1739 Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит: «Я плох» (Хабусат нафси), - но пусть говорит: «Я заслуживаю порицания». (Лякысат нафси) (Аль-Бухари; Муслим)
Улемы говорят: «Хабусат» значит «гасийат» и означает это то же, что и «лякысат» - «быть плохим», но использовать слово «хубс» нежелательно».1
________________________________________
1 Имеется в виду, что в подобных случаях Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, считал нежелательным использование слов, образованных от глагола «хабуса», среди значений которого - «быть дурным, порочным»; «быть злым»; «быть отвратительным».
Глава 330: О том, что виноград нежелательно называть «кярм»
1740 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Не называйте виноград «кярм», ибо, поистине, «кярм» это мусульманин. (Аль-Бухари; Муслим. Здесь приводится версия Муслима.)
В другой версии этого хадиса, приводимой Муслимом, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
...ибо «кярм» - это только сердце верующего.
В третьей версии этого хадиса, приводимой и аль-Бухари, и Муслимом, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Они говорят «кярм», но «кярм» - это только сердце верующего.1
________________________________________
1 В других хадисах и коментариях к ним указывается, что запрет именовать виноград, из которого делают вино, словом «кярм», связан с тем, что это слово образовано от слова «кярам» - щедрость. Во времена джахилиййи арабы считали, что употребление вина придаёт сердцу пьющего его щедрость или же благородство (кярам). Ислам же связывает все достойные качества людей с тем, что Аллах почтил (акрама) человека. Поскольку все вышеупомянутые слова являются однокоренными, это может вызывать нежелательные ассоциации. Вот почему Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, хочет указать на то, что благородство сердца верующего не должно иметь ничего общего с запретньм налитком даже на ассоциативном уровне. Таким образом, слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «...кярм» - это мусульманин..., - и его слова: …«кярм» - это только сердце верующего..., - означают, что щедрость свойственна мусульманину или же его сердцу, что не имеет ничего общего ни с вином, ни с виноградом.
1741 Передают со слов Ва'иля бин Худжра, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Не говорите «кярм», но говорите «'инаб»1 и «хабаля».2 (Муслим)
________________________________________
1 «'Инаб» - виноград.
2 «Хабаля» - виноградная лоза.
Глава 331: О том, что запрещено описывать мужчине прелести женщины, если только он не нуждается в этом для осуществления соответствующей Шариату цели, например для женитьбы
1742 Передают со слов Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Не следует одной женщине (сначала) прикасаться к другой,1 а потом описывать её своему мужу, (чтобы получилось так,) будто он сам на неё смотрит. (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Например, обнимать таким образом, что благодаря этому можно прикоснуться своей кожей к коже другой женщины и ощутить её мягкость и нежность.
Глава 332: О нежелательности произнесения слов: «О Аллах, помилуй меня, если захочешь», - так как человеку следует проявлять решительность в просьбах
1743 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит: «О Аллах, прости меня, если захочешь, о Аллах, помилуй меня, если захочешь»1 - но проявляет решительность, ибо никто (и так) не может принудить Аллаха к чему бы то ни было. (Аль-Бухари; Муслим)
В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим(, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
..но пусть проявляет решительность и побольше желания, ибо, поистине, нет ничего даруемого (Аллахом), что посчитал бы Он слишком большим.
________________________________________
1 Таким образом, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, указывает на то, что по отношению к Аллаху слова «...если захочешь...» неприменимы, поскольку Аллах Всевышний всегда делает лишь то, что пожелает.
1744 Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Когда кто-нибудь из вас станет обращаться с мольбами к Аллаху, пусть проявляет решительность в просьбах и ни в коем случае не говорит: «О Аллах, если захочешь, даруй мне (это)», - ибо, поистине, никто (и так) не может (ни к чему) принудить Его. (Аль- Бухари; Муслим)
Глава 333: О том, что нежелательно говорить: «Как пожелал Аллах и пожелал такой-то»
1745 Передают со слов Хузайфы бин аль-Йамана, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Не говорите: «Как пожелал Аллах и пожелал такой-то», - но говорите: «Как пожелал Аллах, а потом пожелал такой-то».1 (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)
________________________________________
1 В Коране сказано: «Однако вы не пожелаете, если только не пожелает Аллах». («Человек», 30).
Глава 334: О нежелательности ведения разговоров после последней молитвы
Имеются в виду разговоры, которые в другое время являются дозволенными (мубах) (, а это значит, что) ведение (таких разговоров) равнозначно отказу от них. Что касается разговоров запретных или нежелательных в иное время, то в этот период они являются ещё более запретными и нежелательными, если же говорить о благих разговорах, примером чего является учёная беседа, рассказы о праведниках и достойных нравственных качествах, а также беседы с гостем или просителем и тому подобные разговоры, то в них нет ничего нежелательного, напротив, вести их желательно.
Не являются нежелательными и такие разговоры, которые (в это время ведутся) по уважительной причине или случайно (завязываются помимо воли человека), подтверждением же сказанного мной служат (многие) достоверные хадисы.
1746 Сообщается, что Абу Барза, да будет доволен им Аллах, сказал:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не любил спать до вечерней молитвы и вести разговоры после неё. (Аль-Бухари; Муслим)
1747 Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды, уже) в конце своей жизни, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, совершил вечернюю молитву, а после произнесения слов таслима1 поднялся и сказал:
(Можете ли) вы сказать мне, что это за ночь? Поистине, через сто лет после этой ночи не останется на Земле ни одного из живущих на ней сегодня!2 (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Таслим - слова «Мир вам и милость Аллаха», произносимые в конце молитвы.
2 В комментариях отмечается, что последним из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, умер Абу-т-Туфайль Амир бин Ва'иля, да будет доволен им Аллах, скончавшийся ровно через сто лет после этого разговора.
1748 Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что однажды) они1 ожидали Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, который пришёл к ним только (около) полуночи и совешил с ними (вечернюю) молитву.
(Анас, да будет доволен им Аллах,) сказал:
А потом он обратился к нам с проповедью и сказал: «Поистине, (все остальные) люди помолились, а потом заснули, вы же были заняты молитвой (всё это время), пока ожидали (начала) молитвы».2 (Аль-Бухари)
________________________________________
1 То есть: сподвижники, да будет доволен ими Аллах.
2 Имеется в виду, что всё это время зачлось им как время пребывания на Намазе, за что полагается соответствующая награда.
Глава 335: О том, что женщине запрещается отказываться (разделять) ложе с супругом, не имея на то уважительной причины с точки зрения Шариата
1749 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Если мужчина позовёт свою жену к себе на ложе, а она откажется и он проведёт ночь, гневаясь на неё, то ангелы будут проклинать ее до самого утра. (Аль-Бухари; Муслим)
В той версии этого хадиса, которую приводит только аль-Бухари, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
..пока она не вернётся.
@темы: Коран, Сады праведных, Мусульмане, Намаз, Хадисы, Ислам, Мухаммед (сас)