читать дальше1808 Сообщается, что ан-Наввас бин Сам'ан, да будет доволен им Аллах, сказал:
Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, стал рассказывать нам об Антихристе, говоря о нём, то тихо, то громко,1 и (в конце концов) мы решили, что (будет он величиной с) пальму.2 И когда мы пришли к нему вечером, он понял, что с нами происходит, и спросил: «Что с вами?» Мы сказали: «О посланник Аллаха, сегодня утром ты рассказывал об Антихристе, то понижая, то повышая голос, так что нам стало казаться, что (будет он величиной с) пальму!» (На это Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Не Антихрист заставляет меня больше всего бояться за вас, ибо если появится он в то время, когда я буду с вами,3 то я и буду вести с ним спор4 за вас, если же появится он в то время, когда меня среди вас не будет, тогда каждому придётся вести (с ним) спор за себя, а Аллах заменит меня (в этом) для каждого мусульманина.5 Поистине, (явится Антихрист в образе) юноши с курчавыми волосами, кривого на один глаз,6 которого я сравнил бы с Абд аль-'Уззой бин Катаном.7 Что же касается того из вас, кто доживёт до такого времени, когда он появится, пусть читает первые аяты суры «Пещера»,8 и, поистине, появится он на дороге между аш-Шамом и Ираком и будет сеять зло направо и налево. О рабы Аллаха, держитесь же (веры) твёрдо!»9 Мы спросили: «О посланник Аллаха, а сколько (времени) он будет оставаться на Земле?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Сорок дней(, из которых один) день будет подобен году(, ещё один) — месяцу, (а ещё один) — неделе, что же касается остальных его дней, то будут они подобны вашим дням». Мы спросили: «О посланник Аллаха, а достаточно ли будет(, если в тот) день, который окажется подобен году, мы совершим молитвы(, обычно совершаемые нами) ежедневно?»10 (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Нет, но определяйте в этот день время должным образом».11 Мы спросили: «О посланник Аллаха, а как быстро он будет передвигаться по земле?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Подобно дождевому (облаку), подгоняемому ветром. Он явится к людям и призовёт их,12 а они уверуют в него и ответят ему, и тогда по его велению небо (тотчас) прольётся дождём, земля же по его велению принесёт плоды, а вечером их животные вернутся с пастбищ, и будут горбы их подняты высоко как никогда, и вымя каждого будет полным как никогда и бока их будут крутыми как никогда.13 А потом он явится к (другим) людям и обратится с призывом и к ним, но они отвергнут его слова, и он покинет их, а их поразит засуха, и не останется у них никакого имущества.14 И тогда он пройдёт по опустошённой Земле и велит ей: «Исторгни твои сокровища!», — и сокровища её последуют за ним подобно рою трутней. Потом призовёт он к себе юношу в расцвете его молодости, ударит его мечом и разрубит на две части, которые разлетятся друг от друга на расстояние полёта стрелы, после чего он призовёт его к себе, и (этот юноша), лицо которого будет сиять (от радости, оживёт и) явится к нему. И в это же самое время Аллах Всевышний направит (к людям) Христа, сына Марйам, да благословит его Аллах и да приветствует, который спустится (на землю) у белого минарета в восточной части Дамаска в двух окрашенных в жёлтый цвет15 одеждах, возложив кисти рук на крылья двух ангелов. Когда он станет опускать голову, с нее будет капать (вода), а когда станет её поднимать, с неё будут скатываться капли, подобные жемчужинам, и кто бы из неверных ни ощутил аромат его дыхания, он обязательно умрёт, дыхание же его распространится настолько, насколько хватит его глаз. Затем (Иса, да благословит его Аллах и да приветствует,) станет искать (Антихриста), настигнет его у ворот Людда16 и убьёт, после чего Иса, да благословит его Аллах и да приветствует, придёт к людям, которых Аллах защитит от (Антихриста),17 проведёт рукой по их лицам и поведает им о том, какие места в Раю они займут, и в это время Аллах Всевышний ниспошлёт Исе, да благословит его Аллах и да приветствует, откровение(, в котором будет сказано): «Привёл Я (таких) рабов Моих, с которыми никто не в силах сражаться, укрой же рабов Моих на (горе) Тур!» И после этого Аллах пошлёт Йаджуджа и Маджуджа,18 и они устремятся с каждой возвышенности. Первые из них пройдут через Тивериадское озеро и выпьют его воду, а когда пройдут последние, они скажут: «Когда-то здесь была вода!» Что же касается пророка Аллаха Исы, да благословит его Аллах и да приветствует, то он и те, кто будет с ним находиться, останутся в осаде до тех пор, пока бычья голова для любого из них не покажется привлекательней, чем сотня динаров сегодня,19 и тогда пророк Аллаха Иса, да благословит его Аллах и да приветствует, и те, кто будет с ним находиться, да будет доволен ими Аллах, станут обращаться с мольбами к Аллаху Всевышнему, и Аллах нашлёт на шеи (Йаджуджа и Маджуджа) червей,20 а наутро все они как один окажутся растерзанными (и исчезнут).21 А после этого пророк Аллаха Иса, да благословит его Аллах и да приветствует, и те, кто будет с ним, да будет доволен ими Аллах, спустятся на Землю и не (смогут) найти ни единой пяди её, где не ощущалось бы (исходящее от) них зловоние.22 И тогда пророк Аллаха Иса, да благословит его Аллах и да приветствует, и те, кто будет с ним, да будет доволен ими Аллах, (снова) обратятся с мольбами к Аллаху Всевышнему, и Аллах Всевышний пошлёт (к ним) птиц, шеи которых будут подобны верблюжьим шеям, и (эти птицы) унесут их (тела) и бросят их там, где пожелает Аллах. А потом Всемогущий и Великий Аллах пошлёт (на землю такой сильный) дождь, что от него не сможет защитить ни глиняный дом, ни палатка, и он очистит землю, оставив её после себя подобной зеркалу. А потом земле будет сказано: «Принеси твои плоды и дай (людям вкусить) твоей благодати!», — и в тот же день (вырастет такое большое гранатовое дерево, что) целая группа людей (с трудом сумеет) съесть (хотя бы) один его плод и сможет укрыться в тени его кожуры. Что же касается молока, то окажется оно столь благословенным, что молока от одной верблюдицы будет достаточно для целой группы людей, молока от одной коровы будет достаточно для целого племени, а молока от одной овцы будет достаточно для нескольких семей. И в это время Аллах Всевышний пошлёт (на землю) приятный ветер, который подхватит (людей) за подмышки и унесёт с собой душу каждого верующего и каждого мусульманина, останутся же наихудшие люди, которые придут в возбуждение подобно ослам,23 и (такие увидят, как) наступит Час этот».24 (Муслим)
________________________________________
1 Имеется в виду, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил об этом с людьми долго, и когда начинал уставать, понижал голос, чтобы немного отдохнуть, а потом снова повышал его, чтобы привлечь внимание своих сподвижников к этому важному вопросу. Возможен также и другой вариант перевода: «...отзываясь о нём то с презрением, то представляя его как нечто значительное».
2 Имеется в виду, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил об искушениях Антихриста так, что люди стали считать это крайне важным, значительным и страшным.
3 Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил это ещё до того, как ему было открыто, что Антихрист появится среди людей в конце времён.
4 Иначе говоря, опровергать его ложные утверждения.
5 Это значит, что в отсутствие Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, Аллах позаботится о том, чтобы уберечь каждого мусульманина от искушений Антихриста и не дать ему отклониться от пути истинного.
6 Возможно, что имеется в виду человек со вздувшимся глазом.
7 По одним сообщениям, Абд аль-'Узза бин Катан принадлежал к племени бану муста'лик и погиб ещё во времена джахилиййи, а в той версии этого хадиса, которую приводит имам Ахмад, сообщается, что он принял Ислам и слышал эти слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, которого спросил: «О посланник Аллаха, не повредит ли мне сходство с ним?», — на что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Нет, ибо ты являешься верующим, а он — неверный».
8 Здесь имеются в виду десять первых аятов. В другой версии этого хадиса сообщается, что для того, чтобы уберечься от искушений Антихриста, следует читать десять последних аятов этой суры.
9 Имеется в виду, что Антихрист не ограничится распространением зла только там, где он будет находиться непосредственно, но ещё и станет рассылать своё воинство по всем сторонам.
10 То есть: достаточно ли будет совершения в этот день обычных пяти молитв? Ясно, что этот вопрос касается и тех дней, продолжительность которых будет равна месяцу и неделе.
11 Это значит, что в этот день после утренней молитвы людям надо будет совершить полуденную молитву, отмерив столько времени, сколько в среднем проходит между утренней и полуденной молитвами в обычные дни, послеполуденный надо будет совершить по истечении среднего промежутка времени, отделяющего полуденную молитву от послеполуденной, и так далее, а после совершения пяти молитв необходимо начать отсчёт сначала и поступать так на протяжении всего этого дня, а также и тех дней, которые по продолжительности будут равны месяцу и неделе.
12 Имеется в виду, что Антихрист призовёт людей уверовать в то, что он является их Господом.
13 Имеется в виду, что горбы верблюдов поднимутся, так как нальются жиром, и по той же причине бока животных округлятся.
14 Здесь имеется в виду либо скот, который падёт по причине засухи, либо любое имущество вообще.
15 В комментариях указывается, что эти одежды будут окрашены красителем, полученным из жёлтого дерева, и шафраном.
16 Людд — селение неподалеку от Иерусалима.
17 То есть: защитит от его искушений, в результате чего они сохранят свою веру и не собьются с пути.
18 Йаджудж и Маджудж (библейские Гог и Магог) — упоминающиеся в Коране враждебные людям существа, живущие за стеной на крайнем востоке Земли. Накануне Судного дня эта стена разрушится «и они устремятся с каждой возвышенности» («Пророки», 96).
19 Иными словами, они станут страдать от голода.
20 Имеется в виду особый вид червей, обитающих в носах верблюдов и овец.
21 Здесь имеется в виду, что по воле Аллаха эти могущественные существа окажутся уничтоженными существами ничтожными.
22 То есть: зловоние от растерзанных трупов Йаджуджа и Маджуджа.
23 Имеется в виду, что они станут публично совокупляться с женщинами подобно ослам, не стесняясь присутствия людей.
24 То есть: Судный день.
1809 Сообщается, что Риб'и бин Хираш, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) мы вместе с Абу Мас’удом аль-Ансари пошли к Хузайфе бин аль-Йаману, да будет доволен ими всеми Аллах, и Абу Мас'уд попросил его: «Расскажи мне, что слышал ты от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, об Антихристе». (Абу Мас’уд) сказал: «Поистине, (когда) появится Антихрист, будут с ним вода и огонь, и то, что будет представляться людям водой, (на самом деле окажется) жгучим огнём, а то, что будет представляться им огнём, (на самом деле окажется) прохладной и приятной водой, и пусть тот из вас, кто доживёт до этого, бросается в то, что покажется ему огнём, (так как на самом деле) это будет сладкой и приятной водой». (А потом) Абу Мас'уд сказал: «И я слышал это (от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует)». (Аль-Бухари; Муслим)
1810 Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Появится Антихрист (среди членов) моей общины и останется (там) в течение сорока, и не знаю я, будет это сорок дней, сорок месяцев или сорок лет, а потом Аллах Всевышний пошлёт Ису, сына Марйам, да благословит его Аллах и да приветствует, который станет искать (Антихриста) и убьёт его. И после этого люди проживут семь лет, в течение которых не будет между ними никакой вражды, а затем Всемогущий и Великий Аллах пошлёт со стороны аш-Шама прохладный ветер, и не останется на Земле ни одного человека, имеющего в сердце благо или веру весом хотя бы с пылинку, которого (этот ветер) не унесёт с собой, и даже если кто-нибудь из вас проникнет внутрь горы, он тоже проникнет туда, чтобы забрать его. (И после этого) останутся (на Земле только) наихудшие люди, которые будут лёгкими, словно птицы, и (уподобятся) диким зверям,1 и не станут они ни признавать добро, ни порицать дурное. И предстанет перед ними Шайтан (в образе человека, который) спросит (их): «(Подчинитесь) ли вы (мне)?» Они спросят: «А что ты повелишь нам?», - и он повелит им поклоняться идолам, а они (подчинятся ему) в этом(, благодаря чему получат) обильный удел и (станут наслаждаться) приятной жизнью. А потом протрубят в трубу,2 и любой (человек), услышавший (этот звук), станет внимать ему, вытягивая (и наклоняя) шею. Первым же услышавшим (этот трубный глас) станет человек, который будет обмазывать глиной стенки водоёма (для поения) своих верблюдов, и он, как и (все остальные) люди, будет поражён, а потом Аллах пошлёт (или: ...Аллах ниспошлёт) дождь, подобный росе, от которого тела людей станут расти.3 Затем протрубят в трубу во второй раз, и (люди) восстанут, озираясь (по сторонам), после чего будет сказано: «О люди, идите к вашему Господу!», — (и будет сказано): «Остановите их!», — (после чего людей) станут спрашивать,4 а потом (ангелам) будет сказано: «Выведите (тех, кого пошлют) в Огонь!» (Они) спросят: «Сколько?», — и будет сказано: «По девятьсот девяносто девять из каждой тысячи», — и этот День сделает детей седыми, и в этот День обнажится голень.5 (Муслим)
________________________________________
1 Имеется в виду, что они станут с лёгкостью птиц устремляться ко всему дурному и будут преследовать друг друга подобно диким зверям.
2 Иначе говоря, раздастся первый трубный глас Судного дня, после которого всё живое умрёт.
3 Имеется в виду, что после первого трубного гласа, когда люди падут бездыханными, пройдёт достаточно много времени, и тела их истлеют.
4 Имеются в виду вопросы о том, чем они занимались в земной жизни.
5 Это значит, что откроется истинная суть всех вещей, и людей охватит ужас. В комментариях указывается также, что эти слова могут означать: воссияет великий свет и люди падут ниц. Возможно также, что имеется в виду проявление могущества Аллаха.
1811 Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Нет такого селения, (на землю которого) не ступит Антихрист, если не считать Мекки и Медины, (ибо) на каждом из (ведущих к ним) проходов1 обязательно выстроятся рядами ангелы, которые будут охранять (эти города). И тогда опустится (Антихрист) на солончак, и трижды сотрясётся Медина и удалит Аллах из неё каждого неверного и лицемера. (Муслим)
________________________________________
1 По-арабски «анкаб» — отверстия; подкопы.
1812 Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Последуют за Антихристом семьдесят тысяч иудеев Исфахана, одетых в тайлясаны.1 (Муслим)
________________________________________
1 Тайлясан — зелёный персидский плащ.
1813 Передают со слов Умм Шарик, да будет доволен ею Аллах, что она слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Люди обязательно станут убегать от Антихриста в горы. (Муслим)
1814 Сообщается, что Имран бин Хусайн, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не будет между сотворением Адама, да благословит его Аллах и да приветствует, и наступлением Часа этого ничего более значительного,1 чем (появление) Антихриста». (Муслим)
________________________________________
1 То есть: более значительного испытания, от которого спасутся лишь немногие.
1815 Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
(Когда) явится Антихрист, направится к нему (один) человек из числа верующих, и встретят его дозорные — дозорные Антихриста, которые спросят его: «Куда ты (идёшь)?» Он ответит: «Я иду к тому, кто появился (среди нас)». Они спросят его: «Разве не веруешь ты в нашего Господа?» Он скажет: «Нет ничего такого, что было бы неизвестно о нашем Господе.1 Тогда они скажут: «Убейте его!», — но станут они и говорить друг другу: «Разве не запретил вам Господь ваш убивать кого бы то ни было без Него?», — после чего поведут его к Антихристу. Увидев его, этот верующий воскликнет: «О люди, это ведь Антихрист, о котором говорил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!» Тогда по приказу Антихриста его положат на живот, и он скажет: «Схватите и израньте его!», — и ему нанесут множество ударов по спине и животу, После чего (Антихрист) спросит: «Разве ты не веруешь в меня?», — а он скажет: «Ты — Антихрист!» И после этого по его приказу (этого человека) распилят надвое(, начиная) от середины головы и до ног, а потом Антихрист пройдёт между двумя половинками (его тела) и скажет ему: «Восстань!», — и он поднимется. После этого он спросит: «Разве ты не веруешь в меня?», — (на что этот человек) ответит: «Я только узнал тебя ещё лучше!»2 А потом он скажет: «О люди, поистине, после меня не сделает он подобного ни с кем из людей!», — и тогда Антихрист схватит его, чтобы зарезать, но Аллах превратит в медь (те части его тела), что (находятся) между шеей и ключицей, и (Антихрист) ничего не сможет с ним поделать. И тогда он схватит его за руки и за ноги и бросит, и люди посчитают, что он бросил его в Огонь, но будет он брошен только, в Рай!» И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «И станет этот (человек) пред Господом миров величайшим шахидом из (всех) людей». (Муслим. Аль-Бухари приводит этот хадис частично.)
________________________________________
1 Имеется в виду, что высочайшие атрибуты Аллаха известны, что же касается Антихриста, то его обличье указывает на то, что он лжёт.
2 То есть: всё это ещё больше убеждает меня в том, что ты являешься лжецом.
1816 Сообщается, что аль-Мугира бин Шу'ба, да будет доволен им Аллах, сказал:
Никто не расспрашивал посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, об Антихристе больше меня, и, поистине, он сказал мне: «А что тебя беспокоит?» Я сказал: «Они говорят, что будет с ним (целая) гора хлеба и (целая) река воды». (На это Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Это будет для Аллаха легче, чем то!»1 (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Имеется в виду, что важными для Аллаха будут не те проявления могущества Антихриста, которые увидят люди, а то, что многие из них уверуют в правдивость его слов.
1817 Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Не было такого пророка, который не предостерегал бы свою общину от (этого) кривого лжеца. Поистине, он будет кривым на один глаз, тогда как ваш Всемогущий и Великий Господь, поистине, кривым не является, (и ещё будут) начертаны меж глаз (Антихриста буквы) «каф», «фа» и «ра».1 (Аль- Бухари; Муслим)
________________________________________
1 В другой версии этого хадиса, которую приводит только аль-Бухари, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «...и меж глаз его будет написано "неверный" (кяфир)». Вышеупомянутые буквы образуют собой корни арабских слов «неверный» (кяфир) и «неверие» (куфр).
1818 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Я расскажу вам об Антихристе то, о чём ни один пророк не рассказывал своему народу. Поистине, будет он кривым и, поистине, принесёт он с собой подобие рая и огня, и то, что он (будет) называть раем, (окажется) огнём. (Аль-Бухари; Муслим)
1819 Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, упомянувший среди людей об Антихристе, сказал: «Поистине, Аллах кривым не является, а Антихрист крив на правый глаз, и глаз его (будет напоминать собой) выпуклую виноградину». (Аль-Бухари; Муслим)
1820 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Не настанет Час этот, пока мусульмане не сразятся с иудеями, когда станут (иудеи) прятаться за камнями и деревьями, а камни и деревья будут говорить: «О мусульманин, вот позади меня иудей, иди же и убей его!», — (и скажет это каждое дерево,) кроме гаркада,1 ибо (гаркад) относится к числу иудейских деревьев. (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Гаркад — разновидность колючего кустарника.
1821 Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не прейдёт мир этот до тех пор, пока человек, которому (доведётся) пройти рядом с могилой, не станет кататься по ней, восклицая: «О если бы оказался я на месте лежащего в этой могиле!», — и (причиной тому) будет не религия, а только невзгоды (мира этого)». (Аль-Бухари; Муслим)
1822 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Не настанет Час этот, пока не откроет Евфрат (целую) гору золота, из-за которой (люди) станут сражаться (друг с другом), и погибнет девяносто девять человек из каждой сотни и каждый из них будет говорить: «Может быть, (именно) я окажусь тем, кто спасётся».
В другой версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
Скоро Евфрат откроет сокровищницу золота, но пусть тот, кому (придётся) жить (в это время), ничего из этого не берёт. (Аль-Бухари; Муслим)
1823 Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «(Люди) покинут Медину,1 которая будет в своём наилучшем состоянии, и не станет появляться там никто, кроме посещающих», — имея в виду зверей и птиц. (И Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал также: «Последними же, кто будет собран,2 окажутся два пастуха из (племени) музайна, которые направятся в Медину, прикрикивая на своих овец, и обнаружат (там только) диких зверей, когда же они достигнут Санийат аль-Вада’,3 то упадут (замертво) на лица свои». (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Это случится незадолго до дня Воскресения.
2 То есть: воскрешён.
3 Название горного прохода.
1824 Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Будет один из ваших халифов в конце времён раздавать деньги, не считая их. (Муслим)
1825 Передают со слов Абу Мусы аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Непременно наступит для людей такое время, когда человек будет (везде) ходить со (своим) золотом(, желая подать) милостыню, но не найдёт никого, кто (согласился бы) принять её от него, и (можно) будет увидеть, как за одним мужчиной следуют сорок женщин, ищущих у него защиты, из-за малочисленности мужчин и многочисленности женщин.1 (Муслим)
________________________________________
1 Мужчин останется мало либо потому, что большинство их будет погибать в войнах, либо потому, что рождаться будут в основном девочки.
1826 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
(Как-то) раз один человек купил у другого поместье, а потом тот, кто купил это поместье, нашёл (там) кувшин с золотом и сказал (продавшему его): «Возьми (у меня) своё золото, ведь я покупал у тебя только землю и не покупал золота». (Человек,) которому (принадлежала) эта земля, сказал: «Но я ведь продал тебе землю со всем тем, что в ней было!», — после чего они обратились на суд к одному человеку, который спросил: «Есть ли у вас дети?» Один из них сказал: «У меня есть сын», — другой же сказал: «У меня есть дочь». (Тогда этот человек) сказал: «Выдайте девушку замуж за юношу, израсходуйте деньги на них, а (оставшееся) раздайте (неимущим)». (Аль-Бухари; Муслим)
1827 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Были две женщины со своими сыновьями(, как вдруг) прибежал волк, унёс сына одной из них, и она сказала своей подруге: «Волк унёс твоего сына!» Другая (женщина) сказала: «Нет, это был твой сын!», — и тогда они обратились на суд к Дауду, да благословит его Аллах и да приветствует, который вынес решение (отдать) его старшей. А потом они пошли к Суляйману, сыну Дауда, да благословит его Аллах и да приветствует, и рассказали ему (обо всём), а он сказал: «Принесите мне нож, и я разделю его между ними». Тогда младшая воскликнула: «Не делай этого, да помилует тебя Аллах, это её сын!», — после чего он вынес решение отдать его младшей.1 (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Пророк Суляйман, мир ему, сделал вывод о том, что настоящей матерью ребёнка была именно младшая женщина, так как она была готова пойти на всё, лишь бы не причинять ему вреда.
1828 Передают со слов Мирдаса аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Праведные будут уходить1 один за одним, и (в конце концов) останутся на (Земле люди, столь же бесполезные,) как и отходы от ячменя или фиников, о которых Аллах не будет проявлять никакой заботы. (Аль-Бухари)
________________________________________
1 То есть: умирать.
1829 Сообщается, что Рифа'а бин Рафи' аз-Зураки, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) Джибриль явился к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и спросил: «Кем вы считаете тех из вас, кто (участвовал в битве при) Бадре?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) ответил: «Лучшими из мусульман», — или же (он сказал) что-то подобное. (Джибриль) сказал: «Такими же являются и ангелы, принимавшие участие (в битве) при Бадре». (Аль-Бухари)
1830 Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Когда Аллах Всевышний насылает наказание на какой-нибудь народ, оно поражает собой всех тех, кто к нему принадлежит,1 а потом будут они воскрешены (и воздается им) по делам их. (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 В Коране сказано: «Страшитесь бедствия, которое поразит не только тех из вас, кто грешил!» («Добыча», 25).
1831 Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Сначала) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, становился (для произнесения хутбы) на пальмовый пень, а когда (для него) был установлен минбар, мы услышали (исходившие от) этого пня звуки, подобные звукам(, издаваемым) стельными верблюдицами(, которые) прекратились лишь тогда, когда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сошёл вниз и возложил на него руку.
В другой версии (этого хадиса сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал):
А когда наступила пятница, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сел на минбаре, и тогда пальма, возле которой он раньше произносил проповеди, стала издавать такой крик, что чуть не раскололась.
В третьей версии (этого хадиса сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал):
И (тогда) она закричала подобно ребёнку, а Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, спустился вниз, взялся за неё и прижался к ней, после чего (эта пальма) принялась стонать как ребёнок, которого стараются успокоить, (и стонала,) пока не затихла(, после чего Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Она плакала(, тоскуя) по (словам) поминания (Аллаха), которые слышала (прежде)». (Аль-Бухари)
1832 Сообщается, что Абу Са'ляба аль-Хушани Джурсум бин Нашир, да будет доволен им Аллах, сказал:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний возложил (на людей определённые) обязанности, так не пренебрегайте же ими, и установил (определённые) границы, так не преступайте же их, и запретил (определённые) вещи, так не нарушайте же (эти запреты), и умолчал о (некоторых) вещах по милости к вам, а не по забывчивости, так не доискивайтесь же их!»1 (Хороший хадис, который приводит Ад-Даракутни и другие мухаддисы.)
________________________________________
1 То есть: не старайтесь выяснить, о чем именно умолчал Аллах Всевышний, так как это может привести к возложению на вас дополнительных трудных обязанностей.
1833 Сообщается, что Абдуллах бин Абу Ауфа, да будет доволен им Аллах, сказал:
Мы совершили с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, семь военных походов1(, во время которых) ели саранчу.
В другой версии (этого хадиса сообщается, что Абдуллах бин Абу Ауфа, да будет доволен им Аллах, сказал):
...(во время которых) ели саранчу вместе с ним. (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Всего же Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, принимал участие более чем в двадцати походах.
1834 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Верующего не ужалят дважды из (одной и той же) норы.1 (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Смысл этих слов в том, что верующий человек должен учиться на своих ошибках и не повторять их.
1835 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
С тремя не заговорит Аллах в День воскресения, не посмотрит на них и не очистит их, и им (уготовано) мучительное наказание: человеку, имеющему в пустыне излишки воды и отказывающему в ней путнику, человеку, который после послеполуденной молитвы1 договорился с (другим) человеком о продаже какого-либо товара, поклявшись Аллахом, что сам он взял его по такой-то цене, и (покупатель) поверил ему(, хотя на самом деле было) не так, и человеку, который присягает правителю только ради мирских (благ), и если тот даёт ему это, выполняет (своё обещание), а если нет, то нарушает его. (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Этот период выделен особо, так как после послеполуденной молитвы ангелы ночи встречаются с ангелами дня, и какое-то время и те и другие остаются рядом с человеком.
1836 Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) я передал (людям, что) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Между двумя трубными гласами (пройдёт) сорок». Они спросили: «О Абу Хурайра, сорок дней?», —но я отказался (отвечать). Они (снова) спросили: «Сорок лет?», — но я отказался (отвечать). Они (снова) спросили: «Сорок месяцев?»
(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах,) сказал: «И я отказался (отвечать)», — (а потом добавил): «И истлеют все (части тела) человека, кроме копчика, с которого (Аллах) создаст его (заново), а потом Аллах ниспошлёт с небес воду, и станут они1 расти подобно тому, как растёт трава».2 (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Имеются в виду тела всех людей.
2 Всё сказанное Абу Хурайрой, да будет доволен им Аллах, о Судном дне он слышал от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.
1837 Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды,) когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, беседовал с собравшимися людьми, к нему подошёл какой-то бедуин и спросил: «Когда (настанет) Час этот?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, продолжал разговаривать, (не отвечая ему,) и некоторые люди сказали: «Он слышал, что сказал (этот бедуин), но ему это не понравилось», — (другие же) сказали: «Нет, он не слышал». Закончив говорить, (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) спросил: «Где же спрашивавший о Часе?» (Бедуин) откликнулся: «Я здесь, о посланник Аллаха», Тогда он сказал: «Когда будет погублено отданное на хранение (амана), тогда и жди наступления этого Часа».1 (Бедуин) спросил: «Как же это будет погублено?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) ответил: «Такое случится, если (это) дело2 будет поручено недостойным, и (тогда следует) ждать наступления Часа этого!» (Аль-Бухари)
________________________________________
1 В данном случае под «отданным на хранение» понимается шариатское знание, которое необходимо сохранять и передавать из поколения в поколение, что будет способствовать сохранению Ислама, требующего от людей выполнения определённых велений Аллаха и отказа от того, что Он запретил им. В другом хадисе, приводимом аль-Бухари, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Одним из признаков приближения Часа этого станет то, что знания станут искать у самых младших. Таким образом, в целом речь идёт об исчезновении истинного знания и распространении невежества.
2 То есть: сохранение знания.
1838 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
(Имамы) совершают с вами молитвы, и когда они (всё) делают правильно,1 то (награда достаётся) вам,2 если же они ошибаются, то вам (всё равно достаётся награда), но (это) оборачивается против них.3 (Аль-Бухари)
________________________________________
1 Здесь речь идёт как о совершении обязательной молитвы в установленное для неё время, так и о правильном совершении всех её элементов.
2 В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: ...и если они всё делают правильно, то (награда достаётся) и вам, и им...
3 Если имам намеренно сделает что-нибудь неверно, то он понесёт на себе бремя греха. Если же имам случайно совершит что-нибудь такое, что сделает его молитву недействительной, ему надо будет повторить ее заново, но это не значит, что из-за этого недействительной станет молитва тех, кто стоял за ним. Во втором случае более соответствующим был бы другой вариант перевода: «...то вам (всё равно достанется) награда, но им надо будет (повторить молитву)».
1839 Сообщается, что о словах Аллаха Всевышнего:
«Вы (составляете собой) лучшую из представленных людям общин...»,1 — Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Лучшими для людей окажутся те люди, которые приведут их с цепями на шеях, чтобы они присоединились к Исламу».2 (Аль-Бухари)
________________________________________
1 Сура «Семейство Имрана», 110.
2 Подразумевается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, слышал эти слова от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.
1840 Передают со слов Абу Хурайры, да будет, доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Аллах подивится1 людям, которые войдут в Рай в цепях.2 (Аль-Бухари)
Это значит, что они попадут в плен и будут закованы в цепи, а потом примут Ислам и войдут в Рай.
________________________________________
1 Имеется в виду, что Аллах будет весьма доволен такими людьми, которых ждёт большая награда.
2 Здесь, как и в предыдущем хадисе, имеются в виду люди, которых мусульмане захватят в плен во время военных действий и закуют в цепи. Их пленение послужит причиной того, что они впоследствии убедятся в истинности Ислама и добровольно примут эту религию, что позволит им войти в Рай в мире вечном.
1841 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Самыми любимыми (местами) городов (биляд)1 для Аллаха являются их мечети, а самыми ненавистными — их рынки.2 (Муслим)
________________________________________
1 «Биляд» — мн. число от «баляд», что означает также «страна; область».
2 Причиной является то, что, с одной стороны, на рынках люди чаще всего обманывают друг друга, занимаются ростовщичеством и совершают прочие неподобающие вещи, а с другой, меньше всего поминают Аллаха.
1842 Сообщается, что Сальман аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, сказал:
Если сможешь, ни в коем случае не становись ни первым из тех, кто входит на рынок, ни последним из тех, кто покидает его, ибо (на рынке ведет) свои сражения Шайтан1 и там он водружает своё знамя. (В таком виде этот хадис приводит Муслим.)
Этот хадис приводит в своём «Сахихе» и аль-Баркани. В нём со слов Сальмана, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Не становись ни первым из входящих на рынок, ни последним из выходящих оттуда(, ибо) там Шайтан откладывает яйца и выводит (своих) птенцов.2
________________________________________
1 Имеется в виду, что именно там шайтан чаще всего подталкивает своих друзей из числа людей к совершению запретного.
2 Метафорическое обозначение рынка как места, где совершаются угодные шайтану деда.
1843 Передают со слов Асима аль-Ахваля, что Абдуллах бин Сарджис, да будет доволен ими Аллах, сказал:
(Однажды) я сказал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «О посланник Аллаха, да простит тебя Аллах!», — а он сказал (мне): «И тебя!»
Асим сказал:
Я сказал (Абдуллаху): "Так посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, попросил Аллаха простить тебя?" Он сказал: "Да, и тебя (тоже)", — после чего прочитал аят(, в котором говорится): "...и (проси прощения) за свой грех, и проси прощения для верующих мужчин и женщин"».1 (Муслим)
________________________________________
1 Сура «Мухаммад», 19.
1844 Передают со слов Абу Мас'уда аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Поистине, дошло до людей из слов первого пророчества1 (следующее): если ты не чувствуешь стыда, то делай, что хочешь.2 (Аль-Бухари)
________________________________________
1 Иначе говоря, со слов тех пророков, которые жили до Мухаммада, да благословит Аллах их всех и да приветствует.
2 В комментариях указывается, что эти слова можно понимать как разрешение совершать любые дела, если человек не чувствует стыда пред Аллахом и людьми, что указывает на их дозволенность. С другой стороны, эти слова можно понимать и как угрозу: если ты лишён чувства стыда, то можешь творить, что угодно, но потом Аллах воздаст тебе за всё.
1845 Передают со слов Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
В День воскресения прежде всего рассудят между собой людей в (том, что было связано с) кровопролитием.1 (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Другими словами, Аллах прежде всего рассудит между собой убийц и тех, кого они убили.
1846 Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Ангелы были созданы из света, джинны — из чистого пламени,1 а Адам — из того, о чем вам было сказано.2 (Муслим)
________________________________________
1 См. суру «Милостивый», 15. Имеется в виду бездымное пламя.
2 Здесь имеется в виду тот аят Корана, где сказано: «Мы создали вас из (земли), и в неё Мы вернём вас и из неё Мы извлечём вас ещё раз». («Та ха», 55).
1847 Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
Нравом Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, был Коран.1 (Часть длинного хадиса, приводимого Муслимом.)
________________________________________
1 Имеется в виду, что нравственные качества Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, полностью соответствовали всем установлениям Корана.
1848 Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Аллах желает встречи с тем, кто желает встречи с Аллахом, и не желает встречи с тем, кто не желает встретиться с (Ним)». Я сказала: «О посланник Аллаха, (ты имеешь в виду) нежелание смерти? (Но ведь) никто из нас не желает её!» (На это Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Дело не в этом, а в том, что когда верующий получает радостную весть о милости Аллаха, Его благоволении и Его Рае, он (начинает) желать встречи с Аллахом,1 а Аллах желает встречи с ним.2 (Что же касается) неверного, то, поистине, когда он получает весть о мучениях(, которым подвергнет его) Аллах, и (ожидающем его проявлении) гнева Аллаха, встреча с Аллахом становится для него ненавистной, и Аллаху (также) ненавистна встреча с ним. (Муслим)
________________________________________
1 Речь идёт о верующем, получающем незадолго до смерти радостную весть о той награде Аллаха, которая ожидает его за благие дела.
2 Иначе говоря, Аллах выражает такому человеку Своё благоволение.
1849 Сообщается, что мать правоверных Сафийа бинт Хуйайй, да будет доволен ею Аллах, сказала:
(Однажды) ночью, когда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, неотлучно находился в мечети,1 я пришла навестить его. Поговорив с ним (некоторое время), я поднялась, чтобы вернуться (к себе домой), и (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, тоже) поднялся вместе со мной, чтобы проводить меня. (В это время) мимо проходили двое из числа ансаров, да будет доволен Аллах ими обоими, которые ускорили шаги, увидев Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал (им): «Не спешите, это ведь Сафийа бинт Хуйайй!»2 Они воскликнули: «Преславен Аллах, (Субхана-Ллахи)3 о посланник Аллаха!4 (Тогда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Поистине, шайтан (проникает) в человека(, распространяясь) в нём подобно крови, и, поистине, я побоялся, что он сможет заронить в ваши сердца (что-нибудь) дурное (или: ...что-нибудь)!» (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Речь идёт о неотлучном пребывании в мечети (и 'тикяф) в течение последних десяти дней Рамадана.
2 Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал это, чтобы шайтан не внушил ансарам о нём никаких дурных мыслей.
3 Смысл этого восклицания в данном случае таков: разве мы можем думать о тебе что-нибудь, кроме хорошего?!
4 Имеется в виду, что им было тяжело сознавать, что Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, могло показаться, будто они подумали о нём что-нибудь плохое.
1850 Сообщается, что Абу-ль-Фадль аль-Аббас бин Абд аль-Мутталиб, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я участвовал в (битве при) Хунайне вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и мы с Абу Суфйаном бин аль-Харисом бин Абд аль- Мутталибом повсюду следовали за ним, не отходя от него ни на шаг, что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, то он сидел верхом на белой мулице. Схватившись с многобожниками, мусульмане (сначала) обратились в бегство, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, стал направлять свою мулицу в сторону неверных, (и в это время) я удерживал за узду его мулицу, чтобы она не бежала слишком быстро, а Абу Суфйан держался за его стремя. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, воскликнул: «О Аббас, призови (ко мне) давших клятву под деревом!»1
Аль-Аббас, обладавший очень громким голосом,2 сказал:
(Тогда) я изо всех сил закричал: «Где дававшие клятву под деревом?», — и, клянусь Аллахом, услышав мой голос, они потянулись ко мне подобно коровам, которых тянет к их телятам, и закричали: «Вот мы перед тобой, вот мы перед тобой!», — после чего (снова бросились) в бой с неверными. Что же касается ансаров, то (они призывали друг друга) криками: «О сообщество ансаров, о сообщество ансаров!», — а потом стали кричать только: «О бану-ль-харис бин аль-хазрадж!»3 И тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сидевший верхом на своей мулице, наклонился вперёд, наблюдая за их сражением, и сказал: «Вот когда разгорелся (настоящий) бой!» Потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, набрал пригоршню мелких камешков и бросил их в лица неверных,4 а потом воскликнул: «Они разбиты, клянусь Господом Мухаммада!» И я стал смотреть на бой, увидев, что он продолжается, как и раньше,5 и, клянусь Аллахом, он только бросил в них этими камешками, но (после этого неверные) стали неуклонно терять силы и (в конце концов) бросились в бегство. (Муслим)
________________________________________
1 Имеются в виду люди, давшие Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, «клятву, угодную Аллаху» (бай'ату-р-ридван) в аль-Худайбийи.
2 Сообщается, что его крик можно было услышать на расстоянии восьми миль.
3 Имеется в виду, что стали раздаваться крики людей, призывавших в бой только хазраджитов, которые относились к одному из двух племён ансаров, аус и хазрадж.
4 О битве при Бадре в Коране сказано: «Не ты бросал, когда бросал, это Аллах бросал...» («Добыча», 17).
5 Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, хочет сказать, что силы сражавшихся на тот момент были равны.
1851 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
О люди, поистине, Аллах является Благим, и Он не принимает ничего, кроме благого,1 и, поистине, Аллах повелел верующим то же, что повелел Он и посланникам, и Всевышний сказал: «О посланники! Вкушайте благое2 и совершайте праведные дела».3 Всевышний также сказал: "О те, кто уверовал! Вкушайте из (того) благого, чем Мы наделили вас..."»4
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
А потом (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) упомянул о покрытом пылью человеке с всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает свои руки к небу(, повторяя): «О Господь!»,5 — (и сказал: «Однако) пища его запретна, и питьё его запретно, и одежда его запретна и вскормлен он был запретным, так как же может быть дан ответ (на его мольбу)?!» (Муслим)
________________________________________
1 Имеется в виду благоприобретённое и дозволенное.
2 То есть: ешьте то, что является дозволенным и нравится вам.
3 Сура «Верующие», 51.
4 Сура «Корова», 172.
5 Имеется в виду, что этот человек обращается к Аллаху со своими мольбами.
1852 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
В День воскресения Аллах не заговорит с тремя, не посмотрит на них и не очистит их, и им (уготовано) мучительное наказание. (Этими тремя являются) блудливый старец, лживый правитель и горделивый бедняк. (Муслим)
1853 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Сайхан и Джайхан,1 Евфрат и Нил — все (эти реки) из числа рек Рая. (Муслим)
________________________________________
1 Некоторые комментаторы считают, что под названиями Сайхан и Джайхан следует понимать Сайхун и Джайхун (арабские названия Сырдарьи и Амударьи), что же касается имама ан-Навави, то он считает, что речь идёт о других реках.
1854 Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, взял меня за руку и сказал: «Аллах создал Землю в субботу, и Он создал на ней горы в воскресенье, и Он создал деревья в понедельник, и Он создал (всё) дурное во вторник, и Он создал свет в среду, и Он распространил по (Земле) животных в четверг и Он создал Адама, да благословит его Аллах и да приветствует, в послеполуденное время в пятницу, (и стал он) последним творением(, созданным) в последнюю часть дня между послеполуденным временем и ночью». (Муслим)
1855 Сообщается, что Абу Суляйман Халид бин аль-Валид, да будет доволен им Аллах, сказал:
В день (битвы при) Муте1 сломалось у меня в руке девять мечей, и не осталось у меня в руке ничего, кроме йеменского клинка. (Аль-Бухари)
________________________________________
1 Битва при Муте на южных границах 'аш-Шама состоялась в августе или сентябре 929 года, когда малочисленному отряду мусульман в течение нескольких дней приходилось сдерживать многократно превосходящие силы византийцев, а потом отступить и вернуться в Медину.
1856 Передают со слов Амра бин аль-Аса, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Если судья вынесет самостоятельное решение1 и (его решение) окажется правильным,2 ему полагаются две награды, если же он вынесет самостоятельное решение и ошибётся, то ему (полагается одна) награда. (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Здесь речь идёт об иджтихаде: умении использовать и интерпретировать религиозно-правовые источники в процессе поисков самостоятельного решения в тех случаях, когда однозначного ответа на возникающие вопросы вышеупомянутые источники не дают.
2 Иначе говоря, соответствующим решению Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует.
1857 Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Горячка (возникает) от расширения Ада, охлаждайте же её водой. (Аль-Бухари; Муслим)
Глава 370: (В которой приводятся) различные занимательные рассказы
Islam-edinobojie
| среда, 07 июля 2010