Аллах Всевышний сказал:
«Так оставайся же вместе с теми, кто взывает к Господу своему утром и вечером, стремясь к лику Его, и не отводи глаза свои от них...» («Пещера», 28)
читать дальше252 Сообщается, что Хариса бин Вахб, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я слышал, как (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал (людям): «Не сообщить ли вам о тех, кто окажется в Раю? (Это —) каждый слабый и презираемый,1 (однако) когда он клянётся (в чём-либо), Аллах обязательно осуществляет его клятву. Не сообщить ли вам о тех, кто окажется в Огне? (Это —) каждый грубый ('утулль), жадный (джавваз) и горделивый». (Аль-Бухари; Муслим)
«'Утулль» — грубый; чёрствый; «джавваз» — скупой, жадный; говорят также, что это крупный человек с горделивой поступью; говорят также, что это человек маленького роста с большим животом.2
________________________________________
1 То есть: бедный и незаметный человек, с которым люди не считаются из-за его бедности.
2 Имеется в виду такой человек, который думает лишь о том, чтобы набить себе живот.
253 Сообщается, что Абу-ль-Аббас Сахль бин Са'д ас-Са'иди, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Как-то раз рядом) с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, прошёл один человек,1 и он спросил того, кто сидел рядом с ним: «Что ты думаешь об этом (человеке)?» Он сказал: «(Это —) человек из числа благородных людей и, клянусь Аллахом, такой достоин того, чтобы выдать за него замуж (женщину), если он посватается (к ней), и того, чтобы его заступничество было принято, если он станет заступаться (за кого-нибудь)». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, умолк, а потом мимо прошёл (другой) человек, и он спросил: «А что ты думаешь об этом (человеке)?» Он сказал: «Это — человек из числа бедных мусульман, и он заслуживает того, чтобы не выдавать за него замуж (женщину), если он посватается (к ней), и того, чтобы не принимать его заступничества, если он станет заступаться (за кого-нибудь), и того, чтобы его слова не слушали, если он скажет (что-нибудь)». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Этот (бедняк) лучше всей земли, наполненной такими!»2 (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Речь идёт о богатом человеке.
2 То есть: такими, как этот богач.
254 Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
(Некогда) Рай и Ад вступили в спор между собой, и Ад сказал: «(Окажутся) во мне жестокие1 и надменные», — Рай же сказал: «А во мне — слабые и бедные люди»,2 — а Аллах рассудил (спор) между ними, сказав: «Поистине, ты, о Рай, станешь милостью Моей, которую буду оказывать Я, кому пожелаю, ты же, о Ад, поистине, станешь наказанием Моим, которому Я буду подвергать, кого пожелаю, и должен буду Я наполнить вас обоих!» (Муслим)
________________________________________
1 Имеются в виду силой подчиняющие других своей воле.
2 Иначе говоря, неимущие, которые терпеливо сносят жизненные невзгоды и притеснения людей.
255 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Поистине, явится в день Воскресения важный1 тучный человек, (и окажется, что) пред Аллахом он легче комариного крыла. (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Речь идёт о человеке, занимавшем при жизни высокое положение.
256 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (в своё время) одна негритянка (или: ... один юноша...), подметала полы в мечети, а потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, потерял её (или: ... его) (из виду), а когда он спросил о ней (или: ... о нём...), ему сказали: «Она умерла» (или: «Он умер»). (Услышав об этом), он воскликнул: «И вы не сообщили мне о ней (о нём)?!», — (и получилось так,) будто они сочли то, что её (или: ... его...) касалось, чем-то незначительным. А потом он сказал: «Покажите мне её (или: ...его) могилу!» И его привели к этой могиле, над которой он совершил заупокойную молитву, после чего сказал: «Поистине, эти могилы погружены во мрак, окутывающий тех, кто в них находится, и, поистине, Аллах Всевышний озарит их для них посредством моей молитвы». (Аль-Бухари; Муслим)
257 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Может быть так, что Аллах обязательно исполняет клятву человека с растрёпанными волосами, покрытого пылью и отгоняемого от дверей (других), когда такой человек клянётся Им.1 (Муслим)
________________________________________
1 То есть: даёт клятву в том, что что-либо обязательно осуществится, в искренней надежде на проявление щедрости Аллаха.
258 Передают со слов Усамы, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Я остановился у врат Рая и увидел, что большинство из вошедших туда являлись бедняками, что же касается богатых, то они были задержаны,1 однако обитателей Ада было велено (ввергнуть) в Ад. И я остановился у врат Ада и увидел, что большинство из вошедших туда были женщинами. (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Имеются в виду такие люди, которые при жизни не всегда распоряжались своими богатствами должным образом и были задержаны у врат Рая для отчёта.
259 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Никто не говорил в колыбели, за исключением троих1(, одним из которых был) Иса бин Марйам. (Что касается второго, то им был младенец, с которым говорил) Джурайдж. Джурайдж был человеком(, посвятившим себя поклонению Аллаху). Он (построил себе) келью и (постоянно) находился в ней. (Однажды), когда он совершал молитву, к нему пришла его мать и сказала: «О Джурайдж!» Он сказал: «О Господь мой, мать моя и молитва моя!»,2 — после чего продолжил молиться, а она ушла. На следующий день она снова пришла к нему, когда он молился, и сказала: «О Джурайдж!», — и он (снова) сказал: «О Господь мой, мать моя и молитва моя!», — после чего продолжил молиться. На третий день она (снова) пришла к нему, когда он молился, и сказала: «О Джурайдж!», — и он (снова) сказал: «О Господь мой, мать моя и молитва моя!», — после чего продолжил молиться. Тогда она сказала: «О Аллах, не дай ему умереть, пока он не посмотрит на лица блудниц!» И после этого сыны Исраиля стали говорить о Джурайдже и его поклонении, а (среди них) была одна блудница, красоту которой приводили в пример. Она сказала: «Если хотите, я обязательно совращу его!» И она явилась к нему, но он (даже) не повернулся к ней. Тогда она пришла к пастуху, укрывавшемуся в его келье,3 позволила ему овладеть собой и забеременела, а когда она родила, то сказала: «Он от Джурайджа». И тогда люди пришли к нему, заставили его спуститься вниз, разрушили его келью и принялись избивать его. Он спросил: «Что с вами?» Они сказали: «Ты совершил прелюбодеяние с этой блудницей, и она родила от тебя!» Он спросил: «Где этот ребенок?», — а когда они принесли его к нему, (Джурайдж) попросил: «Дайте мне помолиться». И он совершил молитву, закончив же (молиться), подошёл к ребёнку, ударил его по животу и сказал: «О мальчик, кто твой отец?» (Ребёнок) ответил: «Такой-то пастух». (Услышав это, люди) стали подходить к Джурайджу, целовать его и дотрагиваться до него,4 а (потом) сказали: «Мы построим тебе келью из золота!», — но он сказал: «Нет, стройте её из глины, какой она и была!», — и они сделали это. (Что же касается третьего младенца, то) как-то раз, когда он сосал грудь матери, мимо (них) на великолепном5 коне проехал всадник прекрасного вида,6 и мать (ребёнка) сказала: «О Аллах, сделай моего сына таким же, как этот (всадник)!» Тогда ребёнок бросил грудь, повернулся к (этому всаднику), посмотрел на него и сказал: «О Аллах, не делай меня подобным ему!», — после чего снова принялся сосать грудь.
Абу Хурайра сказал:
И у меня до сих пор стоит перед глазами посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, рассказывавший о том, как (этот младенец) сосал грудь, и положивший в рот свой указательный палец, который он стал сосать.7 А потом (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
«А (спустя некоторое время люди) провели мимо (них) какую-то рабыню, которую они избивали, крича: "Ты совершила прелюбодеяние! Ты совершила кражу!", — она же говорила: "Достаточно мне Аллаха, прекрасный Он Покровитель!" Увидев это, его мать сказала: «О Аллах, не делай моего сына таким, как эта (рабыня)!» Тогда (ребёнок снова) бросил грудь, посмотрел на неё8 и сказал: "О Аллах, сделай меня подобным ей!" И тогда они стали разговаривать друг с другом, и (женщина) сказала: "(Почему) когда мимо проехал человек (столь) прекрасного вида, и я сказала: "О Аллах, сделай моего сына таким же, как он!", — ты сказал: "О Аллах, не делай меня подобным ему!", — а когда провели эту невольницу, которую (люди) избивали, крича: "Ты совершила прелюбодеяние! Ты совершила кражу!", — и я сказала: "О Аллах, не делай моего сына таким, как она!", — ты сказал: "О Аллах, сделай меня подобным ей?" (На это ребёнок) ответил: "Поистине, этот человек является притеснителем, и поэтому я сказал: "О Аллах, не делай меня подобным ему!", — (что же касается) этой (рабыни), то о ней говорят: "Ты совершила прелюбодеяние!", — а она (этого не делала, и о ней говорят): "Ты совершила кражу!", — а она (ничего) не украла, и (поэтому) я сказал: "О Аллах, сделай меня подобным ей!"» (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Здесь подразумеваются младенцы из числа израильтян.
2 Иначе говоря, Джурайдж обратился к Аллаху за помощью, так как не знал, что ему сделать: ответить своей матери или продолжать молиться.
3 То есть: в келье Джурайджа.
4 Они делали это в надежде получить от него часть ниспосланной ему благодати.
5 Имеется в виду резвый и дорогой конь.
6 Подразумевается, что он был красив лицом и одет в дорогие одежды.
7 Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, делал это для наглядности.
8 То есть: на рабыню.
Глава 32: О достоинстве слабых, бедных и безвестных мусульман
Аллах Всевышний сказал:
«Так оставайся же вместе с теми, кто взывает к Господу своему утром и вечером, стремясь к лику Его, и не отводи глаза свои от них...» («Пещера», 28)
читать дальше
«Так оставайся же вместе с теми, кто взывает к Господу своему утром и вечером, стремясь к лику Его, и не отводи глаза свои от них...» («Пещера», 28)
читать дальше