О посещении снискавших благо,1 пребывании у них, общении с ними, любви к ним, стремлении встретиться с ними и заслужить их обращения с мольбами к Аллаху,* а также о посещении достойных мест*
1 По-арабски «ахлю-ль-хайр» - имеются в виду люди, посвятившие себя служению Аллаху, отличающиеся искренностью, обладающие знанием и применяющие свои знания на практике.То есть: их обращения с мольбами за тех, кто их об этом просит, поскольку более вероятно, что Аллах ответит на мольбы таких людей.Имеются в виду святые места, мечети и т.д.
читать дальше
Аллах Всевышний сказал:
«И вот Муса сказал своему слуге:1 "Я не остановлюсь, пока не достигну места слияния двух морей,2 даже если мне и придётся потратить (на это многие) годы!"
А когда они достигли места слияния (этих морей, оказалось, что) они забыли о своей рыбе3(, которая выбралась из корзины) и поплыла своим путём по морю, как по подземному ходу.
Когда они прошли4 (некоторое расстояние, Муса) сказал своему слуге: "Принеси нам наш обед, ведь мы утомились в пути".
Он сказал: "Видишь ли, когда мы укрылись у скалы,5 поистине, я забыл о рыбе, и только шайтан заставил меня забыть сказать (тебе) о ней, а она чудесным образом6 уплыла в море своим путём".
(Муса) сказал: "Этого-то мы и желали!", — и они вернулись назад по своим следам.
И (там) они обнаружили одного из Наших рабов, которому Мы оказали Нашу милость и научили Нашему знанию.7
Муса сказал ему: "(Могу) ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня тому, что было дано знать тебе о прямом пути?"» («Пещера», 60—66)
Всевышний также сказал:
«Так оставайся же вместе с теми, кто взывает к Господу своему утром и вечером, стремясь к лику Его...» («Пещера», 28)
________________________________________
1 Слугой Мусы был Йуша' бин Нун (библейский Иисус Навин).
2 В одном из хадисов сообщается, что однажды пророка Мусу, мир ему, обратившегося с проповедью к израильтянам, спросили: «Кто из людей обладает наибольшим знанием?», и он ответил: «Самым знающим являюсь я», — после чего Аллах ниспослал ему откровение, указав, что один из Его рабов, а именно — пророк Хидр (Хадир) знает больше, и тогда Муса решил встретиться с ним, чтобы учиться у него.
3 Аллах сообщил Мусе, что он встретится с Хидром там, где исчезнет рыба, которую они возьмут с собой в путь, о чём забыли Муса и его слуга. Когда они достигли этого места, Аллах оживил рыбу, и она выпрыгнула из корзины и уплыла.
4 Имеется в виду, что они достигли искомого места и двинулись дальше.
5 Эта скала находилась у места слияния двух морей.
6 Имеется в виду, что мёртвая рыба ожила.
7 Подразумевается часть знания о сокрытом (гайб), которое Аллах передал ему.
360 Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Спустя некоторое время) после смерти посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, Абу Бакр сказал Умару, да будет доволен Аллах ими обоими: «Поехали с нами к Умм Айман,1 да будет доволен ею Аллах, чтобы навестить её, как это делал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует». Когда они приехали к ней, Умм Айман принялась плакать, и они спросили её: «Почему же ты плачешь? Разве ты не знаешь, что то, что у Аллаха,2 для посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, лучше?» Она сказала: "Поистине, не оттого я плачу, что не знаю, что для посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, лучше то, что у Аллаха Всевышнего, а плачу я потому, что прекратились (ниспосылавшиеся) с небес откровения!», — и это так подействовало на них, что и они принялись плакать вместе с ней. (Муслим)
________________________________________
1 Умм Айман, да будет доволен ею Аллах, была родом из Эфиопии и являлась воспитательницей и служанкой Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, когда он был ребёнком. Став взрослым, он освободил эту женщину и выдал её замуж за Зайда бин Харису, да будет доволен им Аллах. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, всегда относился к ней с большим почтением и говорил: «Умм Айман — это моя мать».
2 Имеется в виду награда Аллаха, которую Он уготовал для Своего пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.
361 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
(Как-то раз) один человек (пошёл) навестить своего брата1 (, жившего) в другом селении, а Аллах Всевышний велел ангелу поджидать его на той дороге, которой он шёл. Когда (этот человек) подошёл к нему, (ангел) спросил: «Куда ты (идёшь)?» Он ответил: «Я хочу (навестить) своего брата(, живущего) в этом селении». Ангел спросил: «Может быть, ты оказал ему какое-нибудь благодеяние, (а теперь) стремишься (получить благодаря этому пользу?» Этот человек) ответил: «Нет, поистине, я просто люблю его ради Аллаха Всевышнего». (Тогда ангел) сказал: «Я же, поистине, послан к тебе Аллахом(, чтобы сказать), что Аллах полюбил тебя так же, как ты полюбил этого человека ради Аллаха!» (Муслим)
________________________________________
1 Подразумевается братство по вере.
362 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
К тому, кто навещает больного или посещает брата своего(, делая это) ради Аллаха, обращаются два глашатая,1 которые говорят): «Да будешь ты доволен, и да будет благословенным твой путь и да обретёшь ты жилище в Раю!» (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис». В некоторых рукописях он назван неизвестным.)
________________________________________
1 Из числа ангелов.
363 Передают со слов Абу Мусы аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Поистине, праведный товарищ и дурной товарищ подобны продавцу мускуса и (человеку,) раздувающему кузнечные мехи. Что касается продавца мускуса, то он (может) либо подарить тебе (что-нибудь из своего товара), либо ты купишь у него что-то, либо ощутишь (исходящий) от него аромат. Что же касается раздувающего мехи, то он либо прожжёт твою одежду, либо ты ощутишь (исходящее) от него зловоние. (Аль-Бухари; Муслим)
364 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Женщину берут в жёны из-за четырёх (вещей): из-за её богатства, из-за её происхождения, из-за её красоты и из-за её религии, добивайся же той, которая привержена религии, иначе ты проиграешь! (Аль-Бу-хари; Муслим)
Это значит: обычно люди хотят, чтобы женщина обладала этими четырьмя качествами, ты же стремись к той, что привержена религии, добивайся её и старайся быть с ней.
365 Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
(Однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил Джибриля: «Что мешает тебе посещать нас чаще, чем ты делаешь это (сейчас)?», — после чего был ниспослан аят, в котором говорится: «Скажи1: «Мы нисходим2 только по велению Господа твоего. Ему принадлежит и то, что перед нами, и то, что позади нас, и то, что между этим3…»4 (Аль-Бухари)
________________________________________
1 С этим велением Аллах обратился к Джибрилю, когда однажды Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, посчитал, что он задержался.
2 То есть: ангелы нисходят на землю с откровениями, а также и в иных случаях, только по велению Аллаха.
3 Здесь подразумевается как пространство, так и время.
4 Сура «Марйам», 64.
366 Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Не водись ни с кем, кроме верующих, и пусть не вкушает твоей еды никто, кроме богобоязненных. (Этот хадис с неплохим иснадом приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи.)
367 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Человек исповедует ту же религию, что и его ближайший друг, так пусть же каждый из вас обращает внимание на то, с кем он собирается водить дружбу. (Этот хадис с достоверным иснадом приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший хадис».)
368 Передают со слов Абу Мусы аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Человек будет с теми, кого он любит. (Аль-Бухари; Муслим)
В той версии (этого хадиса, которую приводит аль-Бухари, сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах,) сказал:
(Как-то раз один человек) сказал Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует: «Человек любит (праведных) людей,1 но он ещё не присоединился к ним,2 (на что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Человек будет с теми, кого он любит».3
________________________________________
1 Имеются в виду мусульмане.
2 Этот человек хотел сказать, что он пока ещё не может сравниться со сподвижниками Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, по своей праведности, количеству дел благочестия и так далее.
3 Здесь: указание на то, что человеку воздается по его намерениям, и если он любит мусульман и стремится стать таким же, как они, это значит, что он будет с ними в Раю.
369 Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) какой-то бедуин спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Когда (наступит) Час этот?»1 Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил его: «А что ты для него приготовил?» (Бедуин) сказал: «Любовь к Аллаху и Его посланнику». (Тогда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Ты (будешь) с теми, кого ты любишь!» (Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. Здесь приводится версия Муслима.)
В другой версии этого хадиса, приводимого (в «Сахихах» аль-Бухари и Муслима, сообщается, что этот бедуин сказал):
Не приготовил я для (этого Часа) ни множества постов и молитв,2 ни (большой) садаки, но я люблю Аллаха и Его посланника.
________________________________________
1 Имеется в виду День воскресения.
2 Возможно, что имеются в виду дополнительные молитвы.
370 Сообщается, что Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Как-то раз) к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл один человек, который спросил его: «О посланник Аллаха, что скажешь ты о том человеке, который любит (других) людей, но он ещё не присоединился к ним?» (На это Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Этот человек будет с теми, кого он любит». (Аль-Бухари; Муслим)
371 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Люди являются рудниками, подобными золотым и серебряным рудникам. Те из них(, что были лучшими во времена) джахилиййи(, остались) лучшими и в Исламе, если усвоили (установления) религии,1 (что же касается) душ,2 то они (подобны) воинам, призванным (в войско): те из них, которые узнают друг друга, объединяются, а те, которые друг друга не узнают, расходятся.3 (Муслим)
Аль-Бухари приводит (этот) хадис со слова «аль-арвах» (души) и далее, передавая его со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах.
________________________________________
1 См. хадис № 69.
2 В тексте «арвах» — множественное число от «рух» (дух).
3 Имеется в виду, что души, в которых изначально заложены дурные или благие свойства, тянутся к подобным себе, и поэтому праведные люди поддерживают общение с праведными, а нечестивые — с нечестивыми.
372 Сообщается, что Усайр бин Амр (или: Ибн Джабир) сказал:
Когда к Умару бин аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, прибывало подкрепление из числа йеменцев,1 он всегда спрашивал их: «Нет ли среди вас Увайса бин Амира?», — и (так продолжалось до тех пор), пока он не встретился с Увайсом, да будет доволен им Аллах. (Умар, да будет доволен им Аллах,) спросил: «Ты ли Увайс бин Амир?» Он ответил: «Да». (Умар снова) спросил: «Из (племени) мурад и (рода) каран?» Он ответил: «Да». (Умар снова) спросил: «И у тебя была проказа, от которой ты (полностью) излечился, если не считать (одного) места (величиной) с дирхем?» Он ответил: «Да». (Умар снова) спросил: «Есть ли у тебя мать?» Он ответил: «Да». (Тогда Умар) сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Придёт к вам вместе с подкреплением из йеменцев Увайс бин Амир из (племени) мурад и (рода) каран, болевший проказой, но (полностью) излечившийся от неё, если не считать (одного) места (величиной) с дирхем. У него есть мать, по отношению к которой он проявляет почтение, а когда он клянётся Аллахом, то Аллах обязательно делает так, что его клятва исполняется, и если сможешь ты(, добейся того, чтобы) он обратился к Аллаху с мольбой о прощении для тебя!»2 — так попроси же для меня прощения!», — и Увайс обратился к Аллаху с мольбой простить (Умара). А потом Умар спросил его: «Куда ты хочешь (поехать)?» Он ответил: «В Куфу». (Умар) спросил: «Не написать ли для тебя (письмо3) наместнику Куфы?» (В ответ ему Увайс) сказал: «Мне больше нравится быть среди бедных».4
А на следующий год один из знатных жителей Куфы, совершивший Хаджж, встретился с Умаром, который стал расспрашивать его об Увайсе. (Этот человек) сказал (ему): «(Когда я видел его в последний раз,) в его доме почти ничего не было, и он мало чем владел». (Умар) сказал: «А я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Придёт к вам вместе с подкреплением из йеменцев Увайс бин Амир из (племени) мурад и (рода) каран, болевший проказой, но (полностью) излечившийся от нее, если не считать (одного) места (величиной) с дирхем. У него есть мать, по отношению к которой он проявляет почтение, а когда он клянётся Аллахом, то Аллах обязательно делает так, что его клятва исполняется, и если сможешь ты(, добейся того, чтобы) он обратился к Аллаху с мольбой о прощении для тебя!»
А потом5 этот человек пришёл к Увайсу и попросил его: «Попроси Аллаха, чтобы Он простил меня». Увайс сказал ему в ответ: «Ты совершил Хаджж после меня, и поэтому попроси ты, чтобы Аллах простил меня!» Этот человек спросил: «Встречался ли ты с Умаром?» Увайс ответил: «Да», — и обратился к Аллаху с мольбой о прощении для (этого человека)6 а потом люди узнали об этом, и он ушёл оттуда своей дорогой7 (Муслим)
В другой версии (этого хадиса), также приводимой Муслимом, сообщается, что Усайр бин Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
(В своё время) к Умару, да будет доволен им Аллах, прибыла делегация от жителей Куфы, среди которых был один человек, часто насмехавшийся над Увайсом. Умар спросил: «Есть ли здесь8 кто-нибудь из (рода каран) ?», — а когда этот человек вышел (вперёд), Умар сказал: «Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Поистине, явится к вам из Йемена один человек по имени Увайс, у которого не останется в Йемене никого, кроме матери. Раньше покрывала его белизна,9 но после того, как обратился он с мольбой к Аллаху, Он избавил его от этого, если не считать (одного) места (величиной) с динар (или: ...дирхем), и пусть те из вас, кто встретится с ним, (просят его,) чтобы он молил Аллаха о прощении для вас"».
В третьей версии (этого хадиса, также приводимой Муслимом,) сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:
Поистине, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, лучшим из последователей10 будет человек по имени Увайс, у которого будет мать и которого раньше покрывала белизна, велите же ему,11 чтобы он просил Аллаха простить вас!»
________________________________________
1 Речь идёт о воинах, помогавших мусульманам во время военных походов.
2 Эти слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, указывают лишь на то, что Увайс, да будет доволен им Аллах, относился к числу тех людей, мольбы которых исполнял Аллах, и их не следует понимать как указание на то, что Умар нуждался в том, чтобы просить о чём-либо Увайса, так как Умар был сподвижником, а Увайс — последователем, да будет доволен Аллах ими обоими.
3 Имеется в виду письмо, согласно которому наместник Куфы должен был выплачивать Увайсу, да будет доволен им Аллах, достаточное содержание из общественных средств мусульман (байту-ль-малъ).
4 Увайс, да будет доволен им Аллах, хотел сказать, что он не желает привлекать к себе внимание влиятельных лиц.
5 То есть: по возвращении в Куфу.
6 Увайс, да будет доволен им Аллах, понял, что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, передал ему слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, о нём.
7 Причиной было то, что многие люди стали обращаться к Увайсу, да будет доволен им Аллах, с подобными просьбами, отвлекая его от поклонения Аллаху.
8 То есть: среди вас.
9 То есть: кожа его была белой от проказы.
10 Последователями (таби 'уна) впоследствии стали называть людей, не встречавшихся с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, лично, а воспринявших Ислам от его сподвижников и способствовавших его дальнейшему распространению.
11 То есть: побуждайте его, просите его.
373 Сообщается, что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им
Аллах, сказал:
(В своё время) я обратился к Пророку, да благословит его Аллах и
да приветствует, за разрешением совершить Умру. Он позволил мне (сделать это) и сказал: «О братец, не забудь (упомянуть и о) нас в своих мольбах!», — (и эти) слова я не променял бы на весь мир этот!
В другой версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
Включи и нас, о братец, в свои мольбы! (Достоверный хадис, приводимый Абу Даудом и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис».)
374 Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, часто посещал Кубу1(, добираясь туда иногда) верхом(, а иногда) пешком, и совершал там молитву в два раката. (Аль-Бухари; Муслим)
В другой версии (этого хадиса, приводимой аль-Бухари и ан-Наса'и, сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал):
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, приезжал в мечеть Кубы каждую субботу(, добираясь туда иногда) верхом(, а иногда) пешком.
(В этом хадисе сообщается, что) так же поступал и Ибн Умар.
________________________________________
1 В селении Куба неподалеку от Медины была построена первая мечеть в истории Ислама.
[\MORE]
Глава 45:
О посещении снискавших благо,1 пребывании у них, общении с ними, любви к ним, стремлении встретиться с ними и заслужить их обращения с мольбами к Аллаху,* а также о посещении достойных мест*
1 По-арабски «ахлю-ль-хайр» - имеются в виду люди, посвятившие себя служению Аллаху, отличающиеся искренностью, обладающие знанием и применяющие свои знания на практике.То есть: их обращения с мольбами за тех, кто их об этом просит, поскольку более вероятно, что Аллах ответит на мольбы таких людей.Имеются в виду святые места, мечети и т.д.
читать дальше
1 По-арабски «ахлю-ль-хайр» - имеются в виду люди, посвятившие себя служению Аллаху, отличающиеся искренностью, обладающие знанием и применяющие свои знания на практике.То есть: их обращения с мольбами за тех, кто их об этом просит, поскольку более вероятно, что Аллах ответит на мольбы таких людей.Имеются в виду святые места, мечети и т.д.
читать дальше