1061 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Любой из вас пребывает в (состоянии) молитвы1 до тех пор, пока его удерживает молитва, и ничто, кроме молитвы, не мешает ему вернуться к своей семье. (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Имеется в виду, что человек, ожидающий начала следующей молитвы после завершения предыдущей, получает такую же награду, как и совершающий её.
1062 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Ангелы обращаются к Аллаху с мольбами за любого из вас всё то время, пока он остаётся на месте совершения своей молитвы, не осквернившись, и они говорят: «О Аллах, прости его, о Аллах, помилуй его!» (Аль-Бухари; Муслим)
1063 Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, откладывал (начало) вечерней молитвы до полуночи, совершив же её, он повернулся к нам1 и сказал: «(Другие) люди помолились и заснули, а вы продолжали находиться в (состоянии) молитвы (всё то время, пока) дожидались её начала». (Аль-Бухари)
________________________________________
1 Имеются в виду те, кто не спал, дожидаясь, пока Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не приступит к совершению этой молитвы.
Глава 191: О достоинстве общей молитвы
1064 Передают со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Общая молитва превосходит индивидуальную на двадцать семь ступеней. (Аль-Бухари; Муслим)
1065 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Общая молитва, в которой принимает участие человек, лучше молитвы, совершаемой им у себя дома или на рынке,1 в двадцать пять раз (в том случае), когда он совершает омовение должным образом, а потом отправляется в мечеть только для того, чтобы совершить молитву. (И тогда) за каждый свой шаг он обязательно возвышается на (одну) ступень, а (одно) прегрешение с него снимается, когда же он станет молиться, ангелы будут обращаться к Аллаху с мольбами за него (всё то время), пока он остаётся на месте совершения своей молитвы, не осквернившись, и они станут говорить: «О Аллах, прости его, о Аллах, помилуй его!», — а он будет пребывать в (состоянии) молитвы (всё то время, пока) дожидается её начала. (Аль-Бухари; Муслим. Здесь приводится версия аль-Бухари.)
________________________________________
1 Имеется в виду, что в обоих случаях человек совершает молитву в одиночестве.
1066 Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Как-то раз) к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл слепой человек и сказал: «О посланник Аллаха, у меня нет поводыря, который водил бы меня в мечеть!», — после чего попросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, разрешить ему молиться дома, а когда тот пошёл обратно, (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) окликнул его и спросил: «Слышишь ли ты призыв на молитву?» Он ответил: «Да», — (и тогда) он сказал: «Так отвечай (на него)!» (Муслим)
1067 Передают со слов Абдуллаха (говорят также, что его звали Амр бин Кайс), известного как муаззин Ибн Умм Мактум, да будет доволен им Аллах, что (однажды) он сказал: «О посланник Аллаха, поистине, в Медине много (ядовитых) насекомых и диких зверей».1 Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: «(Если) ты слышишь (слова) "Спешите на молитву! Спешите к спасению!",2 то являйся (на молитву)!» (Этот хадис с хорошим иснадом приводит Абу Дауд.)
________________________________________
1 Ибн Умм Мактум, да будет доволен им Аллах, также был слепым. Напоминая Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, о диких зверях, а именно о волках и лисицах, которые в тёмное время суток забегали в Медину, он просил разрешения молиться дома.
2 Иначе говоря, слова призыва на молитву.
1068 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, (бывало так, что) хотел я велеть насобирать дров, потом велеть призвать (людей) на молитву, потом велеть кому-нибудь быть имамом, а потом явиться к тем людям(, которые не пришли на молитву,) и сжечь их дома дотла! (Аль-Бухари; Муслим)
1069 Сообщается, что Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
Пусть тот из вас, кто будет рад завтра встретить Аллаха мусульманином, неуклонно совершает эти молитвы там, где о них будут возглашать.1 Поистине, Аллах установил для вашего Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, обычаи (сунан) правильного пути и, поистине, эти молитвы относятся к числу обычаев правильного пути, если же вы станете молиться в своих домах, как поступает этот (человек), остающийся у себя дома, (это будет означать,) что вы отказались от Сунны вашего Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, а если вы откажетесь от Сунны вашего Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то непременно собьётесь с пути. Что же касается нас, то не пропускал (общей молитвы) никто, кроме лицемеров, известных своим лицемерием, и бывало так, что человека приводили (в мечеть) двое других,2 чтобы (помочь ему занять место) в ряду (других молящихся). (Муслим)
В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал:
Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, учил нас обычаям правильного пути(, а к числу их) относится и совершение молитвы в мечети, в которой возглашается азан.
________________________________________
1 Иначе говоря, там, где проводятся общие молитвы.
2 Имеется в виду, что сам человек был не в состоянии передвигаться от слабости или из-за ранения, и его поддерживали с двух сторон двое других.
1070 Сообщается, что Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если не будут совершать (общую) молитву любые три (человека, живущие) в селении или в пустыне, шайтан обязательно возьмёт верх над ними, а поэтому следует вам молиться вместе, ибо волк пожирает лишь ту овцу, которая удаляется (от остальных)». (Этот хадис с хорошим иснадом приводит Абу Дауд.)
Глава 192: О побуждении к участию в общих утренних и вечерних молитвах
1071 Сообщается, что Усман бин Аффан, да будет доволен им Аллах, сказал:
Принявший участие в общей вечерней молитве будто молился половину ночи,1 а принявший участие в общей утренней молитве будто молился всю ночь. (Муслим)
В той версии этого хадиса, которую приводит ат-Тирмизи, со слов Усмана бин Аффана, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Присутствовавшему на общей вечерней молитве записывается совершение молитвы в течение половины ночи,2 а совершившему вместе с другими людьми и вечернюю, и утреннюю молитвы (записывается) совершение молитвы в течение всей ночи. (Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис».)
________________________________________
1 Иначе говоря, такой человек сравнивается с тем, кто провёл половину ночи в добровольной молитве.
2 То есть: его ждет за это такая же награда.
1072 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
И если бы знали они о той (награде, которая ожидает принимающих участие в общих) вечерних и утренних молитвах, то обязательно являлись бы на (эти молитвы в мечеть), даже если бы им приходилось добираться (туда) ползком! (Аль-Бухари; Муслим)
Ранее этот хадис уже приводился полностью.1
________________________________________
1 См. хадис № 1033.
1073 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Для лицемеров нет молитв более тяжких, чем утренняя и вечерняя, а если бы они знали(, какая награда ждёт людей) за две этих молитвы, то обязательно являлись бы на них (в мечеть), даже (если бы пришлось им добираться) ползком! (Аль-Бухари; Муслим)
Глава 193: О велении неуклонно совершать обязательные молитвы и о категорическом запрете отказываться от них(, а также) о страшных угрозах(, обращаемых к тем, кто этих молитв не совершает)
Аллах Всевышний сказал:
«Совершайте молитвы неуклонно, и (особенно) среднюю молитву...»1 («Корова», 238)
Всевышний также сказал:
«Если же они принесут покаяние, будут совершать молитву и выплачивать закят, то не становитесь у них на пути...» («Покаяние», 5)
________________________________________
1 О какой именно молитве идёт речь, точно сказать трудно, но в основном толкователи Корана склонны считать, что в данном случае подразумевается послеполуденная молитва ('аср).
1074 Сообщается, что Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) я спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Какое дело является наиболее достойным?» Он ответил: «(Совершение) молитвы в (установленное) для неё время». Я спросил: «А после этого?» Он ответил: «Проявление почтительности по отношению к родителям». Я спросил: «А после этого?» Он сказал: «Борьба на пути Аллаха». (Аль-Бухари; Муслим)
1075 Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершении молитвы,1 выплате закята,2 совершении Хаджжа3 к Дому (Аллаха) и соблюдении поста в Рамадане. (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Речь идёт о совершении пяти обязательных молитв в течение суток.
2 «Закят» — особый налог в пользу нуждающихся мусульман, который должен выплачивать каждый взрослый и дееспособный мусульманин с посевов, финиковых пальм, скота, золота и серебра, а также товаров. Закят выплачивается раз в год только с облагаемого этим налогом минимума (нисаб) урожая, скота и т.д. Право на получение помощи из собранного с мусульман закята имеют только определённые категории нуждающихся.
3 Обязательное один раз в жизни при наличии возможности паломничество в Мекку.
1076 Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Мне было велено сражаться с людьми1 до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, и не станут совершать молитву и выплачивать закят, если же они будут делать всё это, то защитят от меня свою жизнь и своё имущество(, которые впредь смогут оказаться доступными для кого бы то ни было) не иначе как по праву Ислама,2 и тогда отчёта с них (вправе будет потребовать только) Аллах.3 (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Имеются в виду только идолопоклонники, тогда как к «людям Писания», иными словами, к иудеям и христианам это не относится.
2 Эти слова означают, что жизнь человека, принявшего Ислам, будет оставаться неприкосновенной, пока он не совершит такого преступления, за которое, в соответствии с установлениями Корана, его надо будет лишить жизни, или же не станет вероотступником. Что же касается имущества мусульманина, то и оно является неприкосновенным, если только он не будет уклоняться от обязательных расходов, например от выплаты закята, возмещения нанесённого другим ущерба и т.д.
3 Иначе говоря, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорит о соблюдении ряда внешних требований, предъявляемых Шариатом каждому человеку, что же касается убеждённости, искренности, веры и тому подобных вещей, то право судить об этом имеет один лишь Аллах Всевышний.
1077 Сообщается, что Му'аз, да будет доволен им Аллах, сказал:
Отправляя меня в Йемен,1 посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал (мне): «Поистине, ты приедешь к людям из числа обладателей Писания, призови же их засвидетельствовать, что нет бога, кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха, и если они подчинятся этому, уведоми их о том, что Аллах вменил им в обязанность (совершение) пяти молитв ежедневно, если они подчинятся и этому, уведоми их о том, что Аллах Всевышний обязал их выплачивать садаку,2 которую следует брать у богатых и отдавать бедным из их числа, если же они подчинятся и этому, ни в коем случае не забирай (наиболее) ценного из их имущества3 и бойся мольбы притесняемого, ибо, поистине, нет такой преграды(, которая помешала бы) Аллаху (услышать её),4 (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Му'аз бин Джабаль, да будет доволен им Аллах, был послан в Йемен для распространения Ислама, а также в качестве судьи (кади) в 631 или 632 году.
2 Имеется в виду закят.
3 То есть: не забирай наиболее ценного, собирая закят.
4 Имеется в виду, что Аллах быстро отвечает на мольбы обиженных, подвергая наказанию притеснителей.
1078 Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, от многобожия и неверия человека отделяет отказ от молитвы». (Муслим)
1079 Передают со слов Бурайды, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
(В основе) договора между нами и ими1 (лежит) молитва, а тот, кто отказывается от неё, впадает в неверие. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис».)
________________________________________
1 По мнению аль-Байдави, здесь речь идёт о лицемерах, формальное соблюдение которыми таких велений Шариата, как участие в общих молитвах, является достаточным основанием для применения к ним тех же установлений, что и к людям, искренне исповедующим Ислам, тогда как отказ от молитвы приравнивает их к неверным. Некоторые другие комментаторы считают, что имеются в виду все те, кто давал Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, клятву на верность Исламу.
1080 Сообщается, что последователь Шакик бин Абдуллах, величие которого является общепризнанным, да помилует его Аллах, сказал:
Сподвижники Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, не считали (проявлением) неверия отказ ни от какого дела, кроме молитвы. (Этот хадис с достоверным иснадом ат-Тирмизи приводит в «Книге веры».)
1081 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Поистине, в День воскресения расчёт с рабом Аллаха прежде всего будет произведён за его молитвы, и если они будут хороши, он преуспеет и добьётся желаемого, а если окажутся негодными, то он потерпит неудачу и понесёт убыток. Если же в том, что касается выполнения этой его обязанности обнаружатся недостатки, Всемогущий и Великий Господь скажет: «Посмотрите,1 есть ли у раба Моего что-нибудь, сделанное им добровольно,2 чтобы за счёт этого восполнить недостатки в обязательном», — а затем и со всеми остальными его делами (поступят) так же. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».)
________________________________________
1 Это веление будет отдано ангелам.
2 Имеются в виду добровольные молитвы.
@темы: Сады праведных, Мусульмане, Намаз, Хадисы, Благие деяния, Ислам, Мухаммед (сас)