17:42 

«Собрание у близких умершего для проведения молитв, дуа и принятия угощения»

Sertap
Изо всех даров мира остается только доброе имя, и несчастен тот, кто не оставит даже этого
Обращение зарегистрировано под номером 625 от 2008 г.

Вопрос:

Когда умирает человек, его семья через несколько дней приглашает к себе алимов (ученых) и простых людей. Они вместе совершают молитву, произносят славословия Пророку (мир ему и благословение Аллаха), возносят мольбы-ду`а умершему и всем мусульманам в общем – живым и мертвым. Семья покойного готовит для гостей угощение – в благодарность за то, что откликнулись и пришли развеять печаль близких умершего. Есть ли в этом что-либо непозволительное? Можно ли людям есть это угощение?

Ответ:

По шариату в подобном собрании нет ничего запретного, при условии, что это не возрождает вновь печаль, и средства на угощение не взяты из наследства несовершеннолетних детей покойного. Если это ложится бременем на семью умершего и оживляет чувство утраты, то проведение такого мероприятия становится нежелательным (макрух), а если расходуются средства сирот, то это запретно (харам).


Несмотря на то, что группа ученых-ханафитов позднего периода указывают на нежелательность этого действия, крупный ученый этого мазхаба ат-Тахтави разрешает это, и не видит здесь ничего плохого. Обсуждая этот вопрос в своем труду «Хашия аля мараки-ль-фалях шарх нур аль-ийдах» (стр. 339-340), сначала он приводит слова ученых ханафисткого мазхаба (говоривших о нежелательности).

Так, сначала он цитирует автора «Нур аль-ийдах»: «Семье умершего нежелательно приглашать гостей…».

А так же автора «Фатава аль-базазийя»: «Нежелательно готовить угощение в первый и третий день после смерти, а так же через неделю, и относить еду на могилу в определенные дни, приглашать на чтение Корана, собирать благочестивых людей и чтецов Корана для полного прочтения Корана или суры «аль-Анам» (6) и «аль-Ихлас» (112).

Затем он приводит слова ученого аль-Халяби о том, что указание на нежелательность (поминок) не может быть основным мнением, потому что доводом здесь служит только один хадис от Джарира ибн Абдуллаха, приводимый в сборнике имама Ахмада и Ибн Маджа с достоверным иснадом: «Собрание и угощение в доме умершего мы относили к категории плача по покойному». Громкий плач был обрядом доисламских времен (джахилии) – комментирует ат-Тахтави – и этот хадис указывает на нежелательность подобных собраний только сразу после смерти. К тому же он противоречит другому хадису, передаваемому также имамом Ахмадом и Абу Давудом с достоверным иснадомот Асыма ибн Кулайба, от его отца, от одного из ансаров:

«Мы шли в похоронной процессии вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), и по возвращении его встретил посланец жены покойного, и когда он (Пророк) пришел к ним, принесли еду. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поел из нее, и люди, бывшие с ним, тоже поели». Таким образом, это указание на дозволенность приготовления угощения семьей покойного.

В «Фатава аль-базазийя» - продолжает ат-Тахтави – в главе «аль-Истихсан» содержится указание на то, что «если будет приготовлена еда для бедных, то это хорошее деяние». Так же в книге «аль-Хания» в главе (с аналогичным названием) «аль-Истихсан» читаем: « И если будет приготовлена еда для бедных, то это хорошо, за исключением случая, когда среди наследников будет малолетний, поскольку в таком случае нельзя брать средства для этого из наследства умершего».

При этом тебе (о читающий), уже известно – говорит ат-Тахтави – что сказал по этому поводу автор «Шар`ат аль-ислам ва ас-сунна»… Здесь он имеет ввиду слова, приводимые им ранее на стр. 339: «Сунной является раздача родственником умершего милостыни (садака), до истечения первой ночи, исходя из своей возможности. Если ничего нет, то можно помолиться два ракаата, и посвятить вознаграждение умершему». Ат-Тахтави добавляет, что «желательно раздавать милостыню из того, что есть, ежедневно - вплоть до седьмого дня после погребения».

На основании вышесказанного заключаем: нет ничего запретного в проведении подобных поминальных собраний, и нет запрета на угощение.

А Аллаху – Свят Он и Велик – известно это лучше!

Доктор, устаз Али Джума Мухаммад.

www.dar-alifta.org/ViewFatwa.aspx?ID=427

В последнее время все больше людей по неразумению своему обвиняет сообщество в нововведениях из-за того, что родственники покойного угощают всех, кто к ним приходит на похороны. Как мы видим из приведенной фатвы, этому есть основа и нет необходимости разногласить и спорить по данному вопросу. Кто желает – пусть угощает, кто нет – тот нет. от(с)юда

@темы: Местные обычаи (адаты), Вероучение

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Ислам

главная