читать дальшеАллах Всевышний сказал:
«Так обрадуй же рабов Моих,
которые прислушиваются к словам1 и следуют наилучшим из них». («Толпы», 17-18)
Всевышний также сказал:
«Порадует их Господь их вестью о милости от Него, и о благоволении (Его) и о садах, в которых (их ждёт) вечное блаженство...» («Покаяние», 21)
Всевышний также сказал:
«И Мы порадовали его2 вестью о кротком сыне». («Выстроившиеся в ряды», 101)
Всевышний также сказал:
«И Наши посланцы принесли Ибрахиму радостную весть...» («Худ», 69)
Всевышний также сказал:
«А его жена стояла (там) и смеялась, Мы же порадовали её вестью об Исхаке, а после него — о Йа'кубе». («Худ», 71)
Всевышний также сказал:
«И воззвали к нему ангелы, когда он стоял в михрабе и молился: "Поистине, Аллах возвещает тебе благую весть о Йахйе..."» («Семейство Имрана», 39)
Всевышний также сказал:
«Вот ангелы сказали: "О Марйам! Поистине, Аллах возвещает тебе благую весть о слове от Него:3 имя его — Христос..."» («Семейство Имрана», 45)
Что касается хадисов (на эту тему), то их очень много и они известны из «Сахихов». К числу их относятся (нижеследующие хадисы):
________________________________________
1 Имеются в виду слова Аллаха и Его пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.
2 Речь идёт о пророке Ибрахиме, мир ему.
3 «Словом Аллаха» называют пророка Ису, мир ему, так как он появился на свет по велению (слову) Аллаха, сказавшего ему: «Будь», — после чего он возник.
708 Передают со слов Абу Ибрахима (говорят также, что его кунья — Абу Мухаммад, и говорят, что его кунья — Абу Му'авийа) Абдуллаха бин Абу Ауфа, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, порадовал Хадиджу, да будет доволен ею Аллах, вестью о дворце из полого жемчуга(, который ждёт её) в Раю и в котором не будет ни шума, ни тягот. (Аль-Бухари; Муслим)
709 Передают со слов Абу Мусы аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, что (однажды) он совершил у себя дома омовение (вуду), а потом вышел наружу и сказал (себе): «Я не расстанусь с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и обязательно буду находиться вместе с ним весь этот день(, чтобы служить ему)!» После этого он пришёл в мечеть и спросил о Пророке, да благословит его Аллах и да приветствует, а (люди) сказали (ему): «Он ушёл в ту (сторону)».
(Абу Муса, да будет доволен им Аллах,) сказал:
И я пошёл вслед за ним, расспрашивая о нём (людей, и в конце концов узнал, что) он находится в (месте, которое называется) Бир Арис.1 Тогда я уселся у ворот (этого колодца и ждал там), пока посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не удовлетворил свою нужду и не совершил омовение. После этого я направился к нему, и оказалось, что он сидит на середине края колодца Арис, подняв одежду до колен и опустив ноги в колодец. Я приветствовал (Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует,) а потом удалился и (снова) сел у ворот, сказав (себе): «Поистине, сегодня я буду привратником посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует», — а (через некоторое время туда) пришёл Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, и толкнул ворота. Я спросил: «Кто там?» Он ответил: «Абу Бакр». Я сказал: «Подожди», — а сам пошёл (к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует,) и сказал: «О посланник Аллаха, Абу Бакр просит позволения войти». Он сказал: «Впусти его и порадуй вестью о (том, что его ждёт) Рай!» Тогда я вернулся и сказал Абу Бакру: «Входи (и знай, что) посланник Аллаха сообщает тебе радостную весть о Рае!» И Абу Бакр вошёл и сел справа от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, на том же краю (колодца), опустив ноги в колодец так же, как это сделал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и (также) подняв одежду до колен, я же вернулся (к воротам) и сел (там). Что же касается моего брата, который (хотел) присоединиться ко мне, то я расстался с ним в то время, когда он совершал омовение, и я сказал (себе): «Если Аллах желает такому-то2 блага, Он приведёт его (сюда)», — и в этот момент какой-то человек толкнул ворота. Я спросил: «Кто там?» (Пришедший) ответил: «Умар бин аль-Хаттаб». Я сказал: «Подожди», — а сам пошёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, приветствовал его и сказал: «О посланник Аллаха, Умар просит позволения войти». Он сказал: «Впусти его и порадуй вестью (о том, что его ждет) Рай!» И я вернулся к Умару и сказал: «Входи (и знай, что) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, радует тебя вестью о Рае!» Тогда (Умар) вошёл и сел рядом с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, слева от него (на том же краю) колодца, опустив туда ноги, после чего я вернулся (к воротам) и сел (там). И я (снова) сказал (себе): «Если Аллах желает такому-то блага, Он приведёт его сюда». (А через некоторое время) пришел ещё один человек и толкнул ворота. Я спросил: «Кто там?» (Пришедший) ответил: «Усман бин Аффан». Я сказал: «Подожди», — а сам пошёл к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и сообщил ему (о приходе Усмана). Он сказал: «Впусти его и порадуй вестью (о том, что его ждет) Рай (после того, как) его постигнет беда!» Тогда я (вернулся к Усману) и сказал: «Входи (и знай, что) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, радует тебя вестью (о том, что тебя ждёт) Рай (после того, как) тебя постигнет беда!» И (Усман) вошёл, увидев же, что на этом краю (колодца уже нет места), он сел на другой стороне напротив них.
Са'ид бин аль-Мусаййаб сказал:
И я истолковал (их местоположение у колодца как указание на то, что так же будут расположены и) их могилы.3 (Аль-Бухари; Муслим)
В той версии (этого хадиса, которую приводит только аль-Бухари, сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах,) также сказал:
И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел мне присматривать за воротами.
В этой же версии сообщается, что когда он порадовал Усмана этой вестью, (Усман) воздал хвалу Аллаху Всевышнему, а потом сказал: «Лишь к Аллаху следует обращаться за помощью!»
________________________________________
1 То есть колодец Арис.
2 Абу Муса, да будет доволен им Аллах, назвал имя своего брата.
3 Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, Абу Бакр и Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, похоронены в бывшей комнате Аиши, да будет доволен ею Аллах, что же касается Усмана, да будет доволен им Аллах, то он похоронен на кладбище аль-Бакы', расположенном поблизости от мечети Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в Медине.
710 Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды, когда) мы в обществе нескольких человек1 сидели вокруг посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и вместе с нами находились Абу Бакр и Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, встал (и покинул) нас. (Поскольку) он долго не возвращался, мы стали опасаться, что с ним могло что-то случиться, нас охватило беспокойство и мы поднялись (со своих мест). Почувствовав беспокойство первым, я отправился за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, (и искал его,) пока не пришёл к стене (сада,) принадлежавшего ансарам из рода бану ан-наджжар. Я обошёл вокруг (стены) в поисках ворот, но не нашёл их, однако обнаружил ручеёк, который вытекал из находящегося вне (сада) колодца и исчезал за его стенами. Тогда я сжался в комок, как лиса, проник внутрь (и увидел) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: «Абу Хурайра?» Я сказал: «Да, о посланник Аллаха». Он спросил: «Что случилось?» Я сказал: «Ты был среди нас, потом ушёл и долго не возвращался, и мы стали опасаться, что с тобой могло что-то случиться, и нас охватило беспокойство, а я забеспокоился первым. И потом я пришёл к этому саду и сжался, как лиса, а (остальные следуют) за мной. Тогда (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) обратился ко мне: «О Абу Хурайра!», — дал мне свои сандалии и сказал: «Иди с этими моими сандалиями и порадуй вестью о Рае любого, кого бы ты ни встретил за пределами этого сада и кто засвидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, будучи убеждённым в этом сердцем своим».
Далее (Абу Хурайра) передал этот хадис до конца.2 (Муслим)
________________________________________
1 Речь идёт о группе людей от трёх до десяти человек.
2 Далее в этом хадисе сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, посоветовал Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, не говорить этого людям, чтобы они не перестали совершать благие дела в надежде только на искреннее свидетельство, и Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, согласился с его мнением.
711 Сообщается, что Ибн Шумаса сказал:
Мы находились у Амра бин аль-Аса,1 да будет доволен им Аллах, когда он уже находился при смерти. Он так долго плакал, повернувшись лицом к стене, что его сын стал говорить: «О батюшка, разве посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не порадовал тебя вестью о том-то? Разве посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не порадовал тебя вестью о том-то?» Тогда он повернулся (к нам) лицом и сказал: «Поистине, лучшим из того, чем мы можем запастись,2 является свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, и, поистине, прошёл я через три стадии: (сначала) я думал, что нет такого человека, который ненавидел бы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сильнее меня и больше меня желал бы схватить и убить его, и если бы я умер в подобном состоянии, то непременно оказался бы среди обитателей Огня. Когда же Аллах поместил в моё сердце (любовь) к Исламу, я пришёл к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал: «Дай мне свою правую руку, чтобы я присягнул тебе!» И он протянул мне свою руку, но я не протянул свою, и тогда он спросил: «Что с тобой, о Амр?» Я ответил: «Я хотел поставить условие». Он спросил: «Какое условие?» Я ответил: «Чтобы мне простились (мои грехи)». Тогда он сказал: «Разве тебе не известно, что Ислам уничтожает то, что было прежде,3 и что хиджра уничтожает то, что было прежде, и что Хаджж уничтожает то, что было прежде?» И (после этого) уже не было человека, которого я любил бы больше, чем посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и которого ставил бы выше него. И я почитал его столь глубоко, что не смел даже взглянуть на него, а если бы меня попросили его описать, то я не смог бы сделать этого, ибо я даже не смотрел на него (пристально), и, поистине, если бы я умер в подобном состоянии, то, конечно же, мог бы надеяться, что окажусь среди обитателей Рая. А потом нам поручалось (так много разных) вещей, что я уже не знаю, в каком положении я из-за них оказался! И когда я умру, пусть не сопровождает меня (на кладбище) ни причитающая,4 ни огонь, когда же вы похороните меня, то засыпайте меня землёй понемногу, а потом постойте вокруг моей могилы столько времени, сколько потребуется для того, чтобы заколоть верблюда и разделить его мясо, чтобы я мог порадоваться вам и посмотреть, что мне отвечать посланцам моего Господа».5 (Муслим)
________________________________________
1 Амр бин аль-Ас, да будет доволен им Аллах, являлся одним из крупнейших мусульманских военачальников раннего периода истории Ислама. Он принял Ислам незадолго до завоевания Мекки мусульманами и впоследствии участвовал во многих походах и сражениях. Амр бин аль-Ас принимал участие в завоевании Сирии, являлся завоевателем Египта и основателем Фустата, поселения, на месте которого впоследствии был построен Каир. Амр бин аль-Ас, да будет доволен им Аллах, скончался в 663 году, прожив более девяноста лет.
2 То есть: запастись для мира вечного.
3 То есть: стирает все прошлые грехи, величайшими из которых были неверие и многобожие.
4 Громкие причитания по покойному строго запрещены в Исламе.
5 Другими словами, ангелам, которые будут задавать покойному в могиле вопросы о его религии. Таким образом, в этом хадисе содержится одно из многочисленных указаний на то, что покойный будет слышать слова людей, провожающих его в последний путь.