УТБА ИБН ГАЗВАН
После вечернего Намаза вождь правоверных Умар Ибн аль-Хаттаб удалился в свою опочивальню, чтобы немного отдохнуть перед ночным обходом города с часовыми.
Однако сон никак не шёл к халифу, так как в донесении, поступившем к нему с последней почтой, говорилось: "Разгромленные мусульманами армии персов всякий раз накануне окончательного поражения получают отовсюду подкрепления, восстанавливают свою боеспособность и возобновляют боевые действия".
В донесении также говорилось: "Главным источником снабжения разгромленных войск персов военным снаряжением является город Абилла".
Халиф принял решение направить войска для покорения Абиллы, а также с целью ликвидации этого источника снабжения персов. Однако Умар столкнулся с проблемой нехватки войск для выполнения этой задачи.
Это объяснялось тем, что всё мужское население, включая юношей и стариков, уже находилось в дальних боевых походах во имя Аллаха, а в самой Медине у Умара оставался лишь небольшой отряд.
Тогда Умар решил прибегнуть к испытанному и характерному для него методу.
Суть этого метода заключалась в том, чтобы компенсировать недостаточную численность войск силой их командира...
В задумчивости Умар начал перебирать в уме одного за другим своих военачальников и внезапно его осенило: - Я нашёл его! Да, я нашёл его...
Укладываяь в постель, он говорил себе: - Это настоящий муджахид, участвовавший в битвах при Бадре, Ухуде, противостоянии у рва и других сражениях... Он прекрасно проявил себя в йамамском походе и тех боях... Его меч неотразим, а стрелы не знают промаха... Он был участником обоих переселений в Эфиопию и Медину, а также седьмым человеком из тех, кто первыми приняли исламскую веру на Земле...
Когда наступило утро, Умар повелел: - Призовите ко мне Утбу Ибн Газвана...
Когда Утба явился, халиф вручил ему знамя командира отряда мусульман, в котором насчитывалось немногим более трёхсот человек...
При этом Умар пообещал ему немедленно выслать подкрепление по мере их подхода к Абилле.
* * *
Когда небольшая армия мусульман была готова выступить в поход, проводить её пришёл аль-Фарук и обратился к Утбе с напутственным словом: - О Утба, я отправляю тебя в поход на Абиллу, которая является одной из вражеских цитаделей. Я молю Аллаха, чтобы Он помог тебе сокрушить её.
Когда ты достигнешь Абиллы, призови её население к религии Аллаха. Отпускай с миром того, кто примет её, а с того, кто откажется, бери джизью за малолетних и находящихся в подчинении...
Если же они откажутся и от первого„ и от второго, то беспощадно сражайся с ними. И бойся Аллаха, о Утба, в том деле, которое поручено тебе.
Остерегайся впасть в заносчивость, ибо это сильно навредит тебе в Будушей жизни. Всегда помни, что ты стал сподвижником посланника Аллаха, и тем самым Аллах возвысил тебя после унижения, дал тебе силу после слабости.
Сейчас ты стал властным руководителем и военоначальником, которому подчиняются люди. Когда ты говоришь, то тебя все слушают, а когда повелеваешь, все выполняют твой приказ. Насколько же велико это благо, если им не злоупотреблять и не поддаваться искушению власти, так как это может привести тебя в Ад. Да избавит Аллах тебя и меня от этого!
* * *
Вместе со своим отрядом, женой и пятью другими женщинами и жёнами воинов и их сестёр Утба Ибн Газван двинулся вперёд, пока не достиг местности, покрытой густыми тростниковыми зарослями, недалеко от Абиллы. Пока отряд продвигался к Абилле, продовольствие кончилось.
Когда голод усилился, Утба приказал нескольким людям: "Идите и попытайтесь разыскать здесь какой-нибудь еды".
Люди отправились на поиски чего-нибудь съестного, и с ними произошла любопытная история, которую рассказывает один из очевидцев: "Разыскивая во всей округе какую-нибудь еду, мы попали в густую рощу, где обнаружили две корзины.
В одной из них были финики, а в другой какие-то белые зёрна, покрытые жёлтой кожурой. Мы взяли с собой обе корзины и принесли их в наш лагерь. Увидев корзину с зёрнами, один из воинов сказал:
- Это яд, который подбросил нам враг. Не прикасайтесь к этому.
Тогда мы взялись за финики и принялись их есть...
В это время чей-то отвязавшийся конь приблизился к корзине с зерном и начал его есть. Клянусь Аллахом, мы захотели тут же зарезать его и съесть мясо, пока он не подох от яда.
Однако хозяин коня возразил: "Не трогайте его! Я буду эту ночь рядом с ним, и если увижу, что он издыхает, то сам зарежу его". На следующее утро мы обнаружили коня в полном здравии без каких-либо признаков отравления. Тут ко мне обратилась моя сестра и сказала:
- Послушай, брат! Отец говорил, что яд становится безвредным, если отравленный продукт приготовить на сильном огне.
После этого она насыпала неизвестных зёрен в горшок и развела под ним сильный огонь.
Вскоре она воскликнула:
"Идите сюда быстрее! Посмотрите, как потемнели зёрна!" Сестра начала очищать коричневую кожуру и вынимать белые зёрна. Затем мы собрали все зёрна и высыпали на большое блюдо, чтобы их съесть. Утба сказал нам: "Помяните имя Аллаха и ешьте это". Испробовав зёрен, мы обнаружили, что они чрезвычайно вкусны.
Вскоре после этого мы узнали, что этот злак называется рисом". Абилла, к которой направлялся Утба Ибн Газван со своей небольшой армией, представляла собой город-крепость на берегу Тигра.
Персы сделали этот город своим арсеналом, а на его крепостных башнях установили наблюдательные посты, чтобы следить за передвижениями своих врагов.
Однако малочисленность войска и его слабое вооружение не помешали Утбе покорить эту крепость. Всего в его отряде насчитывалось не более шестисот воинов, которых сопровождала небольшая группа женщин, а из оружия у них были только мечи и копья. Поэтому было совершенно необходимо использовать всю силу ума.
* * *
Изготовив для женщин флаги, Утба привязал их к копьям, а затем приказал им идти за своей армией.
Он также сказал женщинам: - Когда мы приблизимся к городу, как можно сильнее поднимайте пыль, чтобы она стояла в воздухе. Когда отряд Утбы подошёл к Абилле, то к ним навстречу вышли воины персов, которые заметили войско своего противника.
Увидев многочисленные флаги, развивающиеся в тылу отряда, и огромное количество пыли в воздухе, они сказали друг другу: - Впереди идёт авангард, а за ним двигается в туче пыли огромная армия. Нас же в крепости очень мало...
В сердца персов закрался страх, и смятение охватило их.
Они срочно начали собирать всё самое лёгкое и ценное, а затем устремились к своим кораблям, стоявшим на якоре на Тигре, и обратились в поспешное бегство. Не потеряв ни одного из своих солдат, Утба вступил в Абиллу.
После этого он покорил все окрестные города и сёла. В этом походе Утба захватил с трудом поддающееся учёту количество трофеев, что превзошло все ожидания.
Когда один из воинов Утбы вернулся в Медину, люди спросили его:
- Ну, как там положение мусульман в Абилле?
- О чём вы спрашиваете?! - воскликнул воин.
- Клянусь Аллахом, когда я оставил их, они и золото, и серебро отмеряли целыми мешками. После этих слов многие устремились в Абиллу.
* * *
В такой ситуации Утба Ибн Газван счёл, что пребывание его солдат в покорённых городах приучит их к лёгкой жизни и сделает их нравственность такой же, как у жителей этой страны, что ослабит их решимость продолжать боевые действия.
Поэтому в своём послании к Умару Ибн аль-Хаттабу Утба испросил его разрешения приступить к строительству аль-Басры, подробно описав выбранную для строительства местность. Умар дал своё согласие на это строительство.
* * *
Спланировав новый город, Утба прежде всего возвёл главную городскую мечеть.
В этом нет ничего удивительного, поскольку именно ради этого Утба и его соратники выступили в поход во имя Аллаха.
Именно благодаря этому месту поклонения Утба и его воины добились победы над врагами Аллаха.
После этого все воины начали делить между собой землю и строить дома...
Однако сам Утба не стал строить собственный дом, а продолжал жить в простой палатке, поскольку начал вынашивать новый замысел...
* * *
Утба заметил, что мирские блага так сильно подействовали на мусульман в Басре, что они начали забывать самих себя.
Его люди, которые ещё совсем недавно не знали лучшей пищи, чем сваренный с шелухой рис, вкусив персидских кушаний типа медовой пастилы, миндальных пирожных и других деликатесов, слишком пристрастились к ним. Утба начал испытывать серьёзные опасения за свою религию.
Он испугался, что мирская жизнь возобладает над жизнью Будущей. Собрав людей в мечети аль-Куфы, Утба обратился к ним с проповедью, в которой сказал: "О люди! Мирская жизнь преходяща и близка к своему завершению.
После неё вы переместитесь в обиталище вечной жизни. Так вступайте же в неё с вашими добрыми делами.
Я был седьмым из первых семи мусульман вместе с посланником Аллаха, и нашей пищей были листья деревьев, от чего на наших губах образовывались язвы. Однажды найденный плащ мне пришлось разорвать на две части и поделиться с Саадом Ибн Абу Ваккасом.
В половину плаща завернулся я, а в другую завернулся Саад. А сегодня среди нас я вижу, что каждый чувствует себя наместником одной из провинций. Упаси нас Аллах быть великим в собственной душе и маленьким у Аллаха..."
После этого, назначив старшего среди них, Утба попрощался со своими людьми и направился в Медину.
Придя к аль-Фаруку, Утба попросил у него разрешения сложить с себя обязанности наместника Басры, но халиф не разрешил ему этого. Как Утба ни настаивал на своей просьбе, халиф был непреклонен и повелел ему возвращаться в Басру.
С большой неохотой Утба подчинился приказу Умара. Усаживаясь на верблюдицу, Утба приговаривал:
"О Господь мой, не позволь мне вернуться в Басру! О Господь мой, не позволь мне вернуться в Басру!" Аллах внял его мольбе, так как недалеко от Медины его верблюдица споткнулась, и Утба рухнул на землю, расставшись с жизнью...
"Утбе Ибн Газвану в Исламе принадлежит особое место".
(Умар Ибн аль-Хаттаб)
(Умар Ибн аль-Хаттаб)
После вечернего Намаза вождь правоверных Умар Ибн аль-Хаттаб удалился в свою опочивальню, чтобы немного отдохнуть перед ночным обходом города с часовыми.
Однако сон никак не шёл к халифу, так как в донесении, поступившем к нему с последней почтой, говорилось: "Разгромленные мусульманами армии персов всякий раз накануне окончательного поражения получают отовсюду подкрепления, восстанавливают свою боеспособность и возобновляют боевые действия".
В донесении также говорилось: "Главным источником снабжения разгромленных войск персов военным снаряжением является город Абилла".
Халиф принял решение направить войска для покорения Абиллы, а также с целью ликвидации этого источника снабжения персов. Однако Умар столкнулся с проблемой нехватки войск для выполнения этой задачи.
Это объяснялось тем, что всё мужское население, включая юношей и стариков, уже находилось в дальних боевых походах во имя Аллаха, а в самой Медине у Умара оставался лишь небольшой отряд.
Тогда Умар решил прибегнуть к испытанному и характерному для него методу.
Суть этого метода заключалась в том, чтобы компенсировать недостаточную численность войск силой их командира...
В задумчивости Умар начал перебирать в уме одного за другим своих военачальников и внезапно его осенило: - Я нашёл его! Да, я нашёл его...
Укладываяь в постель, он говорил себе: - Это настоящий муджахид, участвовавший в битвах при Бадре, Ухуде, противостоянии у рва и других сражениях... Он прекрасно проявил себя в йамамском походе и тех боях... Его меч неотразим, а стрелы не знают промаха... Он был участником обоих переселений в Эфиопию и Медину, а также седьмым человеком из тех, кто первыми приняли исламскую веру на Земле...
Когда наступило утро, Умар повелел: - Призовите ко мне Утбу Ибн Газвана...
Когда Утба явился, халиф вручил ему знамя командира отряда мусульман, в котором насчитывалось немногим более трёхсот человек...
При этом Умар пообещал ему немедленно выслать подкрепление по мере их подхода к Абилле.
* * *
Когда небольшая армия мусульман была готова выступить в поход, проводить её пришёл аль-Фарук и обратился к Утбе с напутственным словом: - О Утба, я отправляю тебя в поход на Абиллу, которая является одной из вражеских цитаделей. Я молю Аллаха, чтобы Он помог тебе сокрушить её.
Когда ты достигнешь Абиллы, призови её население к религии Аллаха. Отпускай с миром того, кто примет её, а с того, кто откажется, бери джизью за малолетних и находящихся в подчинении...
Если же они откажутся и от первого„ и от второго, то беспощадно сражайся с ними. И бойся Аллаха, о Утба, в том деле, которое поручено тебе.
Остерегайся впасть в заносчивость, ибо это сильно навредит тебе в Будушей жизни. Всегда помни, что ты стал сподвижником посланника Аллаха, и тем самым Аллах возвысил тебя после унижения, дал тебе силу после слабости.
Сейчас ты стал властным руководителем и военоначальником, которому подчиняются люди. Когда ты говоришь, то тебя все слушают, а когда повелеваешь, все выполняют твой приказ. Насколько же велико это благо, если им не злоупотреблять и не поддаваться искушению власти, так как это может привести тебя в Ад. Да избавит Аллах тебя и меня от этого!
* * *
Вместе со своим отрядом, женой и пятью другими женщинами и жёнами воинов и их сестёр Утба Ибн Газван двинулся вперёд, пока не достиг местности, покрытой густыми тростниковыми зарослями, недалеко от Абиллы. Пока отряд продвигался к Абилле, продовольствие кончилось.
Когда голод усилился, Утба приказал нескольким людям: "Идите и попытайтесь разыскать здесь какой-нибудь еды".
Люди отправились на поиски чего-нибудь съестного, и с ними произошла любопытная история, которую рассказывает один из очевидцев: "Разыскивая во всей округе какую-нибудь еду, мы попали в густую рощу, где обнаружили две корзины.
В одной из них были финики, а в другой какие-то белые зёрна, покрытые жёлтой кожурой. Мы взяли с собой обе корзины и принесли их в наш лагерь. Увидев корзину с зёрнами, один из воинов сказал:
- Это яд, который подбросил нам враг. Не прикасайтесь к этому.
Тогда мы взялись за финики и принялись их есть...
В это время чей-то отвязавшийся конь приблизился к корзине с зерном и начал его есть. Клянусь Аллахом, мы захотели тут же зарезать его и съесть мясо, пока он не подох от яда.
Однако хозяин коня возразил: "Не трогайте его! Я буду эту ночь рядом с ним, и если увижу, что он издыхает, то сам зарежу его". На следующее утро мы обнаружили коня в полном здравии без каких-либо признаков отравления. Тут ко мне обратилась моя сестра и сказала:
- Послушай, брат! Отец говорил, что яд становится безвредным, если отравленный продукт приготовить на сильном огне.
После этого она насыпала неизвестных зёрен в горшок и развела под ним сильный огонь.
Вскоре она воскликнула:
"Идите сюда быстрее! Посмотрите, как потемнели зёрна!" Сестра начала очищать коричневую кожуру и вынимать белые зёрна. Затем мы собрали все зёрна и высыпали на большое блюдо, чтобы их съесть. Утба сказал нам: "Помяните имя Аллаха и ешьте это". Испробовав зёрен, мы обнаружили, что они чрезвычайно вкусны.
Вскоре после этого мы узнали, что этот злак называется рисом". Абилла, к которой направлялся Утба Ибн Газван со своей небольшой армией, представляла собой город-крепость на берегу Тигра.
Персы сделали этот город своим арсеналом, а на его крепостных башнях установили наблюдательные посты, чтобы следить за передвижениями своих врагов.
Однако малочисленность войска и его слабое вооружение не помешали Утбе покорить эту крепость. Всего в его отряде насчитывалось не более шестисот воинов, которых сопровождала небольшая группа женщин, а из оружия у них были только мечи и копья. Поэтому было совершенно необходимо использовать всю силу ума.
* * *
Изготовив для женщин флаги, Утба привязал их к копьям, а затем приказал им идти за своей армией.
Он также сказал женщинам: - Когда мы приблизимся к городу, как можно сильнее поднимайте пыль, чтобы она стояла в воздухе. Когда отряд Утбы подошёл к Абилле, то к ним навстречу вышли воины персов, которые заметили войско своего противника.
Увидев многочисленные флаги, развивающиеся в тылу отряда, и огромное количество пыли в воздухе, они сказали друг другу: - Впереди идёт авангард, а за ним двигается в туче пыли огромная армия. Нас же в крепости очень мало...
В сердца персов закрался страх, и смятение охватило их.
Они срочно начали собирать всё самое лёгкое и ценное, а затем устремились к своим кораблям, стоявшим на якоре на Тигре, и обратились в поспешное бегство. Не потеряв ни одного из своих солдат, Утба вступил в Абиллу.
После этого он покорил все окрестные города и сёла. В этом походе Утба захватил с трудом поддающееся учёту количество трофеев, что превзошло все ожидания.
Когда один из воинов Утбы вернулся в Медину, люди спросили его:
- Ну, как там положение мусульман в Абилле?
- О чём вы спрашиваете?! - воскликнул воин.
- Клянусь Аллахом, когда я оставил их, они и золото, и серебро отмеряли целыми мешками. После этих слов многие устремились в Абиллу.
* * *
В такой ситуации Утба Ибн Газван счёл, что пребывание его солдат в покорённых городах приучит их к лёгкой жизни и сделает их нравственность такой же, как у жителей этой страны, что ослабит их решимость продолжать боевые действия.
Поэтому в своём послании к Умару Ибн аль-Хаттабу Утба испросил его разрешения приступить к строительству аль-Басры, подробно описав выбранную для строительства местность. Умар дал своё согласие на это строительство.
* * *
Спланировав новый город, Утба прежде всего возвёл главную городскую мечеть.
В этом нет ничего удивительного, поскольку именно ради этого Утба и его соратники выступили в поход во имя Аллаха.
Именно благодаря этому месту поклонения Утба и его воины добились победы над врагами Аллаха.
После этого все воины начали делить между собой землю и строить дома...
Однако сам Утба не стал строить собственный дом, а продолжал жить в простой палатке, поскольку начал вынашивать новый замысел...
* * *
Утба заметил, что мирские блага так сильно подействовали на мусульман в Басре, что они начали забывать самих себя.
Его люди, которые ещё совсем недавно не знали лучшей пищи, чем сваренный с шелухой рис, вкусив персидских кушаний типа медовой пастилы, миндальных пирожных и других деликатесов, слишком пристрастились к ним. Утба начал испытывать серьёзные опасения за свою религию.
Он испугался, что мирская жизнь возобладает над жизнью Будущей. Собрав людей в мечети аль-Куфы, Утба обратился к ним с проповедью, в которой сказал: "О люди! Мирская жизнь преходяща и близка к своему завершению.
После неё вы переместитесь в обиталище вечной жизни. Так вступайте же в неё с вашими добрыми делами.
Я был седьмым из первых семи мусульман вместе с посланником Аллаха, и нашей пищей были листья деревьев, от чего на наших губах образовывались язвы. Однажды найденный плащ мне пришлось разорвать на две части и поделиться с Саадом Ибн Абу Ваккасом.
В половину плаща завернулся я, а в другую завернулся Саад. А сегодня среди нас я вижу, что каждый чувствует себя наместником одной из провинций. Упаси нас Аллах быть великим в собственной душе и маленьким у Аллаха..."
После этого, назначив старшего среди них, Утба попрощался со своими людьми и направился в Медину.
Придя к аль-Фаруку, Утба попросил у него разрешения сложить с себя обязанности наместника Басры, но халиф не разрешил ему этого. Как Утба ни настаивал на своей просьбе, халиф был непреклонен и повелел ему возвращаться в Басру.
С большой неохотой Утба подчинился приказу Умара. Усаживаясь на верблюдицу, Утба приговаривал:
"О Господь мой, не позволь мне вернуться в Басру! О Господь мой, не позволь мне вернуться в Басру!" Аллах внял его мольбе, так как недалеко от Медины его верблюдица споткнулась, и Утба рухнул на землю, расставшись с жизнью...
@темы: Сподвижники Пророка (с.а.с.)