МИР ДЖИННОВ И ДЬЯВОЛОВ
Доктор Умар Сулейман аль-Ашкар
1.
читать дальшеСегодня люди тратят миллиарды долларов, чтобы обнаружить, есть ли жизнь на близлежащих планетах, возможна ли она там принципиально. А как насчет существ, которые находятся прямо рядом с нами здесь, на земле? Они живут в наших домах, они едят и пьют с нами, они даже влияют на наши мысли и души. Эти создания толкают нас на разрушение нас самих и на пролитие крови друг друга.
Бесценны тексты Корана и достоверных хадисов, дошедшие до нас и дающие нам знания по этому вопросу. Эти тексты открывают нам тайны этого мира. Они дают нам достаточно сведений о деталях их жизни. Они также рассказывают нам, как глубоки корни вражды между этими созданиями и человеком. Кроме того, они рассказывают нам о постоянных действиях и крайностях, на которые те идут, чтобы сбить нас с пути и уничтожить.
Джинны – это отдельный мир, отличающийся от мира людей или ангелов. Однако они обладают некоторыми характеристиками, общими с людьми, например способностью думать и размышлять, а также способностью выбирать между путем добра и путем зла. Однако они отличаются от людей другими характеристиками, в первую очередь – своим происхождением.
Их называют джиннами, потому что, они скрыты от людского взора:
Воистину, он и его сородичи видят вас оттуда, где вы их не видите (7:27)
Их происхождение
В хадисе, приводимом Муслимом и передаваемом со слов Аиши, сообщается, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: « Ангелы были созданы из света, джинны – из чистого пламени, а Адам – из того, о чем вам было сказано»
В Суре «Всемилостивый» Аллах говорит:
… и создал джиннов из чистого пламени (55:15)
Когда они были созданы
Мы сотворили человека из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи. А еще раньше Мы сотворили джиннов из палящего пламени. (Сура 15 аяты 26-27)
Эти аяты недвусмысленно утверждают, что джинны были созданы еще до человека. Некоторые ранние мусульманские ученые придерживались мнения, что они были созданы за тысячу лет до человечества, но об этом мы не имеем никаких доказательств ни в Коране, ни в Сунне.
Ибн Абдул Барр сказал: «Джины, согласно мнению знатоков языка, существуют разных видов:
1 – если джинны упоминаются сами по себе, их называют джинни (джинны) 2 – если упоминаются джинны, живущие среди людей, они называются аамир, множественное число – уммар
3 – если упоминаются те, которые противодействуют молодым, их, называют аруах
4 – если упоминаются злые джинны, которые противодействуют людям, их называют
шайтан в единственном числе (и шайатин во множественном)
5 – если же они вредят еще больше и становятся сильными, их называют ифрит
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «Существует три вида джиннов: одни летают в воздухе, другие являются в образе змей и собак, а третьи живут оседло и путешествует» (ат-Табарани, аль-Хаким и аль Бахаки)
Отсутствие знания о них не есть доказательство
Наибольшее, что могут сказать отрицающие, - это то, что они не имеют никакой информации о существовании джиннов. Но отсутствие сведений о них – это не доказательство того, что они не существуют. Разум, который отрицает все, чего он не знает, безусловно, достоин порицания. Вот почему Аллах обвиняет неверующих:
Так нет же, они объявляют ложью знание, которое не способны постичь и толкование которого еще не свершилось (10:39)
Что говорится о джиннах в Коране и хадисах
В Коране и хадисах находятся многочисленные отрывки, которые подтверждают существование джиннов. Например, Аллах говорит в Коране:
Скажи: «Мне было открыто, что несколько джиннов послушали чтение Корана…» (72:1)
Мужи из числа людей искали покровительства мужей из числа джиннов, но они только увеличивали в них страх (или беззаконие). (72:6)
На самом деле в Коране и хадисах существует множество утверждений о них, и мы приведем большинство из них далее в книге по воле Аллаха.
Свидетельство очевидцев
В прошлом и в настоящем было достаточно свидетелей джиннов, хотя многие из видевших либо слышавших их не знали, что это были именно джинны – они думали, что это были привидения, духи, «невидимки», создания из открытого космоса и так далее.
Много достойных доверия свидетелей рассказывали о событиях, связанных с джиннами. Известный хадисовед аль-Амаш говорил: «Джинн явился к нам. Я спросил у него: «Какая твоя любимая еда?» Он сказал: «Рис». Мы принесли ему немного риса, и я видел, как ложка поднималась и отпускалась, но не видел никого. Я спросил: «Среди вас также есть следующие собственным страстям и нововведениям, как и среди нас?» Он сказал: «Да» Я спросил: «Каково положение рафидитов (одна из крайних шиитских групп) среди вас?» Он ответил: «Они – наихудшие из нас».
Я (доктор аль - Ашкар) добавлю, что многие достойные доверия люди рассказывали мне, что говорили с джиннами и видели их. По воле Аллаха некоторые из этих событий будут приведены ниже, когда мы будем обсуждать способность джиннов.
Ослы и собаки видят джиннов
Даже если мы, люди, не видим джиннов, некоторые животные, например собаки и ослы, способны видеть их. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «Если услышите ночью собачий лай или ослиный рев, обращайтесь к Аллаху за помощью от шайтана, ибо они видят то, чего не видите вы» (Муснад) Ахмада
и «Сунан» Абу Дауда
Сатана и джинны
Сатана, о котором Аллах упоминает в Коране много раз, - из мира джиннов. В начале своего сотворения он поклонялся Аллаху. Он жил среди ангелов на небесах; он вошел в Рай. Но потом он ослушался Аллаха, из гордыни, высокомерия и зависти отказавшись, пасть ниц перед Адамом. Поэтому Аллах лишил его Своей милости.
Слово «шайтан» в арабском языке служит для обозначения любого высокомерного мятежника, однако в основном оно используется для обозначения именно одного определенного существа, высокомерно восставшего против своего Господа.
Сатана потерял всякую надежду на милость Аллаха, и по этой причине Аллах назвал его Иблис, производное от того же корня арабского слово «алабалас» означает «не содержащий ничего хорошего», а однокоренное «ублис» означает «отчаявшийся и потерянный».
Сатана сотворен
Тот, кто изучает Коран и хадисы, знает, что Сатана – одно из созданий Аллаха. И он имеет разум, способность понимать, он двигается и т.д. он не такой, как утверждают некоторые невежды, «злой дух, принимающий форму злой совести, животного в человеке, что руководит личностью, когда занимает место духовного, хорошей совести в сердце»
Вот сказали Мы ангелам: «падите ниц перед Адамом!». Все они поклонились, кроме Иблиса. Он был одним из джиннов и ослушался воли своего Господа (18:20)
Был ли Сатана родоначальником джиннов или всего лишь одним из них
Мы не располагаем ни одним ясным текстом, который утверждал бы, что Сатана был началом всех джиннов либо же, что он был всего лишь одним из них. Последнее более вероятно из утверждения Корана: «Он был одним из джиннов» (18:20). Ибн Таймийа придерживается мнения, что Сатана был родоначальником всех джиннов, так же как Адам был родоначальником всего человечества.
Еда и питье джиннов
Джинны, и Сатана среди них, едят и пьют. В «Сахих» аль-Бухари сообщается, что Абу Хурайра сказал: «(Однажды), когда пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), обычно, не смотревший по сторонам, вышел по нужде, я последовал за ним. Когда я приблизился к нему, он сказал: «Найди мне (несколько) камнейдля очищения (или же он сказал нечто подобное), но не приноси мне ни костей, ни сухого навоза»
Абу Хурайра спросил пророка, (саллаллаху алейхи ва саллям), почему тот велел не приносить именно эти две вещи. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал ему: «Они являются пищей для джиннов. Посланцы из Насибина, прекрасные джинны, пришли ко мне и спросили меня о том, чем они могут питаться, я же обратился к Аллаху с мольбой о том, чтобы они неизменно находили мясо, когда будут проходить мимо навоза или костей»
В «Сунан» от-Тирмизи приводится хадис, с достоверным иснадом, в котором сообщается что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «Не очищайтесь ни костями, ни навозом, т.к. это – пища для ваших братьев из числа джиннов». В «Сахих» Муслима приводится хадис Иьн Масуда, в котором сообщается, что к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), явились посланцы от джиннов. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), пошел с ними и прочитал им некоторые аяты Корана, а потом показал людям остатки тлеющих угольков (их костров). Они спросили пророка, (саллаллаху алейхи ва саллям), о том, чем они могут питаться, и он сказал им : «Мясо для вас будет на каждой кости, над которой упоминалось имя Аллаха, а навоз будет служить кормом для ваших животных».
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), также сообщил нам, что дьяволы едят левой рукой, и приказал нам поступать по-иному. В «Сахих» Муслима приводится хадис Ибн Умара, в котором сообщается, что Пророк, (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал «Когда кто-либо из вас будет есть, пусть ест правой рукой. И когда он будет пить, пусть пьет правой рукой, шайтан ест и пьет левой рукой»
В «Муснад» Ахмада приводится следующий хадис: «С тем, кто ест левой рукой, ест шайтан, и с тем, кто пьет левой рукой, пьет шайтан»
В «Муснад» Ахмада приводится хадис, в котором сообщается, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «Когда человек входит в свой дом и поминает Аллаха Всевышнего при входе и во время еды, шайтан говорит своим приспешникам: «Не будет для вас здесь ни приюта, ни ужина!» Если же человек вошел в дом, не помянув Аллаха Всевышнего при входе, шайтан говорит «Вы получили приют», а если он не поминает Аллаха Всевышнего и во время еды, шайтан говорит: «Вы получили приют и ужин»
О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадательные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, - быть может, вы преуспеете. (Сура 5 аят 90)
Ибн Каййим делает вывод, что опьяняющие напитки – это напитки дьяволов. И это напитки, которые он приказывает пить своим покровителям, и он сам принимает участие в этом действе, в питье, грехе и возможном наказании.
Женятся и размножаются ли джинны?
Очевидно, что джинны имеют сексуальные сношения. Чтобы доказать это, некоторые ученые обращаются к описанию супругов в Раю. О них Аллах сказал:
Там будут девы, потупляющие взоры, с которыми прежде не имели близости ни человек, ни джинн. (55:56)
Некоторые люди утверждают, что джинны не едят, не пьют и не имеют сексуальных контактов, но это утверждение ложно, что мы и показали с помощью неопровежимых доказательств из Корана и сунны.
Браки между джиннами и людьми
Мы все еще слышим о мужчинах, женившихся на джинне, либо женщинах, вышедшие замуж за джинна или получавших такое предложение от джиннов. Ас – Суйути упоминал много таких рассказов от предшествующих поколений и ученых, указывавших на существование браков между людьми и джиннами. Ибн Таймийа сказал: « Люди и джинны женились и имели детей, это случалось часто, и это общеизвестно» (Ибн Таймийа. Маджму. Т. 19.с. 39. (следует отметить, что прямых доказательств этого нет. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), никогда не упоминал об этом. Повествования относительно таких случаев от более поздних авторитетных рассказчиков сами по себе не могут считаться доказательствами. Более того, похоже, что нет никаких доказательств существования детей, которые имели бы частично характеристики джиннов, частично – людей. Сегодня в ОАЭ существует клан людей, которые заявляют, что они происходят от джинна женского рода, однако их характеристики не отличаются от других людей. Поэтому их утверждения невозможно доказать )
Многие считают, что не разрешено брать супруга от джиннов. Из благословений Аллаха следует, что Он создал для человечества супругов их вида.
Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом - знамения для людей размышляющих.
(30:21)
В любом случае, хотя люди и утверждают, что такие браки имели место в прошлом, и имеют место по сей день, даже если они и случаются, это редко и странно. Более того, тот, кто идет на это, должен знать мнения Ислама по этому поводу. Возможно, что совершающий это является, в каком – то смысле, подавленным и у него нет выхода из сложившейся ситуации.
На возможность браков между представителями разных видов указывает упоминание о девушках – спутницах в Раю. Аллах говорит о них: «…с которыми прежде не имели близости ни человек, ни джинн. (55:56)
Умирают ли дьяволы?
Нет сомнения, что джинны, и дьяволы в том числе, умирают. Следующий аят Корана относится к ним:
Все на (земле) смертны. Вечен лишь Лик Господа твоего, Обладающий величием и великодушием. Какую же из милостей вашего Господа вы считайте ложью? (Сура 55 аяты 26-28)
В «Сахих» аль – Бухари приводится хадис, со слов Ибн Аббаса, в котором сообщается, что пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), часто говорил: «Прибегаю к защите славы Твоей, о Тот, помимо Которого нет иного бога и Который не умрет, тогда как джинны и люди смертны»
Относительно продолжительности их жизни мы не знаем ничего, кроме того, что Аллах сказал о проклятом Сатане, которому была дарована отсрочка и жизнь до Судного дня. Аллах говорит:
«Иблис сказал: «Предоставь мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены» Аллах сказал: «Воистину, ты – один из тех, кому предоставлена отсрочка». (7:14-15)
Что касается других джиннов, продолжительность их жизни нам неизвестна.
Места обитания джиннов
Джинны живут на той же земле, что и люди. Большинство из них можно найти среди руин и на заброшенных участках, равно как и в местах, где находятся нечистые вещи, таких как ванные, в притонах, где употребляют гашиш, верблюжьих стойбищах и на кладбищах. По этой причине, как сказал Ибн Таймийа, люди, которые близки с Сатаной, обычно населяют именно такие зоны. Существует хадис, в котором говорится, что не следует молиться в ванных комнатах, потому что там может быть нечистое, и поэтому это обитель Сатаны, или на кладбище, так как это ведет к язычеству.
Много их мест, которые могут быть источником зла, таких как рыночные площади. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), дал следующий совет одному из своих сподвижников: «Если сможешь, ни в коем случае не становись ни первым из входящих на рынок, ни последним из покидающих его, ибо на рынке ведет свои сражения шайтан и там он водружает свое знамя» этот хадис приведен в «Сахих» Муслима.
Дьяволы живут в тех же домах, что и люди. Предотвратить их проникновение или отгонять их от дома можно, упоминая имя Аллаха (зикр), произнося вслух Коран, в особенности суру «аль-Бакара» («Корова») и «Стих престола» (2:255). Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), утверждал, что дьяволы распространяются и распределяются после первых сумерек, и потому советовал мусульманам в это время заводить детей в дом, на что указывается в хадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом.
Дьяволы убегают от призыва к молитве и не могут его слушать, а в месяц рамадан их сковывают цепями.
Дьяволы любят сидеть между тенью и солнечным светом. По этой причине пророк, (саллаллаху алейхи ва саллям), запретил мусульманам сидеть в таких местах. Этот достоверный хадис приводится в сводах хадисов под общим названием «Сунан»
В хадисе от Ибн Масуда, приведенном в «Сахих муслима», джинны просили Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) о своей провизии. Он сказал им: « Мясо для вас будет на каждой кости, над которой упоминалось имя Аллаха, а навоз будет служить кормом для ваших животных» Таким образом, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил нам, что у них есть животные и что кормом для их животных является навоз домашних животных.
Определенные животные, которых сопровождают дьяволы
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Воистину, верблюды были созданы из шайтанов, и за каждым верблюдом находится шайтан» этот хадис приводится Саидом ибн Мансуром в его «Сунан». По этой причине Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) запретил молиться на пастбищах верблюдов. В «Муснад» Ахмада и «Сунан» Абу Дауда сообщается, что Пророк, (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не молитесь там, где верблюды опускаются на колени, так как они происходят от шайтанов, но молитесь в загонах для овец, ибо они благословенны» В «Сунан» Ибн Маджи приводится хадис с достоверным иснадом, в котором сообщается, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не молитесь в местах отдыха верблюдов, ибо они были созданы из шайтанов»
Сатана имеет два рога
В «Сахих» Муслима приводится хадис Ибн Умара, в котором сообщается, что пророк, (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не стремитесь молиться во время восхода солнца и во время его захода, ибо, поистине, оно восходит (и заходит) между двумя рогами шайтана». Аль – Бухари и Муслим приводят другой хадис, в котором сообщается, что пророк, (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если заходит солнце, отложи молитву до того времени, пока оно не скроется. И не ждите со своей молитвой до тех пор, пока солнце не начнет подниматься или садиться, ибо, поистине, оно восходит и заходит меж двумя рогами шайтана» в этих хадисах имеется в виду действия язычников из числа арабов, которые поклонялись Солнцу и падали ниц перед ним, когда оно восходило или заходило. По этой причине Сатана обосновался в этом направлении так, чтобы их поклонение было направлено к нему.
Значения слов пророка, (саллаллаху алейхи ва саллям) состоит в том, что не следует специально выбирать это время для молитвы.
Их способности и сила
Аллах дал джиннам силу и способности, которых не дал людям. Аллах сообщил нам о некоторых их способностях, включая огромную скорость передвижения.
Один ифрит из джиннов пообещал Сулейману, что сможет перенести трон Шебы в Иерусалим за такое короткое время, что человек даже не успеет встать с места, на котором сидит. Но тот, кто обладает знаниями Писания, сказал: «Я перенесу его до того, как ты успеешь дважды моргнуть». Аллах описал этот случай в Коране:
Силач из числа джиннов сказал: «Я принесу его тебе прежде, чем ты встанешь со своего места (до окончания собрания). Я достаточно силен и заслуживаю доверия для этого». А тот, который обладал знанием Писания, сказал: «Я принесу его тебе в мгновение ока». Увидев установленный перед ним трон, он сказал: «Мой Господь оказал мне эту милость…» (27: 39 - 40)
Они предшествовали человечеству в пространстве
Джинны ходили на низшие небеса, чтобы подслушать их обитателей с целью узнать, какое событие случиться в будущем. Когда Пророк, (саллаллаху алейхи ва саллям) был послан со своим посланием, количество «стражей» на небесах увеличилось. Аллах цитирует их в Коране:
Мы достигли неба, но обнаружили, что оно заполнено стражами и пылающими огнями. Прежде мы садились там на седалищах, чтобы подслушивать. Но тот, кто подслушивает сейчас, обнаружит, что его подстерегает пылающий огонь. (72: 8-9)
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сам описал как джинны пытаются подслушивать послание с небес. Абу Хурайра передал, что пророк (саллалаху алейхи ва саллям) сказал:
- Когда Аллах решает что-либо в небесах, ангелы начинаю хлопать своими крыльями, выражая готовность повиноваться Его словам, и звук, издаваемый их крыльями, подобен звуку, который издают влекомые по камням цепи. Когда же страх покинет их сердца, они скажут: «Что сказал ваш Господь?». Они скажут: «Истину, ведь Он – Возвышенный, Великий» (Сура 34 аят 23). Эти слова подслушивающие (шайтаны), которые становятся друг на друга, и бывает так, что падающая звезда поражает такого подслушивающего, прежде чем он успевает передать услышанное своему товарищу, который стоит ниже, и так продолжается до тех пор, пока они не передают подслушанную новость на землю, где она внушается колдуну, который добавляет к этому слову правды сто слов лжи. Если же предсказание такого колдуна сбываются, люди начинают говорить: «Разве он не говорил нам в такой – то день, что случится то-то и то-то? И мы увидели, что это правда! Но сбывается только слово, услышанное с небес! (Этот хадис приводится в «Сахих» аль Бухари)
Суеверия периода невежества
Ибн Аббас передал от одного из подвижников Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) из ансаров, который сказал, что как – то ночью они находились с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) и видел падающую звезду. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил их: «Что вы говорили во время дней невежества о такой падающей звезде?» Они сказали: «Аллаху и его Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям) лучше знать. Мы говорили, что в эту ночь родился или умер важный человек» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал : «Причина не в смерти или рождении кого бы то ни было. Но когда Аллах решает какое-то дело, несущие Престол воздает Ему хвалу, так же поступают обитатели следующих небес, и так далее до низших небес. Потом те , кто близок к несущим Престол, говорят им : «Что сказал Господь? ». и им сообщают, что решил Господь. Они передают эту новость на следующее небо, и так продолжается, пока она не достигнет низших небес. Потом джинны слушают ее и передают слова своим слушателям. Когда ангелы замечают их, они забрасывают их падающими звездами. Если бы они (джинны) передали лишь то, что они услышали на самом деле, они были бы правдивы; но вместо этого они смешивают услышанное с ложью и делают добавления». (хадис в «Сахих» Муслима).
Их знания в строительстве и других ремеслах
Аллах сообщил нам, что джинны, подчинявшиеся пророку Сулейману, совершали много подвигов; это является доказательством их физических способностей, интеллекта и умения. Аллах говорит в Коране:
…Среди джиннов были такие, которые работали перед ним с дозволения его Господа. А того из них, кто уклонился от Нашего повеления, Мы заставили вкусить мучения в Пламени. Они создавали прекрасные строения, изваяния, миски, подобные водоемам, и неподвижные котлы… (Сура 34 аяты 12-13)
Их способности принимать другие формы
Джинны обладают способностью принимать форму людей или животных. В день битве при Бадре Сатана приблизился к язычникам в виде человека под именем Сурака ибн Малик и пообещал им помощь и победу.
Вот дьявол приукрасил для них их деяния и сказал: « Сегодня никто из людей не одолеет вас. Воистину, я буду по соседству» (Сура 8 аят48)
но когда армии встретились и сатана увидел ангелов, спускающихся с неба, он сбежал
Но когда два отряда увидели друг друга, он повернулся вспять и сказал: «Я не причастен к вам. Воистину, я вижу то, чего вы не видите. Я боюсь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании». (Сура 8 аят 48)
В «Сахих» аль-Бухари и других сводах хадисов сообщается, что Абу Хурайра сказал:
- (Однажды) Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поручил мне хранить собранный в рамадане закят, а (через некоторое время) ко мне пришел (какой – то человек), который принялся пригоршнями набирать себе еду. Я схватил его и сказал: «Я обязательно отведу тебя к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) !» Он сказал: «Поистине, я нуждаюсь, у меня (много) детей, и я в крайней нужде!» И я отпустил его, а утром Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил меня: «О Абу Хурайра, что делал вчера твой пленник?» Я ответил: «О Посланник Аллаха, он жаловался на нужду и на то, что (у него много) детей, а я пожалел его и отпустил» (Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, он солгал тебе, и он еще вернется». Таким образом, я (заранее) узнал, что он вернется, так как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, он вернется», и я стал поджидать его. (Через некоторое время) он (и в самом деле снова) пришел и стал пригоршнями набирать себе еду, а я схватил его и сказал: «Я обязательно отведу тебя к Посланнику Аллаха!» Он попросил: «Отпусти меня, ведь я нуждаюсь, и у меня (много) детей, и я больше не вернусь!» И я пожалел его и отпустил, а утром Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил меня: «О Абу Хурайра, что делал твой пленник?» Я ответил: «О Посланник Аллаха, он жаловался на нужду и на то, что (у него много) детей, а я пожалел его и отпустил». (На это Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, он солгал тебе, и он еще вернется». И я стал поджидать его третьего (прихода, а когда он действительно пришел и снова) принялся набирать себе еду пригоршнями , я схватил его и сказал: «Теперь-то я отведу тебя к Посланнику Аллаха, ибо ты в третий раз говоришь, что не вернешься, а потом возвращаешься!» (Тогда этот человек) сказал: «Отпусти меня, (и за это) я научу тебя (таким) словам, которые Аллах сделает полезными для тебя!» Я спросил: «Что (это за слова)?» Он сказал: «Когда будешь ложиться спать, прочитай «Стих престола» (в котором сказано): «Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего…» (сура 2 аят 255), (от начала и) до конца, и (если ты станешь делать это,) с тобой всегда будет находиться хранитель от Аллаха, а шайтан не (сможет) приблизиться к тебе до самого утра», и я отпустил его, а утром Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил меня: «Что делал вчера твой пленник?» Я ответил: «О Посланник Аллаха, он сказал, что научит меня такими словами, которые Аллах сделает полезными для меня, и я отпустил его». (Посланник Аллаха саллаллаху алейхи ва саллям) спросил: «Что же (это за слова)?» Я ответил: «Он сказал мне «Когда будешь ложиться спать, прочитай от начала и до конца «Стих престола»: «Аллах – нет божества кроме Него, Живого, Поддерживающего…» и еще он сказал мен: «С тобой всегда будет хранитель от Аллаха, а шайтан не сможет приблизиться к тебе до самого утра!» (Выслушав меня) Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Он действительно сказал тебе правду, несмотря на то, что он – отъявленный лжец! Известно ли тебе, кто говорил с тобой эти три ночи, о Абу Хурайра?» Я ответил: «Нет». (Пророк саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Это (был) шайтан»
Они также могут принимать форму определенных животных, например верблюдов, ослов, коров, собак или котов. Но в особенности часто они принимают вид черной собаки. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, что черная собака прерывает молитву, и причина тому, что это – дьявол. Ибн Таймийа сказал: «Черная собака – дьявол собак. И джинны часто принимают ее образ. Подобно этому они принимают образ черного кота (переводчику неизвестно какие – либо доказательства из Корана или сунны, которые подтверждали бы, что дьяволы принимают форму черных котов. Утверждения такого характера нуждаются в достоверных доказательствах – Прим. Анг. Перев.)»
Джинны домов
Джинны появляются перед людьми, приняв облик змеи. Поэтому Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) запретил убивать змей, найденных в домах, из опасения, что они могут быть джиннами, принявшими Ислам. Хадис Абу Саида аль – Худри, который передал, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Группа джиннов приняла Ислам в Медине. Пусть же тот, кто увидит кого-либо из них, предупредит его 3 раза. Но если он появится и после этого, его следует убить т.к. это дьявол»
Если кто-то видит змею в доме, ему следует предупредить ее – приказать ей уйти, говоря что-то подобное : «Заклинаю тебя именем Аллаха покинуть этот дом и забрать свое зло с собой от нас, а если ты не сделаешь этого, мы убьем тебя» Если вы увидите ее по истечению 3х дней, вам следует убить ее. Если джинн стал мусульманином, он покинет дом.
Существует определенный вид найденных в доме змей, которых разрешено убивать, не прося их покинуть дом. В «Сахих» аль-Бухари приводится хадис Абу Любабы, в котором сообщается, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не убивайте джиннов, кроме тех, что имеют две полоски на спине, так как они являются причиной выкидышей и потери зрения. Вот их убивайте!»
Означает ли это, что змеи – это джинны, что каждая змея является джинном или только некоторые из них? Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Змеи- это формы превращения джиннов, так же как обезьяны и свиньи – формы превращения сынов Исраиля» (этот хадис с достоверным иснадом приводится ат-Табарани и Абу аш-Шейх в «аль-Узма» Аль – Албани делает важное замечание: «Этот хадис не означает, что змеи, существующие сегодня, происходят от превращенных в них джиннов. Это означает, что некоторые джинны были превращены в змей, как это случилось с теми иудеями, которые были превращены в обезьян и свиней. Однако они не размножаются, как утверждают в другом достоверном хадисе: «Воистину, Аллах не дал ни одному из превращенных существ способности размножаться и иметь потомство» На самом деле обезьяны и свиньи существовали и до этого» - прим.англ.перев)
Сатана способен проникать в потомков Адама подобно крови, которая
течет в их жилах
Передают, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, шайтан проникает в человека, распространяясь в нем повсюду подобно крови…»
В «Сахих» аль – Бухари и Муслима приводится хадис жены Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), Сафиййи, в которос сообщается, что однажды она пришла навестить Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), когда он неотлучно находился в мечети в последние десять (дней) рамадана. Поговорив с ним некоторое время, она поднялась, чтобы вернуться к себе, а Пророк, (саллаллаху алейхи ва саллям) поднялся вместе с ней, чтобы проводить ее. Когда дошла до ворот мечети, находившихся у дверей Умм Саламы (одна из жен Пророка саллаллаху алейхи ва саллям), оказалось, что мимо проходили двое ансаров, которые поприветствовали Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал им: «Не спешите! Это ведь Сафиййа бинт Хуйайй!» Они сказали: «Преславен Аллах \Субхана-Ллах/, о Посланник Аллаха!» - и им было тяжело (слышать его слова) (то есть им было тяжело сознавать, что Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) могло показаться, будто они подумали о нем что-нибудь плохое.). Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, шайтан (проникает) в человека, распространяясь в нем повсюду подобно крови, и, поистине, я побоялся, что он сможет заронить в ваши сердца что – нибудь (дурное)!»
Доктор Умар Сулейман аль-Ашкар
1.
читать дальшеСегодня люди тратят миллиарды долларов, чтобы обнаружить, есть ли жизнь на близлежащих планетах, возможна ли она там принципиально. А как насчет существ, которые находятся прямо рядом с нами здесь, на земле? Они живут в наших домах, они едят и пьют с нами, они даже влияют на наши мысли и души. Эти создания толкают нас на разрушение нас самих и на пролитие крови друг друга.
Бесценны тексты Корана и достоверных хадисов, дошедшие до нас и дающие нам знания по этому вопросу. Эти тексты открывают нам тайны этого мира. Они дают нам достаточно сведений о деталях их жизни. Они также рассказывают нам, как глубоки корни вражды между этими созданиями и человеком. Кроме того, они рассказывают нам о постоянных действиях и крайностях, на которые те идут, чтобы сбить нас с пути и уничтожить.
Джинны – это отдельный мир, отличающийся от мира людей или ангелов. Однако они обладают некоторыми характеристиками, общими с людьми, например способностью думать и размышлять, а также способностью выбирать между путем добра и путем зла. Однако они отличаются от людей другими характеристиками, в первую очередь – своим происхождением.
Их называют джиннами, потому что, они скрыты от людского взора:
Воистину, он и его сородичи видят вас оттуда, где вы их не видите (7:27)
Их происхождение
В хадисе, приводимом Муслимом и передаваемом со слов Аиши, сообщается, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: « Ангелы были созданы из света, джинны – из чистого пламени, а Адам – из того, о чем вам было сказано»
В Суре «Всемилостивый» Аллах говорит:
… и создал джиннов из чистого пламени (55:15)
Когда они были созданы
Мы сотворили человека из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи. А еще раньше Мы сотворили джиннов из палящего пламени. (Сура 15 аяты 26-27)
Эти аяты недвусмысленно утверждают, что джинны были созданы еще до человека. Некоторые ранние мусульманские ученые придерживались мнения, что они были созданы за тысячу лет до человечества, но об этом мы не имеем никаких доказательств ни в Коране, ни в Сунне.
Ибн Абдул Барр сказал: «Джины, согласно мнению знатоков языка, существуют разных видов:
1 – если джинны упоминаются сами по себе, их называют джинни (джинны) 2 – если упоминаются джинны, живущие среди людей, они называются аамир, множественное число – уммар
3 – если упоминаются те, которые противодействуют молодым, их, называют аруах
4 – если упоминаются злые джинны, которые противодействуют людям, их называют
шайтан в единственном числе (и шайатин во множественном)
5 – если же они вредят еще больше и становятся сильными, их называют ифрит
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «Существует три вида джиннов: одни летают в воздухе, другие являются в образе змей и собак, а третьи живут оседло и путешествует» (ат-Табарани, аль-Хаким и аль Бахаки)
Отсутствие знания о них не есть доказательство
Наибольшее, что могут сказать отрицающие, - это то, что они не имеют никакой информации о существовании джиннов. Но отсутствие сведений о них – это не доказательство того, что они не существуют. Разум, который отрицает все, чего он не знает, безусловно, достоин порицания. Вот почему Аллах обвиняет неверующих:
Так нет же, они объявляют ложью знание, которое не способны постичь и толкование которого еще не свершилось (10:39)
Что говорится о джиннах в Коране и хадисах
В Коране и хадисах находятся многочисленные отрывки, которые подтверждают существование джиннов. Например, Аллах говорит в Коране:
Скажи: «Мне было открыто, что несколько джиннов послушали чтение Корана…» (72:1)
Мужи из числа людей искали покровительства мужей из числа джиннов, но они только увеличивали в них страх (или беззаконие). (72:6)
На самом деле в Коране и хадисах существует множество утверждений о них, и мы приведем большинство из них далее в книге по воле Аллаха.
Свидетельство очевидцев
В прошлом и в настоящем было достаточно свидетелей джиннов, хотя многие из видевших либо слышавших их не знали, что это были именно джинны – они думали, что это были привидения, духи, «невидимки», создания из открытого космоса и так далее.
Много достойных доверия свидетелей рассказывали о событиях, связанных с джиннами. Известный хадисовед аль-Амаш говорил: «Джинн явился к нам. Я спросил у него: «Какая твоя любимая еда?» Он сказал: «Рис». Мы принесли ему немного риса, и я видел, как ложка поднималась и отпускалась, но не видел никого. Я спросил: «Среди вас также есть следующие собственным страстям и нововведениям, как и среди нас?» Он сказал: «Да» Я спросил: «Каково положение рафидитов (одна из крайних шиитских групп) среди вас?» Он ответил: «Они – наихудшие из нас».
Я (доктор аль - Ашкар) добавлю, что многие достойные доверия люди рассказывали мне, что говорили с джиннами и видели их. По воле Аллаха некоторые из этих событий будут приведены ниже, когда мы будем обсуждать способность джиннов.
Ослы и собаки видят джиннов
Даже если мы, люди, не видим джиннов, некоторые животные, например собаки и ослы, способны видеть их. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «Если услышите ночью собачий лай или ослиный рев, обращайтесь к Аллаху за помощью от шайтана, ибо они видят то, чего не видите вы» (Муснад) Ахмада
и «Сунан» Абу Дауда
Сатана и джинны
Сатана, о котором Аллах упоминает в Коране много раз, - из мира джиннов. В начале своего сотворения он поклонялся Аллаху. Он жил среди ангелов на небесах; он вошел в Рай. Но потом он ослушался Аллаха, из гордыни, высокомерия и зависти отказавшись, пасть ниц перед Адамом. Поэтому Аллах лишил его Своей милости.
Слово «шайтан» в арабском языке служит для обозначения любого высокомерного мятежника, однако в основном оно используется для обозначения именно одного определенного существа, высокомерно восставшего против своего Господа.
Сатана потерял всякую надежду на милость Аллаха, и по этой причине Аллах назвал его Иблис, производное от того же корня арабского слово «алабалас» означает «не содержащий ничего хорошего», а однокоренное «ублис» означает «отчаявшийся и потерянный».
Сатана сотворен
Тот, кто изучает Коран и хадисы, знает, что Сатана – одно из созданий Аллаха. И он имеет разум, способность понимать, он двигается и т.д. он не такой, как утверждают некоторые невежды, «злой дух, принимающий форму злой совести, животного в человеке, что руководит личностью, когда занимает место духовного, хорошей совести в сердце»
Вот сказали Мы ангелам: «падите ниц перед Адамом!». Все они поклонились, кроме Иблиса. Он был одним из джиннов и ослушался воли своего Господа (18:20)
Был ли Сатана родоначальником джиннов или всего лишь одним из них
Мы не располагаем ни одним ясным текстом, который утверждал бы, что Сатана был началом всех джиннов либо же, что он был всего лишь одним из них. Последнее более вероятно из утверждения Корана: «Он был одним из джиннов» (18:20). Ибн Таймийа придерживается мнения, что Сатана был родоначальником всех джиннов, так же как Адам был родоначальником всего человечества.
Еда и питье джиннов
Джинны, и Сатана среди них, едят и пьют. В «Сахих» аль-Бухари сообщается, что Абу Хурайра сказал: «(Однажды), когда пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), обычно, не смотревший по сторонам, вышел по нужде, я последовал за ним. Когда я приблизился к нему, он сказал: «Найди мне (несколько) камнейдля очищения (или же он сказал нечто подобное), но не приноси мне ни костей, ни сухого навоза»
Абу Хурайра спросил пророка, (саллаллаху алейхи ва саллям), почему тот велел не приносить именно эти две вещи. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал ему: «Они являются пищей для джиннов. Посланцы из Насибина, прекрасные джинны, пришли ко мне и спросили меня о том, чем они могут питаться, я же обратился к Аллаху с мольбой о том, чтобы они неизменно находили мясо, когда будут проходить мимо навоза или костей»
В «Сунан» от-Тирмизи приводится хадис, с достоверным иснадом, в котором сообщается что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «Не очищайтесь ни костями, ни навозом, т.к. это – пища для ваших братьев из числа джиннов». В «Сахих» Муслима приводится хадис Иьн Масуда, в котором сообщается, что к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), явились посланцы от джиннов. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), пошел с ними и прочитал им некоторые аяты Корана, а потом показал людям остатки тлеющих угольков (их костров). Они спросили пророка, (саллаллаху алейхи ва саллям), о том, чем они могут питаться, и он сказал им : «Мясо для вас будет на каждой кости, над которой упоминалось имя Аллаха, а навоз будет служить кормом для ваших животных».
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), также сообщил нам, что дьяволы едят левой рукой, и приказал нам поступать по-иному. В «Сахих» Муслима приводится хадис Ибн Умара, в котором сообщается, что Пророк, (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал «Когда кто-либо из вас будет есть, пусть ест правой рукой. И когда он будет пить, пусть пьет правой рукой, шайтан ест и пьет левой рукой»
В «Муснад» Ахмада приводится следующий хадис: «С тем, кто ест левой рукой, ест шайтан, и с тем, кто пьет левой рукой, пьет шайтан»
В «Муснад» Ахмада приводится хадис, в котором сообщается, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «Когда человек входит в свой дом и поминает Аллаха Всевышнего при входе и во время еды, шайтан говорит своим приспешникам: «Не будет для вас здесь ни приюта, ни ужина!» Если же человек вошел в дом, не помянув Аллаха Всевышнего при входе, шайтан говорит «Вы получили приют», а если он не поминает Аллаха Всевышнего и во время еды, шайтан говорит: «Вы получили приют и ужин»
О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадательные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, - быть может, вы преуспеете. (Сура 5 аят 90)
Ибн Каййим делает вывод, что опьяняющие напитки – это напитки дьяволов. И это напитки, которые он приказывает пить своим покровителям, и он сам принимает участие в этом действе, в питье, грехе и возможном наказании.
Женятся и размножаются ли джинны?
Очевидно, что джинны имеют сексуальные сношения. Чтобы доказать это, некоторые ученые обращаются к описанию супругов в Раю. О них Аллах сказал:
Там будут девы, потупляющие взоры, с которыми прежде не имели близости ни человек, ни джинн. (55:56)
Некоторые люди утверждают, что джинны не едят, не пьют и не имеют сексуальных контактов, но это утверждение ложно, что мы и показали с помощью неопровежимых доказательств из Корана и сунны.
Браки между джиннами и людьми
Мы все еще слышим о мужчинах, женившихся на джинне, либо женщинах, вышедшие замуж за джинна или получавших такое предложение от джиннов. Ас – Суйути упоминал много таких рассказов от предшествующих поколений и ученых, указывавших на существование браков между людьми и джиннами. Ибн Таймийа сказал: « Люди и джинны женились и имели детей, это случалось часто, и это общеизвестно» (Ибн Таймийа. Маджму. Т. 19.с. 39. (следует отметить, что прямых доказательств этого нет. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), никогда не упоминал об этом. Повествования относительно таких случаев от более поздних авторитетных рассказчиков сами по себе не могут считаться доказательствами. Более того, похоже, что нет никаких доказательств существования детей, которые имели бы частично характеристики джиннов, частично – людей. Сегодня в ОАЭ существует клан людей, которые заявляют, что они происходят от джинна женского рода, однако их характеристики не отличаются от других людей. Поэтому их утверждения невозможно доказать )
Многие считают, что не разрешено брать супруга от джиннов. Из благословений Аллаха следует, что Он создал для человечества супругов их вида.
Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом - знамения для людей размышляющих.
(30:21)
В любом случае, хотя люди и утверждают, что такие браки имели место в прошлом, и имеют место по сей день, даже если они и случаются, это редко и странно. Более того, тот, кто идет на это, должен знать мнения Ислама по этому поводу. Возможно, что совершающий это является, в каком – то смысле, подавленным и у него нет выхода из сложившейся ситуации.
На возможность браков между представителями разных видов указывает упоминание о девушках – спутницах в Раю. Аллах говорит о них: «…с которыми прежде не имели близости ни человек, ни джинн. (55:56)
Умирают ли дьяволы?
Нет сомнения, что джинны, и дьяволы в том числе, умирают. Следующий аят Корана относится к ним:
Все на (земле) смертны. Вечен лишь Лик Господа твоего, Обладающий величием и великодушием. Какую же из милостей вашего Господа вы считайте ложью? (Сура 55 аяты 26-28)
В «Сахих» аль – Бухари приводится хадис, со слов Ибн Аббаса, в котором сообщается, что пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), часто говорил: «Прибегаю к защите славы Твоей, о Тот, помимо Которого нет иного бога и Который не умрет, тогда как джинны и люди смертны»
Относительно продолжительности их жизни мы не знаем ничего, кроме того, что Аллах сказал о проклятом Сатане, которому была дарована отсрочка и жизнь до Судного дня. Аллах говорит:
«Иблис сказал: «Предоставь мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены» Аллах сказал: «Воистину, ты – один из тех, кому предоставлена отсрочка». (7:14-15)
Что касается других джиннов, продолжительность их жизни нам неизвестна.
Места обитания джиннов
Джинны живут на той же земле, что и люди. Большинство из них можно найти среди руин и на заброшенных участках, равно как и в местах, где находятся нечистые вещи, таких как ванные, в притонах, где употребляют гашиш, верблюжьих стойбищах и на кладбищах. По этой причине, как сказал Ибн Таймийа, люди, которые близки с Сатаной, обычно населяют именно такие зоны. Существует хадис, в котором говорится, что не следует молиться в ванных комнатах, потому что там может быть нечистое, и поэтому это обитель Сатаны, или на кладбище, так как это ведет к язычеству.
Много их мест, которые могут быть источником зла, таких как рыночные площади. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), дал следующий совет одному из своих сподвижников: «Если сможешь, ни в коем случае не становись ни первым из входящих на рынок, ни последним из покидающих его, ибо на рынке ведет свои сражения шайтан и там он водружает свое знамя» этот хадис приведен в «Сахих» Муслима.
Дьяволы живут в тех же домах, что и люди. Предотвратить их проникновение или отгонять их от дома можно, упоминая имя Аллаха (зикр), произнося вслух Коран, в особенности суру «аль-Бакара» («Корова») и «Стих престола» (2:255). Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), утверждал, что дьяволы распространяются и распределяются после первых сумерек, и потому советовал мусульманам в это время заводить детей в дом, на что указывается в хадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом.
Дьяволы убегают от призыва к молитве и не могут его слушать, а в месяц рамадан их сковывают цепями.
Дьяволы любят сидеть между тенью и солнечным светом. По этой причине пророк, (саллаллаху алейхи ва саллям), запретил мусульманам сидеть в таких местах. Этот достоверный хадис приводится в сводах хадисов под общим названием «Сунан»
В хадисе от Ибн Масуда, приведенном в «Сахих муслима», джинны просили Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) о своей провизии. Он сказал им: « Мясо для вас будет на каждой кости, над которой упоминалось имя Аллаха, а навоз будет служить кормом для ваших животных» Таким образом, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил нам, что у них есть животные и что кормом для их животных является навоз домашних животных.
Определенные животные, которых сопровождают дьяволы
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Воистину, верблюды были созданы из шайтанов, и за каждым верблюдом находится шайтан» этот хадис приводится Саидом ибн Мансуром в его «Сунан». По этой причине Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) запретил молиться на пастбищах верблюдов. В «Муснад» Ахмада и «Сунан» Абу Дауда сообщается, что Пророк, (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не молитесь там, где верблюды опускаются на колени, так как они происходят от шайтанов, но молитесь в загонах для овец, ибо они благословенны» В «Сунан» Ибн Маджи приводится хадис с достоверным иснадом, в котором сообщается, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не молитесь в местах отдыха верблюдов, ибо они были созданы из шайтанов»
Сатана имеет два рога
В «Сахих» Муслима приводится хадис Ибн Умара, в котором сообщается, что пророк, (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не стремитесь молиться во время восхода солнца и во время его захода, ибо, поистине, оно восходит (и заходит) между двумя рогами шайтана». Аль – Бухари и Муслим приводят другой хадис, в котором сообщается, что пророк, (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если заходит солнце, отложи молитву до того времени, пока оно не скроется. И не ждите со своей молитвой до тех пор, пока солнце не начнет подниматься или садиться, ибо, поистине, оно восходит и заходит меж двумя рогами шайтана» в этих хадисах имеется в виду действия язычников из числа арабов, которые поклонялись Солнцу и падали ниц перед ним, когда оно восходило или заходило. По этой причине Сатана обосновался в этом направлении так, чтобы их поклонение было направлено к нему.
Значения слов пророка, (саллаллаху алейхи ва саллям) состоит в том, что не следует специально выбирать это время для молитвы.
Их способности и сила
Аллах дал джиннам силу и способности, которых не дал людям. Аллах сообщил нам о некоторых их способностях, включая огромную скорость передвижения.
Один ифрит из джиннов пообещал Сулейману, что сможет перенести трон Шебы в Иерусалим за такое короткое время, что человек даже не успеет встать с места, на котором сидит. Но тот, кто обладает знаниями Писания, сказал: «Я перенесу его до того, как ты успеешь дважды моргнуть». Аллах описал этот случай в Коране:
Силач из числа джиннов сказал: «Я принесу его тебе прежде, чем ты встанешь со своего места (до окончания собрания). Я достаточно силен и заслуживаю доверия для этого». А тот, который обладал знанием Писания, сказал: «Я принесу его тебе в мгновение ока». Увидев установленный перед ним трон, он сказал: «Мой Господь оказал мне эту милость…» (27: 39 - 40)
Они предшествовали человечеству в пространстве
Джинны ходили на низшие небеса, чтобы подслушать их обитателей с целью узнать, какое событие случиться в будущем. Когда Пророк, (саллаллаху алейхи ва саллям) был послан со своим посланием, количество «стражей» на небесах увеличилось. Аллах цитирует их в Коране:
Мы достигли неба, но обнаружили, что оно заполнено стражами и пылающими огнями. Прежде мы садились там на седалищах, чтобы подслушивать. Но тот, кто подслушивает сейчас, обнаружит, что его подстерегает пылающий огонь. (72: 8-9)
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сам описал как джинны пытаются подслушивать послание с небес. Абу Хурайра передал, что пророк (саллалаху алейхи ва саллям) сказал:
- Когда Аллах решает что-либо в небесах, ангелы начинаю хлопать своими крыльями, выражая готовность повиноваться Его словам, и звук, издаваемый их крыльями, подобен звуку, который издают влекомые по камням цепи. Когда же страх покинет их сердца, они скажут: «Что сказал ваш Господь?». Они скажут: «Истину, ведь Он – Возвышенный, Великий» (Сура 34 аят 23). Эти слова подслушивающие (шайтаны), которые становятся друг на друга, и бывает так, что падающая звезда поражает такого подслушивающего, прежде чем он успевает передать услышанное своему товарищу, который стоит ниже, и так продолжается до тех пор, пока они не передают подслушанную новость на землю, где она внушается колдуну, который добавляет к этому слову правды сто слов лжи. Если же предсказание такого колдуна сбываются, люди начинают говорить: «Разве он не говорил нам в такой – то день, что случится то-то и то-то? И мы увидели, что это правда! Но сбывается только слово, услышанное с небес! (Этот хадис приводится в «Сахих» аль Бухари)
Суеверия периода невежества
Ибн Аббас передал от одного из подвижников Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) из ансаров, который сказал, что как – то ночью они находились с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) и видел падающую звезду. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил их: «Что вы говорили во время дней невежества о такой падающей звезде?» Они сказали: «Аллаху и его Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям) лучше знать. Мы говорили, что в эту ночь родился или умер важный человек» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал : «Причина не в смерти или рождении кого бы то ни было. Но когда Аллах решает какое-то дело, несущие Престол воздает Ему хвалу, так же поступают обитатели следующих небес, и так далее до низших небес. Потом те , кто близок к несущим Престол, говорят им : «Что сказал Господь? ». и им сообщают, что решил Господь. Они передают эту новость на следующее небо, и так продолжается, пока она не достигнет низших небес. Потом джинны слушают ее и передают слова своим слушателям. Когда ангелы замечают их, они забрасывают их падающими звездами. Если бы они (джинны) передали лишь то, что они услышали на самом деле, они были бы правдивы; но вместо этого они смешивают услышанное с ложью и делают добавления». (хадис в «Сахих» Муслима).
Их знания в строительстве и других ремеслах
Аллах сообщил нам, что джинны, подчинявшиеся пророку Сулейману, совершали много подвигов; это является доказательством их физических способностей, интеллекта и умения. Аллах говорит в Коране:
…Среди джиннов были такие, которые работали перед ним с дозволения его Господа. А того из них, кто уклонился от Нашего повеления, Мы заставили вкусить мучения в Пламени. Они создавали прекрасные строения, изваяния, миски, подобные водоемам, и неподвижные котлы… (Сура 34 аяты 12-13)
Их способности принимать другие формы
Джинны обладают способностью принимать форму людей или животных. В день битве при Бадре Сатана приблизился к язычникам в виде человека под именем Сурака ибн Малик и пообещал им помощь и победу.
Вот дьявол приукрасил для них их деяния и сказал: « Сегодня никто из людей не одолеет вас. Воистину, я буду по соседству» (Сура 8 аят48)
но когда армии встретились и сатана увидел ангелов, спускающихся с неба, он сбежал
Но когда два отряда увидели друг друга, он повернулся вспять и сказал: «Я не причастен к вам. Воистину, я вижу то, чего вы не видите. Я боюсь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании». (Сура 8 аят 48)
В «Сахих» аль-Бухари и других сводах хадисов сообщается, что Абу Хурайра сказал:
- (Однажды) Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поручил мне хранить собранный в рамадане закят, а (через некоторое время) ко мне пришел (какой – то человек), который принялся пригоршнями набирать себе еду. Я схватил его и сказал: «Я обязательно отведу тебя к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) !» Он сказал: «Поистине, я нуждаюсь, у меня (много) детей, и я в крайней нужде!» И я отпустил его, а утром Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил меня: «О Абу Хурайра, что делал вчера твой пленник?» Я ответил: «О Посланник Аллаха, он жаловался на нужду и на то, что (у него много) детей, а я пожалел его и отпустил» (Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, он солгал тебе, и он еще вернется». Таким образом, я (заранее) узнал, что он вернется, так как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, он вернется», и я стал поджидать его. (Через некоторое время) он (и в самом деле снова) пришел и стал пригоршнями набирать себе еду, а я схватил его и сказал: «Я обязательно отведу тебя к Посланнику Аллаха!» Он попросил: «Отпусти меня, ведь я нуждаюсь, и у меня (много) детей, и я больше не вернусь!» И я пожалел его и отпустил, а утром Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил меня: «О Абу Хурайра, что делал твой пленник?» Я ответил: «О Посланник Аллаха, он жаловался на нужду и на то, что (у него много) детей, а я пожалел его и отпустил». (На это Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, он солгал тебе, и он еще вернется». И я стал поджидать его третьего (прихода, а когда он действительно пришел и снова) принялся набирать себе еду пригоршнями , я схватил его и сказал: «Теперь-то я отведу тебя к Посланнику Аллаха, ибо ты в третий раз говоришь, что не вернешься, а потом возвращаешься!» (Тогда этот человек) сказал: «Отпусти меня, (и за это) я научу тебя (таким) словам, которые Аллах сделает полезными для тебя!» Я спросил: «Что (это за слова)?» Он сказал: «Когда будешь ложиться спать, прочитай «Стих престола» (в котором сказано): «Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего…» (сура 2 аят 255), (от начала и) до конца, и (если ты станешь делать это,) с тобой всегда будет находиться хранитель от Аллаха, а шайтан не (сможет) приблизиться к тебе до самого утра», и я отпустил его, а утром Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил меня: «Что делал вчера твой пленник?» Я ответил: «О Посланник Аллаха, он сказал, что научит меня такими словами, которые Аллах сделает полезными для меня, и я отпустил его». (Посланник Аллаха саллаллаху алейхи ва саллям) спросил: «Что же (это за слова)?» Я ответил: «Он сказал мне «Когда будешь ложиться спать, прочитай от начала и до конца «Стих престола»: «Аллах – нет божества кроме Него, Живого, Поддерживающего…» и еще он сказал мен: «С тобой всегда будет хранитель от Аллаха, а шайтан не сможет приблизиться к тебе до самого утра!» (Выслушав меня) Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Он действительно сказал тебе правду, несмотря на то, что он – отъявленный лжец! Известно ли тебе, кто говорил с тобой эти три ночи, о Абу Хурайра?» Я ответил: «Нет». (Пророк саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Это (был) шайтан»
Они также могут принимать форму определенных животных, например верблюдов, ослов, коров, собак или котов. Но в особенности часто они принимают вид черной собаки. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, что черная собака прерывает молитву, и причина тому, что это – дьявол. Ибн Таймийа сказал: «Черная собака – дьявол собак. И джинны часто принимают ее образ. Подобно этому они принимают образ черного кота (переводчику неизвестно какие – либо доказательства из Корана или сунны, которые подтверждали бы, что дьяволы принимают форму черных котов. Утверждения такого характера нуждаются в достоверных доказательствах – Прим. Анг. Перев.)»
Джинны домов
Джинны появляются перед людьми, приняв облик змеи. Поэтому Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) запретил убивать змей, найденных в домах, из опасения, что они могут быть джиннами, принявшими Ислам. Хадис Абу Саида аль – Худри, который передал, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Группа джиннов приняла Ислам в Медине. Пусть же тот, кто увидит кого-либо из них, предупредит его 3 раза. Но если он появится и после этого, его следует убить т.к. это дьявол»
Если кто-то видит змею в доме, ему следует предупредить ее – приказать ей уйти, говоря что-то подобное : «Заклинаю тебя именем Аллаха покинуть этот дом и забрать свое зло с собой от нас, а если ты не сделаешь этого, мы убьем тебя» Если вы увидите ее по истечению 3х дней, вам следует убить ее. Если джинн стал мусульманином, он покинет дом.
Существует определенный вид найденных в доме змей, которых разрешено убивать, не прося их покинуть дом. В «Сахих» аль-Бухари приводится хадис Абу Любабы, в котором сообщается, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не убивайте джиннов, кроме тех, что имеют две полоски на спине, так как они являются причиной выкидышей и потери зрения. Вот их убивайте!»
Означает ли это, что змеи – это джинны, что каждая змея является джинном или только некоторые из них? Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Змеи- это формы превращения джиннов, так же как обезьяны и свиньи – формы превращения сынов Исраиля» (этот хадис с достоверным иснадом приводится ат-Табарани и Абу аш-Шейх в «аль-Узма» Аль – Албани делает важное замечание: «Этот хадис не означает, что змеи, существующие сегодня, происходят от превращенных в них джиннов. Это означает, что некоторые джинны были превращены в змей, как это случилось с теми иудеями, которые были превращены в обезьян и свиней. Однако они не размножаются, как утверждают в другом достоверном хадисе: «Воистину, Аллах не дал ни одному из превращенных существ способности размножаться и иметь потомство» На самом деле обезьяны и свиньи существовали и до этого» - прим.англ.перев)
Сатана способен проникать в потомков Адама подобно крови, которая
течет в их жилах
Передают, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, шайтан проникает в человека, распространяясь в нем повсюду подобно крови…»
В «Сахих» аль – Бухари и Муслима приводится хадис жены Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), Сафиййи, в которос сообщается, что однажды она пришла навестить Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), когда он неотлучно находился в мечети в последние десять (дней) рамадана. Поговорив с ним некоторое время, она поднялась, чтобы вернуться к себе, а Пророк, (саллаллаху алейхи ва саллям) поднялся вместе с ней, чтобы проводить ее. Когда дошла до ворот мечети, находившихся у дверей Умм Саламы (одна из жен Пророка саллаллаху алейхи ва саллям), оказалось, что мимо проходили двое ансаров, которые поприветствовали Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал им: «Не спешите! Это ведь Сафиййа бинт Хуйайй!» Они сказали: «Преславен Аллах \Субхана-Ллах/, о Посланник Аллаха!» - и им было тяжело (слышать его слова) (то есть им было тяжело сознавать, что Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) могло показаться, будто они подумали о нем что-нибудь плохое.). Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, шайтан (проникает) в человека, распространяясь в нем повсюду подобно крови, и, поистине, я побоялся, что он сможет заронить в ваши сердца что – нибудь (дурное)!»