Аллах Всевышний сказал:
«Но нет, клянусь твоим Господом, они не уверуют, пока не изберут тебя судьей в возникающих между ними (спорах, а) потом не будут ощущать в душах своих никакого неудобства от того, что ты решишь, и подчинятся (этому) полностью». («Женщины», 65)
читать дальшеВсевышний также сказал:
«Поистине, когда верующих призывают к Аллаху и Его посланнику, чтобы он рассудил их, они только говорят: "Мы слышали и повинуемся!"1 Такие преуспеют». («Свет», 51)
К числу хадисов, которые относятся к данной главе, принадлежит хадис Абу Хурайры, приводимый в начале предыдущей главы,2 а также и другие хадисы.
________________________________________
1 Имеется в виду, что в подобных случаях верующие должны говорить только так.
2 То есть: хадис № 156.
168 Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
Когда посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был ниспослан аят, (в котором говорится): «Аллаху принадлежит то, что в небесах и то, что на земле. Обнаружите вы то, что в душах ваших или станете скрывать, (всё равно) потребует Аллах с вас отчёта за это»,1 — его сподвижникам стало тяжко от этих слов, и тогда они пришли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, опустились на колени и сказали: «О посланник Аллаха, (сначала) на нас было возложено то, что нам по силам: молитва, джихад, пост и садака, но теперь тебе был ниспослан этот аят, в котором говорится о том, чего мы делать не сможем!»2 (В ответ им) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Неужели вы хотите сказать нечто подобное тому, что до вас говорили обладатели обоих Писаний3(, говорившие): "Мы слышали, но не повинуемся?!" Нет, говорите: "Мы услышали и повинуемся! Прости, Господь наш, Тебе решать!"4 И после того, как люди прочитали этот аят, подчинившись тому, о чём в нём говорится,5 Аллах Всевышний сразу же ниспослал (другой аят): "Посланник и верующие уверовали в то, что было ниспослано ему от Господа. Все уверовали в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания и в Его посланников. "Не делаем мы различий между кем бы то ни было из посланников Его.6 Они говорят: "Мы услышали и повинуемся! Прости, Господь наш, Тебе решать!"»7 И когда они сделали это,8 Аллах Всевышний отменил тот аят,9 а затем Всемогущий и Великий Аллах ниспослал (другой, в котором сказано): «Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме того, что ей по силам. Ей — то, что она приобрела,10 и против неё то, что она приобрела.11 (Они говорят): "Господь наш, не взыщи с нас, если мы забыли или ошиблись! (Он сказал: "Да").12 Господь наш, не возлагай на нас такого бремени, какое возложил Ты на живших до нас! (Он сказал: "Да".) Господь наш, не возлагай на нас также и того, что нам невмочь! (Он сказал: "Да".) Избавь нас, прости нас и помилуй нас! Ты — наш Владыка, помоги же нам против людей неверных!"»13 (Он сказал: "Да".) (Муслим)
________________________________________
1 Сура «Корова», 284.
2 В данном аяте говорится о том, что скрыто в душах людей и чего они не хотят показывать другим. Возможно, что сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, побоялись, что с них потребуют отчёта за те тайные мысли, которые могут приходить на ум человеку помимо его воли.
3 Имеются в виду иудеи и христиане.
4 Смысл этих слов в том, что в День воскресения каждому предстоит вернуться к Аллаху, и только от Него будет зависеть решение его участи.
5 То есть: начав говорить эти слова.
6 То есть: мы веруем во всех посланников Аллаха.
7 Сура «Корова», 285.
8 Иначе говоря, стали говорить так, как им было велено.
9 Имеется в виду 284-й аят суры «Корова». Комментаторы высказывают различные мнения относительно того, что в данном случае следует понимать под отменой, но в основном сходятся на том, что на человека не будет возлагаться ответственность за приходящие ему на ум помимо его воли греховные мысли, которые он не станет высказывать вслух.
10 Здесь речь идёт о приобретении блага, за что человек получит награду.
11 Имеется в виду приобретение дурного в широком смысле слова, что влечёт за собой наказание.
12 Эти слова принадлежат Аллаху, отвечающему на мольбы верующих, которые содержатся в этом аяте, говоря: «Да», — то есть: «Я уже сделал это».
13 Сура «Корова», 286.
@темы:
Запретное (харам),
Сады праведных,
Мусульмане,
Хадисы,
Шариат,
Мухаммед (сас)