1 Имеется в виду, что обращения к людям со словами увещания не должны быть слишком длинными, чтобы не вызвать у них скуку, но и не настолько короткими, чтобы это помешало им понять смысл сказанного.
читать дальшеАллах Всевышний сказал:
«Призывай к пути Господа твоего с помощью мудрости и доброго увещания...» («Пчёлы», 125)
699 Сообщается, что Абу Ваиль Шакик бин Салама сказал:
Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, имел обыкновение увещевать людей по четвергам, и (как-то раз) один человек сказал ему: «О Абу Абд ар-Рахман, мне бы очень хотелось, чтобы ты наставлял нас ежедневно!», — (на что Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах,) сказал ему: «Поистине, я не делаю этого только по той причине, что не желаю нагонять на вас скуку:1 (вот почему) я обращаюсь к вам с увещаниями (не каждый день, а лишь время от времени), как увещевал нас самих посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, опасавшийся, что (его слова могут) вызвать у нас скуку». (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 В данном случае подразумевается не скука как таковая, а неспособность слушателей воспринимать слова увещания по причине усталости.
700 Сообщается, что Абу-ль-Йакзан Аммар бин Йасир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, продолжительность молитвы человека и краткость его проповеди свидетельствуют о его осведомлённости (фикх),1 так удлиняйте же молитву и сокращайте хутбу. (Муслим)
________________________________________
1 Имеется в виду осведомлённость в вопросах религии.
701 Сообщается, что Му'авийа бин аль-Хакам ас-Сулами, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды,) когда я молился вместе с посланником Аллаха,1 да благословит его Аллах и да приветствует, кто-то из присутствовавших чихнул, а я сказал: «Да помилует тебя Аллах!» После этого люди стали бросать на меня (осуждающие) взгляды, и я воскликнул: «Да лишится меня моя мать!2 Что вы так смотрите на меня?» Тут они принялись хлопать себя руками по бёдрам, и когда я увидел, что они стараются заставить меня замолчать, (то рассердился на них,) но всё же умолк. А когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует и да станут отец мой и мать выкупом за него, закончил молиться, (он обратился ко мне,) и не видел я ни до, ни после него такого наставника! Клянусь Аллахом, он не накричал на меня, не ударил и не обругал, а только сказал: «Поистине, во время этой молитвы не годится произносить ничего из того, что (обычно) говорят люди! Молитва — это только прославление и возвеличивание Аллаха, и чтение Корана!», — или же посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал нечто подобное. А после этого я сказал: «О посланник Аллаха, совсем недавно я был язычником, а потом Аллах даровал нам Ислам, но среди нас всё ещё есть люди, которые ходят к прорицателям».3 (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «А ты не ходи к ним». И я также сказал: «И есть среди нас люди, которые верят в дурные предзнаменования», - (на что) он сказал: «Они (лишь) ощущают подобное в своих сердцах,4 но это ни в коем случае не должно останавливать их».5 (Муслим)
________________________________________
1 Речь идёт об общей молитве в мечети.
2 Соответствует русскому «Чтоб я пропал!»
3 В доисламской Аравии люди часто обращались к профессиональным прорицателям — кахинам, впадавшим в состояние транса в попытках предсказывать будущее, что запрещается в Исламе.
4 То есть: им это только кажется.
5 Иначе говоря, всевозможные плохие предзнаменования и приметы ни в коем случае не должны заставлять людей отказываться от намеченного.
702 Сообщается, что аль-'Ирбад бин Сарийа, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обратился к нам с увещанием, от которого сердца наши испытали страх, а из глаз потекли слезы...
Далее он передал полностью этот хадис, который мы привели в «Главе о велении неуклонно придерживаться Сунны»,1 упомянув о том, что ат-Тирмизи сказал: «Это хороший достоверный хадис».
________________________________________
1 См. главу № 16.
Глава 91: О (необходимости) придерживаться умеренности в увещаниях1
1 Имеется в виду, что обращения к людям со словами увещания не должны быть слишком длинными, чтобы не вызвать у них скуку, но и не настолько короткими, чтобы это помешало им понять смысл сказанного.
читать дальше
читать дальше