читать дальшеГлава 206: О достоинстве дополнительной утренней (духа)1 молитвы, разъяснении того(, какое количество её ракатов считается) наименьшим, наибольшим и средним, и о побуждении к неуклонному её совершению
________________________________________
1 Так именуется определённый период времени, который начинается, когда солнце поднимается над горизонтом примерно на высоту копья, и заканчивается незадолго до полудня. Допустимо начинать совершать эту молитву по истечении трети часа после восхода солнца и далее почти до полудня.
1139 Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
Мой любимейший друг1 дал мне наказ поститься по три дня ежемесячно, совершать по утрам дополнительную утреннюю (духа) молитву в два раката и совершать витр перед сном. (Аль-Бухари; Муслим)
Отдавать предпочтение совершению витра перед сном желательно лишь тем, кто не уверен, что сможет встать ото сна ночью, если же человек уверен в этом, то лучше совершить витр в конце ночи.
________________________________________
1 «Халиль» — здесь имеется в виду Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует.
1140 Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
(Каждый день) с наступлением утра каждому из вас следует давать садаку столько раз, сколько есть суставов (в его теле). Каждое произнесение слов «Слава Аллаху» (Субхана-Ллах) есть садака, и каждое произнесение слов «Хвала Аллаху» (Аль-хамду ли-Ллах) есть садака, и каждое произнесение слов «Нет бога, кроме Аллаха» (Ля иляха илля-Ллах) есть садака, и каждое произнесение слов «Аллах Велик» (Аллаху Акбар) есть садака, и побуждение к одобряемому есть садака, и удержание от порицаемого есть садака, но всё это заменяют собой два раката (добровольной дополнительной молитвы) утром (ад-духа).1 (Муслим)
________________________________________
1 См. хадис № 118 и примечания к нему.
1141 Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
Обычно посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал дополнительную утреннюю молитву в четыре (раката), добавляя к ней столько (ракатов), сколько было угодно Аллаху. (Муслим)
1142 Сообщается, что Умм Хани Фахита бинт Абу Талиб, да будет доволен ею Аллах, сказала:
(Однажды) в год завоевания Мекки я отправилась к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, (но оказалось, что) он был занят полным омовением, закончив которое он совершил молитву в восемь ракатов, и это было утром (духа). (Аль-Бухари; Муслим. Здесь в сокращённом виде приводится одна из версий Муслима.)
Глава 207: О дозволенности совершения дополнительной утренней молитвы (духа) с того момента, когда солнце поднимается (над горизонтом примерно на высоту копья) и до полудня, и о том, что лучше делать это с усилением жары (ближе к полудню)
1143 Сообщается, что Зайд бин Аркам, да будет доволен им Аллах, увидевший, что какие-то люди совершают дополнительную утреннюю молитву, сказал:
Поистине, они знали, что совершать эту молитву в другое время лучше, ведь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «(Время) молитвы кающихся (наступает тогда,) когда верблюжата начинают ощущать жар».1 (Муслим)
________________________________________
1 То есть: когда земля раскаляется до такой степени, что верблюжатам становится больно стоять на ней.
Глава 208: О побуждении к совершению молитвы в знак приветствия мечети и о нежелательности того, чтобы вошедший (в мечеть) садился до совершения молитвы в два раката, когда бы он туда ни вошёл и независимо от того, какую молитву в два раката он намеревался совершить, будь то молитва в знак приветствия мечети, или обязательная молитва, или установленная дополнительная молитва, или что-нибудь ещё
1144 Передают со слов Абу Катады, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Когда кто-нибудь из вас войдет в мечеть, пусть не садится, пока не совершит молитву в два раката. (Аль-Бухари; Муслим)
1145 Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) я пришёл к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, находившемуся в мечети, и он сказал (мне): «Соверши молитву в два раката». (Аль-Бухари; Муслим)
Глава 209: О желательности совершения молитвы в два раката после омовения (вуду)
1146 Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал Билялю: «О Биляль, скажи мне, какое из дел, совершённых тобой в Исламе, внушает больше всего надежд,1 ибо, поистине, я слышал стук твоих сандалий(, раздававшийся) передо мной в Раю?» (В ответ на это Биляль, да будет доволен им Аллах,) сказал: «Ничто из сделанного мною не внушает мне столько надежд, как то, что в какое бы время ночи или дня ни совершал я омовения, после этого я обязательно совершал и предписанную мне молитву, не успев оскверниться».2 (Аль-Бухари; Муслим. Здесь приводится версия аль-Бухари.)
________________________________________
1 Имеются в виду надежды на получение награды за это дело.
2 Иначе говоря, не откладывая совершения этой молитвы.
Глава 210: О достоинстве пятницы, обязательности участия в пятничной молитве и обязательности совершения полного омовения перед этой молитвой, о желательности умащать себя для неё благовониями и являться на неё пораньше, о том, с какими мольбами следует обращаться к Аллаху в пятницу и как в этот день взывать с мольбами за Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, о разъяснении того, в какое время на мольбы даётся ответ, а также о том, что после пятничной молитвы желательно побольше поминать Аллаха
Аллах Всевышний сказал:
«А когда молитва закончится, расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха и поминайте Аллаха часто, чтобы вы могли преуспеть». («Аль-Джум'а», 10)
1147 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Лучшим из дней, в которые (когда-либо) поднималось солнце, является пятница: в (этот день) был создан Адам, в (этот день) он был введён в Рай и в (этот же день) он был удалён оттуда. (Муслим)
1148 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Тому, кто должным образом совершит омовение,1 а потом явится на пятничную молитву и станет слушать,2 храня молчание, простятся его прегрешения,3 совершённые им между этой и (предыдущей) пятничной молитвами, а также в течение ещё трёх дней, что же касается перебирающего камешки,4 то он занимается пустым. (Муслим)
________________________________________
1 Имеется в виду совершение омовения по всем правилам и без каких бы то ни было упущений.
2 То есть: слушать слова имама, произносящего хутбу.
3 Имеются в виду мелкие прегрешения.
4 На земляном полу мечети Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в Медине всегда попадалось достаточно много мелких камешков. Здесь имеются в виду люди, которые во время проповеди забавлялись перебиранием этих камешков или чем-нибудь ещё в этом роде вместо того, чтобы внимательно слушать имама.
1149 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
(Совершение) пяти (ежедневных) молитв, (участие в каждой следующей) пятничной молитве (после предыдущей) и (соблюдение поста в каждый следующий) Рамадан (после предыдущего) искупают (прегрешения, совершённые) между ними, если только не было среди (этих прегрешений) тяжких грехов. (Муслим)
1150 Передают со слов Абу Хурайры и Ибн Умара, да будет доволен ими Аллах, что они слышали, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, (стоявший) на своём деревянном минбаре, сказал:
Клянусь, либо люди прекратят пропускать пятничные молитвы, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся в числе пренебрегающих.1 (Муслим)
________________________________________
1 Иначе говоря, проявляющих невнимание по отношению к тому, что может привести их к спасению. Как отмечается в комментариях, скорее всего имеется в виду, что Аллах поместит в их сердца неверие.
1151 Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Если кто-нибудь из вас (решит) прийти на пятничную молитву, пусть совершит полное омовение. (Аль-Бухари; Муслим)
1152 Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Полное омовение в пятницу обязательно для каждого достигшего (половой) зрелости. (Аль-Бухари; Муслим)
Здесь имеется в виду обязательность по собственному выбору,1 как, например, в том случае, когда человек говорит своему товарищу: «Соблюдение твоего права для меня обязательно», — а Аллах знает об этом лучше.
________________________________________
1 Мнения о том, является ли греховным отказ от выполнения этой обязанности, расходятся.
1153 Передают со слов Самуры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Если (человек) совершит в пятницу частичное омовение (вуду), будет хорошо, если же кто-нибудь совершит полное омовение(, пусть знает, что) полное омовение лучше. (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».)
1154 Передают со слов Сальмана (аль-Фариси), да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится (так тщательно), как только сможет, смажет (волосы) (или: ...умастит (тело) теми благовониями, которые найдутся у него дома, после чего отправится (на пятничную молитву), и не будет расталкивать сидящих рядом (в мечети), и помолится столько, сколько предписано ему (Аллахом),1 а потом будет хранить молчание, когда станет говорить имам, ему обязательно простятся (грехи, совершённые им) между этой и предыдущей пятницей. (Аль-Бухари)
________________________________________
1 Здесь имеется в виду совершение дополнительной молитвы в два раката в знак приветствия мечети.
1155 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Человек, который в пятницу совершает такое же полное омовение (гусль), какое (следует) совершать после большого осквернения (джанаба),1 а затем отправляется (на молитву в мечеть) в первый час,2 подобен принёсшему в жертву (Аллаху) верблюда,3 отправляющийся (на молитву позднее) подобен принёсшему в жертву корову, отправляющийся (на молитву позднее) подобен принёсшему в жертву рогатого барана, отправляющийся (на молитву позднее) подобен принёсшему в жертву курицу, а отправляющийся (ещё позднее) — принёсшему в жертву яйцо, когда же выходит имам,4 ангелы являются, чтобы послушать (слова) поминания (Аллаха).5 (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Например, после полового сношения.
2 Иначе говоря, как можно раньше.
3 Иначе говоря, получит за это такую же награду.
4 То есть: когда имам поднимается на минбар и приступает к чтению хутбы.
5 Таким образом, пришедший позже начала чтения хутбы уже не будет отмечен ангелами, которым поручено записывать людей, приходящих на пятничную молитву.
1156 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, упомянул о (достоинстве) пятницы, сказав:
«Есть в (пятницу такой) период,1 когда Аллах обязательно дарует (Своему) рабу, исповедующему Ислам и неизменно обращающемуся с мольбами к Аллаху, то, о чём он попросит (Его в это время)»,2 — после чего сделал рукой знак(, желая) указать на непродолжительность этого периода времени. (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Ссылаясь на содержание других хадисов, комментаторы высказывали разные мнения относительно того, о чём идёт речь, однако скорее имеется в виду период времени, начинающийся с того момента, когда имам усаживается на минбаре, и продолжающийся до завершения пятничной молитвы.
2 Подразумевается, что человек просит Аллаха о чём-нибудь благом.
1157 Сообщается, что Абу Бурда бин Абу Муса аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Как-то раз) Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, спросил (меня): «Не приходилось ли тебе слышать, как твой отец передавал слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, относительно этого периода1 пятницы?» Я сказал: «Да, я слышал, как он сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "(Он продолжается с того момента, когда) имам усаживается (на минбаре), и до завершения молитвы"». (Муслим)
________________________________________
1 Имеется в виду период времени, когда Аллах Всевышний дарует Своим рабам то, чего они просят у Него, о чём говорилось в предыдущем хадисе.
1158 Передают со слов Ауса бин Ауса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Поистине, пятница относится к числу наилучших дней ваших, так почаще же обращайтесь в (этот день) с мольбами за меня, ибо, поистине, о мольбах ваших мне будут сообщать. (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)
Главы 206-210
Islam-edinobojie
| четверг, 01 апреля 2010