О (необходимости) проявления уважения к обладателям знания1 людям, достигшим преклонного возраста, и к тем, кто отличается теми или иными достоинствами, (о необходимости) предпочтения их другим, предоставления им высоких мест и разъяснения их положения
________________________________________
1 Имеются в виду знатоки Шариата.
читать дальше
Аллах Всевышний сказал:
«Скажи: "Разве равны между собой те, которые знают, и те, которые не знают?" Поистине, внемлют наставлениям только обладающие разумом». («Толпы», 9)
348 Передают со слов Абу Мас'уда 'Укбы бин Амра аль-Бадри аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
(Во время молитвы) имамом для людей должен быть тот из них, кто больше всех читает Книгу Аллаха,1 если в этом они равны (между) собой, то — тот из них, кто лучше всех знает Сунну, если в этом они равны между собой, то — тот, кто раньше всех совершил переселение,2 если же они равны между собой и в этом, то — (принявший Ислам) раньше всех. И ни в коем случае не следует человеку становиться имамом для того, кому принадлежит власть над чем-либо,3 как не следует ему и садиться в его доме на его подушку иначе как с позволения хозяина. (Муслим)
В другой версии (этого хадиса, приводимой Муслимом,) вместо слов «фа-акдаму-хум синнан» приводится: «фа-акдаму-хум сильман», то есть: принявший Ислам раньше всех прочих.
В третьей версии (этого хадиса, также приводимой Муслимом, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
Имамом для людей должен быть тот из них, кто больше всех читает Книгу Аллаха и раньше других начал делать это, если в этом они равны, то — тот, кто раньше всех совершил переселение, а если они равны и в этом, пусть имамом для них будет самый старший из них по возрасту.
Под словами «принадлежит власть над чем-либо» (би-султани-хи) подразумевается либо то, над чем человек властен, либо то место, которое занимает только он.4 «Его подушка» (такримату-ху): имеется в виду то место, которое занимает в доме только этот человек, например, постель, кровать и тому подобные места.
________________________________________
1 Естественно, имеется в виду тот, кто не просто больше других читает Коран, но и лучше других понимает его смысл.
2 Имеется в виду либо переселение (хиджра) к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, из Мекки в Медину, либо любое переселение из страны неверных в страну Ислама.
3 Так, например, гость не должен становиться имамом для хозяина, должник — для заимодавца, раб — для господина и так далее.
4 Например, место имама в мечети или какое-нибудь место в его доме.
349 Сообщается, что Абу Мас'уд 'Укба бин Амр аль-Бадри аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Перед началом общей) молитвы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обычно брал нас за плечи1 и говорил: «Выравнивайтесь, и да не будет меж вами различий,2 ибо тогда и сердца ваши не будут знать согласия, и пусть становятся (ближе ко мне) зрелые и разумные, за ними — следующие, а за ними — следующие.3 (Муслим)
Говорят, что под «зрелыми» (улю-ль-ахлям) подразумеваются зрелые и достойные люди.4
________________________________________
1 Собственноручно выравнивая ряды присутствующих на молитву.
2 То есть: пусть плечи и прочие части ваших тел будут на одном уровне.
3 Иначе говоря, за Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, должны были становиться зрелые и рассудительные мужчины, за ними — те, кто был помоложе, и так далее.
4 Имеется в виду такое достоинство как обладание знанием.
350 Передают со слов Абдуллаха бин Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, трижды сказал:
«Пусть становятся (ближе ко мне) зрелые и разумные, а за ними — следующие», — (после чего добавил): «И ни в коем случае (не ведите себя так, будто находитесь) на рынке!1 (Муслим)
________________________________________
1 То есть: не шумите, не препирайтесь, не толкайтесь и т.д.
351 Сообщается, что Абу Йахйа (говорят также, что его кунья — Абу Мухаммад) Сахль бин Абу Хасма аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал:
(В своё время) Абдуллах бин Сахль и Мухаййиса бин Мас'уд отправились в Хайбар, (между жителями) которого (и мусульманами) в те дни (действовал) мирный (договор. Там) они расстались друг с другом, а когда позднее Мухаййиса пришёл к Абдуллаху бин Сахлю (, он нашёл его) убитым и лежащим в луже собственной крови. Тогда он похоронил его и вернулся в Медину, а после этого Абд ар-Рахман бин Сахль,1 Мухаййиса бин Мас'уд и Хуваййса бин Мас'уд,2 отправились к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и Абд ар-Рахман хотел заговорить (с ним), но (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Пусть говорит старший, пусть говорит старший!», — что же касается (Абд ар-Рахмана), то он был самым молодым из них, и он замолчал, а двое других стали говорить. (Выслушав их, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Можете ли вы принести клятвенное (свидетельство против убийцы, чтобы) по праву взыскать с него за кровь вашего убитого?» (Аль-Бу-хари; Муслим)
А затем (Сахль бин Абу Хасма) привёл этот хадис до конца.3
________________________________________
1 Брат убитого.
2 Они приходились родственниками убитому.
3 Таким образом, всё вышеизложенное является только частью более длинного хадиса, который имам ан-Навави не приводит полностью, так как вторая его часть не имеет отношения к теме данной главы.
352 Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, (велел) собирать убитых в битве при Ухуде по двое, то есть: по двое в одну могилу1 — и спрашивал:
«Кто из них знал наизусть больше (аятов) Корана?», — а когда ему указывали на одного из них, он повелевал хоронить его первым. (Аль-Бухари)
________________________________________
1 Этих людей хоронили в одной могиле, либо, заворачивая по два тела в один саван, либо разрезая один кусок ткани на две части. Такое распоряжение Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, объяснялось тем, что в битве при Ухуде погибло более семидесяти мусульман, а многие были ранены, и поэтому некому было копать могилы.
353 Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Мне приснилось, что когда я чистил зубы зубочисткой, ко мне пришли двое людей, один из которых был старше другого. Я дал зубочистку младшему, но мне было сказано1: «Старшему!», — и я отдал её старшему из них. (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Это было сказано Джибрилем.
354 Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Поистине, признаком почитания Аллаха Всевышнего является проявление уважения по отношению к седому мусульманину, человеку, помнящему Коран наизусть, который не преступает границ и не чуждается,1 и по отношению к справедливому правителю. (Абу Дауд)
________________________________________
1 Имеется в виду такой человек, который читает Коран по мере своих сил и возможностей, не доводя себя до изнеможения и не пренебрегая этим, и следует всем установлениям Корана.
355 Амр бин Шу'айб передавал со слов своего отца, что его дед,1 да будет доволен им Аллах, сказал:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не относится к нам тот, кто не жалеет младших среди нас и не оказывает уважения старшим». (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис».)
В той версии (этого хадиса, которую приводит только) Абу Дауд (, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): ...и не отдаёт должного старшим среди нас.
________________________________________
1 Имеется в виду дед его отца, а именно — Абдуллах бин Амр, да будет доволен Аллах ими обоими.
356 Передают со слов Маймуна бин Абу Шабиба, да помилует его Аллах, что (однажды) мимо Аиши, да будет доволен ею Аллах, прошёл нищий, и она дала ему кусок хлеба, когда же мимо прошёл хорошо одетый человек, она (велела) усадить его за стол, и он поел. Потом её спросили о причине этого, и она сказала:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Отводите людям места сообразно их положению». (Этот хадис приводит Абу Дауд, однако он сказал: «Маймун уже не застал Аишу, да будет доволен ею Аллах, в живых».)
Этот хадис в начале своего «Сахиха» приводит также Муслим. В (его версии) сказано: Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел нам отводить места людям сообразно их положению».
Кроме того, этот хадис приводит в своей книге «Ма'рифат 'улюм аль-хадис» также и аль-Хаким Абу Абдуллах, который сказал: «Это достоверный хадис».
357 Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
(В своё время) 'Уйайна бин Хисн приехал в Медину и остановился у своего племянника аль-Хурра бин Кайса, относившегося к числу тех, кого приближал к себе Умар, да будет доволен им Аллах, в совете которого всегда присутствовали чтецы Корана, независимо от того, зрелыми людьми они были1 или молодыми. 'Уйайна сказал своему племяннику: «О сын моего брата, ты занимаешь высокое положение при этом правителе, попроси же его принять меня». И он обратился к Умару с такой просьбой, получив на это его согласие. Явившись к (Умару, да будет доволен им Аллах, 'Уйайна) сказал: «О Ибн аль-Хаттаб, клянусь Аллахом, ты даёшь нам мало и правишь нами несправедливо!» (Услышав это,) Умар, да будет доволен им Аллах, разгневался так, что даже хотел подвергнуть его наказанию, но аль-Хурр сказал ему: «О повелитель правоверных, поистине, Аллах Всевышний сказал Своему пророку: «Держись прощения,2 побуждай к добру3 и отстраняйся от невежественных!»4 — что же касается этого, то он как раз и относится к числу невежд». И, клянусь Аллахом, после того, как он прочитал этот аят, Умар не сделал ничего такого, что противоречило бы его смыслу, поскольку он неуклонно придерживался (установлений) Книги Аллаха Всевышнего. (Аль-Бухари)
________________________________________
1 Речь идёт о людях старше тридцати лет.
2 То есть: тебе следует перенять такое достойное нравственное качество, как способность прощать.
3 Имеется в виду одобряемое Шариатом.
4 Сура «Преграды», 199.
358 Сообщается, что Абу Са'ид Самура бин Джундуб, да будет доволен им Аллах, сказал:
При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, я был ещё юношей1 и запоминал его слова, а говорить2 мне мешает лишь то, что здесь находятся люди, которые старше меня. (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 В год смерти Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, Самуре, да будет доволен им Аллах, было немногим более двадцати лет.
2 То есть: передавать слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, которые я запомнил.
359 Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Если юноша станет проявлять уважение к старцу из-за его возраста, Аллах обязательно направит к нему того, кто станет проявлять уважение к нему, когда состарится он сам. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Неизвестный (хадис)»1 ).
________________________________________
1 Неизвестным (гариб) называется такой хадис, который известен только в одной версии и передаётся со слов только одного передатчика.
[\MORE]
Глава 44:
О (необходимости) проявления уважения к обладателям знания1 людям, достигшим преклонного возраста, и к тем, кто отличается теми или иными достоинствами, (о необходимости) предпочтения их другим, предоставления им высоких мест и разъяснения их положения
________________________________________
1 Имеются в виду знатоки Шариата.
читать дальше
________________________________________
1 Имеются в виду знатоки Шариата.
читать дальше