вопреки повелению Аллаха.
Аллах говорит:
И вспомни… твой Господь… объявил ангелам: «Воистину, Я сотворю человека из звучащей глины, отлитой в форму и меняющей свой цвет. Когда придам ему совершенную форму, завершу его создание и вдохну в него душу, которая принадлежит Мне, падите перед ним ниц, почитая и приветствуя его»Все ангелы, подчиняясь повелению Аллаха, пали ниц перед Адамом. Но Иблис превознесся и отказался присоединяться к ангелам, повиновавшимся повелению Аллаха. Тогда Аллах Всевышний сказал ему: «О Иблис!»Почему ты ослушался Меня и не пал ниц перед Адамои вместе с другими повиновавшимися ангелами?» Иблис ответил: «Не стану я кланяться человеку, которого Ты сотворил из сухой звенящей глины, меняющей свой цвет и облеченной в форму» Аллах Всевышний сказал: «Раз взбунтовался и ослушался Меня, тио низвергнись же из Рая! Ты лишен Моего милосердия и почетного места. Ты лишен милосердия и над тобой – проклятие до Дня Воскресения, до Суда и воздаяния» (15:28-35).
Так Иблис навлек на себя гнев Аллаха по причине своего неповиновения Божественному приказу пасть ниц перед Адамом.
Далее Аллах говорит:
Аллах повелел ангелам поклониться Адаму поклоном, выражающим приветствие и уважения. Все они сразу поклонились, кроме Иблиса, который отказался поклониться и сказал: «Следует ли мне кланяться тому, кого Ты сотворил из глины?..» И еще Иблис сказал: «Сообщи мне, о Господи, о том, кого Ты почтил больше, чем меня, повелев мне поклониться ему… клянусь, если Ты отложишь мой предназначенный день до Дня Воскресения, я погублю его потомков соблазном и обольщением, кроме немногих…» Аллах Всевышний сказал: «Иди прочь и делай что хочешь. Тебе и того из потоков Адама, кто послушает тебя, постигнет наказание в Аду, наказание вечное и полное. Побуждай своими речами тех из них, которых сможешь, не повиноваться Аллаху и старайся всеми способами искусить и обольстить их, будь их сообщником в приобретении их грешного имущества, незаконного для Аллаха, и в растрачивании этого имущества на грешные дела. Раздели с ними воспитание детей в неверии, обольщай и соблазняй их на распутство. Давай им ложные обещания… Все, что обещает шайтан своим последователям, - лишь обольщение, соблазн и обман. Но Моих искренних рабов ты не сможешь соблазнить, ибо они полагаются на Своего Господа и довольно им Его – Покровителя и Помощника, у которого они получают поддержку, чтобы спастись от тебя» (17:61-65)
Аллах говорит:
…Иблис сказал Аллаху: «За то, что Ты свел меня с прямого пути, клянусь, я буду мешать Адаму и его роду идти по Твоему прямому пути истины, буду их сбивать с этого пути и вводить в заблуждение всеми возможными способами… поскольку от большинства из них Ты не получишь благодарности » (76:16-17)
Имам Ахмад ибн Ханбал сообщает, что Абу Хурайра сказал, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Когда сын Адама читает аяты коленопреклонения, а затем преклоняет колени (перед Аллахом), Сатана отступает, кричит и призывает проклятие на себя и говорит: «Этому сыну Адама было приказано склониться, и он подчинился (своему Повелителю), поэтому ему суждено попасть в Рай, а мне было приказано упасть ниц (перед Адамом), но я ослушался, и поэтому мне суждено пребывание в Аду»
Сотворение Евы
Аллах говорит:
«Аллах… сказал: «О Адам, поселитесь с супругою своею в Раю и питайтесь, как хотите и где пожелайте, в свое удовольствие, но не приближайтесь к этому дереву, не вкушайте от него плодов, чтобы не оказаться из неправедных, не повинующихся Аллаху» (2:35)
Аллах еще сильнее наказал Иблиса, сказав: «Выходи вон из Рая Моего, повергнутый и опозоренный за твое высокомерие, упорство и неповиновение Аллаху, и ты будешь погублен. Тех же, кто последует за тобой из рода Адама, Я введу в Ад и наполню геенну всеми вами! О Адам, пребывайте со своей супругой в Раю блаженства и наслаждайтесь всем, что в нем есть. Вкушайте все, что хотите, но не прикасайтесь к этому дереву, чтобы не стать нечестивыми грешниками, несправедливыми к себе, вызывающими наказание за непослушание» (7:18-19)
Ибн Касир объясняет, что из контекста этих аятов следует, что сотворение Евы имело место до того, как Адам стал жить в Раю. Это подтверждается аятом Корана: «О Адам, пребывайте со своей супругой в Раю». Однако Ас-Судди сообщает, что Ибн Аббас, Ибн Мас’уд и некоторые из сподвижников говорили, что Иблис был изгнан из Рая, а затем туда был допущен Адам. Он бродил там в одиночестве, не имея супруги, которая послужила бы ему утешением. Однажды он заснул, а когда проснулся, то обнаружил, что у него в головах сидит женщина, которую Аллах сотворил из его ребра. Он спросил ее: «Кто ты?» Она ответила: «Я - женщина». Он спросил: «Почему ты была сотворена?» Она ответила: «Чтобы служить тебе утешением». Затем ангелы спросили его, желая проверить его знания: «Как ее зовут, Адам?» Он ответил: «Ева (Хавва)». Они спросили: «Почему ее так зовут?» Он ответил: «Потому что она было сотворена из живой материи»\
В Сахих аль-Бухари говорится со ссылкой на авторитет Абу Хурайры, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Будьте добры к женщинам, потому что женщина сотворена из ребра, а самая искривленная часть ребра – это верхняя часть его . если вы попытайтесь выпрямить эту кривизну, то вы его сломайте. Но если вы оставите его таким, какое оно есть, оно останется искривленным. Поэтому я настоятельно советую вам быть добрыми к женщинам»
Иблис подстрекает Адама
Иблис, проклятый, завидовал Адаму И Еве и умудрился разработать план и хитрости, чтобы лишить их милости и красивых одежд.
Аллах говорит:
«Шайтан соблазнил их не слушать повеление Аллаха и нашептал им открыть то из срамных частей их тела, что было скрыто. Шайтан сказал им: «Ваш Господь запретил вам плоды этого дерева только потому, чтобы вы не стали ангелами или не сделались вечными в блаженстве Рая». Шайтан поклялся им и повторил клятву, что он им – добрый советник» (7:20-21)
В другом аяте Аллах говорит:
«Но Шайтан нашептал ему, соблазнив его и его жену, отведать плодов с запретного дерева, говоря: «О Адам, не указать ли тебе на Дерево Вечности и вечной власти?» (20:120)»
Вышеупомянутое Деревыо Вечности, возможно, является тем деревом, которое упоминается Ахмадом ибн Ханбалом, который со слов Абу Хурайры сообщил, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «В Раю есть такое дерево, что можно ехать верхом в его тени в течении сотни лет и не доехать до того места, где тень закончится. Это – Дерево Вечности»
Адам и Ева ослушаются и раскаиваются
Он обольстил их своими соблазнами. Когда же они вкусили плоды от этого дерева, перед их глазами открылись срамные части их тел и они стали срывать листья с райских деревьев, чтобы прикрыть свою наготу (7:22)
…Они вкусили от запретного дерева. И открылась им срамная нагота... и стали они прикрывать свою наготу райскими листьями (20:121)
Ибн Касир указывает: когда Адам и Ева жили в Раю, они питались изобильно любой пищей, какой только пожелают. Когда они вкусили от запретного дерева, они были лишены одежды, которыми были изначально одеты, и были отправлены на землю. Мусульманские ученые расходятся относительно определения того места, где они впервые ступили на землю, и срока, который они провели в Раю. Они также расходятся в вопросе о том, были ли у Адама Евы дети, когда они жили в Раю? Аллах знает лучше. Говорят Ева первой вкусила от запретного дерева и что это она уговорила Адама вкусить от него. Аллах знает лучше.
В Сахих аль-Бухари со слов Абу Хурайры указывается, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Если бы не дети Исраила (Которым было приказано не запасать мясо, но они запасли), мясо никогда бы не сгнило, а если бы не было Евы, то жена никогда бы не предавала своего мужа».
Аллах говорит:
Таким образом, Шайтан привел их к утрате блаженства, дарованного им Богом (2:36).
Это означает, что они были лишены обители отдохновения и счастья и должны были спуститься на землю, являющуюся юдолью труда и печали: таков был результат нашептывания Сатаны и его наущений.
Ал-Хафиз ибн Асакир сообщает со слов Убай ибн Ка’ба, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Ваш отец Адам был ростом с высокую пальму высотой в 60 локтей, тело его было волосатым, а интимные места у него были сплошь покрыты волосяным покровом. Когда он согрешил в Раю, его интимные места стали видны, и он покинул Рай. Затем он нашел на своем пути дерево, которое зацепило его за лоб, и его окликнул Аллах: «Ты покинул Рай, чтобы сбежать от Меня, Адам?»- «Нет, отвечал Адам, - но из-за стыда перед Тобой, мой Повелитель, за то, что я совершил»
И Господь стал упрекать их: «Разве Я не запрещал вам есть плоды этого дерева и не говорил вам, что Шайтан – ваш отъявленный враг и не желает вам ни добра, ни блага?!» Адам и его супруга ответили, раскаиваясь и умоляя Аллаха простить их: «Господь наш, мы навредили самим себе и погубили наши души, ослушавшись Твоего веления… Если же Ты не простишь наши грехи и не помилуешь нас, мы понесем тяжелый урон!» (7:22-23)
Это было признание в грехе и явное обращение (тауба) к Аллаху, исполненное смирения и покорности. Это стало правилом, которое ведет детей Адама к благу в этом и лучшем мире.
Аллах говорит:
Аллах же сказал им и Шайтану: «Низвергнитесь! И будете вы врагами друг другу. На земле вам пребывать и пользоваться ее благами на срок, отпущенный вам до смерти» (7:24)
Эти слова предназначены Адаму с Евой и Иблису, которым было приказано спуститься из Рая, будучи врагами друг другу, которые всегда будут вести борьбу между собой.
Аль-Бухари сообщает со слов Абу Хурайры, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Муса (Моисей) спорил с Адамом. Первый сказал второму: «Это из-за твоего прегрешения люди были лишены возможности жить в Раю и их юдолью стали несчастья». Адам ответил: «Даже ты, Муса, кого Аллах избрал для того, чтобы нести Его весть и слово! Ты упрекаешь меня в деле, которое было предрешено Аллахом до моего сотворения?» Пророк, мир ему и благословение, сказал: Так Адам разрушил доводы Мусы».
Некоторые ученые утверждают: ответ Адама был доказательством того, что волю Божью можно воспринимать как причину несчастья, но не как причину неповиновения. Ибн Касир указывает: если бы ответ Адама на упрек Мусы был бы интерпретирован как оправдание совершению греха тем, что Аллах предопределил для человека, это распространилось бы на всех грешников. Соответственно, не было бы ни воздаяния, ни положенных наказаний. Это с неизбежностью повлекло бы за собой чудовищные последствия.
В Сахихе Муслима со слов Абу Хурайры сообщается, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Аллах соберет людей, и верующие встанут когда Рай приблизится к ним. Они придут к Адаму и скажут: «О отец, да откроется Рай для нас» Он скажет: Что еще лишало вас Рая, кроме греха вашего отца?»
Хадисы, рассказывающие о сотворении Адама
В Сахих Муслим со слов Абу Хурайры, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Лучший день, в который встает солнце – это пятница. В этот день Адам был сотворен, допущен в Рай и изгнан из него»
В другой версии Сахих есть добавление: «Воскресение из мертвых случится в пятницу»
Аль-Бухари сообщает с ссылкой на Абу Хурайра, что Пророк, мир ему и благословение, сказал:
«Аллах сотворил Адама и сделал его ростом в 60 локтей. Затем Он сказал ему:» Ступай и поприветствуй такую-то группу ангелов и послушай, что они скажут в ответ. Это будет приветствием тебе и приветствием тому потомству, которое ты породишь» Он (Адам) сказал: «Ас-саламу алайкум» (мир вам!)» Они (ангелы) ответили: «Ва аллейка ас-саламу ва рахмату-ллах (да пребудет на тебе мир и милость Аллаха!)». Таким образом, они добавили фразу «ва рахмату-ллах». Люди, которые попадут в Рай, будут иметь такое же сложение, как Адам. Однако в настоящее время размеры людей мельчают»
С ссылкой на Абу Мусу Ал-Аш’ари имам Ахмад сообщает, что Пророк, мир ему и благословение, сказал:
«Аллах создал Адама из пригоршни (праха), которую Он собрал со всей земли. Дети Адама соответствуют этому; некоторые из них белые, некоторые- красные, некоторые – черные, а некоторые имеют промежуточные цвета. Некоторые из них податливые, другие – твердые, третьи – средние. Некоторые из них дурные, другие – хорошие, третье - средние»
@темы: Пророки