Глава 302: О том, что запрещается громко причитать по покойному, бить себя по щекам, разрывать на себе одежду, рвать на себе волосы и сбривать их, а также призывать на себя горе и погибель

1657 Передают со слов Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Покойный подвергается мучениям в своей могиле из-за того, что по нему причитают.
В другой версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
..всё то время, в течение которого по нему будут причитать.1 (Аль-Бухари)
________________________________________

1 Имам ан-Навави, да будет доволен им Аллах, отмечает, что мнения улемов относительно смысла данного хадиса расходятся, но большинство их считает, что сказанное Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, касается такого человека, который завещал своим близким громко причитать по себе, а значит, хотел этого.

1658 Передают со слов Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Не относятся к нам бьющие себя по щекам, разрывающие на себе рубахи1 или взывающие к Аллаху так, как это делалось во времена джахилиййи!2 (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________

1 Конкретно здесь имеется в виду место выреза для головы, другими словами, ворот.
2 Речь идёт о громких выкриках, когда люди, у которых умирает кто-нибудь из близких, начинают призывать смерть и всевозможные бедствия и на себя.

1659 Передают со слов Абу Бурды,1 что (однажды) тяжело заболевший Абу Муса, да будет доволен им Аллах, голова которого покоилась на коленях одной женщины из его семьи,2 лишился чувств. Она принялась громко причитать, а он ничего не мог сказать ей, но когда пришёл в себя, то сказал:
Я не имею отношения к тем, от кого отстранялся посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, он же, поистине, отстранялся от кричащей, обривающей и разрывающей!3 (Аль-Бухари, Муслим)
«Кричащая» это та, которая громко причитает и плачет; «обривающая» это та, которая обривает себе голову, когда её постигает горе; «разрывающая» это та, которая разрывает на себе одежду.
________________________________________

1 Сын Абу Мусы аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах.
2 Имеется в виду жена Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, Сафийа.
3 Имеются в виду женщины, совершающие вышеуказанные действия в знак скорби по покойному.

1660 Сообщается, что аль-Мугира бин Шу'ба, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, тот, по ком будут громко причитать, в День воскресения подвергнется из-за этого мучениям». (Аль-Бухари; Муслим)

1661 Сообщается, что Умм 'Атыййа Нусайба, да будет доволен ею Аллах, сказала:
Принимая от нас1 клятву (на верность), посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, взял с нас обещание не причитать по покойным. (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________

1 Имеются в виду женщины.

1662 Сообщается, что ан-Ну'ман бин Башир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
(Однажды) Абдуллах бин Раваха, да будет доволен им Аллах, лишился чувств, а его сестра принялась плакать и говорить: «О подобный горе,1 о такой-то и такой-то!», - перечисляя его достоинства, когда же он очнулся, то сказал: «Что бы ты ни говорила, меня (потом) спрашивали: «Ты (и в самом деле) таков?»2 (Аль-Бухари)
________________________________________

1 То есть: великий, выделяющийся среди людей подобно горе.
2 Имеется в виду, что ангелы задавали ему эти вопросы с упрёком.

1663 Сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Когда Са'д бин Убада1 заболел, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл навестить его вместе с Абд ар-Рахманом бин Ауфом, Сардом бин Абу Ваккасом и Абдуллахом бин Маc'удом, да будет доволен ими Аллах. Зайдя к (больному) и увидев, что он лишился чувств, (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) спросил: «Он уже умер?» Они ответили: «Нет, о посланник Аллаха», - и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, заплакал, увидев же, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, плачет, заплакали и другие. Затем он сказал: «Разве вы не слышите? Поистине, Аллах не подвергает мучениям ни за слёзы(, текущие из) глаз, ни за печаль сердца, однако Он подвергает мучениям это», - и он указал на свой язык - «или милует (за это)!»2 (Аль-Бухари; Муслим)
________________________________________

1 Вождь племени бану хазрадж, одного из двух племён ансаров.
2 В данном случае это означает, что если люди будут громко причитать в случае смерти близких, их ждёт наказание, а если будут говорить только то, что не запрещается Шариатом, и откажутся от причитаний, Аллах Всевышний наградит их.

1664 Передают со слов Абу Малика аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветвует, сказал:
Если (женщина,) громко причитавшая над покойным, не покается в этом до своей собственной смерти, то в День воскресения она будет воскрешена в одеянии из жидкой смолы и панцире из струпьев. (Муслим)

1665 Передают со слов Усайда бин Абу Усайда, относившегося к числу последователей,1 что одна женщина, которая давала клятву посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказала:
Среди того, относительно чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, взял с нас обещание, что мы не ослушаемся его в этом, было и обещание не расцарапывать себе лицо, не призывать на себя бедствия, не разрывать на себе одежду и не рвать на себе волосы. (Этот хадис с хорошим иснадом приводит Абу Дауд.)
________________________________________

1 Последователями (таби'уна) называли людей, встречавшихся со сподвижниками Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, воспринявших от них Сунну, способствовавших её сохранению и распространению и умерших в Исламе.

1666 Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
К любому покойному, над которым встанет оплакивающий его, восклицая: «О подобный горе! О господин людей!», - и произнося другие подобные слова, будут приставлены два ангела, и станут они толкать его кулаками в грудь со словами: «Ты (и в самом деле) был таким?» (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».)

1667 Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Два (дела, совершаемые) людьми, являются (признаком) их неверия: поношение происхождения (других) и громкие причитания по покойному.1 (Муслим)
________________________________________

1 См. хадис № 1578, а также примечания к нему и к главе № 275.

Глава 303: О запрете посещения прорицателей (куххан),1 звездочётов, предсказателей, а также гадателей по песку, мелким камешкам, ячменю и прочим вещам
________________________________________

1 «Куххан» (множественное число от «кахин») - в доисламской Аравии так называли людей, впадавших в транс и получавших от джиннов какие-то сведения о сокрытом (гайб) или о решениях, за советом относительно которых к ним обращались люди.

1668 Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
(Однажды) люди задали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вопрос о (словах) прорицателей, и он сказал: «Нет (в них) ничего».1 Они сказали: «О посланник Аллаха, но ведь иногда они говорят нам что-то, и это оказывается правдой!» Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Это - слово(, имеющее отношение к) истине, которое джинн (сначала) похищает, а (потом) вкладывает его в ухо своего друга,2 а они3 примешивают к нему сотню (слов) лжи». (Аль-Бухари; Муслим)
В той версии этого хадиса, которую со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, приводит аль-Бухари, сообщается, что она слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Поистине, ангелы упоминающие о делах, которые были решены на небесах,4 спускаются в облаках, а подслушивающие шайтаны слышат их (слова) и внушают их прорицателям(, после чего) те (добавляют к услышанному от шайтанов) сто слов лжи от себя.
________________________________________

1 То есть: нет в них ничего истинного.
2 То есть: своего друга из числа прорицателей.
3 Имеются в виду прорицатели.
4 То есть: о том, что Аллах предопределил и что обязательно случится в будущем.

1669 Сообщается, что Сафийа бинт Абу Убайд, да будет доволен ею Аллах, сказала:
Передают со слов одной из жён Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует и да будет доволен ею Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Молитва того, кто явится к предсказателю, спросит его о чём-либо и поверит ему, не приниматься в течение сорока дней». (Муслим)

1670 Сообщается, что Кабиса бин аль-Мухарик, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Гадание по полёту птиц и (обычай) усмотривать что-либо по их полёту (тарк) являются признаком неверия (джибт)».1
Этот хадис с хорошим иснадом приводит Абу Дауд, который сказал:
«Тарк» это (обычай) усматривать хорошее или дурное предзнаменование в полёте птиц, когда их полёт направо считается хорошим предзнаменованием, а налево - плохим».
Аль-Джаухари в «Ас-Саххахе» пишет:
Словом «джибт» обозначают идола, прорицателя, колдуна и тому подобное.
________________________________________

1 Имеется в виду, что это свидетельствует о неверии в том случае, если человек считает подобные вещи дозволенными.

1671 Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Приобретающий знание (путём наблюдения за движением) звёзд1 занимается одним из видов колдовства2 и чем больше (у него такого знания), тем больше (он погружается в колдовство). (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)
________________________________________

1 То есть: пытающийся узнавать о том, что произойдёт в будущем, занимаясь астрологией.
2 Колдовство относится к числу тяжких грехов.

1672 Сообщается, что Му'авийа бин аль-Хакам, да будет доволен им Аллах, сказал:1
А после этого я сказал: «О посланник Аллаха, совсем недавно я был язычником, а потом Аллах даровал нам Ислам, но среди нас всё ещё есть люди, которые ходят к прорицателям». (Пророк, да благословит Аллах и да приветствует,) сказал: «А ты не ходи к ним». И я также сказал: «И есть среди нас люди, которые верят в дурные предзнаменования», - (на что) он сказал: «Они (лишь) ощущают подобное в своих сердцах,2 но это ни в коем случае не должно останавливать их.3 Я сказал: «И есть среди нас такие, которые чертят линии».4 (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Был среди пророков один,5 который (тоже) чертил линии, и кто (может делать это) так же, как он, пусть делает». (Муслим)
________________________________________

1 Это хадис является частью хадиса № 701.
2 То есть: им только кажется, что в попытках выяснения, что их ждет, есть какой-то смысл.
3 Иначе говоря, всевозможные плохие предзнаменования и приметы ни в коем случае не должны заставлять людей отказываться от намеченного.
4 Имеется в виду один из способов гадания, когда гадатель быстро чертит на песке множество линий, не зная, сколько именно он их начертил, после чего начинает стирать по две линии, и если в конце концов остаются две линии, это считается благоприятным знаком, а если одна - неблагоприятным.
5 Некоторые комментаторы считают, что речь идет о пророке Идрисе, мир ему. Отмечается также, что знание о том, как следует заниматься этим, было утрачено людьми.

1673 Передают со слов Абу Мас'уда аль-Бадри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, запрещал (брать) деньги за собаку, и деньги, заработанные блудом, и деньги, получаемые прорицателем. (Аль-Бухари-Муслим)


@темы: Ад и Рай, Запретное (харам), Мусульмане, Мухаммед (сас), Незримый мир: ангелы, джинны..., Нравственность мусульманина, Сады праведных, Хадисы