Слово «малак» (ангел) образовано от корневой основы «алака». Слова «ма’лака» и «ма’лук» означают «послание». Слово «ангелы» образовано от них, потому что они — посланники Аллаха.
По мнению некоторых исследователей, слово «малак» (ангел) образовано от слова «мульк» (власть). Тех, кто наделен какой-либо властью среди ангелов, называют «малак», а среди людей — «малик» (царь).
Вера в ангелов — один из столпов мусульманской веры, и убеждения человека не могут быть правильными, пока он не уверует в них. Всевышний сказал: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа его. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. [Они говорят]: “Мы не делаем различий между Его посланниками”» (Аль-Бакара, 285).
Как правильно веровать в ангелов?
Ас-Суйути приводит следующие слова аль-Бейхаки из книги «Шу‘аб аль-иман»:
Вера в ангелов заключается в следующем:
1. Вера в их существование.
2. Признание их положения, а также вера в то, что они — рабы и творения Аллаха, которые, подобно людям и джиннам, получают приказы и обременены обязанностями. Они обладают только теми способностями, которыми их наделил Аллах. Они смертны, но Всевышний Аллах даровал им долгую жизнь, и они не умрут, пока не придет их срок. Их нельзя описывать качествами, которые могут привести к поклонению им наряду с Аллахом Всевышним, и к ним нельзя взывать с молитвами, словно к божествам, как это делали прежние народы.
3. Признание того, что среди них есть посланцы, которых Аллах отправляет к Своим избранникам среди людей, и что Он может посылать их друг к другу. Помимо этого, следует верить в то, что среди них есть носители Трона, выстраивающиеся рядами, хранители Рая и Ада, записывающие деяния и гонящие облака. Обо всем этом или почти обо всем сообщается в Коране .
качества и способностиАнгелы были сотворены из света. В «Сахихе» Муслима приводится хадис ‘Аиши о том, что Посланник Аллаха сказал: «Ангелы созданы из света, джинны — из чистого пламени , а Адам — из того, о чем было поведано вам» .
Посланник не разъяснил, из какого света были созданы ангелы, и мы не можем рассуждать по этому поводу, чтобы конкретизировать полученные сведения. Это — сокровенное знание, и других хадисов, проливающих больше света на данный вопрос, нет.
Что касается предания, пересказанного от имени ‘Икримы: «Ангелы созданы из света могущества, а Иблис — из огня могущества», и высказывания, переданного от имени ‘Абдуллаха бин ‘Амра: «Аллах создал ангелов из света Своих предплечий и груди», то их нельзя принимать к сведению. Если даже предположить, что вышеназванные уважаемые ученые действительно высказывали такие суждения, они все равно могли ошибаться. Вполне возможно, что они опирались на евреизмы , .
Валиуллах ад-Дахлави сказал:
Высший сонм делится на три группы. Как сообщил Аллах, к первой группе относятся ангелы, поддерживающие добрый порядок. Он сотворил их тела из света, подобного огню Мусы, и вдохнул в них благородные души.
Вторая группа — ангелы, возникшие в результате смешения нежных запахов, образовавшихся вследствие разлива возвышенных душ, категорически отвергающих животную грязь.
Третья — человеческие души, приближенные к высшему сонму. Они не перестают совершать дела, позволяющие им спастись и присоединиться к ангелам, пока с них не сбросят телесную оболочку, и тогда они последуют путем ангелов и будут считаться одними из них .
Однако в пользу такой подробной классификации нет ни одного достоверного текста.
Нам не известно, когда они были созданы, и Пречистый Аллах не сообщил нам об этом. Известно лишь, что они были созданы раньше, чем прародитель человечества Адам. В Коране подчеркивается, что Аллах сообщил ангелам о Своем намерении создать наместника на Земле: «Вот твой Господь сказал ангелам: “Я установлю на Земле наместника”» (Аль-Бакара, 30). Под наместником здесь подразумевается Адам, и ангелам было приказано поклониться ему: «Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц» (Аль-Хиджр, 29).
Люди не могут видеть ангелов, потому что их эфирные тела сотворены из света, и Аллах не наделил нас способностью видеть их. Единственным в мусульманской общине, кто видел ангелов в их истинном обличии, был Пророк Мухаммад. Он дважды видел Джибрила в том образе, в котором его сотворил Аллах. Однако из священных текстов явствует, что люди могут увидеть ангелов, когда те принимают человеческий облик.