О желательности уединения в случае распространения пороков среди людей и наступления времени падения нравов или же из страха перед искушением в религии и совершением запретных, сомнительных и тому подобных вещей
О желательности уединения в случае распространения пороков среди людей и наступления времени падения нравов или же из страха перед искушением в религии и совершением запретных, сомнительных и тому подобных вещей
Аллах Всевышний сказал:
«Бегите же к Аллаху: поистине, я для вас от Него увещатель явный!1 («Рассеивающие», 50)
________________________________________
1 Этот аят толкуется по-разному. Я исхожу из того, что под увещателем в данном случае подразумевается Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует. В этом случае данный аят следует понимать следующим образом: бегите или же обращайтесь к Аллаху от своих грехов с помощью покаяния.
597 Сообщается, что Са'д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, Аллах любит благочестивого, не нуждающегося,1 незаметного2 раба». (Муслим)
________________________________________
1 Имеется в виду такой раб Аллаха, который не нуждается в людях и не обращается к ним со своими просьбами.
2 Речь идёт либо о том, кто полностью посвящает себя поклонению Аллаху, либо о том, кто сторонится людей, скрывая от них свои праведные дела.
598 Сообщается, что Абу Са'ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:
Один человек спросил (Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует): «О посланник Аллаха, кто является лучшим из людей?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Верующий, который ведёт борьбу на пути Аллаха, не жалея ни самого себя, ни своего имущества». (Этот человек) спросил: «А после (него)?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «После (него — тот верующий), который поклоняется своему Господу в одном из горных ущелий».1
В другой версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
...страшась Аллаха2 и избавляя людей от того зла, (которое он может им принести).3 (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Имеется в виду человек, уединяющийся от людей.
2 В данном случае подразумевается поклонение Аллаху.
3 Здесь речь идёт о периодах всевозможных смут и волнений, так как в другом хадисе, приводимом алъ-Бухари в «Аль-Адаб аль-Муфрад», сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Верующий, который поддерживает общение с людьми и терпеливо переносит их обиды, лучше такого верующего, который не общается с ними и не переносит их обид».
599 Сообщается, что Абу Са'ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Скоро наступит время, когда лучшим имуществом мусульманина окажутся овцы, с которыми он будет ходить по горным вершинам и тем местам, где выпадают дожди, убегая от искушений со своей религией. (Аль-Бухари)
600 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Какого бы пророка Аллах ни направлял (к людям), он обязательно пас овец». Его сподвижники спросили: «А ты?», — и он сказал: «Да, и я пас их для мекканцев за несколько каратов».1 (Аль-Бухари)
________________________________________
1 Иначе говоря, за небольшую плату.
601 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Лучшим (образом) жизни для людей является (образ) жизни (такого) человека, который крепко держится за поводья своего коня на пути Аллаха и всякий раз летит1 на нем (туда, откуда до него) доносятся пронзительные крики,2 стремясь (вступить в) бой или (найти) смерть там, где можно её найти,3 или (образ жизни такого) человека, который вместе со (своими) немногочисленными овцами будет находиться на одной из этих вершин или в одной из этих долин, совершая молитвы, выплачивая закят, поклоняясь своему Господу до тех пор, пока не придёт к нему смерть, и не (поддерживая) с людьми (связей) на в чём, кроме благого.4 (Муслим)
________________________________________
1 То есть: спешит.
2 Имеется в виду устрашающие крики, которые издают воины при встрече с врагом.
3 Иначе говоря, страстно желая пасть в сражении за веру, стать шахидом и попасть в Рай.
4 То есть: принимая участие только в их благих делах.