читать дальшеАллах Всевышний сказал:
«...поистине, молитва удерживает от недостойного и порицаемого...» («Паук», 45)
1042 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил (людей): «Скажите, если бы у дверей (дома, принадлежащего) кому-нибудь из вас, протекала река и он купался в ней по пять раз в день, осталась ли бы после этого на нём какая-нибудь грязь?» Они ответили: «От грязи не осталось бы и следа». Тогда (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «А это подобно пяти (ежедневным) молитвам, посредством которых Аллах стирает прегрешения». (Аль-Бухари; Муслим)
1043 Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Пятикратная молитва подобна полноводной реке, протекающей у дверей любого из вас, кто купается в ней по пять раз в день. (Муслим)
1044 Передают со слов Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что (в своё время) один человек поцеловал женщину,1 а потом явился к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и обо всём рассказал ему, после чего Аллах ниспослал аят(, в котором было сказано): «Совершай молитву в начале и конце дня2 и в некоторые часы ночи.3 Поистине, добрые дела устраняют дурные».4 Этот человек спросил: «О посланник Аллаха, это (касается только) меня?», — (на что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) ответил: «Это — для всех (членов) моей общины».5 (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Этот человек совершил поступок, противоречащий мусульманской этике, поскольку женщина из числа ансаров. о которой идёт речь, не состояла с ним ни в родстве, ни в браке.
2 Имеются в виду либо утренняя и полуденная молитвы, либо утренний и закатный.
3 Здесь имеется в виду либо вечерняя молитва, либо совершение дополнительных добровольных ночных молитв.
4 Сура «Худ», 114. Здесь, как и в ряде других хадисов, речь идёт о всевозможных мелких прегрешениях, что же касается тяжких грехов, то для искупления их следует совершить целый ряд определённых действий, и в том числе — принести покаяние Аллаху, а также возместить ущерб в случае нанесения его людям.
5 То есть: для всех тех из моей общины, кто совершит нечто подобное.
1045 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Пять (ежедневных) молитв и (участие в каждой следующей) пятничной молитве (после предыдущей служат) искуплением прегрешений, совершённых между (этими молитвами), если только не было (среди них) тяжких грехов. (Муслим)
1046 Сообщается, что Усман бин Аффан, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Для любого мусульманина, который с наступлением времени обязательной молитвы должным образом совершит омовение(, а во время молитвы) будет проявлять должное смирение и правильно совершит все поклоны, (эта молитва) обязательно послужит искуплением совершённых до неё грехов, если не было (среди них ни одного) тяжкого, и так будет всегда. (Муслим)
Глава 188: О достоинстве утренней и послеполуденной молитв
читать дальше1047 Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Вошёл в Рай тот, кто совершал две молитвы в прохладное время.1 (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Имеются в виду утренняя и послеполуденная молитвы. В первые годы существования Ислама мусульманам предписывалось совершать только две обязательные молитвы. Здесь Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, имел в виду тех мусульман, которые умерли до того, как количество обязательных молитв было увеличено до пяти, указав на то, что усилия их не пропали даром, и они вошли в Рай благодаря выполнению того, что вменялось им в обязанность в определённый период времени. Возможно также, что в данном случае слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, следует понимать в более общем смысле, а именно — как указание на особую важность этих двух молитв. В таком случае перевод данного хадиса должен иметь следующий вид: «Войдёт в Рай тот, кто станет совершать две молитвы в прохладное время».
1048 Сообщается, что Абу Зухайр Умара бин Рувайба, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Никогда не войдёт в Огонь тот, кто станет молиться до восхода солнца и до его захода», — имея в виду утреннюю и послеполуденную молитвы. (Муслим)
1049 Передают со слов Джундуба бин Суфйана,1 да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Совершающий утреннюю молитву2 находится под защитой Аллаха, смотри же, о сын Адама, чтобы Аллах ничего не потребовал от тебя за Свою защиту.3 (Муслим)
________________________________________
1 В иснаде хадиса № 232 первым в цепи его передатчиков стоит имя Джундуба бин Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, что и является правильным, так как Суфйан являлся не его отцом, а дедом.
2 Здесь речь идет о совершении общей утренней молитвы, о чём говорится в другой версии этого хадиса, также приводимой Муслимом.
3 См. хадис № 232, в котором далее говорится: «...ибо, поистине, любого, у кого Он потребует за Свою защиту хоть что-то, Он настигнет, а потом ввергнет лицом в пламя Ада!» Здесь имеется в виду, что любой человек, с которого Аллах по всей строгости спросит за то, что Он вменил ему в обязанность, будет наказан, поскольку не найдётся таких, кто всё делал бы абсолютно правильно.
1050 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Ангелы, которые пребывают среди вас ночью, сменяют тех (из них), кто находится среди вас днём, встречаясь друг с другом во время утренней и послеполуденной молитв. После этого те (ангелы), которые провели среди вас ночь, возносятся (к небесам), и Аллах, знающий о (положении людей) лучше (ангелов), спрашивает их: «В каком (положении) оставили вы рабов Моих?», — а они отвечают: «Мы покинули их, когда они молились, и когда мы пришли к ним, они (тоже) молились». (Аль-Бухари; Муслим)
1051 Сообщается, что Джарир бин Абдуллах аль-Баджали, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) ночью, когда мы находились вместе с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, он посмотрел на полную луну и сказал: «Поистине, вы увидите Господа вашего, как видите эту луну, и не будете обижены в том, что касается лицезрения Его!1 И если сможете вы добиться того, чтобы ничто не отвлекало вас от совершения молитв2 перед восходом солнца и перед закатом его,3 то делайте (это)». (Аль-Бухари; Муслим)
В другой версии этого хадиса сообщается, что Джарир, да будет доволен им Аллах, сказал:
...он посмотрел на луну в четырнадцатую ночь (месяца)...
________________________________________
1 Иначе говоря, никто из удостоившихся увидеть лик Аллаха не будет испытывать при этом никаких затруднений.
2 В данном случае подразумеваются наущения шайтана, сон или какие-нибудь мирские дела, которые можно отложить, не нанося никакого ущерба здоровью или жизненным интересам человека.
3 Имеются в виду утренняя (фаджр) и послеполуденная (аср) молитвы.
1052 Передают со слов Бурайды, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Тщетными окажутся дела того, кто не совершает послеполуденную молитву. (Аль-Бухари)
Глава 189: О достоинстве хождения в мечети пешком
читать дальше1053 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Для того, кто отправляется в мечеть или возвращается (оттуда), Аллах готовит угощение в Раю каждый раз, как он (делает это). (Аль-Бухари; Муслим)
1054 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Когда кто-нибудь совершает очищение1 в своём доме, а потом отправляется в один из домов Аллаха для совершения чего-либо из предписанного Аллахом,2 за один из сделанных им шагов с него снимается бремя его прегрешений, а за другой степень его возвышается.3 (Муслим)
________________________________________
1 Здесь имеется в виду либо омовение, либо очищение посредством песка (тайаммум), совершаемое теми, кто в силу каких-либо причин оказывается не в состоянии использовать воду.
2 Например, молитв или выполнения каких-либо обетов.
3 Что же касается остальных шагов, сделанных на пути к мечети, то они либо служат средством частичного искупления тяжких грехов, совершённых человеком, либо возвышают его в ещё большей мере.
1055 Сообщается, что Убайй бин Ка'б, да будет доволен им Аллах, сказал:
Был среди ансаров один человек, и я не знаю никого другого, кто жил бы от мечети дальше (этого человека), но тем не менее он не пропускал ни одной общей молитвы. Однажды кто-то сказал ему: «Купил бы ты себе осла и ездил на нём в темноте и в сильную жару!», — на что он дал такой ответ: «Будь мой дом рядом с мечетью, это не радовало бы меня! Поистине, я хочу, чтобы записывалось мне то, что я хожу в мечеть и возвращаюсь обратно к себе домой!»,1 — и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Аллах собрал для тебя всё это!»2 (Муслим)
________________________________________
1 То есть: я хочу, чтобы каждый мой шаг записывался, так как надеюсь получить за это обещанную награду.
2 Это значит: Аллах не забудет ни о чём из сделанного тобой, и награда за всё это ждёт тебя.
1056 Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
(В своё время) участки земли вокруг мечети пустовали, и (люди из племени) бану салима захотели переселиться поближе к ней. Когда известие об этом дошло до Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, он сказал им: «Дошло до меня, что вы хотите перебраться поближе к мечети». Они сказали: «Да, о посланник Аллаха, мы хотели сделать это». Тогда он сказал: «О бану салима, (оставайтесь) в своих домах, ибо следы ваши записываются, (оставайтесь) в своих домах, ибо следы ваши записываются!»,1 — и тогда они сказали: «Не принесло бы нам радости наше переселение!» (Этот хадис приводит Муслим, что же касается аль-Бухари, то он приводит сходный по смыслу хадис, передавая его со слов Анаса.)
________________________________________
1 Имеется в виду, что каждый шаг, сделанный человеком на пути в мечеть, учитывается и за него мусульманину полагается награда.
1057 Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Поистине, наибольшую награду за совершение молитвы получит тот из людей, кому приходится проходить (наибольшее расстояние до мечети), а награда дожидающегося молитвы, чтобы совершить её вместе с имамом, будет больше награды того, кто совершает молитву, а потом засыпает. (Аль-Бухари; Муслим)
1058 Передают со слов Бурайды, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Порадуйте тех, кто ходит в мечети во мраке (ночи), вестью о совершенном свете в День воскресения.1 (Абу Дауд; ат-Тирмизи)
________________________________________
1 Иначе говоря, вестью о том, что в День воскресения свет будет окружать таких людей со всех сторон.
1059 1Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил (своих сподвижников): «Не указать ли вам на то, посредством чего Аллах стирает грехи и возвышает степени?» Они сказали: «Конечно, о посланник Аллаха!» Он сказал: «Это — полное совершение омовения (вуду), невзирая на неприятное, множество шагов (по направлению) к мечетям и ожидание следующей молитвы после предыдущей, и это будет для вас рибатом». (Муслим)
________________________________________
1 См. хадисы №№ 131 и 1030 и примечания к ним.
1060 Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Если вы увидите, что человек постоянно появляется в мечетях, то засвидетельствуйте,1 что он обладает верой, ведь Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Только те будут населять2 мечети Аллаха, кто уверует в Аллаха и в Последний день...»3 (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».)
________________________________________
1 То есть: будьте уверены; не сомневайтесь.
2 Иначе говоря, постоянно приходить в мечети, оставаясь в них сердцем даже после того, как они их покинут.
3 Сура «Покаяние», 18.
@темы: Запретное (харам), Ад и Рай, Сады праведных, Мусульмане, Намаз, Хадисы, Благие деяния, Ислам, Мухаммед (сас)