99 ПРЕКРАСНЫХ ИМЕН АЛЛАХА
Абу Хамид аль – Газали
Аллах назван Прекрасными Именами
Так зовите же Его этими Именами. (7:180)
читать дальшеЭто имена, вошедшие в список Абу Хурайры, когда он передал, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «У Аллаха 99 имен, сто минус одно, Он – Единственным – и любит нечетные числа, и каждый, кто перечисляет их, войдет в рай»
1. Он – АЛЛАХ, и нет другого божества, кроме Него.
Это имя является величайшим из 99 имен Аллаха. Также это самое особенное из имен, поскольку оно не используется ни для кого, кроме Него, а другие имена могут называть и другие объекты, кроме Него, как, например, «Могущественный», «Знающий» , «Милостивый»
2. АР – РАХМАН – Милостивый
3. АР – РАХИМ – Милосердный
Милосердие Аллаха и совершенное, и всеобщее. Совершенное – поскольку стремится удовлетворить потребности нуждающихся в нем и делает это, а всеобщее – т.к. относится к заслуживающим и не заслуживающим милости, содержащее в себе этот мир и следующий, включающее, а также особенные дары помимо и сверх того. Поэтому поистине Он чрезвычайно милосерд.
4. АЛЬ – МАЛИК – Царь –
-тот, кто по Его сути не нуждается ни в чем и ни в ком из существующего, в то время как все вокруг нуждается в Нем. Ничто из существующего не может обходиться без Него во всем: своей сущности или атрибутах, вопросе существования или выживания. Все существующее получает свое существование от Него или чего-то, что есть, от Него именно это дает право быть абсолютным царем.
5. АЛЬ – КУДДУС – Святой
- тот, кто свободен от атрибутов, которые можно воспринимать чувством, или представить в воображении, или к которым воображение может инстинктивно обращаться, или кто которые могут волновать сознания и требовать размышлений. Это тот, кто превосходит каждого в атрибутах совершенства, которое большинство созданий считают за совершенство.
6. АС – САЛЯМ – Безупречный, Мирный
- тот, чья сущность свободна от изъянов, чьи атрибуты лишены недостатков, а действия незапятнаны злом; предполагается, что Он таков, что нет ничего безупречного в (тварном) мире, если только оно не относится к Нему, или происходит от Него.
7. АЛЬ – МУ’МИН – Верный
-тот, кому предписывается безопасность и защита, т.к. Он передает способы их достижения и преграждает пути опасности. Поскольку безопасность и защита возможны только при условии существования страха. Абсолютно верным, истинным источником безопасности является Господь, потому что, только по Его указанию могут наступать спокойствие и безопасность
8. АЛЬ - МУХАЙМИН – Хранитель
- в отношении к Аллаху указывает на того, кто заботится о Своих созданиях, касательно их действий, средств к существованию и времени их смерти. Он опекает их по средствам Своего знания, обладания и защиты.
9. АЛЬ - АЗИЗ - Могучий
-тот, кто настолько значителен, что есть мало подобных ему, также он является тем, в ком есть сильная необходимость и к кому не просто получить доступ.
10. АЛЬ – ЖАББАР – Могущественный
-тот, кто выполняет Свою волю путем принуждения в каждом в отдельности, т.е. ничья воля не может преобладать над Ним; Он является единственным, от власти которого невозможно уклониться, и руке человеческой не дотянутся до неприкосновенности.
11. АЛЬ – МУТАКЯББИР – Превосходящий
- тот, кто все расценивает как недостойное рассмотрение относительно него самого, кто рассматривает величие и величественность только по отношению к самому себе и смотрит на других подобно тому, как король смотрит на своих подданных. Если его самооценка окажется верной, то он действительно будет гордым, т.к. человек с таким определением, в самом деле, будет превосходящим. И это совершенно немыслимо ни для кого, кроме Аллаха
12. АЛЬ – ХАЛИК - Творец
13. АЛЬ – БАРИ - Создатель
14. АЛЬ – МУСАВВИР - Образователь
- можно подумать, что эти имена являются синонимами и все относятся к сотворению и созиданию. Аллах есть творец (халик), поскольку Он – тот, кто определяет (мукаддир), создатель (барии), т.к. Он дает начало существованию, образователь (мусаввир), потому что Он придает форму вещам, созданным самым лучшим образом.
15. АЛЬ – ГАФФАР – Прощающий
- тот, кто делает явным прекрасное и скрывает безобразное. Грехи относятся к безобразному, и Он утаивает их, оставляя их скрытыми в этой жизни, и удерживает наказание за них в следующей. То есть прощение есть скрытие. Пророк (саллалаху алейхи ва саллям) сказал: «Если кто-то скрыл недостатки верующего, то Аллах скроет его недостатки в день Воскресения»
16. АЛЬ – КАХХАР – Господствующий
- тот, кто ломает хребет сильным среди Его рабов, подчиняет их, убивая и унижая. Поистине, нет ничего в бытии, что не подчинилось бы господству Его власти и не было бы беспомощных перед Его владычеством.
17. АЛЬ – ВАХХАБ - Вседарящий
Дар – это подарок, не требующий возмездия и лишенных корыстных побуждений. Если даров, обладающих такими характеристиками, много, то того, кто их делает, называют «вседарящим» и «щедрая душа». А подлинную щедрость и дарение не возможно представить ни в ком, кроме Всевышнего Аллаха! Т.к. Он дает каждому то, что ему нужно, не за вознаграждение и не ради собственной выгоды сейчас или потом.
18. АЛЬ – РАЗЗАК – Питающий
- тот, Кто создал средства к существованию тех, кого ими обеспечивает, и тех, кто передает эти средства творениям, а также создает способы их использования. Обеспечение бывает двух видов: внешнее, состоящее из питания и еды, для того, что является у человека внешним, а именно – его тела; и внутреннее, которое составлено из познаваемых и открываемых вещей и направлено на наши сердца и внутренний мир. Второй вид обеспечение более возвышен, т.к. его результатом является вечная жизнь, в то время как плодами первого типа обеспечения становится физическая сила на короткий период времени. Аллах управляет созданием обоих видов обеспечения и милостиво расположен к их предопределению, однако Он увеличивает или уменьшает удел, кому пожелает (42:12)
19. АЛЬ – ФАТТАХ – Открывающий. Податель благ
- тот, кто с помощью провидения открывает то, что закрыто, делает понятным то, что неясно. Человеку следует стремиться к той точки развития, когда замки к священным тайнам будут открыты его речью и он с помощью своего знания сможет облегчить то, что творения считают сложным в религиозных и мирских делах. Так он сможет получить долю в имени «Открывающий»
20. АЛЬ - АЛИМ – Всеведущий
Его совершенство заключено в постижении знанием абсолютно всего – очевидного и скрытого, малого и большого, первого и последнего, начало и конца – и при условии множественности познаваемых объектом, оно будет бесконечным. Тогда такое знание само по себе по четкости и степени раскрытия будет самым совершенным из возможных, т.к. нельзя представить себе более очевидного разоблачения и проникновения. Так, в конечном счете, не оно является производным от объектов, а скорее объекты приходят от него.
21. АЛЬ – КАБИД – Сжимающий
22. АЛЬ – БАСИТ - Расстилающий
- тот, Кто получает души из тел умерших и доставляет души телам, оживляя их. Также Он забирает милостыню у богатых и распределяет средства к существованию среди нуждающихся. Он обеспечивает богатых так, что не останется никакой нужды, и забирает все у бедных до тех пор, пока не останется никаких сил. Он сжимает сердца – ограничивает их в том, что открывает им небольшое количество из Своей заботы, величия и возвышения, но в то же время раскрывает их, делая для них доступным Свое благочестие, доброту и красоту
23. АЛЬ – ХАФИД - Унижающий
24. АР – РАФИ – Превосходящий
- тот, кто унижает проклятием неверных и поднимает верующих спасением. Он возвышает Своих праведников, приближая их к Себе, и унижает врагов, отсылая их очень далеко. Каждого, кто возвышает свое видение над материальными и воображаемыми вещами, чьи намерения стоят выше заслуживающих порицания желаний, Аллах поднял до уровня ангелов, приближенных к нему (муккаррабун). Тех же, кто ограничивает свое представление материальными вещами и чьи страсти сродни животным, Аллах отпустит на низшую ступень. Никто, кроме Всевышнего Аллаха, не делает этого, потому что Он есть Унижающий и Возвышающий
25. АЛЬ – МУ’ИЗЗ – Дающий силу, мощь
26. АЛЬ – МУЗИЛЛЬ – Принижающий
- тот, кто дает власть, кому соизволит, и лишает ее тех, кого хочет. Истинное господство состоит в освобождении от низменных потребностей, преобладания страстей и позора невежественности. Человек, с сердца которого Аллах снимает пелену, чтобы он мог созерцать красоту Его присутствия, дает чувство удовлетворения, чтобы он не нуждался в Его творениях, а также силу и поддержку, так что он сам контролирует желания своего сердца, является тем, кому Аллах сейчас дал силу и власть. И Он удостоит такого человека в следующей жизни приближением к Себе, сказав ему: «О душа, обретшая покой! Вернись к Господу своему снискавшей радость и довольство! Войди в круг Моих рабов! Войди в Мой Рай!» Он удостаивает власть, кого пожелает, и попирает, кого хочет. А попранными Им являются те, к кому обращены следующие слова «… но вы впали в соблазн по собственной воле – вы выжидали, сомневались, уступали своим желаниям, пока наконец не явилась воля Аллаха, и обольститель обольстил вас (и отвратил) от Аллаха. И сегодня от вас не возьмут выкупа…»
27. АЛЬ - САМИ’ – Всеслышащий
- тот, от восприятия которого не ускользает ничего из слышимого, даже если это было скрыто. Поэтому Он слышит секреты, и шепот, и даже едва уловимое и более сокровенное, чем это; «воистину, Он слышит, как черный муравей ползет по огромной скале в темноте ночи» Он слышит восхваления тех, кто славит Его, и дарует им вознаграждение. Ему слышны мольбы просящих, и Он отвечает на них.
Человек должен знать, что Аллах слышит, и поэтому следить за своим языком. Человек также должен понимать, что Господь дал ему слух только для того, чтобы он мог слышать слова Аллаха и Его Писание, которое открыто людям, что бы они могли с его помощью идти по пути Аллаха.
28. АЛЬ – БАСЫР – Всевидящий
- тот, кто смотрит и видит так, что ничто не ускользает от Него, даже то, что находится под землей.
Надо понимать, что Аллах видит всех, так же как и слышит, и недооценивать Его осведомленность о людях. Поэтому страх перед Богом – один из плодов веры в этот атрибут. Как дерзок и потерян тот, кто совершает грех, хотя знает, что Аллах видит его, и насколько нечестив тот, кто думает, что Всевышний не видит его.
29. АЛЬ – ХАКАМ – Судья
- выносящий приговор судья, мстящий судья, решения которого никто не отвергает, а постановления - не исправляют. Среди Его решений есть такие слова, что человеку уготовлено только то, что (заслужил) он усердием, и что усердия его будет замечено (53 : 39 - 40) , и что, воистину, праведники пребудут в блаженстве (то есть в раю), а грешники, воистину, будут в аду(82 :13 - 14). Его приговор о том, что праведникам суждено блаженство, а грешникам – страдания, означает, что Он сделает праведность и беззаконие причинам, ведущими к блаженству или страдания так же, как по Его воле лекарство и яды ведут к исцелению или смерти.
30. АЛЬ – ‘АДЛЬ – Справедливый
- тот, кто справедлив и от кого исходит только справедливые действия; он противоположен несправедливости и угнетению.
Он создал категории существующих вещей, физических, совершенных и несовершенных. И Он дал каждой вещи свою натуру, и поэтому Он – щедрый, а также расположил их подходящем для них порядке, поэтому Он – справедливый. К большим телам Вселенной относятся земля, вода, воздух, небеса и звезды. И Он создал и разместил их, установив землю ниже всего, расположив над ней воду, над водой – воздух и небеса – над воздухом. И изменение такого устройства сделает порядок непригодным.
31. АЛЬ – ЛАТЫФ – Милостивый, Добрый (Знающий, что в душах).
Этого имени заслуживает тот, кому известны тонкости благих вещей, их постоянные стороны и что из этого относится к тонкостям, а что к доброте. Кроме того, направляя благое к тем, кто этого заслуживает, он идет на пути доброты, а не жестокости. Так как совершенное значение «милостивый, добрый» объединяет в себе мягкость в действиях и доброту в понимании. Такое совершенство в действиях и знании может присутствовать только в Аллахе. Его понимание тонкостей и потайных аспектов не может быть детализировано, вернее, то, что скрыто, представляется Его знанию, как если бы оно было явным, то есть, между ними для Него нет разницы.
Еще одним примером Его доброты по отношению к Его рабам служит то, что Он дает им даже больше, чем им необходимо, а требует меньше, чем они способны отдать. Также к проявлению Его доброты относится то, что Он облегчает им достижение вечного счастья путем небольших усилий и за короткое время, то есть в течение жизни, ибо эта продолжительность несравнима с вечностью. Получение чистого молока из переваренной пищи и крови, драгоценных камней из твердых камней, меда от пчел, шелка от червей и жемчужин из раковин – все это проявления Его доброты. Но еще более удивительно, что Он создал из семени того, кто является сосудом для Его знания, несет на себе Его доверие и наблюдает Его небесные царства – это также невозможно исчислить.
32. АЛЬ – ХАБИР – Сведущий
Тот, от кого не утаить ничего из сокровенного, поскольку ничего в земном и небесном царствах: ни движение атома, ни волнение или успокоение души – не происходит без Его Ведома. У этого атрибута такое же значение, как и «Всевышний» (Алим), однако значение (ильм), связанное со скрытыми тайнами называется «осведомленность (хибра), и обладающий им становится «осведомленным (обо всем)»
33. АЛЬ – ХАЛИМ – «Милосердный, Снисходительный (Кроткий)»
Тот, кто видит неподчинение непокорных и замечает сопротивление приказу, однако в нем не просыпается гнев и им не овладевает ярость, поспешность и безрассудство не вынуждают его бросаться мстить, хотя он, безусловно, способен сделать это. Как сказал Всевышний:
«Если бы Аллах стал наказывать людей за их несправедливость, то не осталось бы на земле ни одного живого существа» (16:61)
34. АЛЬ – ‘АЗЫМ – Величайший
Следует иметь в виду, что в своем первом значении термин «огромный, величайший» применяется только к телам. Поэтому говорят: «Это тело огромное», или, «Это тело огромнее того тела», если оно больше другого по длине, ширине и глубине. То есть «Величайший» делится на 1. то, что радует глаз и привлекает внимание, и 2. то, что взгляд не способен охватить целиком, как, например, земля и небо.
35. АЛЬ – ГАФУР - Всепрощающий
Аллах является всепрощающим в том смысле, что являет собой совершенство и полноту прощения и помилования и достигает в этом самого высокого уровня.
36. АШ – ШАКУР – Благодарный
Тот, кто многократно награждает за совершение небольшого количества благих деяний и в ответ на действия в течение нескольких дней дарует безграничное счастья в грядущей жизни. Однако если рассмотреть коэффициент увеличения в воздаянии, то только Аллах говорит: «Ешьте и пейте во здравие за то, что вы совершили в минувшие дни»
Если рассматривать особенность похвалы, то мы восхваляем кого-то другого, а когда Аллах хвалит дела Его рабов, Он прославляет Свою собственную работу, поскольку их поступки – это Его творения. И если тот, кому было что-то подарено, выражает признательность, является благодарным, то тот, кто дает, а потом благодарит того, кто принял его дар, еще более заслуживает того, кто дает, а потом благодарит того, кто принял его дар, еще более заслуживает того, чтобы его называли благодарным. Так, благодарность Всевышнего Аллаха Его рабам такие Его слова: «часто поминающих Аллаха мужчин и женщин (33:35)» и «как прекрасен был этот раб! Он всегда обращался к Аллаху (38:30)»
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто не благодарит людей – не благодарит Аллаха» Ат- Тирмизи, Бирр 35
37. АЛЬ – АЛИ – Высочайший
Тот, над уровнем которого не существует никакого другого уровня и абсолютно все ранги стоят ниже Его. И это – Аллах, для вас должно быть очевидным, что ангелы находятся над людьми, люди – над животными, а Господь – над всеми, ибо Он есть высочайший абсолютно.
38. АЛЬ – КЯБИР – Большой, Великий.
Это величие представляет собой совершенство сущности, а под совершенством сущности я имею в виду совершенство существования. Совершенство существования делится на 2 вида: 1 – его длительность извечна и бесконечна. 2 – его существование – это то, от чего берет начало все существующее. Поэтому если тот, чье существование совершенно, по сути, называется совершенным и большим (великим), - то тот, от кого существование исходит на все существующее, еще более достоин такого знания
Среди людей большим (великим) является тот, чьи атрибуты совершенства не ограничиваются им, а расходуются на других, поэтому он не будет составлять компанию кому – то без того, чтобы распространять на него некоторое количество своего совершенства. А человеческое совершенство состоит в его разуме, благочестии и знании; большой человек – это ученый, который направляет человечество, и тот, кто подходит для того, чтобы быть примером, от света и знания которого будет учиться другие. И поэтому сказал Иса, мир ему: «Того, кто знает и действует, назовут великим (азым) в царстве небесном»
39. АЛЬ – ХАФИЗ - Оберегающий
Всевышний Аллах-хранитель небес и земли, ангелов и всего существующего – существует оно долгое время или нет, как например, растения, животные и т.д.
Господь защищает человека от разрушения путем создания «разведчиков» человека, которые предупреждают о приближении врага – такие как глаза, уши и подобные им. Затем Он создал руки для нанесения удара, как для обороны – доспехи и щиты и мечи и ножи. Если же кто –нибудь не может защититься с помощью этого, то Аллах предоставляет ему средства к бегству: ноги – для ходящих животных и крылья – для летающих. И подобным образом Аллах распространяет Свою защиту на каждую маленькую частицу в небесах и земном царствах, что даже сердцевина травы, растущей в земле, защищена прочной оболочкой, а ее свежесть сохраняется с помощью влаги. Кроме того, Господь охраняет то, что не защищено оболочкой, с помощью растущих из него шипов, которыми оно может защищаться от опасных животных. Таким образом, шипы служат оружием для растений почти как рога, когти и клыки у животных.
В рассказах говорится, что даже капля дождя не падает без ангела рядом с ней, который защищает ее до тех пор, пока она не достигнет на земле определенного ей места.
Оберегающий среди людей – это тот, кто охраняет свои члены и свое сердце; кто бережет свою веру от приступов гнева и соблазна желаний, самообмана и лжи шайтана. Человек на самом деле находится «на краю бездонной пропасти», окруженной опасностями, которые ведут к гибели.
40. АЛЬ – МУКЫТ – Податель пищи
То есть создатель пропитания и тот, кто доставляет его телам в качестве пищи, а сердцам в качестве знания. Это обозначает то же, что и Питающий (Аль – Раззак), однако это имя более специфично, т.к. понятие «обеспечение» включает в себя пищу и не только, где под пищей подразумевается то, чего достаточно для поддержания тела.
41. АЛЬ – ХАСИБ – Считающий (Достаточный)
Тот, кто достаточен, потому что Он есть все, в чем нуждаются то, кто принадлежит Ему. Аллах учитывает каждую мелочь и является достаточным для всего. Невозможно употребить этот атрибут по отношению к чему – то другому, т.к. чтобы что – нибудь было достаточным, оно должно само по себе быть всем, в чем нуждается для своего существования. И в бытии нет ничего абсолютно достаточного по своей сути, кроме Аллаха, потому что только Он достаточен для всего, а не для каких-то определенных вещей. И Он сам по себе достаточен, то есть вещи получают от Него свое существование и оно продолжается и становится совершенным через Него.
42. АЛЬ – ЖАЛИЛЬ – Величайший (Прекрасный)
Тот, кто характеризуется качествами величественности. К ним относятся могущество, власть, почитание, знание, достаточность и другие качества, которые мы уже упоминали. Объединяющий в себе все эти качества являются абсолютно величественным, в то время как величие обладающего только некоторыми из них пропорционально тому, что он приобретает из этих особенных качеств. То есть никто не является абсолютно величественным, кроме Аллаха. Если имя Великий ссылается на совершенство сущности, а Величественный – на совершенство атрибутов, то имя Величайший ссылается на совершенство и сущности, а атрибутов , как постигаемое пониманием разума, при условии, что скорее оно поглощает мысленное восприятие, чем охватывается им.
Абсолютно и истинно прекрасным является только Аллах, потому что вся красота, совершенство, великолепие и привлекательность в мире происходит от света Его существования и следов Его атрибутов. И среди всего существующего в мире нет никого,
кроме Него, кто обладал бы абсолютным совершенством, кто не имеет соперников, существующих реально или потенциально. И поэтому тот, кто знает Его или созерцает Его красоту, испытывает такое наслаждение, счастье, удовольствие и радость, что для него презренно райское блаженство и красота видимых форм. Действительно, великолепие внутренних форм, постигаемых духовным восприятием, не сравнить с внешней красотой.
43. АЛЬ – КАРИМ - Щедрый (Благородный)
Щедрым и благородным называется тот, кто прощает, если у него есть на это власть, выполняет то, что обещает, и, когда отдает, превышает пределы того, на что надеются, - но его не беспокоит то, как много и кому он отдал. Если нужда рассматривается кем – то другим, то он печален. Если к нему плохо относятся, он упрекает, но не преследует. И не погибает тот, кто снискал у него убежище и поддержку, но сможет обойтись без обращения к другим средствам и посредникам. То есть кто объединяет в себе все это без притворства, является абсолютно Щедрым, и это относится только к Аллаху.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Не зовите виноградную лозу щедрой, мусульманин – вот кто щедр». Говорят, что виноград щедрый, потому что, в отличии от финиковой пальмы, это податливый кустарник с вкусными плодами, которые легко собирать в пределах досягаемости, без шипов и других причин нанесения вреда его собирающему.
44. АР – РАКИБ – Следящий за всех
Тот, кто знает и защищает. Тот, кто заботится о чем – то, никогда не забывает об этом, постоянно и пристально наблюдает, чтобы не допустить приближения того, кто узнал бы об этом, но для кого оно запретно, - такого можно назвать следящим. Это имя как бы ссылается вместе на знание и защиту, но в отношении того, что эта защита постоянная и неизменная, вдобавок к тому, что это нечто запретное и защищенное от доступа.
45. АЛЬ – МУЖИБ – Отзывчивый, Отвечающий на молитвы
Тот, кто отвечает на мольбы обращающихся к нему, помогая им, откликается на зов призывающих к нему и удовлетворяет потребности нуждающихся, давая им все, что нужно. В действительности, отзывчивый дает до того, как его попросят, и дарует поддержку до мольбы. И этим обладает только Аллах, т.к. Ему известны все потребности нуждающимся даже до того, как они об этом попросят.
Человеку надлежит быть отзывчивым в первую очередь по отношению к его Господу в том, что Он приказывает или запрещает ему делать, поручает или требует от него. Затем – к Его рабам, во всем, где Аллах дает ему способность помочь, в оказании помощи каждому просящему в том, о чем он молит, если он в состоянии выполнить это, или добрым словом, если он не может помочь. Аллах говорит: «И не гони просящего» (93:10) А посланник Аллаха говорил : «Если позовут меня поесть баранью ножку – я соглашусь, а если подарят – то приму ее» (Бухари, Никях, 73; Муслим, Никях, 104). Его проявление там, куда его пригласили, и принятие подарков означают чрезвычайное уважение и отзывчивость с его стороны.
46. АЛЬ – ВАСИ – Всеобъемлющий
Всеобъемлющим является Аллах, т.к., что касается Его знания, то море известных Ему вещей не имеет берегов; а моря иссякли бы, если бы стали чернилами для Его Слов. А что касается Его милости и благодеяний, то нет предела тому, что Он может совершить. Кроме того, каждая обширность, какой бы огромной она не была, имеет свои границы, поэтому тот, кто не кончается, больше всех достоин этого имени. И Аллах является всеобъемлющим, потому что, все что обширно, становится узким по сравнению с более широкими вещами, и всякая необъятность имеет свои границы, а также можно представить себе дополнения к этому. В то время как немыслимо что – то добавить к тому, что не имеет границ или предела.
47. АЛЬ – ХАКИМ – Мудрый
Тот, кто обладает мудростью. А мудрость равнозначна знанию самых достойных вещей по средствам самых лучших уровней познания. Но самый величайший из всего существующего – Аллах. И как мы уже рассмотрели. Никто, кроме Него Самого, не может истинно познать Его. Он поистине мудр, потому что Ему известны самые великие вещи посредством самых совершенных уровней познания. И самым совершенным уровнем познания является бесконечное постоянное знание, исчезновение которого невозможно и которое соотносится с другими уровнями познания в такой степени, что не допускает сомнения или тайн. И только знание Аллаха может быть так определено.
Тот, у кого есть знания обо всем, но нет знания об Аллахе, не достоин, называться мудрым, т.к. он не постиг самую совершенную и возвышенную сущность. Мудрость – это самый совершенный уровень знания, и возвышенность знания пропорциональна знания, и возвышенность знания пропорциональна возвышенности познаваемого объекта. Нет объекта более возвышенного, чем Аллах. То есть, каждый знающий Всевышнего Аллаха является мудрым, даже если его сообразительность оказывается недостаточной в других условных областях знания или речь медленна и нетверда в их объяснении.
Тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом (2:269)
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Начало мудрости – это страх перед Аллахом»
«Прозорливый человек – это тот, кто судит свою душу и работает для того, что наступит после смерти, тогда как несведущий подчиняет свою душу страстям и надеется на Аллаха»
«Маленькое, но достаточное, лучше, чем множество, которое сбивает с толку».
«Кто становится здоровым телом, безопасным в своем окружении и с ежедневным питанием – это подобно тому, будто весь мир принадлежит ему»
«Будь богобоязненным (вари) – и ты станешь самым поклоняющимся из людей; будь не прихотливым – и ты будешь самым благодарным из людей»
«Несчастья происходят из – за языка»
«Хорошим качеством человека Ислама является оставление того, что не имеет к тебе отношений»
«Счастливый человек – это тот, кто учится на ошибках другого»
«Молчание – мудрость, но лишь немногие его сохраняют»
«Удовлетворенность – это богатство, которое нельзя растратить»
«Терпение – половина веры; глубокое убеждение – вся вера». Эти высказывания и подобные им называются мудростью, и тот, кто ею обладает, называется мудрым
48. АЛЬ – ВАДУД - Любящий.
тот, кто желает добра всем творениям и, следовательно, ниспосылает им блага и хвалит их. Это значение близко к значению «Милостивый», однако милость связана с тем, кто ее получает, а получающий милость – нуждающийся и бедный. Поэтому действия Милосердного предлагает наличие кого – то слабого, кому и направляет его милость, в то время как действия Любящего этого не требуют. Точнее, дарение благого с самого начала происходит в результате любви. Так же как и значение Его милости заключается в том, что Он не из – за жалости хочет благополучия тому, кому направлено Его милость, и дает ему все необходимое, а именно жалость обычно ассоциируется с любовью и милосердием.
В действительности любовь и милосердие нацелены исключительно на пользу и помощь тем, кто любим или к кому обращено милосердие. Они не находят причины в чувствительности и симпатии Любящего. А польза другому – это душа и сердце любви и милосердия. Так следует понимать любовь Аллаха: в ней отсутствуют те черты, которые человеческий опыт связывает с милосердием и любовью, но которые не несут никакого вклада в приносимую ими пользу.
49. АЛЬ – МАЖИД – Славный
Тот, кто благороден в своей сущности, прекрасен в действиях и щедр в своих дарах и благодеяниях. Если благородство сущности соединено с великодушием действий, то это называется славой.
50. АЛЬ – БА’ИС – Воскрешающий.
Тот, кто даст творениям жить в день Воскресения, воскресит тех, кто в могилах (22:7) и обнаружит то, что в груди (100:10).
Смерть – это небытие, оно является необоснованным. «Воистину могила – это или одна из ям Ада, или один из садов Рая»(Ат-Тирмизи, Кыйама, 6). Поэтому умершие либо счастливы, либо и подобны тем, которые не умерли, нет, они живы и получают удел у Своего Господа, радуясь тому, что Аллах даровал им по Своей милости (3:169 - 170),или же они несчастны, но при этом они тоже живы. Вот почему Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) обратился к ним во время битвы при Бадре, когда сказал: «Несомненно, я убедился, что обещанное мне моим Господом – истина. А правда ли то, что обещал вам ваш Бог?» потом, когда его спросили: «Как можешь ты взывать к тем, которые уже мертвы?» - он ответил: «Вы слышите не лучше их то, что я сказал; просто они не могут ответить» (Муслим, Жаннах 77.)
51. АЛЬ – ШАХИД – Свидетель
Значение относится к знанию, но с особенным дополнением, т.к. Аллах является Ведающим сокровенное и явное (9:94). Так сокровенное (гайб) представляет собой то, что скрыто, а явное (шахида)- то, что на поверхности и что можно увидеть. Так, если рассматривать знание связано с невидимыми и скрытыми вещами, то Он – Осведомленный (32), а когда оно относится к внешним вещам, то Он – Свидетель. Также это может быть рассмотрено как то, что Он будет свидетельствовать творениям в день Воскресения в том, что Он видел и знает о них.
52. АЛЬ – ХАКК - Истинный
Всевышний Аллах говорит: «Всякая вещь погибнет, кроме Его лика» (28:88) Таким образом, Он постоянный и вечный, ни в каком – то одном состоянии за исключением другого , потому что все, кроме Него, постоянного и вечного, заслуживает существования не само по себе оно ложно, а истинно только относительного того, что не есть оно. Отсюда вам станет понятно, что абсолютным истинным является истинно существующий Сам по Себе, от кого каждая истинная вещь получает свое истинное существование
53. АЛЬ – ВАКИЛЬ - Покровитель.
Тот, у кого есть вверенные ему дела. Те, кому вверяются дела могут быть разделены на тех, кому доверяются только некоторые дела (и такие являются несовершенными, недостаточными,) и тех, кому можно доверить абсолютно все; таким не может быть никто, кроме Аллаха. Кроме того, доверенное лицо может представлять собой того, кто заслуживает, чтобы ему вверили что – то не вследствие его природы, а в силу полномочий и доверенности; или того, кто по своей природе обладает вверенными ему делами и кому доверяются сердца не путем назначения или получения полномочий от кого – то другого, – это и есть абсолютный Покровитель. С другой стороны покровители также подразделяются на тех, кто выполняет вверенное ему должным образом, без недостатков, и тех, кто не выполняет всего так совершенным покровителем является тот, кому доверяются дела, кто способен их выполнить и добросовестно выполняет их полностью. И нет другого такого, кроме Всевышнего Аллаха.
54. АЛЬ – КАВИЙ - Сильный
55. АЛЬ- МАТИН – Прочный
Сила указывает на совершенное могущество, а прочность – на укрепление (твердость) силы. Поэтому Аллах, поскольку Он обладает величайшей силой и совершенен в этом, является сильным; а так как Ему принадлежит мощная сила, Он – прочный. Это водится к рассмотрению силы, которое будет разъясняться далее. (№ 69)
56. АЛЬ – ВАЛИЙ - Поручитель, Покровитель, Друг
Тот, кто любит и защищает. Мы уже разбирали значение Его любви и привязанности (48), а значение Его защиты очевидно: Он подавляет врагов веры и поддерживает ее друзей. Аллах сказал: «Аллах – Покровитель тех, которые уверовали» (2:257). Также Всевышний говорит: «Это потому, что Аллах является Покровителем верующих, а у не верующих нет покровителя» (47:11). То есть Он не является их защитником, ибо Он сказал: «Аллах предписал: победу одержу Я и Мои посланники!» (58:21)
57. АЛЬ – ХАМИД - Славный
Тот. Кого славят и восхваляют. Аллах является Славным на основании Его прославления Себя извечно, и в силу того, что Его рабы постоянно прославляют Его. Но это сводится к атрибутам величия (42), возвышенности (37) и совершенства, связанных с зикром тех, кто постоянно помнит о Нем, поскольку прославление включает в себя поминание атрибутов совершенства, поскольку они совершенны.
(Упоминание практики зикра, постоянного повторения имени (имен) Аллаха)
58. АЛЬ – МУХСИ – Считающий
Тот, кто знает; ОДНАКО КОГДА ЗНАНИЕ СВЯЗАНО С ПОЗНАВАЕМЫМИ ОБЪЕКТАМИ, ПОСКОЛЬКУ ОНО ПЕРЕЧИСЛЯЕТ ОБЪЕКТЫ, СЧИТАЕТ ИХ и таким образом постигает, - то оно называется вычислением (исха). В знании того, кто ведает о каждой отдельной вещи в совершенстве, открываются границы, число и размеры каждого объекта.
59. АЛЬ – МУБДИ’ - Начинающий
60. АЛЬ – МУ’ИД – Возвращающий
Обозначают того, кто дарует существование, но если этому сотворению не предшествовало подобное, то оно называется начало, а если предшествовало, то – возвращение. И Аллах положил начало сотворению людей, то есть соберет их в день Воскресения. Поистине, все начиналось от Него и возвращается к Нему; через Него начиналось, и через Него возвращается.
61. АЛЬ – МУХЙИ - Оживляющий
62. АЛЬ – МУМИТ – Умерщвляющий
Это также относится к сотворению, но если объект сотворения – жизнь, то ее создание называется оживлением, а когда объектом является смерть, то это действие называется умерщвлением. Нет другого создателя жизни и смерти, кроме Аллаха
63. АЛЬ – ХАЙЙ - Вечноживущий
Совершенный и абсолютно живой – это тот, в восприятии которого вмещаются все воспринимаемые объекты, а также все существующее подчиняется его действиям, так что ни одна познаваемая вещь не избежит его познания, а действие – его деятельности, а Он – это Аллах, ибо Он есть Живой абсолютно. Потому что жизнь всего живого, кроме Него, соразмерна его восприятию и деятельности, а все это ограничивается узкими пределами. А также все живое отличается в этом, и их степени соответственны этим различиям, подобно тому, как мы обозначили ранее, рассматривая уровни ангелов, людей и животных.
64. АЛЬ – КАЙЙУМ – Сущий (Самостоятельный)
Если для существования чему – то существующему достаточно только своей собственной сущности и его бытие не происходит от чего –то другого, а существование не обуславливается другим существованием – это будет существовать абсолютно само по себе. А если при этом все существующее существовало бы благодаря этому так, что существование и сохранение вещей было бы немыслимо без него, - это был бы самостоятельный сущий, так как он существует в себе и все получает жизнь благодаря ему. И таким является только Аллах.
65. АЛЬ – ВАЖИД – Богатый
Богатым является тот, у кого нет недостатка в том, что ему необходимо. А все необходимое есть в атрибутах Божественности, и их совершенство представлено в Аллахе. Поэтому Он является богатым с этой точки зрения. В действительности Он богатый абсолютно. А все остальные, кроме Него, даже если они наделены небольшим количеством атрибутов совершенства и его причинами, все же не имеют большую часть из них. Поэтому о них можно сказать «богатый» только в относительном смысле.
66. АЛЬ – МАЖИД – Благородный, Великолепный
Означает то же, что и Аль – Мажид (Славный, 49), подобно тому, как знающий (алим) значит то же, что и Всеведущий (Алим). Однако форма фа’иль даже эмфатическая, и это уже рассматривалось ранее.
67. АЛЬ - ВАХИД – Единственный
Тот, кого нельзя разделить и повторить. Что касается невозможности разделения, то он подобен единой материи, которая не может быть разделена: под единой подразумевается, что в ней нет частей, которые сами по себе были бы материей , как точка не имеет частей. И Всевышний Аллах является единственным в том смысле, что Его сущность невозможно разделить на части.
68. АС – САМАД – Вечный
Тот, к кому обращается нуждающийся, и к кому мы стремимся в наших желаниях, так как максимальное господство завершается в нем.
Тому, кого Аллах сделал примером для Своих рабов в выполнении мирских и религиозных обязанностей и кто охраняет потребности Его творений, Он даровал долю в этом атрибуте. Однако Вечным (и тем, к кому обращаются) абсолютно является тот, к кому обращаются при каждой необходимости, и это Аллах
69. АЛЬ – КАДИР - Всемогущий
70. АЛЬ – МУКТАДИР – Могущественный
Оба имени обозначают «тот, кто обладает могуществом», однако «могущественный» более эмфатическое значение. Всемогущий – это тот, кто делает, если захочет, и бездействует, если так пожелает, и так происходит не столько из условий, сколько из желания. Поэтому Аллах является всемогущим в том, что Он может осуществить воскрешение сейчас. И Он бы устроил его, если бы хотел этого. То есть этого не происходит сейчас, потому что Он не захотел этого, и Он не хочет, чтобы это произошло сейчас, поскольку Его знание прежде установило назначенное время и срок для этого дня согласно помыслу, что, однако, не умаляет Его могущества. Тот абсолютно всемогущий, кто создает все сущее сам, не нуждаясь в чьей – либо помощи, а это – Всевышний Аллах.
71. АЛЬ – МУКАДДИМ – Выдвигающий вперед
72. АЛЬ – МУ’АХХИР – Отодвигающий назад
Тот, кто приближает и удаляет. Каждого, кого Он приближает, Он выдвигает вперед, а кого удаляет – отодвигает назад. Так Он выдвигает вперед Своих пророков и святых, приближая их к Себе и давая им руководство, а врагов отгоняет, удаляя их и создавая между ними и Собой преграду.
Кто же толкает людей к усердию с помощью знания, к поклонению, усиливая в них мотивы к этому? А также кто побудил их к нерадению, изменил их стремления в сторону, противоположную правильному пути? Все это исходит от Всевышнего Аллаха, ибо Он есть Выдвигающий вперед и Отодвигающий назад, и Его намерение – возвышение или понижение в степени, что показывает, что выдвинутый вперед продвигается не в силу своего знания или действия, а благодаря продвижению Аллаха. И также происходит с тем, кто отодвигается назад.
73. АЛЬ – АВВАЛЬ - Первый
74. АЛЬ – АХИР – Последний
Самая высокая ступень – это знание Аллаха. Поэтому Он является последним касательно совершаемого пути и первым относительно существования: первое начало было от Него, и Нему последнее возвращение и назначение.
75. АЛЬ – ЗАХИР - Видимый
76. АЛЬ – БАТЫН - Скрытый
Аллах является скрытым, если Его ищут посредством чувствительного восприятия или воображения, и в то же время явным, если Его ищут с помощью выводов, сделанных разумом. И если вы скажите: что касается того, что Он скрыт для чувственного восприятия, - то это очевидно. Но относительно того, что Он видим для разума, это не ясно, поскольку ясным является то, в чем нет сомнений и восприятии чего люди не расходятся во мнениях.
Если было бы возможно, что бы Всевышний и Пресвятой Аллах прекратил Свое существование или скрылся от некоторых вещей, небеса и земля погибли бы вместе со всем, что лишилось Его света. Тогда бы разница между двумя состояниями была бы постигнута и Его существование, безусловно, стало бы известным! Однако поскольку все сущее совпадает в свидетельствовании и все состояния сменяют друг друга в неизменном порядке, это становится самой причиной того, что Он скрыт. Поэтому, Слава Ему, скрытому от творений посредством Его света и спрятанному от них в силе Своих проявлений. Он есть Видимый, и нет более видимого, чем Он; а также Он есть Скрытый, и нет более скрытого, чем Он.
77. АЛЬ – ВАЛИ - Правитель
78. АЛЬ – МУТА’АЛИ – Высочайший
(№ 85)
79. АЛЬ – БАРР – Благостный, Тот, Кто делает добро – благодетель (мухсин)
Рассказывают, что однажды, когда с Мусой (мир ему) говорил его Господь, он увидел человека, стоящего у основания Трона. Он удивился такому высокому положению и спросил: «Боже, как этот человек достиг такого положения?» и Господь ответил ему: «Он не завидовал никому из Моих рабов в том, что Я даровал им, и он был добр к своим родителям». Вот что значит быть благодетелем среди людей. Что касается особенностей благодеяний и добрых дел Всевышнего Аллаха по отношению к Его творениям, то толкование этого было бы слишком долгим, и кое – что из того, что мы уже упомянули, сообщает об этом.
80. АТ – ТАВВАБ - Принимающий покаяния
- ссылается на упрощение причин покаяния для Его рабов раз за разом тем, что Он делает для них очередными некоторые из Своих знамений, передает им Свое наставление, сообщает Свои предупреждения и предостережения, с тем чтобы осведомленные Его наставлением об опасностях своих грехов начали испытывать страх, вызванный Его устрашением, и обратились к покаянию, чтобы к ним вернулась милость Всевышнего через Его принятие этого покаяния. (их обращение к Аллаху)
81. АЛЬ – МУНТАКЫМ – Мстящий –
«Ломающий хребет неповинующимся», наказывающий преступников и усугубляющий наказание притеснителям, но только после прощения и предупреждения и после предоставления им возможности и времени, чтобы измениться. Однако это мщение более жестокое, нежели быстрое наказание, потому что наказание скорое тогда, когда человек не упорствует в неповиновении и, следовательно, не заслуживает полного наказания.
82. АЛЬ – ‘АФУ - Прощающий, Стирающий грехи
Тот, кто стирает грехи и прощает неповиновение. Это значение близко к Аль – Гафур (№35) только это имя многозначительнее. Так как «всепрощающий» подразумевает утаивание, а «стирающий» говорит об удалении, а удаление более действенно, чем утаивание.
83. АР – РА’УФ – Сострадательный
Тот, кто обладает состраданием, а сострадание – это усилие милосердия. Поэтому это значение такое же, как и «Милосердный» (№3), хотя более экспрессивное.
84. МАЛИК АЛЬ – МУЛЬК - Всевластный царь Сущего Царства
Тот, кто делает, что пожелает в своем царстве, каким ему угодно образом и как он пожелает, создавая и разрушая, увековечивая и уничтожая.
85. ЗУ – ЛЬ – ЖАЛЯЛЬ ВА – ЛЬ – ИКРАМ – Обладатель величия и щедрости
Такой, что нет величия или совершенства, которое не истекало бы от Него, а также нет щедрости или достоинства, которое не исходило бы от Него. Ибо величие принадлежит Ему по природе, а щедрость исходит от Него на Его творения. И разнообразные формы щедрости по отношению к творениям никак не ограничиваются, как указывают слова Всевышнего Аллаха: «МЫ ПОЧТИЛИ СЫНОВ АДАМА» (17:70)
86. АЛЬ - МУКСИТ - Правитель
Нет правителя над всем, кроме Аллах, потому что Он, во – первых, единственный устроитель всего; во – вторых, единственный, кто точно выполняет этот замысел, и, в – третьих, единственный, кто защищает все, продлевая его существование и оберегая.
87. АЛЬ – ЖАМИ - Высочайший
№37
88. АЛЬ – ГАНИ - Богатый
Богатым является тот, кто ни от кого не зависит ни в своем бытии, ни в своих атрибутах и стоит превыше связей с отличными от него. Так как когда чье – то существование или атрибуты зависят от объектов, находящихся вне его, тогда его существование и совершенство также зависят от них, и в действительности он беден, потому что нуждается в приобретении того, что принадлежит ему. Поэтому невозможно представить, чтобы кто – то, помимо Аллаха, был свободен от такой зависимости.
89. АЛЬ – МУГНИ – Обогащающий
Аллах также является Обогащающим. Но невозможно, чтобы тот, кого обогатили, стал бы через это обогащение абсолютно богатым, т.к. он будет нуждаться, по крайне мере, в том, кто сделал его богатым. Поэтому в действительности он не богат, хотя он и может обходиться без всего, кроме Аллаха, но только потому, что Тот дал ему все, что ему нужно, а не потому что он отделился от причин потребностей. Истинно богатым является тот, кто совершенно ни в чем не нуждается; тем не менее, нуждающийся, но не имеющий то, что ему нужно, называется богатым образно. И это предел, которого может достигнуть в этом тот, кто не является Аллахом.
«АЛЛАХ БОГАТ, А ВЫ - БЕДНЫ»(47:38)
90. АЛЬ – МАНИ’ – Ограждающий, Защитник
Тот, кто отражает причины разрушения и недостатка в религиозных и мирских делах, сознавая причины, предназначенные для защиты. № 39.
91. АД – ДАРР - Вредящий, Приносящий вред
92. АН – НАФИ’ – Приносящий пользу
Тот, от кого исходят добро и зло, польза и вред, все это относится к Всевышнему Аллаху – действует ли Он посредством ангелов, людей, неодушевленных вещей или другими способами. Не думайте, что яд убивает либо вредит сам по себе, или что еда сама насыщает и приносит пользу, или короли, или люди, или шайтан, или любое творение – будь то небесные тела, звезды или что – то еще – способны на зло или добро, пользу или вред сами по себе. Ибо все они – зависимые причины, от которых не исходит ничего, кроме того, для чего они были употреблены.
93. АН – НУР – Свет
Тот. Кто видим и делает видимым все, потому что то, что видимо само и делает видимым другие вещи, называется «светом». № 75
94. АЛЬ – ХАДИ’ – Ведущим верным путем
Тот, кто ведет избранных Своих рабов к познанию Своей сущности, и с тем чтобы они могли приводить Его в качестве свидетельства вещам, то есть Он ведет массы Своих рабов к тому, что Он создал, чтобы они могли свидетельствовать им о Его сущности, а также Он ведет каждое создание к тому, что ему необходимо для удовлетворения его потребностей. Так, Он направляет ребенка, чтобы он взял грудь после того как выйдет из утробы, Он внушает птенцу подбирать зернышки после того как он вылупится из скорлупы, а пчеле – строить свой дом шестиугольной формы, потому что такая форма является наиболее подходящей для ее тела. Объяснять это пришлось бы слишком долго, но слова Всевышнего Аллаха так выражают это: «ТОТ, КТО ПРИДАЛ ОБЛИК ВСЯКОЙ ВЕЩИ, А ЗАТЕМ УКАЗАЛ ВСЕМУ ПУТЬ» (20:50), «КОТОРЫЙ ПРЕДОПРЕДЕЛИЛ СУДЬБУ ТВОРЕНИЙ И УКАЗАЛ ПУТЬ» (87:3)
Ведущий среди людей являются пророки и ученые, которые направляют творения к счастью в грядущем мире и ведут их прямым путем Аллаха. Но именно Аллах руководит ими в том, что они говорят, и они полностью подчинены Его власти и замыслу.
95. АЛЬ – БАДИ’- Изобретающий
Тот, подобия которого не существует. И раз нет ничего, похожего на него ни в сущности. Ни в качествах, действиях или в чем – то, характерном для него, то он совершенно оригинален. Если бы было известно что – то подобное ему, то он бы уже не был абсолютно оригинальным. Поэтому ничто не соответствует этому имени совершенно, кроме Аллаха, потому что, до Него не было никого, а, следовательно, не могло быть подобно Ему. Кроме того, все существующее, возникающее после Него, появляется через Его сотворение и, следовательно, несоизмеримо со своим создателем – поэтому Он является изобретающим, творцом вечно и навсегда.
96. АЛЬ – БАКЫ – Вечный
Тот, чье существование необходимо само по себе. Когда разум соотносит это с будущим, это называется «вечным», а если с прошлым – «древний»(кадим). Вечный – это тот, проекция существования которого в будущем не имеет конца, и поэтому он называется существующем навечно (абади); в то время как вечный абсолютно – это тот, чье существование в прошлом не оканчивается первым моментом, поэтому он является вечным (азали).
97. АЛЬ – ВАРИС – Наследник
Тот, к тому отходят владения после того, как их обладатель исчезает. И это- Аллах, так как Он продолжает существовать после того, как исчезают творения, и все возвращается к Нему как к конечному результату. И тогда Он спрашивает: «КОМУ ЖЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ВЛАСТЬ СЕГОДНЯ?» и отвечает: «АЛЛАХУ, ЕДИНСТВЕННОМУ, ВСЕМОГУЩЕМУ»
98. АР – РАШИД – Правильный в наставлении на верный путь
Тот, чьи замыслы управляются их целями в соответствии с правильными способами действия, без указания советчика, инструкции начальника или наставления руководителя. И это – Аллах. Каждый человек наставляется должным образом, если он руководствуется благоразумием в действиях, которые он задумывает, чтобы уподобить себя Аллаху относительно стремлений, религиозных обязанностей и мирских дел.
99. АС – САБУР – Терпеливый
Тот, кто не позволяет поспешности подтолкнуть его сделать какое – то действие прежде назначенного ему времени, ниспосылает события в соответствии с установленным замыслом и выполняет их определенными способами: не задерживая их от назначенного им времени подобно лентяю, который бы оттягивал время, и не совершая их преждевременно, как поступил бы в спешке опрометчивый человек.
«Воистину Аллаха характеризует девяносто девять (имен), каждый кто будет характеризоваться одним из них, войдет в рай» упоминается в Хайсами, Мажма аль-зава’ид, Иман I. 36
ISLAM
99 ПРЕКРАСНЫХ ИМЕН АЛЛАХА
Абу Хамид аль – Газали
Аллах назван Прекрасными Именами
Так зовите же Его этими Именами. (7:180)
читать дальше
Абу Хамид аль – Газали
Аллах назван Прекрасными Именами
Так зовите же Его этими Именами. (7:180)
читать дальше