Аллах Всевышний сказал:
«И поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с Ним, и (делайте) добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему (с вами) в родстве, так и не состоящему, и товарищу, и путнику и тем, кто вам принадлежит». («Женщины», 36)
Всевышний также сказал: читать дальше
«И бойтесь Аллаха, (именем) Которого вы просите друг друга, (и бойтесь разрыва) родственных связей...» («Женщины», 1)
Всевышний также сказал:
«…и которые соединяют то, что Аллах велел соединять...!».1 («Гром», 21)
Всевышний также сказал:
«И Мы заповедали человеку хорошо относиться к родителям…» («Паук», 8)
Всевышний также сказал:
«И судил Господь твой, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, а родителям (делали) добро. Если один из них у тебя состарится или оба, то не говори им: «Уф!», — и не кричи на них, а говори им слова достойные.
И проявляй по отношению к ним смирение из милосердия и говори: "Господь мой, помилуй их, растивших меня, когда я был маленьким!"» («Ночное путешествие», 23-24)
Всевышний также сказал:
«И Мы дали человеку заповедь относительно его родителей. Мать носила его, теряя силы, а отнимают его от груди в два года. Благодари же Меня и родителей своих...» («Лукман», 14)
________________________________________
1 Среди прочего здесь имеется в виду поддержание родственных связей.
312 Сообщается, что Абу Абд ар-Рахман Абдуллах бин Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) я спросил Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Какое дело Аллах любит больше всего?» Он сказал: «Совершаемую своевременно молитву». Я спросил: «А после этого?» Он сказал: «Проявление почтительности к родителям». Я спросил: «А после этого?» Он сказал: «Борьбу на пути Аллаха». (Аль-Бухари; Муслим)
313 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Сын (может) отблагодарить отца (должным образом) лишь в том случае, если узнает, что тот попал в рабство, выкупит его и отпустит на свободу.1 (Муслим)
________________________________________
1 Другими словами, иного будет недостаточно для того, чтобы воздать ему за заботу, воспитание и т.д.
314 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает хороший приём своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, поддерживает родственные связи, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит что-нибудь благое или хранит молчание. (Аль-Бухари; Муслим)
315 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Поистине, Аллах Всевышний создал все творения, а когда Он завершил это(, со своего места) поднялись родственные связи и сказали: "Это — место того, кто прибегает к защите Твоей от разрыва". (На это) Он сказал: "Да, так удовольствуетесь ли вы тем, что Я буду награждать1 того, кто станет вас поддерживать, и порву с тем, кто будет порывать с вами?", — и они сказали: "Да". (И тогда) Он сказал: "Это (даруется) вам"», — а потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Прочтите, если желаете, (аяты,2 где сказано): "И может ли случиться так, что если власть будет принадлежать вам, то станете вы распространять нечестие по земле3 и порывать родственные связи?4 Таковы те, которых проклял Аллах, лишив их слуха и зрения"».5 (Аль-Бухари; Муслим)
В той версии (этого хадиса, которую приводит) Муслим(, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
И Аллах Всевышний сказал: "Я награжу того, кто станет вас поддерживать, и порву с тем, кто разорвёт вас"».
________________________________________
1 Здесь имеется в виду поддержка и помощь Аллаха людям, поддерживающим родственные связи, которых Он приблизит к Себе.
2 Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, предлагает людям обратиться к тем аятам Корана, где подтверждается сказанное им.
3 В данном случае имеются в виду сражения верующих друг с другом.
4 Из-за стремления к ещё большей власти.
5 Сура «Мухаммад», 22—23.
316 Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Как-то раз) один человек пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и спросил: «О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?» Он сказал: «Твоя мать». (Этот человек) спросил: «А кто, потом?» Он сказал: «Твоя мать». (Человек) спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать». (Человек снова) спросил: «А кто потом?», — (и тогда) он сказал (ему): «Твой отец». (Аль-Бухари; Муслим)
В той версии (этого хадиса, которую приводит) Муслим(, сообщается, что этот человек спросил):
«О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин хорошего обхождения?», — (на что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Твоя мать, потом твоя мать, потом твой отец, а потом твои ближайшие (родственники)».
317 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Позор, позор и ещё раз позор тому, кто увидит старость одного или обоих своих родителей и после этого не войдёт в Рай!1 (Муслим)
________________________________________
1 Здесь имеется в виду, что наградой за оказание престарелым родителям должного внимания и необходимой помощи послужит Рай, тогда как человека, не выполняющего свои обязанности по отношению к ним, ждут унижения и суровое наказание.
318 Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Как-то раз) один человек сказал: «О посланник Аллаха, у меня есть родственники, с которыми я поддерживаю родственные связи, тогда как они порывают их, я делаю им добро, а они причиняют мне зло, и я кроток с ними, а они поступают со мной подобно невеждам!»,1 — (на что он) сказал: «Поистине, если дело обстоит так, как ты сказал, это значит, что ты как бы наполняешь их рты горячей золой, и до тех пор, пока ты не перестанешь поступать так, будет с тобой от Аллаха помощник против них!» (Муслим)
Слова «наполняешь их рты горячей золой» означают «ты будешь как бы кормить их горячей золой». Таким образом, то, что постигнет их за этот грех, уподобляется тем мукам, которые испытает человек, поедающий горячую золу. При этом тому, кто оказывал им благодеяния, ничего не будет, они же понесут на себе бремя великого греха за то, что обижали его, а Аллах знает об этом лучше.
________________________________________
1 То есть: не отвечают мне взаимностью и не хотят поддерживать со мной связей.
319 Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Пусть (человек), желающий, чтобы удел его был увеличен, а срок жизни продлён, поддерживает связи со своими родственниками. (Аль-Бухари; Муслим)
320 Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:1
Из всех ансаров Абу Тальха владел в Медине наибольшим количеством финиковых пальм, а больше всего из его имущества он любил Байруху, находившуюся напротив мечети, куда часто заходил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, чтобы испить там хорошей воды.
Анас сказал:
А когда был ниспослан аят(, в котором сказано): «Вам никогда не обрести благочестия, если не будете вы расходовать из того, что любите...», — Абу Тальха подошёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал: «О посланник Аллаха, поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах говорит: "Вам никогда не обрести благочестия, если не будете вы расходовать из того, что любите... ",2 — а самым любимым из принадлежащего мне является для меня Байруха, так пусть же она станет садакой ради Аллаха, я же надеюсь, что благодаря ей обрету благочестие и сделаю себе запас у Аллаха. Используй её, о посланник Аллаха, по своему усмотрению». (На это) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Прекрасно! Это имущество принесёт доход, обязательно принесёт! Я слышал твои слова и, поистине, я считаю, что тебе следует отдать её своим родным и близким». Абу Тальха сказал: «Я сделаю это, о посланник Аллаха», — а потом он разделил её между своими родственниками и сыновьями своего дяди. (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 См. хадис № 297 и примечания к нему.
2 Сура «Семейство Имрана», 92.
321 Сообщается, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
(Как-то раз) к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл какой-то человек, который сказал (ему): «Я клянусь тебе, что переселюсь1 и буду участвовать в джихаде, ибо желаю получить награду от Аллаха Всевышнего». (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) спросил: «А жив ли кто-нибудь из твоих родителей?» Он сказал: «Да, они оба (живы)». (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) спросил: «И ты хочешь получить, награду от Аллаха Всевышнего?» Он сказал: «Да». Тогда (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Так вернись к своим родителям и хорошо обходись с ними!» (Аль-Бухари и Муслим; здесь приводится версия Муслима.)
В другой версии (этого хадиса, приводимой в обоих «Сахихах», сообщается, что) один человек попросил у Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, разрешения на участие в Джихаде, на что он сказал (ему): «А живы ли твои родители?» (Этот человек) ответил: «Да», — и (тогда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Так отдавай все свои силы2 им!»
________________________________________
1 То есть переселюсь из родных мест в Медину.
2 «Джахид» — глагол в повелительном наклонении, образованный от того же корня, что и слово «джихад».
322 Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Не тот поддерживает (родственные связи), кто отвечает тем же,1 (по-настоящему) поддерживает их тот, с кем (родственники его) эти связи порывают.2 (Аль-Бухари)
________________________________________
1 То есть: тот, кто отвечает тем же на хорошее отношение со стороны своих родственников.
2 Иначе говоря, тот, кто не следует дурному примеру родственников, а всячески старается сохранить связи с ними.
323 Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Родственные связи, подвешенные к Трону (Аллаха), говорят: «Аллах наградит того, кто поддерживает нас, и порвёт с тем, кто порывает нас». (Аль-Бухари; Муслим)
324 Передают со слов матери правоверных Маймуны бинт аль-Харис, да будет доволен ею Аллах, что (в своё время) она освободила рабыню, не спросив позволения Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, а когда наступил один из дней, по которым он приходил к ней, она сказала:
«Известно ли тебе, о посланник Аллаха, что я освободила свою рабыню?» Он спросил: «Ты (и в самом деле) сделала (это)?» Она сказал: «Да». Тогда он сказал: «Если бы ты отдала ее братьям своей матери, твоя награда была бы больше».1 (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Некоторые комментаторы считают данный хадис указанием на то, что оказание помощи родственникам вознаграждается в большей мере, чем освобождение рабов, другие же считают, что данный хадис указанием на это служить не может, а слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, объясняются тем, что родственники Маймуны, да будет доволен ею Аллах, в то время крайне нуждались в помощи.
325 Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала:
(В своё время) ко мне приехала моя мать,1 которая при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, была многобожницей, и я обратилась за советом к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказав: «Ко мне приехала моя мать, которая чего-то хочет,2 так следует ли мне поддерживать отношения с ней?» Он ответил: «Да, тебе следует делать это». (Аль-Бухари; Муслим)
(Одни) говорят, что это была её родная мать, а другие — что молочная, но правильно первое.
________________________________________
1 Мать Асмы, да будет доволен ею Аллах, приехала к ней в Медину из Мекки после заключения договора мусульман с курайшитами в аль-Худайбийи в 628 году.
2 То есть: хочет получить что-то из принадлежащего мне и просит меня об этом.
326 Сообщается, что Зайнаб ас-Сакафийа, жена Абдуллаха бин Мас'уда, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала:
(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «(О женщины,) подавайте милостыню, даже если вам (придётся пожертвовать для этого) своими украшениями».
(Зайнаб) сказала:
И (после этого) я вернулась к Абдуллаху бин Мас'уду и сказала ему: «Ты человек небогатый, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел нам давать милостыню, так пойди же к нему и спроси, достаточно ли для меня этого,1 и если нет, то я буду расходовать (свои деньги) на других, а не на вас». Абдуллах сказал: «Нет, пойди к нему сама», — и я пошла, а у дверей посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, встретила одну женщину из числа ансаров, которую привело туда то же, что и меня; что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, то он внушал людям глубочайшее почтение к себе.2 (Спустя некоторое время) к нам вышел Биляль, и мы попросили его: «Зайди к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и скажи, что две женщины, находящиеся у его дверей, спрашивают его, достаточно ли того, что они тратят на своих мужей и на сирот, находящихся на их попечении, чтобы это считалось милостыней, но не говори ему, кто мы». После этого Биляль зашел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и задал ему этот вопрос, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: «Кто они?» (Биляль) ответил: «Одна женщина из ансаров и Зайнаб». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил его: «Какая (именно) Зайнаб?» (Биляль) сказал: «Жена Абдуллаха», — и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «(За это) им полагаются по две награды: одна — за (поддержание) родственных связей, а другая — за подаяние». (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Зайнаб имела в виду то, что она тратила на своих собственных и приёмных детей, а также на своего мужа.
2 Зайнаб хочет сказать, что из-за этого они не решались сами войти к нему.
327 В длинном хадисе, который передаётся со слов Абу Суфйана Сахра бин Харба, да будет доволен им Аллах, и в котором рассказывается о (его встрече с) Ираклием, сообщается, что Ираклий1 сказал Абу Суфйану:
«Что он велит вам (делать)?», — имея в виду Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. (Суфйан) сказал: «Я ответил: "Он говорит: "Поклоняйтесь одному лишь Аллаху, не поклоняйтесь больше никому наряду с Ним и отрекитесь от того, что говорили ваши предки», — и ещё он велит нам молиться, говорить правду, быть добродетельными и поддерживать связи с родственниками"». (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Ираклий, или Гераклий I — император Византии, правивший с 610 по 641 год.
328 Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Поистине, вы обязательно завоюете землю, где (часто) упоминают о каратах.1
В другой версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
Вы обязательно завоюете Египет, землю, где (часто) упоминают о каратах, так обращайтесь же с её жителями хорошо, ибо, поистине, они (имеют право на) защиту и состоят (с вами) в кровном родстве.
В третьей версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
...когда же вы завоюете её, хорошо обходитесь с её жителями, ибо, поистине, они (имеют право на) защиту и состоят (с вами) в кровном родстве (или же он сказал: «... они (имеют право на) защиту и состоят (с вами) в родстве по женской линии)". (Муслим)
Улемы говорили:
«Что касается кровного родства с ними, то имеется в виду, что Хаджар, мать Исмаила, да благословит его Аллах и да приветствует, была египтянкой, что же касается родства по женской линии, то подразумевается, что Марйам, мать Ибрахима, сына посланника Аллаха!,2 да благословит его Аллах и да приветствует, (также) была египтянкой».
________________________________________
1 Карат — мера веса.
2 Сын Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, Ибрахим скончался в младенческом возрасте. Его матерью была Мария, невольница родом из Египта.
329 Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
После ниспослания того аята(, в котором говорится): «И увещевай своих ближайших родственников...»,1 — посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, созвал (к себе) курайшитов, а когда они собрались, он стал обращаться как ко всем (собравшимся вместе), так и к некоторым из них лично, говоря: «О бану ка'б бин луайй,2 спасайтесь от Огня!,3 О бану мурра бин ка'б, спасайтесь от Огня! О бану абд манаф, спасайтесь от Огня! О бану хашим, спасайтесь от Огня! О бану абд аль-мутталиб, спасайтесь от Огня! О Фатима,4 спасайся от Огня! Поистине, никак не смогу я (защитить) вас от Аллаха,5 однако (меня) связывают с вами узы родства, и я обязательно буду поддерживать6 их (и впредь)!» (Муслим)
________________________________________
1 Сура «Поэты», 214.
2 Здесь и далее упоминаются названия различных родов племени курайш.
3 Произнося эти слова, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, призывал людей принять Ислам, что обеспечило бы им спасение от адского пламени.
4 Здесь Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обращается к своей дочери, да будет доволен ею Аллах.
5 То есть: не смогу защитить вас от Его наказания, если вы отвергнете то, к чему Аллах повелел мне призвать вас.
6 Дословно — «орошать». Таким образом, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сравнивает разрыв родственных связей с невыносимым зноем, спасением от которого может служить только их поддержание.
330 Сообщается, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Я слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, открыто и не таясь говорил: «Поистине, члены семейства такого-то1 не являются моими покровителями,2 моими покровителями являются только Аллах и праведные верующие, однако (меня связывают) с ними узы родства, и я обязательно буду поддерживать их (и впредь)!» (Аль-Бухари и Муслим; здесь приводится версия аль-Бухари)
________________________________________
1 Здесь имеется в виду Абу Талиб, дядя Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.
2 «Аулийа» — ед. ч. «вали». Это слово является многозначным. Здесь имеются в виду члены одного рода, которые в случае необходимости должны обеспечивать друг другу защиту, помощь и покровительство. В значении «Покровитель» это слово применяется в Коране по отношению к Аллаху. См. также примечание к хадису № 95.
331 Сообщается, что Абу Аййуб Халид бин Зайд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Как-то раз) один человек (попросил Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует): «Назови мне такое дело, которое поможет мне попасть в Рай», — (на что) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поклоняйся Аллаху и ничему более, совершай молитвы, выплачивай закят и поддерживай родственные связи». (Аль-Бухари и Муслим)
332 Передают со слов Сальмана бин Амира, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Когда кто-либо из вас будет разговляться, пусть разговляется финиками, ибо, поистине, (в них —) благодать (барака), а если не найдёт фиников, то — водой, ибо, поистине, она очищает.
(И Сальман, да будет доволен им Аллах, передал также, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
Подаяние неимущему (это только подаяние), а (оказание помощи) родственнику это две (вещи) — подаяние и поддержание (родственных связей).1 (Хороший хадис. Его приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».)
________________________________________
1 Таким образом, человек, оказывающий помощь нуждающемуся родственнику, получит две награды.
333 Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
(В своё время) у меня была жена, которую я любил, но которая не нравилась Умару,1 да будет доволен им Аллах. (В конце концов) он сказал мне: «Разведись с ней!», — но я отказался, и тогда Умар, да будет доволен им Аллах, пришёл к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, рассказал ему обо всём, и Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Разведись с ней!» (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший достоверный хадис».)
________________________________________
1 То есть: его отцу, опасавшемуся, что под влиянием этой женщины его сын станет пренебрегать исполнением своих религиозных обязанностей.
334 Абу-д-Дарда' передавал, что (как-то раз) к нему пришёл один человек и сказал:
«У меня есть жена, а моя мать велит мне развестись с ней!» (На это Абу-д-Дарда') сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Родитель это срединные1 врата Рая, и если ты захочешь, то (можешь) лишиться этих врат или сохранить их».2 (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Достоверный хадис».)
________________________________________
1 То есть: наилучшие.
2 Иначе говоря, ты можешь либо войти в Рай через эти врата, если будешь относиться к родителям с должным почтением и повиноваться им, либо сам лишишь себя этой возможности.
335 Передают со слов аль-Бара' бин 'Азиба, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Тётка со стороны матери занимает такое же положение, как и мать. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Достоверный хадис».)
Кроме того, к этой главе имеет отношение и много других известных хадисов, приводимых в «Сахихе» (аль-Бухари), например хадис о (троих людях), оказавшихся в пещере, и хадис о Джурайдже,1 которые были приведены выше. В «Сахихе» есть и много других известных хадисов (на эту тему), которые я не стал приводить, стараясь (сделать эту книгу) более краткой. К числу важнейших из них относится длинный хадис, передаваемый со слов Амра бин 'Абаса, да будет доволен им Аллах, в котором содержится большое количество основоположений и нравственных принципов Ислама. Если будет угодно Аллаху Всевышнему, я приведу этот хадис полностью в «Главе о надежде». В (нём сообщается, что Амр бин 'Абаса, да будет доволен им Аллах,) сказал:
Я зашёл к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, в Мекке2 и спросил его: «Кто ты?» Он сказал: «Пророк». Я спросил: «А кто такой пророк?» Он сказал: «Меня послал Аллах Всевышний». Я спросил: «С чем же Он послал тебя?» Он сказал: «Он послал меня(, чтобы я передал людям Его веление поддерживать) родственные связи, разбивать идолов и поклоняться только Аллаху и ничему более наряду с Ним».
Далее (Амр) приводит этот хадис до конца, а Аллах Всевышний знает об этом лучше, и это Он оказывает помощь и придает силы.
________________________________________
1 См. хадисы № 12 и 259.
2 Амр, да будет доволен им Аллах, рассказывает о начальном периоде пророчества. [\MORE]
Глава 40: О почтительности и хорошем отношении к родителям и другим родственникам
Аллах Всевышний сказал:
«И поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с Ним, и (делайте) добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему (с вами) в родстве, так и не состоящему, и товарищу, и путнику и тем, кто вам принадлежит». («Женщины», 36)
Всевышний также сказал: читать дальше
«И поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с Ним, и (делайте) добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему (с вами) в родстве, так и не состоящему, и товарищу, и путнику и тем, кто вам принадлежит». («Женщины», 36)
Всевышний также сказал: читать дальше