Глава 285: О том, что нежелательно отказываться от вручения подарка, если человек уже решил подарить что-то, но не вручил подарок тому, кому он предназначался, и от такого подарка, который он решил подарить своим детям, независимо от того, вручил он его или нет, о нежелательности покупать что-либо пожертвованное в качестве милостыни у того, кому это было пожертвовано, или доставшееся кому-либо из закята, искупительной милостыни и тому подобных источников, а также о том, что нет ничего дурного в (покупке этого у того, к кому это перешло (из первых рук)
читать дальше1612 Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
(Человек,) забирающий назад то, что он подарил, подобен псу, который возвращается к своей блевотине (и поедает её)1 (Аль-Бухари; Муслим)
В другой версии (этого хадиса, приводимой Муслимом, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
Забирающий назад свою милостыню подобен псу, который блюёт, а потом возвращается к своей блевотине и пожирает её.
В третьей версии (этого хадиса, которая приводится и аль-Бухари, и Муслимом, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
Забирающий назад свой подарок подобен поедащему собственную блевотину.
________________________________________
1 Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, употребляет подобное выражение только для того, чтобы подчеркнуть отвратительность поступков такого рода.
1613 Сообщается, что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:
(В своё время) я отдал (одному человеку, намеревавшемуся принять участие в войне) на пути Аллаха, коня, однако он не следил за ним должным образом. Тогда я решил купить (этого коня), подумав, что он (согласится) продать его недорого, и спросил совета (об этом) Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: «Не покупай его и не бери назад свою садаку, даже если он отдаст её тебе за один дирхем, ибо берущий назад свою садаку подобен поедающему собственную блевотину!» (Аль-Бухари; Муслим)
Глава 286: В которой подтверждается запрет на расточение имущества сироты
читать дальше
Аллах Всевышний сказал:
«Поистине, те, которые проедают имущество сирот(, поступая) несправедливо, набивают свои утробы не чем иным как огнём и скоро уже будут гореть в пламени Ада!» («Женщины», 10)
Всевышний также сказал:
«И не приближайтесь к имуществу сироты иначе как с наилучшим...»1 («Скот», 152)
Всевышний также сказал:
«И они спрашивают тебя о сиротах. Скажи: «(Делать) то, что пойдёт им на пользу, лучше всего, а если вы объедините их (имущество с вашим), то они (ведь) - ваши братья, Аллах же отличит нечестивца от творящего благо...» («Корова», 220)
________________________________________
1 То есть: делайте с имуществом сироты лишь то, что пойдёт ему на пользу и будет способствовать сохранению или увеличению этого имущества
1614 Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Избегайте (совершения) семи губительных (грехов)». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, а что это (за грехи)?» Он сказал: «Поклонение другим наряду с Аллахом, колдовство, убийство человека, которого Аллах запретил убивать иначе, как по праву,1 ростовщичество, проедание имущества сироты, отступление в день наступления и обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, которые (даже) не помышляют (о подобном)». (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Имеется в виду не конкретный человек, а люди вообще, убивать которых можно только в известных случаях, на что имеются соответствующие указания в Шариате.
Глава 287: О строгом запрещении ростовщичества
читать дальшеАллах Всевышний сказал:
«(В День воскресения) занимающиеся ростовщичеством восстанут только как тот, кого шайтан своим прикосновением привёл к безумию. Это потому, что они говорят: «Торговля подобна ростовщичеству», - однако Аллах разрешил торговлю, а ростовщичество запретил. Тому из ростовщиков), кто прекратит (заниматься этим), получив увещание от своего Господа, простится прошлое,1 и Аллаху (решать, как поступить с) ним, а те, которые вернутся (к этому), окажутся в Огне и останутся) в нём навечно.
Аллах уничтожит рост и увеличит милостыню,2 и Аллах не любит любого неблагодарного грешника.
Поистине, тем, которые уверовали, и совершали праведные дела, и творили Намаз, и давали закят, (уготована) их награда у их Господа, и нечего им бояться и не будут они печалиться.
О те, кто уверовал! Побойтесь Аллаха и откажитесь от (причитающейся вам) лихвы,3 если вы (действительно) верующие». («Корова», 275-278)
Что же касается достоверных хадисов, относящихся к этой главе, то они многочисленны и известны и одним из них является хадис Абу Хурайры, который приводится в предыдущей главе.
________________________________________
1 То есть: простится грех ростовщичества.
2 Имеется в виду, что прибыль, полученная с помощью ростовщичества, благословенной не будет, а приведёт к потерям, что же касается отданного в качестве милостыни, то это не только приумножит богатство, но и обеспечит человеку награду Аллаха.
3 То есть от процентов, под которые вы ссудили деньги другим.
1615 Сообщается, что Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, проклял берущего в долг у ростовщика и занимающегося ростовщичеством. (Муслим).
В той версии этого хадиса, которую приводит ат-Тирмизи и другие мухаддисы, сообщается, что Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, также сказал:
...a также обоих его свидетелей1 и его писца.
________________________________________
1 То есть: свидетелей того, кто даёт или берёт деньги под проценты.
Главы 285-287
Глава 285: О том, что нежелательно отказываться от вручения подарка, если человек уже решил подарить что-то, но не вручил подарок тому, кому он предназначался, и от такого подарка, который он решил подарить своим детям, независимо от того, вручил он его или нет, о нежелательности покупать что-либо пожертвованное в качестве милостыни у того, кому это было пожертвовано, или доставшееся кому-либо из закята, искупительной милостыни и тому подобных источников, а также о том, что нет ничего дурного в (покупке этого у того, к кому это перешло (из первых рук)
читать дальше
Глава 286: В которой подтверждается запрет на расточение имущества сироты
читать дальше
Глава 287: О строгом запрещении ростовщичества
читать дальше
читать дальше
Глава 286: В которой подтверждается запрет на расточение имущества сироты
читать дальше
Глава 287: О строгом запрещении ростовщичества
читать дальше