читать дальшеГлава 362: О строгом запрещении колдовства
Аллах Всевышний сказал:
«Суляйман не был неверным, но шайтаны впали в неверие, принявшись обучать людей колдовству...» («Корова», 102)
1793 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Избегайте (совершения) семи губительных (грехов)». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, а что это (за грехи)?» Он сказал: Поклонение другим наряду с Аллахом, колдовство, убийство человека, которогo Аллах запретил убивать иначе как по праву,1 ростовщичество, проедание имущества сироты, отступление в день наступления и обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, не помышляющих (ни о чём дурном)». (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Имеется в виду не конкретный человек, а люди вообще, убивать которых можно только в случаях, на что имеются соответствующие указания в Шариате.
Глава 363: О том, что запретно отправляться в страну неверных со свитком Корана, если есть основания опасаться, что он может попасть в руки врага
1794 Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, запрещал ездить на земли, принадлежащие врагам (мусульман со свитками) Корана. (Аль-Бухари; Муслим)
Глава 364: О запрещении использования золотых и серебряных сосудов для еды, питья, омовения и прочих целей
1795 Сообщается, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «В животе (такого человека,) который пьёт из серебряного сосуда, будет шуметь пламя Ада!» (Аль-Бухари; Муслим)
В той версии (этого хадиса, которую приводит только) Муслим, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
...который ест или пьёт из золотых и серебряных сосудов...
1796 Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:
Поистине, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, запретил нам носить (одежду из) шёлка и дибаджа1 и пить из золотых и серебряных сосудов и он сказал: «(Всё это) предназначено для них2 в мире этом, а для нас - в мире вечном». (Аль-Бухари; Муслим)
В другой версии этого хадиса, приводимой в обоих «Сахихах», сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не носите шелков и дибаджа, не пейте из золотых и серебряных сосудов и не ешьте с (золотых и серебряных) блюд».
________________________________________
1 Дибадж - название дорогой материи на шёлковой основе. Данный запрет касается только мужчин.
2 Имеются в виду неверные.
1797 Сообщается, что Анас бин Сирин сказал:
(Как-то раз когда) мы вместе с Анасом бин Маликом, да будет доволен им Аллах, находились в обществе нескольких человек из числа огнепоклонников,1 принесли (желе) на серебряном блюде, и Анас не стал есть его. Тогда (человеку, который принёс это,) сказали: «Переложи его», - и он переложил желе на блюдо из халанджа,2 а когда его принесли (снова, Анас, да будет доволен им Аллах,) поел. (Этот хадис с хорошим иснадом приводит аль-Байхаки.)
________________________________________
1 Иначе говоря, зороастрийцев.
2 Халандж - дерево с твёрдой древесиной, из которого изготовляли посуду.
Глава 365: О том, что мужчине запрещается носить одежду, окрашенную шафраном
1798 Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, запрещал мужчинам пользоваться шафраном. (Аль-Бухари; Муслим)
1799 Сообщается, что Абдуллаха бин Амр бин аль-Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
(Однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, увидел на мне две одежды, окрашенные диким шафраном, и спросил: «Это твоя мать велела тебе (надеть) их?» Я спросил: «Мне выстирать их?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Нет, сожги их!»
В другой версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
«Поистине, это - одежда неверных, так не надевай же её!» (Муслим)
Глава 366: О том, что запретно хранить молчание весь день до (наступления) ночи
1800 Сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я запомнил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Нет сиротства после достижения совершенолетия1 и не следует молчать весь день до (наступления) ночи». (Этот хадис с хорошим иснадом приводит Абу Дауд.)
Аль-Хаттаби истолковал этот хадис следующим образом:
Молчание являлось одним из дел благочестия во времена джахилиййи,2 в Исламе же подобное было запрещено, а (вместо этого людям) было велено поминать Аллаха или говорить благое.
________________________________________
1 Имеется в виду, что после достижения такого возраста, когда человек начинает нести полную ответственность за все свои поступки, он перестаёт считаться сиротой в том смысле, что установления Шариата, касающиеся сирот, с этого времени больше на него не распространяются.
2 Имеется в виду, что люди давали обеты молчания, считая, что это может приблизить их к Аллаху.
1801 Сообщается, что Кайс бин Абу Хазим сказал:
(Как-то раз) Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, зашёл к одной женщине из числа ахмаситов1 по имени Зайнаб, увидел, что она не говорит, и спросил: «Почему она не разговаривает?» (Люди) сказали: «Она совершила Хаджж молча», - и тогда он сказал ей. «Говори, ибо, поистине, (молчать) не разрешается(, ведь) это - из числа дел джахилиййи!», - и она стала говорить. (Аль-Бухари)
________________________________________
1 «Ахмас» (ед. число от «хумс» - истовые в вере). Так называли людей, которые принадлежали к племенам, объединявшимся по принадлежности к культу Каабы. Они совершали ритуальный обход Каабы (таваф) в своей одежде, тогда как остальные паломники во время первого паломничества должны были брать одежду у кого-нибудь из ахмаситов или совершать таваф обнажёнными.
Глава 367: О том, что человеку запрещается связывать своё происхождение не со своим отцом, а вольноотпущеннику - называть своим покровителем (мауля) не того, кто дал ему свободу
1802 Передают со слов Са'да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Для того, кто будет называть себя сыном не своего отца, зная о том, что (этот человек) его отцом не является, Рай (станет) запретным.1 (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Здесь и ниже речь о таких людях, которые считают для себя дозволенным отрекаться от своего происхождения, несмотря на то, что Шариат запрещает это.
1803 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Не отказывайтесь от своих отцов, ибо (человек,) отказывающийся от собственного отца(, впал в) неверие. (Аль-Бухари; Муслим)
1804 Сообщается, что Йазид бин Шарик бин Тарик сказал:
Я видел Али, да будет доволен им Аллах, (который стоял) на минбаре и произносил проповедь, и слышал, как он сказал: «Нет, клянусь Аллахом, нет у нас никакой книги,1 которую бы мы читали, кроме Книги Аллаха и того, что написано на этом свитке!»,2 - после чего он развернул этот свиток, и оказалось, что там (говорилось) о возрасте верблюдов и прочих вещах, имеющих отношение к компенсации за нанесение) ранений,3 и (ещё) там было написано, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Медина является харамом4 от (горы) 'Аир до (горы) Саур, и тот, кто станет вводить в ней новшества5 или предоставит убежище тому, кто (станет этим заниматься), будет проклят Аллахом, ангелами и всеми людьми, и не примет Аллах от него в День воскресения ни покаяния (сарф), ни искупления ('адль).6 Защита(, предоставляемая) мусульманами, едина,7 (даже если) предоставляет её нижайший из них,8 а тот, кто подведёт мусульманина (в этом),9 будет проклят Аллахом, ангелами и всеми людьми , и не примет Аллах от него в День воскресения ни покаяния, ни искупления. И (если любой человек) будет утверждать, что он является сыном не своего отца или называть своим покровителем не (того, кто им является на самом деле),10 он будет проклят Аллахом, ангелами и всеми людьми, и не примет Аллах от него в День воскресения ни покаяния, ни искупления». (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Имеются в виду не только книги, но и любые другие записи, оставшиеся после смерти Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.
2 Эти слова являлись ответом на утверждения тех людей, которые утверждали, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, особо выделил Али, да будет доволен им Аллах, среди прочих мусульман, открыв ему что-то такое, чего остальные мусульмане не знали.
3 Имеется в виду, что на этом свитке было написано, сколько верблюдов следует выплачивать пострадавшему в случае нанесения ему увечий и какого они должны быть возраста.
4 Харам - священная территория, на которой за исключением определённых случаев запрещается не только убивать всё живое, но и вырубать деревья.
5 Здесь имеется в виду любое нововведение в области религии или совершение того, что ведёт к притеснениям мусульман.
6 Так эти слова понимает имам ан-Навави, который указывает также, что некоторые коментаторы считают, что здесь слово «сарф» означает «уловка», иначе говоря, попытка оправдаться. Однако, по мнению большинства улемов, речь идёт о добровольных и дополнительных молитвах, постах и всех прочих видах поклонения.
7 Имеется в виду, что если кто-нибудь из мусульман возьмёт кого-либо под свою защиту, то и все остальные должны признать это и не причинять человеку, находящемуся под защитой, никакого вреда, иначе говоря, способствовать выполнению условий договора между гарантирующим защиту и тем, кто ею пользуется.
8 Например, раб или любой иной человек, не пользующийся никаким авторитетом и влиянием.
9 Иными словами, причинит вред такому человеку, защиту которому гарантировал другой мусульманин.
10 3десь речь идёт о вольноотпущенниках, которые после получения свободы сохраняли узы определённой зависимости от прежнего хозяина и должны были выполнять перед ними определенные обязательства. Переходить под покровительство другого лица можно было только с согласия прежнего владельца.
1805 Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Любой утверждающий, что он является сыном не своего отца, зная об этом,1 неизбежно впадает в неверие, притязающий на то, что ему не принадлежит,2 не имеет к нам отношения, и пусть он займёт своё место в Огне, что же касается назвавшего какого-либо человека неверным или сказавшего (ему): «О враг Аллаха!», - то если это не так(, слова его) обязательно вернутся к нему. (Аль-Бухари; Муслим. Здесь приводится версия Муслима.)
________________________________________
1 То есть: зная о том, что на самом деле это не так.
2 Имеются в виду делающие это сознательно.
Главы 362 - 367
Islam-edinobojie
| вторник, 06 июля 2010