читать дальшеГлава 317: О прощении пустой клятвы и о том, что она не требует искупления, (пустой) же является (такая клятва), которая слетает с языка без намерения давать её, (примером чего могут служить) распространённые выражения: «Нет, клянусь Аллахом!», - «Да, клянусь Аллахом!», - и подобные им (слова)
Аллах Всевышний сказал:
«Аллах не станет взыскивать с вас за пустые клятвы, но Он взыщет с вас за то, в чём вы поклялись намеренно. Искупление же (нарушения клятвы) состоит в том, чтобы накормить десять бедняков тем, чем вы обычно кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. А тот, кто не найдёт (возможности сделать что-либо из этого, должен соблюдать) пост (в течение) трёх дней. Таково искупление за ваши клятвы, если вы дали их, (а потом нарушили,) выполняйте же ваши клятвы!» («Трапеза», 89)
1719 Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
Аят(, в котором сказано): «Аллах не станет взыскивать с вас за пустые клятвы..»,1 - был ниспослан из-за тех, кто (часто) говорит: Нет, клянусь Аллахом!», - и: «Да, клянусь Аллахом!» (Аль-Бухари)
________________________________________
1 Сура «Трапеза», 89.
Глава 318: О нежелательности (давать) клятвы (при заключении) торговой сделки, даже если (такая клятва) и будет правдивой
1720 Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Клятва способствует (сбыту) товара, но уничтожает прибыль».1 (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Имеется в виду, что клятва станет причиной того, что человеку не удастся получить ту прибыль, на которую он рассчитывал, давая её.
1721 Передают со слов Абу Катады, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Ни в коем случае не давайте много клятв(, заключая) торговую cделку, ибо, поистине, (сначала) это будет способствовать сбыту (товара, но) потом уничтожит (прибыль). (Муслим)
Глава 319: О нежелательности того, чтобы человек просил ради Аллаха чего-либо, кроме Рая, и нежелательности отказывать тому, кто просит (о чём-нибудь) ради Аллаха Всевышнего и обращается с ходатайством ради Него
1722 Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Не следует просить ради Аллаха ничего, кроме Рая. (Абу Дауд)
1723 Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Берите под защиту того, кто станет просить о защите ради Аллаха, и давайте тому, кто попросит (что-либо) ради Аллаха, и принимайте приглашение того, кто пригласит вас,1 и вознаграждайте того, кто сделает вам добро, а если вы не найдёте того(, чем можно) будет вознаградить его, то обращайтесь к Аллаху с мольбами за (такого человека), пока не увидите, что вы уже отблагодарили его.2
(Этот достоверный хадис с достоверным иснадом приводят Абу Дауд и ан-Наса'и.)
________________________________________
1 Имеются в виду приглашения на свадебные торжества и тому подобные приглашения.
2 То есть: пока не увидите, что Аллах внял вашим мольбам и воздал благом человеку, сделавшему вам добро.
Глава 320: О запрещении именовать «шахиншахом» властителя и прочих (обладателей власти), так как означает это «царь царей» (малику-ль-мулюк), а характеризовать подобным образом нельзя никого, кроме Аллаха Всевышнего, слава Ему
1724 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Поистине, самым презренным пред Всемогущим и Великим Аллахом является имя человека, именующегося царём царей (малику-ль-амляк). (Аль-Бухари; Муслим)
Суфйан бин 'Уйайна сказал:
«Малику-ль-амляк» означает то же, что и «шахиншах».
Глава 321: О запрещении называть нечестивца, приверженца нововведений и им подобных «господином» и другими такими же словами при обращении к ним
1725 Передают со слов Бурайды, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Не называйте лицемера «господином», ибо, поистине, если он будет господином, вы разгневаете этим вашего Всемогущего и Великого Господа.1 (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)
________________________________________
1 То есть: вы разгневаете Аллаха, если станете возвеличивать подобным образом Его врага.
Глава 322: О том, что нежелательно поносить горячку
1726 Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, зашедший к Умм ас-Са'иб (или: ...Умм аль-Мусаййаб) спросил (ее): «Почему ты дрожишь, о Умм ас-Са'иб (или: ...Умм аль-Мусаййаб)?» Она сказала: «(Из-за) горячки, да не благословит её Аллах!» (На это Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Не ругай горячку, ибо, поистине, она уносит грехи сынов Адама подобно кузнечному меху, удаляющему окалину из железа!» (Муслим)
Глава 323: О запрете поношения ветра и о разъяснении того, что следует говорить, когда он начинает дуть сильно
1727 Передают со слов Абу-ль-Мунзира Убаййа бин Ка'ба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Не поносите ветер, а если увидите то, что вам не понравится,1 то говорите: «О Аллах, поистине, мы просим Тебя о благе этого ветра, и благе того, что он в себе заключает, и благе того, что ему велено, и прибегаем к Твоей защите от зла этого ветра, и зла того, что он в себе заключает, и зла того, что ему велено!» (Аллахумма, инна нас'алю-кя мин хайри хазихи-р-рихи, ва хайри ма фи-ха ва хайри ма умират би-хи, ва на'узу би-кя мин шарри хазихи-р-рихи, ва шарри ма фи-ха ва шарри ма умират би-хи!) (Этот хадис приводит ат-Тирмизи который сказал: «Хороший достоверный хадис».)
________________________________________
1 То есть: если увидите, что он начинает дуть слишком сильно.
1728 Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Ветер - от милости Аллаха(, и он может) приносить с собой как милость, так и муки, и если вы увидите, (что он поднимается,) не поносите его, но молите Аллаха о его благе и обращайтесь к Аллаху за защитой от его зла!» (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)
1729 Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
Когда начинал бушевать ветер, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о благе его, благе того, что он в себе (несёт), и благе того, с чем он был послан, и прибегаю к Твоей защите от его зла, и зла того, что он в себе (несёт), и зла того, с чем он был послан!» (Аллахумма, инни ас'алю-кя хайра-ха, ва хайра ма фи-ха ва хайра ма урсилят би-хи, ва а'узу би-кя мин шарри-ха, ва шарри ма фи-ха ва шарри ма урсилят би-хи!) (Муслим)
Глава 324: О запретности поношения петуха
1730 Передают со слов Зайда бин Халида аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Не ругайте петуха, ведь это он будит (вас) для молитвы! (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)
Глава 325: О том, что человеку запретно говорить: «Нам был послан дождь благодаря такой-то планете»
1731 Передают со слов Зайда бин Халида аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, что в аль-Худайбийи1 Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, совершил с ними молитву после прошедшего ночью дождя, завершив же (молитву), он повернулся к людям и спросил: «Знаете ли вы, что сказал Господь ваш?» Они ответили: «Аллах и посланник Его знают (об этом) лучше». (Тогда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: (Аллах) сказал: «Этим утром (кто-то) из рабов Моих проснулся верующим в Меня, а (кто-то) - неверным. Что касается сказавшего: «Нам был послан дождь по милости Аллаха и милосердию Его», - он верует в Меня и не верит в планеты, что же касается сказавшего: «Нам был послан дождь благодаря (такой-то) планете», - то он не верует в Меня и верит в планеты». (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Таким образом, это происходило во время совершения Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, Умры в 628 году, когда курайшиты преградили ему и другим мусульманам путь в Мекку.
Глава 326: О том, что к мусульманину запрещается обращаться со словами: «О неверный!»
1732 Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Если человек скажет своему брату (в Исламе): «О неверный!», - это вернется к одному из них,1 и если он2 является таковым, как о нём было сказано, (значит, он заслуживает этого,) в противном же случае (сказанное) вернётся к (тому, кто это сказал). (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Иначе говоря, это означает, что один из них действительно является неверным.
2 То есть: тот, кому это было сказано.
1733 Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен Аллах ими обоими, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Если кто-нибудь обратится к человеку, назвав его неверным, или скажет: «Враг Аллаха!», - тогда как он таковым не является, это обязательно вернётся к (сказавшему). (Аль-Бухари; Муслим)
Глава 327: О запретности непристойностей и сквернословия
1734 Передают со слов Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Несвойственно верующему ни ругать, ни проклинать, ни произносить непристойности, ни сквернословить. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».)
1735 Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Непристойное всегда чернит собой всё то, к чему оно примешивается, а стыдливость всегда украшает. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».)
Глава 328: О том, что нежелательно преступать в речах определённые границы,1 говорить напыщенно,* проявлять неестественное красноречие, а также использовать устаревшие слова и грамматические тонкости при обращении к простым людям и им подобным
________________________________________
1 Имеются в виду как границы, установленные Шариатом, так и границы общепринятого.Арабское слово «ташаддук» имеет несколько значений - «болтовня»; «произнесение напыщенных речей»; «хвастливость в речах», и поэтому одним словом адекватно передать значение этого слова невозможно. Имам ан-Навави указывает, что имеется в виду оскорбительность для людей слов того, кто постоянно старается продемонстрировать свое красноречие и придать как можно больше веса своим словам.
1736 Передают со слов Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, трижды повторил:
Пропали проявляющие (излишнюю) дотошность (мутанат-ти'уна)!1 (Муслим)
________________________________________
1 Имеются в виду люди, пытающиеся вникнуть в мельчайшие детали того, что не имеет к ним никакого отношения и что они не в состоянии постичь, а также излишне старательно выговаривающие каждую букву.
1737 Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Поистине, Аллах ненавидит того краснобая из людей, который скручивает свой язык подобно (жующей) корове!1 (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».)
________________________________________
1 Здесь подразумевается такой человек, который говорит напыщенно, как бы переворачивая слова языком подобно корове, переворачивающей языком сено, которое она жуёт.
1738 Передают со слов Джабира бин Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Поистине, к числу самых любимых из вас для меня и тех, кто в День воскресения окажется ко мне ближе всех, относятся наиболее благонравные из вас, а самыми ненавистными для меня и теми, кто в День воскресения окажется от меня в наибольшем удалении, являются болтливые (сарсаруна), хвастливые (муташаддикуна) и разглагольствующие (мутафайхикуна).1 (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».)
________________________________________
1 См. хадис № 631 и примечания к нему.
Главы 317-328
Islam-edinobojie
| среда, 23 июня 2010