17:02 

Главы 350-356

Глава 350: О запрещении обращаться с ходатайствами относительно (отмены) наказаний (худуд), указания на которые имеются в Коране и Сунне

Аллах Всевышний сказал:
«И прелюбодейке и прелюбодею - каждому из них давайте по сотне плетей, и пусть не охватывает вас жалость к ним ради (сохранения) религии Аллаха, если веруете вы в Аллаха и в Последний день». («Свет», 2)

1770 Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (в своё время) курайшиты были озабочены делом одной женщины из рода бану махзум, которая совершила кражу1 и одни2 (стали) говорить: «Кто поговорит о ней с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?»,3 - а другие сказали: «Кто же осмелится (заговорить) с ним, кроме Усамы бин Зайда, любимца посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?!» И Усама обратился к нему (с ходатайством за неё, на что) посланник Аллаха да благословит его Аллах и да приветствует, сказал (ему): «Неужели ты ходатайствуешь об (отмене) одного из наказаний, установленных Аллахом Всевышним?!» А потом он встал, обратился (к людям) с проповедью, после чего сказал: «Поистине, живших до вас погубило то, что когда кражу среди них совершал знатный, они не трогали его, когда же совершал её слабый, они применяли к нему установленное наказание, и, клянусь Аллахом, (даже) если бы (что-нибудь) украла Фатима, дочь Мухаммада, то я непременно отрубил бы руку и ей!» (Аль-Бухари; Муслим)
В другой версии (этого хадиса, которую приводит только аль-Бухари, сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала):
И тогда цвет лица (Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует,) изменился,4 и он воскликнул: «Неужели ты ходатайствуешь об (отмене) одного из наказаний, установленных Аллахом?!», - Усама же сказал: «Попроси для меня прощения у Аллаха, о посланник Аллаха!»
(Один из передатчиков этого хадиса сказал):
А потом по его велению этой женщине отрубили руку.5
________________________________________

1 Имеется в виду озабоченность тем, что за это ей должны были отсечь кисть руки. Подобное было непривычно для людей, только недавно принявших Ислам, тем более, что эта женщина принадлежала к знатному роду.
2 Здесь подразумеваются те люди, к которым родственники этой женщины обратились с просьбой заступиться за неё.
3 То есть: кто заступится за неё?
4 Иначе говоря, лицо Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, покраснело от гнева.
5 Аль-Бухари, ссылавшийся на слова Аиши, да будет доволен ею Аллах, добавляет к этому следующее: А потом она принесла покаяние, вышла замуж и часто приходила к Аише, да будет доволен ею Аллах, которая передавала её просьбы Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует.

Глава 351: О том, что запрещено испражняться на дороге(, по которой ходят) люди, в тени, (где они останавливаются на отдых,) у источников воды и тому подобных местах

Аллах Всевышний сказал:
«А те, которые обижают верующих мужчин и женщин незаслуженно1 понесут (на себе бремя) лжи и явного греха». («Сонмы», 58)
________________________________________

1 Имеется в виду нанесение обид словом и делом.

1771 Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Бойтесь двух проклинающих!»1 (Люди) спросили: «А что такое два проклинающих?», - (и Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «(Это проклинающие) того, кто испражняется на дороге(, по которой ходят) люди, и в тени(, где они останавливаются)». (Муслим)
________________________________________

1 Подразумевается, что следует остерегаться совершать два дела, которые навлекают на себя проклятия других.

Глава 352: О том, что в стоячую воду запрещено мочиться и делать тому подобные вещи


1772 Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, запрещал мочиться в стоячую воду. (Муслим)

Глава 353: О нежелательности того, чтобы отец отдавал предпочтение одному из детей перед другими в том, что касается подарков

1773 Передают со слов ан-Ну'мана бин Башира, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) его отец привёл его к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал: «Я подарил этому своему сыну невольника, который принадлежал мне». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: «И ты сделал такой подарок каждому из твоих детей?» Он ответил: «Нет». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «(В таком случае) забери его обратно!»
В другой версии (этого хадиса сообщается, что ан-Ну'ман бин Ба-шир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал):
И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: «А сделал ли ты то же самое для каждого из твоих детей?» Он ответил: «Нет». (Тогда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Побойтесь Аллаха и будьте (одинаково) справедливы по отношению ко (всем) своим детям!», - после чего мой отец вернулся (домой) и забрал этот (подарок) назад.
В третьей (версии этого хадиса сообщается, что ан-Ну'ман бин Башир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал):
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: «О Башир, а есть ли у тебя другие дети, кроме него?» Он ответил: «Да», - (после чего Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Тогда не проси меня засвидетельствовать это,1 ибо, поистине, я не стану свидетельствовать о несправедливости!»
В четвёртой версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
...не призывай меня свидетельствовать о несправедливости!
В пятой версии (этого хадиса сообщается, что ан-Ну'ман бин Башир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал):
(Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Призови в свидетели этого (кого-нибудь) другого(, но только) не меня!» А потом он спросил: «Порадует ли тебя то, что они станут одинаково почтительно относиться к тебе?» (Мой отец) сказал: «Конечно!» (Тогда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «В таком случае (больше не поступай) так!» (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________

1 Когда отец ан-Ну'мана решил сделать своему сыну этот подарок, его мать, 'Амра бинт Раваха, да будет доволен всеми ими Аллах, сказала, что не согласится с этим, пока её муж не попросит Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, засвидетельствовать дарение.

Глава 354: О запрещении ношения женщиной траура по покойному свыше трёх дней, если только это не траур по её мужу(, который соблюдается) четыре месяца и десять дней

1774 Сообщается, что Зайнаб бинт Абу Салама, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала:
Когда умер Абу Суфйан Ибн Харб, да будет доволен им Аллах, отец жены Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, Умм Хабибы, да будет доволен ею Аллах, я зашла к ней, а она велела принести желтые (или: ...какие-то другие) благовония, умастила ими рабыню, нанесла их на щёки себе, а потом сказала: «Клянусь Аллахом, нет мне нужды в этих благовониях, однако я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, (стоявший) на минбаре, сказал: «Не позволяется женщине, верующей в Аллаха и в Последний день, соблюдать траур по покойному свыше трёх дней, если только это не муж(, траур по которому следует соблюдать в течение) четырёх месяцев и десяти дней1».
Зайнаб сказала:
А потом я зашла к Зайнаб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах, когда умер её брат, и она (тоже) велела принести себе благовония, умастилась ими, а потом сказала: «Клянусь Аллахом, поистине, нет мне нужды в этих благовониях, однако я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, (стоявший) на минбаре, сказал: «Не позволяется женщине, верующей в Аллaха и в Последний день, соблюдать траур по покойному свыше трех дней, если только это не муж(, траур по которому следует соблюдать в течение) четырёх месяцев и десяти дней»». (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________

1 В течение этого срока можно точно установить, является ли женщина беременной, и только после его истечения она может снова выйти замуж, чем и объясняется веление Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. В иных же случаях соблюдение траура в течение более чем трёх дней рассматривается как проявление недовольства предопределением Аллаха и несогласия с ним.

Глава 355: О запрещении оседлому продавать за кочевника, встречать караваны, перебивать своему брату (по вере) торговлю и свататься после его сватовства, если только он сам не позволит (сделать это) или не получит отказ

1775 Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, запрещал оседлому продавать (что-либо) за кочевника, даже если он являлся его родным братом по отцу и матери. (Аль-Бухари; Муслим)

1776 Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Не встречайте (караваны1 с) товарами, (а ждите,) пока их не доставят на рынки. (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________

1 Речь идёт о запрете Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, встречать караваны с продовольствием за пределами города с целью скупки всего товара оптом и дальнейшей его перепродажи по более высоким ценам.

1777 Сообщается, что (однажды) Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Не встречайте караваны, и пусть оседлый не продаёт за бедуина"». Таус спросил (Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими): «Что (означают) его слова «...пусть оседлый не продаёт за бедуина»?» Он сказал: «(Это значит, что) он не (должен) становиться посредником для него». (Аль-Бухари; Муслим)

1778 Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, запрещал оседлому жителю продавать (что-либо) за бедуина, и (он говорил): «Не взвинчивайте цены,1 и пусть человек не вмешивается в торговые дела своего брата, и пусть не сватается к (такой женщине), к которой уже посватался его брат, и пусть женщина не (добивается) развода для своей сестры, чтобы самой (занять её место)».2
В другой версии (этого хадиса, приводимой Муслимом, сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал):
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, запрещал встречать (караваны, и запрещал) мухаджиру продавать (что-либо) за бедуина(, и запрещал) женщине выдвигать в качестве условия3 развод для своей сестры(, и запрещал) человеку перебивать торговлю своему брату4 и запрещал взвинчивать цену и оставлять животных недоенными.5 (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________

1 Имеются в виду такие случаи, когда какой-нибудь человек, на самом деле не желающий покупать товар, по сговору с продавцом начинает в присутствии покупателя предлагать за товар более высокую цену по сравнению с той, которую тот готов уплатить.
2 Буквально «чтобы опрокинуть её сосуд», то есть: чтобы самой получать то, что раньше мужчина расходовал на другую, или чтобы мужчина уделял внимание ей одной.
3 Иначе говоря, требовать у посватавшегося к ней мужчины сначала развестись с его женой.
4 Здесь имеется в виду запрет на какие-либо предложения после заключения торговой сделки и определения цены без согласия её участников.
5 То есть: специально не доить их перед продажей, чтобы покупатель подумал, что это животное всегда даёт очень много молока, и захотел его купить.

1779 Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Не перебивайте друг другу торговлю, и пусть (никто) не сватается к (такой женщине, к которой уже) посватался его брат, если только сам он не разрешит ему (сделать это). (Аль-Бухари; Муслим. Здесь приводится версия Муслима.)

1780 Передают со слов Укбы бин 'Амира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Верующий верующему брат, а верующему не разрешается ни перебивать торговлю своему брату, ни свататься к той женщине, к которой уже посватался он, пока (брат его) не откажется.1 (Муслим)
________________________________________

1 То есть: пока он не откажется от мысли взять в жёны эту женщину или не позволит ему посвататься к ней.

Глава 356: О запретности траты денег на что бы то ни было, кроме разрешённого Шариатом1

________________________________________

1 Другими словами, запрещается тратить деньги на всё запрещаемое (мухаррам) или порицаемое (макрух) Шариатом, а разрешается расходовать их только на то, что по Шариату является обязательным (ваджиб), рекомендуемым (мандуб) или дозволенным (мубах).

1781 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Поистине, Аллах Всевышний желает(, чтобы совершали) вы три (дела), и не желает(, чтобы совершали) вы три (других): желает Он чтобы вы поклонялись Ему и не поклонялись наряду с Ним ничему иному и чтобы держались все вы за вервь Аллаха1 и не разделялись, а не желает Он, чтобы (занимались) вы пересудами, (задавали) множество вопросов и (понапрасну) расточали (свои) средства. (Муслим)
________________________________________

1 «Хаблю-Ллах» - имеется в виду Ислам.

1782 Сообщается, что Варрад, писец аль-Мугиры бин Шу'бы сказал:
(В своё время) аль-Мугира продиктовал мне письмо для Му'авийи да будет доволен им Аллах(, в котором сообщалось, что) в конце каждой обязательной молитвы Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обычно говорил:1 «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, и Ему хвала, и Он всё может! О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил,2 и бесполезным пред Тобой окажется богатство обладающего богатством».3 (Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хува 'аля кулли шаййин кадирун! Аллахумма, ля мани'а ли-ма а'тайта, ва ля му'тыйа ли-ма мана'та ва ля йанфа'у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадду). И он написал ему, что (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) запрещал (заниматься) пересудами, понапрасну расточать (своё) имущество и обращаться (к людям со) множеством просьб и вопросов,4 и он запрещал проявлять непочтительность по отношению к матерям, закапывать заживо новорожденных девочек,5 отказывать и (говорить) «Давай!» (Аль-Бухари; Муслим)
Его слова «отказывать» означают: отказывать в том, что следует отдавать; под словами «(говорить) «Давай!» подразумеваются домогательства того, на что человек не имеет права; «заниматься пересудами» значит передавать всё то, что человек слышит (от других), когда он говорит: «Говорят то-то, такой-то сказал то-то», - не зная, действительно ли так оно и есть и не считая так, ведь было сказано, что достаточно будет человеку греха, если он только станет передавать (другим) всё то, что услышит6; «расточать имущество» значит расходовать его на достижение таких мирских и религиозных целей, сремление к осуществлению которых непозволительно, и отказываться от его сбережения, когда такая возможность имеется; под «обращениями со множеством просьб и вопросов» подразумевается неуместная настойчивость.
________________________________________

1 То есть: закончив молиться и произнеся слова таслима.
2 «Джадд». В «Фатх аль-Бари» Ибн Хаджар указывает, что в данном случае имеется в виду либо богатство, либо удел человека в этом мире в более широком смысле этого слова, иными словами, и богатство, и положение, и многочисленное потомство и т.д. Кроме того, некоторые комментаторы считают, что здесь следует читать не «джадд», а «джидд», что означает «усердие». Таким образом, здесь возможны различные варианты перевода.
3 Иначе говоря, богатство не спасёт богатого от гнева Аллаха.
4 Имеются в виду просьбы об оказании материальной помощи, с которыми обращаются к людям те, кто на самом деле в этом не нуждается или может обойтись своими силами, надуманные вопросы, касающиеся религии, и т.д.
5 Подобное практиковалось в доисламской Аравии среди бедуинов в голодные годы.
6 Это было сказано Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует.

@темы: Запретное (харам), Ислам, Мухаммед (сас), Нравственность мусульманина, Сады праведных, Хадисы

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Ислам

главная