читать дальшеАллах Всевышний сказал:
«Совершайте молитву и отдавайте закят...» («Корова», 43)
Всевышний также сказал:
«А велено им было только поклоняться Аллаху, храня верность Ему в религии и будучи ханифами,1 совершать молитву и отдавать закят. Это и есть правильная религия». («Явное доказательство», 5)
Всевышний также сказал:
«Бери с их имущества милостыню, которой ты очистишь и обелишь их...» («Покаяние», 103)
То есть: не отклоняясь от единобожия. В доисламской Аравии ханифами называли тех, кто поклонялся Единому Богу, но не относился ни к иудеям, ни к христианам. В Коране ханифом именуется отец пророков Ибрахим, мир ему.
________________________________________
1 То есть: не отклоняясь от единобожия. В доисламской Аравии ханифами называли тех, кто поклонялся Единому Богу, но не относился ни к иудеям ни к христианам. В Коране ханифом именуется отец пророков Ибрахим, мир ему.
1206 Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате заката, совершении Хаджжа к Дому (Аллаха) и (соблюдении) поста в Рамадане.1 (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 См. примечания к хадису № 1075.
1207 Сообщается, что Тальха бин Убайдаллах, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Как-то раз) к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, явился какой-то человек из Наджда1 с растрёпанными волосами. Мы слышали его громкий голос, но не понимали, что он говорит, пока он не приблизился к посланнику Аллаха, и оказалось, что он спрашивает об Исламе. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «(Обязательными являются) пять молитв в течение дня и ночи». Он спросил: «А должен ли я молиться сверх этого?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Нет, если только ты сам не пожелаешь (совершить дополнительную молитву)». Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «(Обязательным является соблюдение) поста в течение Рамадана». Он спросил: «А должен ли я (поститься) сверх этого?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Нет, если только ты сам не пожелаешь (поститься дополнительно)».
Тальха сказал:
А затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал ему (о необходимости) выплаты закята. Он спросил: «А должен ли я (выплачивать что-нибудь) сверх этого?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Нет, если только ты сам не пожелаешь этого». И после этого тот человек повернулся (и направился к выходу) со словами: «Клянусь Аллахом, я ничего не добавлю к этому и ничего не стану убавлять!», - что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, то он сказал: «Он преуспеет,2 если говорит искренне!» (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Название обширного центрального плоскогорья Аравийского полуострова.
2 То есть: попадёт в Рай.
1208 Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что когда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, посылал в Йемен Му'аза,1 да будет доволен им Аллах, он сказал ему:
Призови их (принести) свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что я - посланник Аллаха, и если они подчинятся этому, то уведоми их о том, что Аллах вменил им в обязанность (совершение) пяти молитв ежедневно, если же они подчинятся и этому, то уведоми их о том, что Аллах обязал их выплачивать садаку, которую следует брать у богатых и отдавать бедным из их числа. (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Му'аз бин Джабаль, да будет доволен им Аллах, был послан в Йемен для распространения Ислама, а также в качестве судьи (кади) в 631 или 632 году.
1209 Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, и пока не станут совершать молитвы и выплачивать закят, если же они будут делать всё это, то защитят от меня свою жизнь и своё имущество(, которые впредь смогут оказаться доступными для кого бы то ни было) не иначе как по праву Ислама, и тогда отчёта с них (вправе будет потребовать только) Аллах.1 (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 См. хадис № 1076 и примечания к нему.
1210 Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, умер, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, стал (халифом), а некоторые из арабов вернулись к неверию, Умар, да будет доволен им Аллах, спросил: «Как же ты можешь сражаться с этими людьми?1 Ведь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Мне было велено сражаться с этими людьми, пока они не скажут: «Нет бога, кроме Аллаха», - а кто произнесёт (эти слова, тем самым) защитит от меня своё имущество и свою жизнь, если только (не совершит ничего такого, за что можно будет лишить его имущества или жизни) по праву,2 и тогда (лишь) Аллах (сможет потребовать) от него отчёта»!» (В ответ на это Абу Бакр, да будет доволен им Аллах,) сказал: «Клянусь Аллахом, я непременно стану сражаться с теми, кто отделяет молитву от закята,3 ведь закят с имущества брать обязательно! И, клянусь Аллахом, если они откажутся отдать мне хотя бы (верблюжьи) путы, которые отдавали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, я стану сражаться с ними из-за этого!» Тогда Умар, да будет доволен, им Аллах, сказал: «Клянусь Аллахом, не иначе как Сам Аллах раскрыл сердце4 Абу Бакра(, принявшего решение) сражаться, и я понял, что это - правильное (решение)» (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, принял решение начать боевые действия против тех племён, которые отказались выплачивать закят.
2 То есть: если человек не будет нарушать установлений Шариата, поскольку лишь в этом случае он может утратить гарантированное Исламом право на неприкосновенность личности и имущества.
3 Поскольку и молитва, и закят относятся к числу столпов Ислама, они неотделимы друг от друга. Таким образом, человек, отказывающийся от выплаты закята, отрицает один из столпов Ислама, что равнозначно отрицанию и всех остальных.
4 То есть: внушил ему мысль.
1211 Абу Аййуб, да будет доволен им Аллах, передал, что (как-то раз) один человек попросил Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует:
«Назови мне такое дело, которое поможет мне попасть в Рай»,
- и он сказал:
Поклоняйся Аллаху и ничему более, совершай молитву, выплачивай закят и поддерживай родственные связи. (Аль-Бухари; Муслим)
1212 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл какой-то бедуин, попросивший (его): «О посланник Аллаха, укажи мне на такое дело, совершив которое я войду в Рай». (В ответ посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Поклоняйся Аллаху, ничего не придавая Ему в сотоварищи, совершай молитву, выплачивай обязательный закят и постись в Рамадане». (Бедуин) воскликнул: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, я ничего не добавлю к этому!», - а когда он повернулся, (чтобы уйти,) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Пусть тот, кому доставит радость взгляд на человека из числа обитателей Рая, посмотрит на этого (бедуина)». (Аль-Бухари; Муслим)
1213 Сообщается, что Джарир бин Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я поклялся Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, в том, что буду совершать молитвы, выплачивать закят и сердечно относиться к каждому мусульманину. (Аль-Бухари; Муслим)
1214 Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «В День воскресения для любого обладателя золота или серебра, не отдающего (со своего имущества) должного,1 из этого обязательно сделают огненные пластины,2 после чего раскалят их в пламени Ада и станут прижигать ими его бок, лоб и спину, а по мере их остывания (всё это) будет для него повторяться3 в течение Дня, равного по продолжительности пятидесяти тысячам лет, пока не завершится Суд над рабами и не будет показана (ему) его дорога либо в Рай, либо в Ад».
(Его) спросили: «О посланник Аллаха, а что (ты скажешь о) верблюдах?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «И если любой владелец верблюдов не будет отдавать (со своего имущества) должного, частью чего является их доение в день (прихода на) водопой,4 в День воскресения его обязательно повергнут (лицом вниз) в пустынной равнине перед (этими верблюдами), которые окажутся более тучными, чем они были (в мире этом), и все они до последнего отлучённого от вымени верблюжонка станут топтать его своими ногами и хватать его своими зубами, и всякий раз, как пройдут по нему первые из них, станут возвращать к нему последних5(, что будет) продолжаться в течение Дня, равного по продолжительности пятидесяти тысячам лет, пока не завершится Суд над рабами и не будет показана (ему) его дорога либо в Рай, либо в Ад».
(Его снова) спросили: «О посланник Аллаха, а что (ты скажешь) о коровах и овцах?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «И если любой владелец коров или овец не будет отдавать (со своего имущества) должного, в День воскресения его обязательно повергнут (лицом вниз) в пустынной равнине перед (этими коровами и овцами,) и все они, включая и (животных) с изогнутыми рогами, и безрогих, и имеющих острые рога, станут бодать его своими рогами и топтать копытами, и всякий раз, как пройдут по нему первые из них, станут возвращать к нему последних(, что будет продолжаться) в течение Дня, равного по продолжительности пятидесяти тысячам лет, пока не завершится Суд над рабами и не будет показана (ему) его дорога либо в Рай, либо в Ад».
(Его снова) спросили: «О посланник Аллаха, а что (ты скажешь о) лошадях?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Лошади бывают трёх (видов: они могут стать) для человека бременем,6 и они (могут служить) для человека защитой,7 и они (могут принести) человеку награду. Что касается того, для кого они (станут) бременем, то это человек, который содержит лошадей напоказ (другим,) из гордости или для борьбы с людьми, исповедующими Ислам: для такого они (станут) бременем. Что касается того, для кого они служат защитой, то это человек, который содержит их на пути Аллаха, не забывая (отдавать) должное Аллаху в том, что касается их спин и шей,8 и для такого они служат защитой. Что же касается того, кому они (принесут) награду, то им является человек, который содержит (лошадей) на пути Аллаха9 для людей, исповедующих Ислам, на пастбище или в саду, а количество добрых дел, которые запишутся такому человеку, будет обязательно соответствовать количеству того, что они съедят на этом пастбище или в саду, и обязательно запишется ему столько добрых дел, сколько раз они испражнятся и помочатся, и если оборвут они свою привязь и пробегутся раз или два,10 то Аллах обязательно запишет (их владельцу) столько добрых дел, сколько следов и навоза они оставят, и если хозяин (этих лошадей) проведёт их мимо реки, а они напьются из неё, Аллах также обязательно запишет ему столько добрых дел, сколько они выпьют (воды), даже если он и не намеревался поить их».
(Его снова) спросили: «О посланник Аллаха, а что (ты скажешь об) ослах?»11 (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Мне не было ниспослано о них ничего (особого), если не считать того всеобъемлющего и исключительного аята(, в котором сказано): «...и совершивший добро весом с пылинку увидит его, как и совершивший зло весом с пылинку увидит его».12 (Аль-Бухари; Муслим. Здесь приводится версия Муслима.)
________________________________________
1 Иначе говоря, не выплачивает положенного закята со своего золота и серебра.
2 Имеется в виду, что золотые и серебряные пластины станут сиять подобно пламени, так как будут сильно раскалены.
3 То есть: эти пластины будут раскалять вновь и вновь.
4 Здесь речь идёт о раздаче надоенного молока прохожим и всем приходящим за водой.
5 Иначе говоря, их будут возвращать к нему снова и снова.
6 То есть: бременем греха.
7 Имеется в виду защита от бедности, иначе говоря, то, благодаря чему человек зарабатывает себе на жизнь.
8 Имеется в виду, что такой человек не забывает выплачивать закят со своих доходов, полученных им благодаря продаже или использованию лошадей, которых он содержит, не заставляет их делать непосильную работу и заботится о них.
9 Имеется в виду, что такой человек содержит лошадей, готовя их к участию в джихаде.
10 То есть: пробегут по пастбищу.
11 Иначе говоря, Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, спросили, не может ли он сказать что-нибудь подобное относительно использования ослов в вышеупомянутых целях.
12 Сура «Землетрясение», 7-8.
Глава 217: Об обязательности поста во время Рамадана и разъяснении достоинства поста и того, что с ним связано
читать дальше
Аллах Всевышний сказал:
«О те, кто уверовал! Предписан вам пост, как был он предписан жившим до вас, чтобы вы стали богобоязненными,
(в течение) определённого количества дней, а если кто-нибудь из вас болен или находится в пути, то (следует поститься) столько же (дней, сколько их было пропущено,) в другие дни. Для тех, кто может (поститься, но с трудом),1 во искупление (следует) накормить (одного) неимущего, для тех, кто по своей воле (сделает больше) благого,2 это будет лучше, а пост для вас ещё лучше, если бы вы только знали.
Месяц Рамадан (является месяцем), в который был ниспослан Коран как руководство для людей, и разъяснения к (этому) руководству и различение. И те из вас, кого этот месяц застанет дома, пусть постятся, а кто заболеет или (будет находиться) в пути, (должен поститься) столько же (дней, сколько их было пропущено,) в другие дни». («Корова», 183-185)
Что касается хадисов, (относящихся к этой главе,) то часть их уже была приведена в главе предыдущей.
________________________________________
1 Например, если человек стар или серьёзно болен.
2 То есть: накормит не одного, а нескольких бедняков.
1215 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Любое дело сына Адама (делается им) для себя же,1 кроме поста, ибо, поистине, он - ради Меня, и Я воздам за него».
(Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, также сказал):
Пост является щитом, и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть избегает всего непристойного2 и не повышает голос,3 если же кто-нибудь станет бранить его или (попытается) завязать с ним ссору, пусть скажет (такому): «Поистине, я - (человек,) соблюдающий пост!» Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса, а постящийся испытает две радости: он порадуется своему разговению, когда станет разговляться, когда же встретится он со своим Господом, порадуется он (тому, что постился)». (Аль-Бухари; Муслим)
Здесь приводится версия аль-Бухари, а в другой версии (этого хадиса), приводимой им же(, со слов Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, сообщается, что Аллах Всевышний сказал):
Он отказывается от своей еды, своего питья и (удовлетворения) своих желаний ради Меня. Пост (совершается) ради Меня, и Я воздам за него, а за благое дело (воздаяние будет) десятиратным.
В той версии (этого хадиса, которую приводит) Муслим(, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
Всякое (благое) дело сына Адама умножится(, а наименьшее воздаяние) за доброе дело будет десятикратным(, но может возрасти и) до семисоткратного.4 Аллах Всевышний сказал: «За исключением поста, ибо, поистине, пост (совершается) ради Меня, и Я воздам за него(, ибо человек) отказывается от (удовлетворения) своих желаний и от своей еды ради Меня! Постящегося ждут две радости: одна при разговений его, а другая - при встрече с его Господом, и, поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса!»
________________________________________
1 Здесь имеются в виду такие дела, которые совершаются в расчёте получения за них чего-то от людей.
2 Здесь имеется в виду как всё то, что не подобает делать только соблюдающему пост, например, половые сношения, так и непристойные поступки вообще, например, сквернословие.
3 То есть: не шумит, не проявляет своего раздражения и не ссорится ни с кем.
4 Более чем десятикратным воздаяние за благое дело будет в тех случаях, когда его совершат в благословенное время, например в ночь Предопределения или в благословенном месте, например в Мекке, а также если это дело окажется особенно угодным Аллаху.
1216 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Потратившего две вещи1 на пути Аллаха призовут из врат Рая: «О раб Аллаха! Это - благо!» И совершавших молитвы призовут из врат молитвы, принимавших участие в Джихаде призовут из врат Джихада, постившихся призовут из врат «Ар-Раййан», а дававших садаку призовут из врат садаки». (Услышав это,) Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Да станут отец мой и мать выкупом за тебя, о посланник Аллаха! Ни в чём не будут нуждаться те, кого призовут из этих врат, но найдутся ли такие, кого станут призывать изо всех врат (Рая)?», - и (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Да, и я надеюсь, что ты окажешься среди них». (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 В одной из версий этого хадиса, передаваемой со слов другого передатчика, сообщается, что Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, спросили: «Что это за две вещи?», - на что он ответил: «Два коня, или два телёнка, или два верблюда». Возможно, что речь идет о совершении двух благих дел, например о двух молитвах, соблюдении поста в течение двух дней и так далее. Возможно также, что здесь подразумеваются два вида благих дел.
1217 Передают со слов Сахля бин Са'да, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Поистине, есть в Раю врата, называемые «Ар-Раййан», через которые в День воскресения будут входить (туда) постящиеся, и не войдёт через (эти врата) никто, кроме них. Будет сказано: «Где соблюдавшие посты?», - и они выйдут вперёд, а кроме них не войдёт через (эти врата) никто. Когда же войдут они, (эти врата) будут закрыты, и больше никто через них не войдёт. (Аль-Бухари; Муслим)
1218 Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Лицо любого раба, который в течение одного дня будет соблюдать пост на пути Аллаха, Аллах непременно удалит от Огня за этот день на семьдесят лет (пути). (Аль-Бухари; Муслим)
1219 Передают, со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Тому, кто во время Рамадана будет поститься с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи. (Аль-Бухари; Муслим)
1220 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Когда наступает Рамадан, врата Рая открываются, врата Ада закрываются, а на шайтанов накладывают оковы. (Аль-Бухари; Муслим)
1221 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
(Начинайте) поститься, увидев его,1 и прекращайте поститься, увидев его, если же он будет скрыт от вас, то добавьте к числу (дней) ша'бана тридцать (дней). (Аль-Бухари; Муслим)
В той версии (этого хадиса, которую приводит) Муслим(, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
...а если будет облачно, поститесь тридцать дней.
________________________________________
1 Имеется в виду молодой месяц.
@темы: Коран, Запретное (харам), Сады праведных, Хадисы, Благие деяния, Шариат, Ислам, Мухаммед (сас)