Об обязательности повиновения обладателям власти в том, что не является греховным, и о запрещении повиновения им в греховном
читать дальше
Аллах Всевышний сказал:
«О те, кто уверовал! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и тем из вас, кто обладает властью». («Женщины», 59)
663 Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Мусульманин обязан слушать и повиноваться1 тому, что ему нравится и что не нравится, если только не будет велено ему совершить что-нибудь греховное, а если велят ему совершить грех, то не следует ни слушать, ни повиноваться. (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Имеется в виду, что необходимо слушать мусульманского правителя и повиноваться ему.
664 Сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Когда мы клялись посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, (что будем) слушать и повиноваться (ему), он обычно говорил нам: «В том, что будет вам по силам». (Аль-Бухари; Муслим)
665 Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Вышедший из повиновения (правителю) в День воскресения встретит Аллаха, не имея никаких доводов (в своё оправдание), а тот, кто умрёт, не принеся правителю клятвы, умрёт подобно тому, как умирали во времена джахилиййи!»1 (Муслим)
В другой версии (этого хадиса, также приводимой Муслимом со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
...и тот, кто отойдёт от (остальных мусульман),2 умрёт подобно тому, как умирали во времена джахилиййи!
________________________________________
1 Иначе говоря, человек, который не поклянётся правителю в том, что будет повиноваться ему, умрёт как непокорный многобожник.
2 В комментариях указывается, что в данном случае подразумеваются либо отстраняющиеся от правителя и участия в военных действиях в составе мусульманского войска, либо люди, не принимающие участия в общих молитвах и являющиеся сторонниками всевозможных нововведений.
666 Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Слушайте (своего правителя) и повинуйтесь (ему), даже если поставят над вами эфиопского раба, голова которого подобна изюмине. (Аль-Бухари)
667 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Тебе следует слушать (правителя) и повиноваться ему в бедности и богатстве, в том, что тебе нравится и что не нравится, а (также в тех случаях, когда) тебя будут обделять.1 (Муслим)
________________________________________
1 То есть: в тех случаях, когда правитель будет присваивать себе то, что по праву принадлежит тебе.
668 Сообщается, что Абдуллах бин Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
(Как-то раз,) находясь с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в пути, мы остановились в каком-то месте, и одни стали устанавливать свои палатки, другие принялись соревноваться в стрельбе из лука, а третьи погнали пастись своих животных, как вдруг глашатай посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, возвестил: «Общая молитва!» И мы собрались вокруг посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: «Поистине, обязанность любого пророка, жившего до меня, состояла в указании (членам) его общины на то, в чём, как ему было известно, для них заключалось благо, и предостерегать их от того, в чём, как ему было известно, для них заключалось зло. Что же касается этой вашей общины, то в начале её (существования1 ей) будет даровано благополучие, а в конце её постигнут беды и (станет происходить) то, что вызовет ваше неодобрение.2 И придут (к вам) испытания, после каждого из которых предыдущее будет казаться легким,3 и придёт такое испытание, когда верующий скажет: «Это погубит меня!», — а потом оно прекратится, придёт (другое) испытание, и верующий скажет: «Это, это!»4 Так пусть же тот, кто желает, чтобы его удалили от Огня и ввели в Рай, окажется верующим в Аллаха и в Последний день,5 когда придёт к нему смерть, и пусть обращается с людьми так же, как желает он, чтобы (люди) обращались с ним. И пусть тот, кто дал клятву правителю, ударил с ним по рукам6 и проявил по отношению к нему искренность сердцем, повинуется (этому правителю), если сумеет, а если явится кто-то другой и станет бороться с ним (за власть), то отрубите этому другому голову». (Муслим)
________________________________________
1 Аль-Куртуби указывает, что здесь имеется в виду период правления первых трёх праведных халифов вплоть до убийства Усмана, да будет доволен им Аллах, когда мусульманская община отличалась единством.
2 Имеется в виду всё то, что будет противоречить установлениям Шариата.
3 Или: каждое из которых будет подобно другому; или: каждое из которых будет порождать другое.
4 То есть: Это погубит меня!
5 Иначе говоря, пусть желающий этого уверует до того, как к нему придёт смерть.
6 В знак того, что один дал клятву, а другой принял её, как это было принято среди арабов.
669 Сообщается, что Абу Хунайда Ваиль бин Худжр, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) Салама бин Йазид аль-Джу'фи обратился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, с вопросом, сказав: «О пророк Аллаха, скажи, что ты повелишь нам (делать), если власть над нами получат такие правители, которые будут требовать от нас полагающееся им, но станут отказывать нам в том, что причитается нам?», — но (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) отвернулся от него,1 когда же он снова спросил его (об этом) позднее, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Слушайте и повинуйтесь, ибо они понесут ответственность за то, что возложено на них, а вы — за то, что возложено на вас».2 (Муслим)
________________________________________
1 Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, решил дождаться соответствующего Откровения свыше.
2 Иначе говоря, неисполнение правителями своих обязанностей должным образом не освобождает подданных от исполнения ими своих обязанностей.
670 Передают со слов Абдуллаха бин Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, после меня станут (вас) обделять,1 и будет происходить то, что вызовет ваше неодобрение». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, что же ты повелишь нам?» Он сказал: «(Вам следует) отдавать (им)2 то, что вы должны (отдавать), и просить Аллаха о том, что причитается вам по праву». (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Имеется в виду, что правители станут присваивать себе то, что по праву будет принадлежать рядовым мусульманам.
2 То есть: правителям.
671 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Повинующийся мне повинуется Аллаху, а ослушавшийся меня ослушался Аллаха. Повинующийся правителю повинуется мне, а ослушавшийся правителя ослушался меня. (Аль-Бухари; Муслим)
672 Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Пусть тот, кому не понравится что-либо (из дел) его правителя,
проявляет терпение, ибо, поистине, вышедший из повиновения правителю (хотя бы) на пядь умрёт подобно тому, как умирали во времена джахилиййи! (Аль-Бухари; Муслим)
673 Сообщается, что Абу Бакра (Нуфай' бин аль-Харис), да будет доволен им Аллах, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Аллах унизит того, кто унизит правителя».1 (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».)
________________________________________
1 Речь идёт о людях, выходящих из повиновения своим правителям.
Глава 80:
Об обязательности повиновения обладателям власти в том, что не является греховным, и о запрещении повиновения им в греховном
читать дальше
читать дальше