Изо всех даров мира остается только доброе имя, и несчастен тот, кто не оставит даже этого
Любовь и ненависть ради Аллаха |
Любовь ради Аллаха – это любить человека из-за Аллаха, то есть любить его по причине его веры и подчинения Аллаху. Ненависть из-за Аллаха означает ненавидеть человека по причине его неверия и грешности. Подтверждением этому служит то, что буква (фи) в предложении (аль-хуббу ва аль-бугъду фи-лляхи) является частицей, которая указывает на то, ради чего должна быть любовь, что также можно назвать причинной частицей. Как это применено в словах Всевышнего Аллаха: فَذَلِكُنَّ الَّذِي لُمْتُنَّنِي فِيهِ «вот вам тот, из-за которого вы меня бранили» (12:32), то есть по его причине. لَمَسَّكُمْ فِي مَا أَفَضْتُمْ «вас наказал бы за то, о чем вы сплетничали» (24:14). Тчитать дальшеакже в словах Посланника Аллаха (с.а.с.): «دخلت امرأة النار في هرة» «женщина зашла в огонь из-за кошки», то есть кошка послужила причиной этому. За любовь к покорным мусульманам имеется великое вознаграждение, доказательство на это следующее: ● Передают со слов Абу Хурайры (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал: «سبعة يظلهم الله في ظله، يوم لا ظل إلا ظله: إمام عادل، وشاب نشأ في عبادة الله عز وجل، ورجل قلبه معلق بالمساجد، ورجلان تحابا في الله، اجتمعا عليه، وتفرقا عليه، ورجل دعته امرأة ذات منصب وجمال، فقال إني أخاف الله، ورجل تصدّق بصدقة فأخفاها، حتى لا تعلم شماله ما تنفق يمينه، ورجل ذكر الله خالياً، ففاضت عيناه» «Семерых укроет Аллах в своей тени в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его: справедливого правителя; юношу, росшего в поклонении Всемогущему и Великому Аллаху; человека, сердце которого подвешено в мечетях; (тех двоих, которые) любят друг друга ради Аллаха, встречаясь и расставаясь (только) ради Него; мужчину, которого позвала (к себе пожелавшая его) знатная и красивая женщина и который сказал: «Поистине, я боюсь Аллаха!»; того, кто подаёт милостыню (настолько) тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая, а (также) того, чьи глаза наполняются слезами, когда он в одиночестве поминает Аллаха Всевышнего». (Бухарий, Муслим). ● Передают со слов Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «إن الله تعالى يقول يوم القيامة: أين المتحابون بجلالي اليوم أظلهم في ظلي يوم لا ظل إلا ظلي؟» «Поистине, в День воскресения Аллах Всевышний скажет: «Где любившие друг друга, ради величия Моего? Сегодня, в тот День, когда (иной) тени, кроме тени Моей не будет, Я укрою их в Своей тени!»» (Муслим). ● Передают со слов Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «والذي نفسي بيده، لا تدخلوا الجنة حتى تؤمنوا، ولا تؤمنوا حتى تحابوا، أولا أدلكم على شيء إذا فعلتموه تحاببتم، أفشوا السلام بينكم» «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не войдёте вы в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга. Не указать ли мне вам на то, что приведёт вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Будьте между собой приветливыми». (Муслим). ● Хадис Анаса передан у Бухарий, где Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «لا يجد أحد حلاوة الإيمان حتى يحب المرء لا يحبه إلا لله ...» «Не найдет никто сладость веры, пока не полюбит человека, только ради Аллаха...». ● Хадис Муаза передан у ат-Тирмизий, который сказал, что этот хадис хасан. Говорит Муаз: «Я слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «قال الله عز وجل: المتحابون في جلالي، لهم منابر من نور، يغبطهم النبيون والشهداء» «Сказал Всевышний Аллах: «Для любящих друг друга ради Моего величия (в раю) минбары из света, и позавидуют им пророки и шахиды»». Зависть пророков и шахидов указывает на их хорошее положение, то есть то, что они (пророки и шахиды) будут хвалить их прекрасное положение. А не то, что они будут желать такое же, потому что их положение лучше, и степень их выше. ● Хадис Анаса передается у Ахмада с правильной цепочкой. Анас говорит: «Пришел человек к Пророку (с.а.с.) и сказал: «О Посланник Аллаха, этот человек любит того человека, но не может делать дел, подобных его делам». На что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: « المرء مع من أحب » «Человек (будет) с тем, кого он полюбил». И я не видел никогда до этого, как сподвижники Посланника Аллаха (с.а.с.) радовались бы так чему-либо, кроме принятия Ислама, и этим словам Посланника Аллаха (с.а.с.). Мы любим Посланника Аллаха (с.а.с.), но не можем делать то, что он делает, если мы будем с ним, этого достаточно». ● Хадис Абу Зара передается у Ахмада, Абу Давуда и Ибн Хаббана: «Я сказал: «О Посланник Аллаха, человек любит других людей, и не может делать, подобно их делам». Пророк (с.а.с.) сказал: « أنت يا أبا ذر مع من أحببت » «О, Абу Зар, ты с теми, кого полюбил». Я поистине люблю Аллаха и Посланника Его», и он повторил это несколько раз». ● В хадисе Абдуллаха Ибн Масъуда говорится: «Как-то раз пришел один человек к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказал: «О Посланник Аллаха, что ты скажешь про человека, который любит людей, но он ещё не присоединился к ним?» На что Пророк (с.а.с.) сказал: « المرء مع من أحب » «Человек будет с теми, кого он любит». (муттафакун алайх). ● Хадис Абдуллаха Ибн Масъуда передает Хаким в книге «аль-Мустадрак». Хаким сказал, что хадис с правильной цепочкой, Бухарий и Муслим не вывели его. Говорит Ибн Масъуд: قال لي النبي r: «يا عبد الله بن مسعود، فقلت: لبيك يا رسول الله: ثلاث مرار، قال: هل تدري أي عرى الإيمان أوثق؟ قلت: الله ورسوله أعلم، قال: أوثق الإيمان الولاية في الله، بالحب فيه، والبغض فيه ...» «Сказал мне Пророк (с.а.с.): «О Абдуллах Ибн Масъуд!» Я сказал: «Я перед тобой, Посланник Аллаха», повторяя три раза. Пророк сказал мне: «Знаешь ли ты, какие узы веры крепчайшие?» Я сказал: «Аллах и Его Посланник знают лучше». Посланник сказал: «Крепчайшие узы имана – дружба ради Аллаха, любовь ради Него, и ненависть ради Него...». ● Хадис Умара Ибн аль-Хаттаба передается у Ибн Абдульбара в книге «Тамхид». Умар Ибн аль-Хаттаб сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «لله عباد لا بأنبياء ولا شهداء يغبطهم الأنبياء والشهداء بمكانهم من الله عز وجل، قالوا: يا رسول الله من هم؟ وما أعمالهم؟ لعلنا نحبهم، قال: قوم تحابوا بروح الله، لا أرحام بينهم، ولا أموال يتعاطونها، والله إن وجوههم نور، وإنهم لعلى منابر من نور، لا يخافون إذا خاف الناس، ولا يحزنون إذا حزن الناس، ثم قرأ «У Аллаха есть рабы, они не пророки и не шахиды, но шахиды и пророки будут им завидовать за их место, дарованное им от Всевышнего Аллаха». Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, кто они и какие их дела? Пожалуй, мы их любим». Он сказал: «Они те, которые полюбили друг друга ради Аллаха, нет между ними родственной связи, и нет между ними денег, которые их связывают. Клянусь Аллахом, поистине, в их лицах свет, и они на высоких и светлых ступенях. Они не боятся, когда боятся люди, и не печалятся, когда печалятся люди». Затем он прочитал аят: أَلا إِنَّ أَوْلِيَاء اللّهِ لاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ «О да, ведь для друзей Аллаха нет страха, и не будут они печалиться» (10:62). ● Хадис Муаза Ибн Анаса аль-Джуханий о том, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «من أعطى لله، ومنع لله، وأحب لله، وأبغض لله، وأنكح لله، فقد استكمل إيمانه» «Кто дал ради Аллаха, кто запрещал ради Аллаха, кто любил ради Аллаха, и ненавидел ради Аллаха, и кто совершил брак ради Аллаха, то его вера стала полноценной». Абу Иса сказал, что этот хадис хасан. Также этот хадис вывел аль-Хаким в своей книге «аль-Мустадрак» и сказал, что цепочка его передатчиков правильная, а Бухарий и Муслим не вывели этот хадис, и также вывел его Абу Давуд с хадиса Абу Амама, но не упомянул в нем «…и совершил брак ради Аллаха…». А кто полюбил брата-мусульманина ради Аллаха, то ему желательно оповестить его, о том, что он его любит. Потому что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «إذا أحب الرجل أخاه فليخبره أنه يحبه» «Если человек полюбит брата своего, пусть сообщит ему о том, что он любит его». Этот хадис передали Абу Давуд и ат-Тирмизий от аль-Микъдада Ибн Мадикараба, сказав, что хадис хасан. Также передается со слов Анаса (р.а.): «أن رجلاً كان عند النبي r، فمر به رجل فقال: يا رسول الله إني لأحب هذا، فقال له النبي r أعلمته؟ قال: لا، قال أعلمه، فلحقه، فقال: إني أحبك في الله، فقال: أحبك الذي أحببتني له» «что однажды, когда с Пророком (с.а.с.) находился один человек, и мимо него прошёл другой, то он сказал: «О Посланник Аллаха, поистине, я люблю этого человека». Пророк (с.а.с.) спросил его: «А сказал ли ты об этом ему?» Он ответил: «Нет». Пророк (с.а.с.) сказал: «Так скажи ему!» Тогда он догнал того человека и сказал: «Поистине, я люблю тебя ради Аллаха!», - на что тот ответил ему так: «Да полюбит тебя Аллах, ради которого ты полюбил меня!» Этот хадис с достоверным иснадом (цепочка передачи хадиса) приводит Абу Давуд. И то, что передал аль-Базар с хорошим иснадом от Абдуллаха Ибн Амр, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «من أحب رجلاً لله، فقال: إني أحبك لله، فدخلا الجنة فكان الذي أحب أرفع منـزلة من الآخر. ألحق بالذي أحب لله» «Кто полюбил человека ради Аллаха и сказал: «Поистине я люблю тебя ради Аллаха», то они оба будут в раю, а тот, который сильнее полюбил, будет степенью выше другого». Самый лучший из двух полюбивших друг друга друзей – это тот, который сильнее любовью к своему другу. Это согласно тому, что передал Ибн Абдульбар в книге «ат-Тамхид», и тому, что передал аль-Хаким в книге «аль-Мустадрак», также Ибн Хаббан в книге «Сахих» от Анаса, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «ما تحاب رجلان في الله قط، إلا كان أفضلهما أشدهما حباً لصاحبه» «Не было еще такого, чтобы два человека полюбили друг друга ради Аллаха, и лучшим из них не был бы тот, который сильнее любовью к своему товарищу». Желательно ему также скрыто молится за него. Согласно тому, что передал Муслим от матери ад-Дарда, которая сказала: «Рассказал мне мой муж, что слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «من دعا لأخيه بظهر الغيب، قال الملك الموكل به: آمين، ولك بمثل» «Кто молится за своего брата скрыто, ангел, назначенный для него, говорит: «Амин, и тебе также (подобно твоей молитве ему)»». Также передал Ахмад и Муслим с правильным иснадом от матери ад-Дарда. От Сафвана Ибн Абдуллаха Ибн Сафвана, который сказал: «Когда я прибыл в Шам, то отправился домой к Абу ад-Дарда, но не застал его дома, но там была мать ад-Дарда, которая сказала: «Не хочешь ли ты совершить хадж в этом году?» Я сказал: «Да (хочу)». Она сказала: «Помолись Аллаху за нас, попроси хайр (добро). Пророк Аллаха (с.а.с.) сказал: «دعوة المرء المسلم لأخيه بظهر الغيب مستجابة، عند رأسه ملك موكل، كلما دعا لأخيه بخير، قال الملك الموكل به: آمين، ولك بمثل» «Мольба мусульманина за его брата, возносимая им в его отсутствие, будет услышана, ибо у головы его находится получивший особое поручение ангел, и каждый раз, как он обращается к Аллаху с мольбой за своего брата, призывая на него благо, этот получивший поручение ангел говорит: «Амин, и тебе (да будет) то же!» Я вышел на рынок, и встретил там Абу ад-Дарда, он сказал мне то же самое». Также является желательным мусульманину попросить у брата-мусульманина, чтобы он делал дуа за него. Подтверждением чему является хадис сахих, переданный Абу Давудом и ат-Тирмизий с правильным иснадом от Умара Ибн аль-Хаттаба, который сказал: «(В своё время) я обратился к Пророку (с.а.с.) за разрешением совершить Умру. Он позволил мне (сделать это) и сказал: «لا تنسنا يا أخي من دعائك» «О брат, не забудь (упомянуть и о) нас в своих мольбах!», - (и эти) слова я не променял бы на весь этот Мир!» В другой версии (этого хадиса сообщается, что Пророк (с.а.с.) сказал: «أشركنا يا أخي في دعائك» «Включи и нас, брат, в свои мольбы!». После того как он полюбил его, для него является сунной навестить его, побеседовать, посидеть с ним, поддерживать с ним связь ради Аллаха. Передает Муслим от Абу Хурайры, что Пророк (с.а.с.) сказал: «أن رجلاً زار أخاً له في قرية أخرى، فأرصد الله تعالى له ملكاً، فلما أتي عليه قال: أين تريد؟ قال أريد أخاً لي في هذه القرية، قال هل لك عليه من نعمة تربّها عليه؟ قال: لا، غير أني أحببته في الله تعالى، قال: فإني رسول الله إليك، بأن الله قد أحبك كما أحببته فيه» «(Как-то раз) один человек (пошёл) навестить своего брата (жившего) в другом селении, а Аллах Всевышний велел ангелу поджидать его на той дороге, по которой он шёл. Когда (этот человек) подошёл к нему, (ангел) спросил: «Куда ты (идёшь)?» Он ответил: «Я хочу (навестить) своего брата (живущего) в этом селении». Ангел спросил: «Может быть, ты оказал ему какое-нибудь благодеяние, (а теперь) стремишься (получить за это) пользу?» Этот человек ответил: «Нет, поистине, я просто люблю его ради Аллаха Всевышнего». (Тогда) Ангел сказал: «Я же, поистине, послан к тебе Аллахом (чтобы сказать), что Аллах полюбил тебя так же, как ты полюбил этого человека ради Аллаха!» Вывел хадис Ахмад и аль-Хаким с правильным иснадом и исправил его от Убада Ибн ас-Самита от Пророка (с.а.с.), относя хадис (имеется в виду хадис къудсий) к Аллаху Всемогущему и Великому. Он сказал: «حقت محبتي للمتحابين فيّ، وحقت محبتي للمتزاورين فيّ، وحقت محبتي للمتباذلين فيّ، وحقت محبتي للمتواصلين فيّ» «Любящие друг друга ради Меня, имеют право на Мою любовь, навещающие друг друга ради Меня, имеют право на Мою любовь, дарящие друг другу ради Меня, имеют право на мою любовь, и связывающиеся (узами дружбы) ради Меня, имеют право на мою любовь». Также вывел Малик в книге «аль-Муватта» с правильным иснадом от Муаза, который сказал: «Я слышал, что Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «قال الله تعالى: وجبت محبتي للمتحابين فيّ، والمتجالسين فيّ، والمتزاورين فيّ، والمتباذلين فيّ» «Всевышний Аллах сказал: «Моя любовь стала обязательной для любящих друг друга ради Меня, и для тех, которые сидят друг с другом (беседуя) ради Меня, и для тех, которые навещают друг друга ради Меня, и для тех, которые дарят друг другу ради Меня». Вывел Бухарий от Аиши, она сказала: «Сколько я помню своих родителей, они всегда исповедовали эту религию, и не было такого дня, когда Посланник Аллаха (с.а.с.) не заходил к нам утром и вечером...». Тут Посланник Аллаха (с.а.с.) разъясняет величие награды мусульманину, который желает своему брату того же, что желает себе, и стремится по возможности к тому, чтобы привлечь брату мусульманину добро в этой жизни и в последующей. В хадисе Анаса, приведенном Бухарий и Муслимом, Пророк (с.а.с.) сказал: «لا يؤمن أحدكم حتى يحب لأخيه ما يحب لنفسه» «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, что желает самому себе». В другом хадисе, приведенном Абдуллахом Ибн Амр в книге Ибн Хазима, в «Сахих» Ибн Хаббана и в «аль-Мустадрак» аль-Хакима, где он сказал, что хадис правильный по условию двух шейхов (имеет в виду Бухарий и Муслима), говорится: «Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «خير الأصحاب عند الله خيرهم لصاحبه، وخير الجيران عند الله خيرهم لجاره» «Лучшим товарищем перед Аллахом Всевышним является тот, кто лучше всех относится к своему товарищу, а лучшим соседом перед Аллахом Всевышним является тот, кто лучше всех относится к своему соседу». Также, по возможности помогать брату в решении его проблем, избавить его от печали. Это то, к чему должен стремиться мусульманин. В хадисе Ибн Умара, переданном Бухарий и Муслимом, говорится, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «المسلم أخو المسلم لا يظلمه ولا يسلمه، من كان في حاجة أخيه كان الله في حاجته، ومن فرج عن مسلم كربة فرج الله عنه بها كربة من كرب يوم القيامة، ومن ستر مسلماً ستره الله يوم القيامة» «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в День воскресения». Также в хадисе с хорошим иснадом, и люди, передавшие хадис – заслуживающие доверия, вывел ат-Табараний с хадиса Зайда Ибн Сабита, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «لا يزال الله في حاجة العبد ما دام في حاجة أخيه» «Аллах будет оказывать помощь рабу до тех пор, пока тот будет помогать своему брату». Встречать мусульманина с тем, что он любит, чтобы обрадовать его, является мандуб (желательным). Передает ат-Табараний в книге «ас-Сагъир» с хорошим иснадом, с хадиса Анаса, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «من لقي أخاه المسلم بما يحب ليسره بذلك، سره الله عز وجل يوم القيامة» «Кто встретил своего брата-мусульманина с тем, что он любит, для того чтобы обрадовать его, обрадует его Всевышний Аллах в День воскресенья». Также является мандубом встречать брата мусульманина с веселым лицом. Передает Муслим от Абу Зара, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «لا تحقرن من المعروف شيئاً، ولو أن تلقى أخاك بوجه طلق» «Ни в коем случае не пренебрегай ничем из одобряемого (Шариатом), даже тем, что следует тебе встречать брата своего с приветливым лицом». И то, что передает Ахмад и ат-Тирмизий, хадис хасан (хороший) сахих (правильный) от Джабира Ибн Абдуллаха, где Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «كل معروف صدقة، وإن من المعروف أن تلقى أخاك بوجه طلق، وأن تفرغ من دلوك في إناء أخيك» «Каждое одобряемое (Шариатом) – садакъа. Встретить брата с приветливым лицом, и насыпать со своего ведра в посуду брата является из одобряемого». Передают Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизий, и Насаий с хорошим иснадом, также этот хадис передал Ибн Хаббан: «…рассказал мне Абу Джарий аль-Хаджимий: «Я пришел к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказал: «О Посланник Аллаха, мы жители пустынь, научи нас тому, что принесет нам пользу перед Аллахом», и он сказал: «لا تحقرن من المعروف شيئاً، ولو أن تفرغ من دلوك في إناء المستسقي، ولو أن تكلم أخاك ووجهك إليه منبسط، وإياك وإسبال الإزار فإنه من المخيلة، ولا يحبها الله، وإن امرؤ شتمك بما يعلمه فيك فلا تشتمه بما تعلم فيه، فإن أجره لك ووباله على من قاله» «Ни в коем случае не пренебрегай ничем из одобряемого, даже если придется вылить из ведра твоего в чашу того, который просит попить, или поговорить с братом твоим, улыбаясь ему. И ни в коем случае не отпускай плащ, ибо это из высокомерия, которое не любит Аллах. И если тебя кто-то поругал тем, что он знает про тебя, ты не ругай его тем, что знаешь про него. Ибо его вознаграждение для тебя, а грех тому, кто сказал это». Является желательным также дарить брату подарки. Доказательством этому служит хадис Абу Хурайры, который вывел Бухарий в книге «аль-Адабу аль-муфрад», также этот хадис вывели Абу Яъала в «Муснаде», ан-Насаий в «аль-Куна», Ибн Абдульбар в книге «ат-Тамхид», и сказал аль-Иракий санад (цепочка) хадиса хороший, и также сказал Ибн Хаджар в «ат-Талхис аль-хабир» санад хадиса хороший. Абу Хурайра сказал, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «تهادوا تحابوا» «Дарите друг другу, любите друг друга». (с) продолжение в комментариях |
Простите дорогие если не в тему.Грех человека, сосед которого не находится в безопасности от его зла.
еще хадисы о хорошем отношении к соседям, как мусульманам, так и немусульманам
об отношениях с немусульманами
Шукран Ухти!!!!
дай Бог чтобы было полезно