contentsГлава 201: О том, какие дополнительные молитвы совершаются после обязательной закатной молитвы (магриб) и до неё
В предыдущих главах уже были приведены два передаваемых со слов Ибн Умара1 и Аиши,2 да будет доволен Аллах ими обоими, достоверных хадиса, в которых сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал молитву в два раката после обязательной закатной молитвы.
________________________________________
1 См. хадис № 1098.
2 См. хадис № 1115.
1122 Абдуллах бин Мугаффаль, да будет доволен им Аллах, передал, что (как-то раз) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, (трижды) сказал:
«Молитесь1 перед закатной молитвой», — (добавив) на третий раз: «(Это —) для тех, кто пожелает». (Аль-Бухари)
________________________________________
1 Речь идет о совершении дополнительной молитвы в два раката.
1123 Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я видел, как с наступлением времени закатной молитвы виднейшие сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спешили к столбам,1 опережая друг друга. (Аль-Бухари)
________________________________________
1 Имеется в виду, что они спешили занять места у столбов мечети Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, для совершения дополнительной молитвы.
1124 Сообщается, что (однажды) Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, мы обычно совершали (дополнительную молитву) в два раката после захода солнца перед обязательной закатной молитвой». Его спросили: «А совершал ли (эти два раката) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?» Он ответил: «Он видел, как мы совершали их, не повелевая и не запрещая нам (делать это)». (Муслим)
1125 Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
Когда во время нашего пребывания в Медине муаззин возглашал призыв к закатной молитве, (люди) спешили к столбам (мечети), опережая друг друга, и совершали добровольную молитву в два раката, что же касается приезжего, то, войдя в мечеть (в это время), он думал, что уже началась обязательная молитва, поскольку многие совершали эти два раката. (Муслим)
Глава 202: О том. какие дополнительные молитвы совершаются после обязательной вечерней молитвы ('иша) и до неё1
________________________________________
1 Перед вечерней молитвой совершаются два раката.
К этой главе относится уже приводившийся ранее хадис Ибн Умара(, в котором сообщается, что он сказал): «Вместе с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, мне случалось совершать... (молитву) в два раката после вечерней ('иша) молитвы»,1 — а также хадис Абдуллаха бин Мугаффаля(, в котором с его слов сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): «Между каждыми двумя призывами — молитва...»2 (Аль-Бухари; Муслим.)
________________________________________
1 См. хадис № 1098.
2 См. хадис № 1099.
Глава 203: О том, какие дополнительные молитвы совершаются до и после пятничной молитвы (джум'а)1
________________________________________
1 До и после пятничных молитв принято совершать такие же молитвы, как и после обычных полуденных (зухр) молитв.
К этой главе относится уже приводившийся ранее хадис Ибн Умара(, в котором сообщается, что он сказал): «Вместе с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, мне случалось совершать... (молитву) в два раката после пятничной молитвы...1 (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 См. хадис № 1098.
1126 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Если кто-нибудь из вас совершит пятничную молитву, пусть совершит после неё (и дополнительную молитву) в четыре раката. (Муслим)
1127 Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что обычно Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не молился в мечети после пятничной молитвы, а уходил и совершал (дополнительную молитву) в два раката у себя дома. (Муслим)
Глава 204: О желательности совершения дома как установленных, так и всех прочих дополнительных молитв, и о велении либо переходить с места совершения обязательной молитвы на другое место для совершения дополнительной, либо отделять обязательную молитву от дополнительной посредством речи
1128 Передают со слов Зайда бин Сабита, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
О люди, молитесь в домах своих, ибо, поистине, если не считать обязательных (молитв), лучшей молитвой является та, которую человек совершает у себя дома. (Аль-Бухари; Муслим)
1129 Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Совершайте часть молитв в своих домах и не превращайте их в могилы. (Аль-Бухари; Муслим)
1130 Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Если кто-нибудь из вас совершит (обязательную) молитву в своей мечети, пусть что-то из молитв оставит и для своего дома, ибо, поистине, благодаря его молитве Аллах помещает в его доме благо. (Муслим)
1131 Передают со слов Амра бин Ата, что (как-то раз) Нафи' бин Джубайр послал его к ас-Са'ибу Ибн Йазиду, сыну сестры Намира, чтобы спросить его о том, что именно Му'авийа (в своё время) усмотрел в его молитве, и он1 сказал:
Да, (однажды) я совершал вместе с ним пятничную молитву в отдельной комнате2 и после того, как имам произнёс слова таслима, я поднялся и совершил (дополнительную) молитву на своём прежнем месте, а когда (Му'авийа) зашёл (к себе домой), он послал ко мне (человека, чтобы) сказать (следующее): «Больше не повторяй того, что ты сделал: совершив пятничную молитву, не начинай сразу после неё другую, пока не поговоришь (с кем-либо) или не покинешь (этого места). Поистине, так велел нам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, (сказавший, чтобы) мы не переходили от одной молитвы к другой, не поговорив (с кем-либо) или не покинув (места совершения предыдущей молитвы). (Муслим)
________________________________________
1 То есть: Ас-Са'иб Ибн Иазид, да будет доволен им Аллах.
2 Му'авийа Ибн Абу Суфйан, да будет доволен им Аллах, стал совершать пятничные молитвы не в мечети после нападения на него одного из хариджитов.
Глава 205: О побуждении к совершению витра1 и о разъяснении того, что совершение такой молитвы бесспорно соответствует Сунне,* а также того, в какое время её желательно совершать
________________________________________
1 Витр — добровольная ночная молитва из нечётного количества ракатов. Наименьшая такая молитва может состоять из одного раката, а наиболее предпочтительной является молитва из одиннадцати ракатов.Имеется в виду наличие достоверных свидетельств о неуклонном совершении витра Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует.
1132 Сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал:
В отличие от предписанной молитвы, витр безусловно обязательным не является, однако начало этому обычаю положил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: «Поистине, Аллах (— это Тот, Кто) не имеет пары (витр), и Он любит всё непарное, так совершайте же витр, о чтецы Корана!»1 (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис»)
________________________________________
1 В данном случае обращение Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, к знатокам Корана, помнящим его наизусть, означает, что это веление не носит общего характера.
1133 Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал витр в любое время ночи: и в начале её, и в середине, и в конце вплоть до предрассветного времени.1 (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________
1 Другими словами, каждую ночь эта молитва совершалась в разное время.
1134 Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Делайте витр вашей последней ночной молитвой. (Аль-Бухари; Муслим)
1135 Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Совершайте витр до наступления утра. (Муслим)
1136 Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обычно совершал свою ночную молитву в то время, когда она находилась перед ним,1 а когда оставалось (совершить только) витр, (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) будил её, и она (тоже совершала эту молитву).2 (Муслим)
В другой версии (этого хадиса, также передаваемой Муслимом со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что она сказала):
...а когда оставалось (совершить только) витр, он говорил: «Поднимись и соверши витр, о Аиша!»
________________________________________
1 То есть: в то время, когда Аиша, да будет доволен ею Аллах, спала, находясь между ним и киблой.
2 Подразумевается, что молитве предшествовало омовение.
1137 Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Спешите совершать витр до наступления утра. (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший достоверный хадис».)
1138 Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Пусть тот, кто опасается, что не сможет проснуться в конце ночи, совершит витр в начале её, а кто желает совершить витр в конце ночи, пусть так и сделает, ибо, поистине, молитва в конце ночи имеет свидетелей,1 и это лучше. (Муслим)
________________________________________
1 Имеется в виду, что эта молитва посещается ангелами, которые являются её свидетелями.
Главы 201-205
Islam-edinobojie
| среда, 31 марта 2010