Однажды один из известных шейхов был в одной мусульманской стране. Когда он проезжал мимо медресе, то спросил: «А кто учится в этих заведениях?». Ему ответили: «Мальчики». Он спросил: «А есть ли школы для девочек?». «О, нет, нет, шейх! Чем больше они знают, тем больше у нас будет проблем!». «Постойте!» - сказал шейх. - «Что же это за религия? О чем это вы говорите? Насколько я понимаю, Аллах обращается всегда к нам так: «Йа аййюха ллязийна амману..» ( О те, которые уверовали…). Т.е. Он обращается к мужчинам и женщинам одновременно. Любой аят или хадис относится как к мужчинам, так и к женщинам. И когда Пророк (мир ему) сказал нам: «Знание – это фард» (обязательно), то он имел в виду всех мусульман, включая женщин».
Невозможно отрицать активную деятельность женщин в различных областях индивидуальной и общественной деятельности в период раннего Ислама. Для примера предлагаем вашему вниманию конкретные факты многообразной деятельности мусульманских женщин, которые приводятся в авторитетных исторических книгах.
А) В ОБЛАСТИ ВОЙНЫ И МИРА
Повествуют, что пророк Мухаммад (САС) каждый раз, отправляясь на войну, бросал жребий и брал с собой одну из своих жён. Например, в битве Бани-Мусталаг и г приняла участие супруга нашего Пророка Айша (р.а.). В этих войнах участвовали и жёны многих его сподвижников. Их основная обязанность заключалась в медицинской помощи, обеспечении питанием и хранении оружия. Хотя война и джихад не являются ваджиб для женщин, некоторые мусульманские женщины проявляли отвагу на поле брани.
В войне Хандак мусульманка по имени Руфейда оказывала помощь раненым (см. Муслим, "Джамеус-Сахих"). Дочь Са'лаба Умми-Амин Берке участвовала во многих войнах, в битвах Хунейн, Ухуд и Хейбар носила воду мусульманским воинам па поле боя.
Женшина по имени Умми-Рамиса из рода Абдулмутталиба находилась в составе войска во время войны Хейбар. Другая отважная женщина по имени Хамна. дочь Джахаша, в войне Ухуд приносила воду воинам на поле боя.
Когда пророк Мухаммад (САС) отправлялся на войну Хейбар, несколько женщин из рода Бани-Гаффар обратились к нему с просьбой, чтобы он дал разрешение на их присоединение к армии, для оказания помощи раненым. Пророк разрешил, и эти женщины отправились на войну вместе с войском. После завоевания крепости Хейбер при распределении трофеев Пророк не забыл заслуги женщин и выделил им как воинам долю (наравне с мужчинами). Одна из этих женщин хранила до конца жизни полученное в этом бою ожерелье как драгоценную память (см. Ибн Хейшам, "Сийратул-Набавия" ("Житие Пророка")).
Дочь одного из соратников Пророка по имени Ка'б Ансари - Насиба участвовала в сражениях как воин. В сражениях, которые имели место и после смерти Пророка, Насиба всё ещё продолжала участвовать в них. В сражении Ямаме, которое произошло на 11 году хиджры против лжепророка Мусейлима, Насиба получила 12 ран. В этом сражении участвовали сестра Насибы, её муж и два сына -Хабиб и Абдулла. Насиба так воспитала своего сына Хабиба, что попав в плен, он не отрёкся от своей религии и умер под пытками, как шехид (его четвертовали).
Уместно упомянуть о Насибе, дочери Ка'ба, что ещё до хиджры, когда население Медины в течение двух лет дважды посылало к Мекку к пророку Мухаммаду (САС) делегатов, которые приглашали его в их город, то во второй делегации одной из двух женщин была Насиба. Во время этой встречи, которая называется "Агаба бей'ат", Пророк принял бей'ат (клятву о подчинении) от всех членов делегации.
Примечательно, что пророк Мухаммад (САС) принял бей'ат не только от мужчин, но и от женщин. Этот факт доказывает, что Пророк придавал значение мнению не только мужчин, но и женщин, считал их полноценными членами общества.
Необходимо отметить, что и после смерти пророка Мухаммад (САС) участие мусульманок в войнах не уменьшилось. В сражении Ярмук, состоявшееся в 636 году между мусульманами и византийцами, вначале преимущество было на стороне византийцев. Часть мусульманских воинов была вынуждена бежать. В это время вооруженная железной булавой мусульманка по имени Умми-Габиб напала на врага, ведя за собой вооружённых женщин. Поступок отважных мусульманок пристыдил и воодушевил бежавших воинов, они вернулись на поле боя и отбросили врага. В этом сражении Асма, дочь Язида, убила восемь византийцев. Другая женщина по имени Умми-Хаким Махзуамия, вооружившись палаточной подпоркой, сразила семерых врагов.
Женщина Лейла из рода Бани-Гаффар сражалась в битвах еще при жизни Пророка. Примерно 30 лет спустя, она была в войске Али ибн абу Талиба, который направлялся на битву Джамал. Вообще в войнах Джамал и Сиффейн, которые вёл Али, участвовало достаточно много женщин (например, Умми-Зарихул-Абдия, Бакареи-Хилалия и др.).
В первом веке хиджры многие отважные женщины служили в области безопасности и контроля. Одна из таких женщин, Самра Асадия, дочь Нуфейля, укутавшись в толстое покрывало и прикрыв лицо, стояла на базаре в Медине и громко наставляла людей (моиза) и наказывала плетью тех, кто обманывал народ в торговле. По некоторым повествованиям, сам пророк Мухаммад (САС)) назначил верующую и отважную женщину по имени Шафа, дочь Абдуллаха, начальницей базара. В период правления халифа Омара Шафа всё ещё служила на этой должности (см. Ибн Абдильбарр "Ар-Исти'аб")
Б) В ПРАВЛЕНИИ И ТАКТИКЕ
Некоторые мусульманские женщины изучили военное дело, прекрасно знали тактику боя, и могли руководить маленькими отрядами. Мугейре ибн Шобе была главой против Иранских Сасанидов. В этом бою многие женщины помогали мужчинам. В самый разгар сражения Сасаниды планировали нанести удар мусульманам с тыла. Азда, дочь Хариса, разгадавшая тактику врага, посоветовавшись с женщинами, приняла оперативное решение. Мусульманки сняли головные уборы, привязали их к пикам и издалека стали приближаться к происходящему бою.
Сасаниды, приняв развевающиеся платки за огромное количество знамён, приближающиеся из-за возвышенностей, подумали, что на помощь мусульманам спешат новые отряды. Враг был испуган, растерян и потерпел поражение. Таким образом, военная хитрость, применённая Аздой, стала причиной победы мусульман.
В) В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Исламская религия создала условия для развития литературных способностей женщин. Начиная с первых лет появления Ислама, мусульманки, в особенности женщины Курейша, было много умелых ораторов, талантливых писательниц и поэтесс. Рассказанные ими различные хадисы, стихи, отражающие исторические события, являются незаменимым историческим материалом. В литературных произведениях женщин Курейша наблюдается ясная логика, сильные эмоции, оригинальный взгляд на события, различные политические средства выражения.
Из поэтесс и литераторов-женщин из рода Курейша, живших в период раннего Ислама, можно перечислить сестёр отца пророка Мухаммада (САС) Сафия, Атика и Арва; жён Пророка Айша (р.а), Умми-Саляма (р.а), дочь Пророка Фатимеи-Захра (а), жену Али и мать Абульфазл Аббаса - Уммуль-Банин, дочерей Али Зейнаб и Умми-Кюльсум и многих других
Среди сподвижников Пророка были и женщины, не принадлежавшие Курейшу, но обладавшие поэтическим талантом. Например, жена Абузара - Умми-зар, дочь Хузейма ибн Сабита -Сабиа, дочь Асвада Уммюль-Хейсам, Баккареи-Хилалия и другие {см. Ибн Хаджар "Ал-Исабе").
Г) В ОБЛАСТИ КАЛЛИГРАФИИ И ПИСЬМА
В первом веке хиджры многие мусульманские женщины умели читать и писать, они занимались переписыванием Корана и текстов молитв. Шафа, дочь Абдуллаха, бывшая современницей Пророка, умела писать молитвы; она научила письму и чтению дочь халифа Умара - Хафсу.
Известный историк Балазури в своём произведении приводит имена просвещённых передовых женщин-мусульманок: дочь Агабе - Умми-Кюльсум; дочь Са'д -Айша, дочь Мигдада - Керима и другие.
Суюти в книге "Ал-Итган фи улумил-Гур'ан" пишет, что в период раннего Ислама дочь Абдуллаха ибн Хариса - Умми-Варага лично собирала стихи священного Корана в единую книгу.
В период своего правления халиф Умар обязал Зейда ибн Сабита собрать все суры Корана воедино. Зейд попросил дочь Омара ибн Хаттаба - Хафсу, чтобы она переписав, дала ему экземпляр Корана, который хранился у них дома. Предположительно, этот экземпляр был переписан самой Хафсой (см. Мухаммед Сидиг Хасан хан - "Хуснуль-усве").
Д) В НАУКЕ О ХАДИСАХ
В религиозных текстах можно встретить хадисы о Пророке, рассказанные женщинами. В Риджал (то есть, книгах, где приводятся имена и биографии рассказчиков хадисов), упоминаются имена более чем 1500 женщин - мухаддисов (рассказчиков хадисов}.
В книге Риджал, написанной шейхом Туей, из 6424 повествователей 62 — женщины. Из Исламских источников известны имена знаменитых женщин-повествователей: дочь Пророка -Фатимеи-Захра , жёны Пророка - Айша, Умми-Саляма, Зейнаб и Суда, сестра Айши - Асма, жена Али ( - Асма, дочь Умейса, сестра Али -Умми-Хани, прислужница Фатимы - Физза, жена Абдуллах ибн Мас'уда - Зейнаб, Уммуль-Хасан Наджаия, Умии-Руман, Уммии-Атия, Хусния, Умми-Исхаг и др.
На первом месте среди этих женщин по числу рассказанных хадисов стоит "Уммуль-мо'минин"Айши (р.а). В книгах встречаются 2208 (или 2210) хадиса, рассказанных ею.
Е) В ХОЗЯЙСТВЕ
На протяжении всей истории Ислама мусульманки занимались хозяйством, были мастерицами. Жена Зубейра ибн Аввама в совершенстве изучила огородничество и садоводство, вела хозяйство и помогала советом соседям. Одна из жен пророка умела строить гончарные печи. Женщины занимались торговлей мелких товаров. Среди первых мусульманок были широко распространены такие ремёсла, как косметология, врачевание, кулинария, портняжное дело, декоративное шитье.
Как известно из повествований, женщина по имени Умми-Ряхля Гушейрия, занимающаяся косметологией, пришла к Пророку, обратившись к нему сказала; "О Посланник Аллаха, я занимаюсь косметологией, украшаю женщин, чтобы они больше нравились своим мужьям. Но если это противоречит религии, я не буду этим заниматься". Пророк ответил этой женщине: "Умми-Ряхля, продолжай заниматься украшением женщин, чтобы они нравились своим мужьям" (См. "Низамул-хукюмати-навабия" ("Система правления Пророка")).
Повествуется также, что две сестры Умми-Атия и Умми-Хабиба, занимающиеся косметологией в Медине обратились к Пророку и спросили разрешение на продолжение занятия своим ремеслом. Пророк дал разрешение, даже дал Умми-Атие некоторые ценные советы по её профессии: "Не вытирай лица женщин тканью, так как ткань портит свежесть лица" (см. Табриси - "Макаримуп-ахлаг").
Ж) В ОБЛАСТИ ФИКХ И ШАРИАТА
Из истории Ислама известно, что женщины всегда проявляли интерес к изучению и исследованию религиозных указаний и всегда воодушевлялись на это благочестивыми.
Жёны и дочери Пророка, объясняя женщинам мусульманские законы, преодолели трудности, скопившиеся в этой области. Чаще всего, женщины обращались к "Уммуль-мо'мин" Аише (р.а.). Из исторических источников известно, что даже мужчины обращались к ней, чтобы найти ответы на свои вопросы.
Сын сестры Айши о ней писал так: "Я не поражаюсь знаниям Айши в области поэзии, потому что она является дочерью Абу Бакра. Знания в области фикх не удивляют меня, так как она - жена Пророка. Но меня восхищают её знания в области медицины, так как я не знаю, где она их подучила".
Из истории известно, что Пророк иногда советовался с женщинами. Например, при заключении мира Худейбия. Пророк советовался со своей женой Умми-Салама насчёт одного вопроса и последовал её совету.
Второй халиф Умар ибн Хаттаб также советовался с женщинами. Повествуется, что однажды Умар спросил у своей дочери Хафсы, что говорит шариат о том, в течение какого периода жена и муж могут находиться в разлуке, Хафса ответила, что этот период по закону шариата составляет 4 месяца. Умар повторил сказанное дочерью и рассказал об этом другим.
Также известно, что женщины исправляли ошибки в указах Умара в период его правления, и халиф демонстративно извинялся, признавая свою ошибку. Фатимеи-Захра, которая является религиозной главой женщин обоих миров превратила свой дом в Медине в школу и консультацию для женщин. Каждая, кто попав в затруднение, нуждалась в совете могла придти сюда и повысить своё образование. В "школе Фатимы" вырастали образованные и учёные женщины, имеющие сведения о светских науках.
В книге "Бихарул-анвар" говорится: "Одна женщина пришла к Фатимеи-Захра (а) и спросила: "Моя мать слаба, во время намаза у неё возникают некоторые вопросы. Она послал меня к тебе за ответом. Фатима ответила на её первый вопрос. Когда женщина задала второй вопрос, она ответила и на него. Таким образом, она ответила на 10 вопросов. Наконец, женщина почувствовала себя неловко от множества заданных вопросов; "О дочь пророка! Я не хочу утруждать тебя своими вопросами!" Фатима (а) ответила: "Когда хочешь, приходи ко мне и советуйся со мной"".
Историки, повествующие о роли женщин в науке и истории фикх в числе факихов периода первого века хиджры упоминают жён Пророка Айшу и Умми-Салама, а также дочь Умми-Саламы Зейнаб и дочь Абубекра - Асму, Такие женщины, как Умми-Эйман, Физза и дочь Умейса -Асма, взявшие уроки в школе Фатимы (а), имели независимое мнение в религиозных вопросах.
Некоторые известные учёные Ислама обучались у женщин, и не только не считали это для себя унизительным, наоборот, гордились этим. Учёный по хадисам Ибн Джовзи посвятил много хадисов своему педагогу, женщине по имени Шехда. Алламе Суюти, считающийся большим знатоком толкований, хадисов, истории и терминов, писал о том, что во многих науках его педагогами были женщины. Хатиб Багдади в период своего проживания в Мекке 5 дней обучался под руководством ученной женщины Кериме Мервезие, в течение которого он прочёл книгу Бухари "Сахих".
Источник: muslima.kg
Первые мусульманки в области культуры, их общественная и военная деятельность
Однажды один из известных шейхов был в одной мусульманской стране. Когда он проезжал мимо медресе, то спросил: «А кто учится в этих заведениях?». Ему ответили: «Мальчики». Он спросил: «А есть ли школы для девочек?». «О, нет, нет, шейх! Чем больше они знают, тем больше у нас будет проблем!». «Постойте!» - сказал шейх. - «Что же это за религия? О чем это вы говорите? Насколько я понимаю, Аллах обращается всегда к нам так: «Йа аййюха ллязийна амману..» ( О те, которые уверовали…). Т.е. Он обращается к мужчинам и женщинам одновременно. Любой аят или хадис относится как к мужчинам, так и к женщинам. И когда Пророк (мир ему) сказал нам: «Знание – это фард» (обязательно), то он имел в виду всех мусульман, включая женщин».
Источник: muslima.kg
Источник: muslima.kg